Законодательство
Кузбасс

Кемеровская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







СОВЕТ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ ТАЙГИНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА

РЕШЕНИЕ
от 21 октября 2010 г. № 85-нпа

О ПОЛОЖЕНИИ О СЕТИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБЩЕДОСТУПНЫХ БИБЛИОТЕК
ТАЙГИНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА

Руководствуясь Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст. ст. 9, 28 Устава города городской Совет народных депутатов решил:

1. Утвердить прилагаемое Положение о сети муниципальных общедоступных библиотек Тайгинского городского округа.
2. Постановление Тайгинского городского Совета народных депутатов от 26.06.2002 № 29 "О Положении о сети муниципальных библиотек г. Тайги" отменить.
3. Опубликовать настоящее решение в газете "Тайгинский рабочий".
4. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на комиссию городского Совета по социальной и молодежной политике (Басманов В.М.).

Председатель городского Совета
С.П.РОГОЗИНА

Глава города
А.В.МАЕР





Утверждено
решением
Тайгинского городского
Совета народных депутатов
от 21 октября 2010 г. № 85-нпа

ПОЛОЖЕНИЕ
О СЕТИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБЩЕДОСТУПНЫХ БИБЛИОТЕК
ТАЙГИНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА

I. Общие положения

Настоящее Положение определяет принципы построения и размещения сети муниципальных библиотек Тайгинского городского округа.
Положение имеет целью ориентировать органы местного самоуправления города в общих проблемах и нормативах организации сети муниципальных общедоступных библиотек. Согласно статье 11 Закона Кемеровской области "О библиотечном деле и обязательном документе" в соответствии с порядком учреждения и формами собственности сеть библиотек составляют государственные, муниципальные и другие библиотеки.
Государственные библиотеки - библиотеки, учрежденные и в основном финансируемые органами государственной власти Кемеровской области.
Муниципальные общедоступные библиотеки, муниципальные библиотечные системы в т.ч. централизованные библиотечные системы - ЦБС, далее - муниципальные библиотеки - это библиотеки, учреждаемые и финансируемые органами местного самоуправления, располагающие организованным фондом тиражированных документов по всем основным отраслям знания и предоставляющие их во временное пользование физическим и юридическим лицам; как минимум - одним профессиональным библиотекарем для библиотечного обслуживания населения по месту жительства.
Деятельность муниципальных библиотек регулируется:
- Конституцией Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ).
- Гражданским кодексом Российской Федерации от 18.12.2006 № 230-ФЗ (принят ГД ФС РФ 24.11.2006) (ред. от 24.02.2010).
- Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 27.07.2010) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 16.09.2003).
- Основами законодательства Российской Федерации о культуре (утв. ВС РФ 09.10.1992 № 3612-1) (ред. от 21.12.2009).
- Федеральным законом от 29.12.1994 № 78-ФЗ (ред. от 27.12.2009) "О библиотечном деле" (принят ГД ФС РФ 23.11.1994).
- Федеральным законом от 29.12.1994 № 77-ФЗ (ред. от 23.07.2008) "Об обязательном экземпляре документов" (принят ГД ФС РФ 23.11.1994).
- Федеральным законом от 12.01.1996 № 7-ФЗ (ред. от 22.07.2010) "О некоммерческих организациях" (принят ГД ФС РФ 08.12.1995).


- Законом Кемеровской области № 28-ОЗ от 06.10.1997 (ред. 09.03.2005) "О библиотечном деле и обязательном документе".
- Модельным стандартом деятельности публичной библиотеки муниципальных образований Кемеровской области (принят Департаментом культуры и национальной политики Кемеровской области от 29.06.2006).
- Уставом МУ "ЦБС г. Тайги" (принят 09.07.2006).
Муниципальные библиотеки создаются в целях обеспечения прав граждан на свободный доступ к информации, образованию, культуре и взаимодействуют на договорной основе с другими библиотеками, учреждениями, организациями, частными лицами.
Самостоятельная муниципальная библиотека является юридическим лицом и может быть составной частью централизованной библиотечной системы (ЦБС) на правах центральной библиотеки или ее филиала.
В последнем случае правами юридического лица наделяется вся централизованная библиотечная система (ЦБС).
Централизованная библиотечная система - добровольное объединение библиотек в структурно-целостное образование.
Правовой основой деятельности библиотеки - юридического лица являются учредительные документы (устав, учредительный договор, свидетельство о государственной регистрации).
Структура муниципальных библиотек в т.ч. ЦБС формируется по согласованию с учредителем в соответствии с потребностями населения, а также с учетом иных местных условий.
В структуру муниципальных библиотек и их системы могут входить и специализированные библиотеки, филиалы, отделы, а также имеющие иные, в т.ч. не библиотечные функции (клубные и т.д.).
В зависимости от возрастного состава обслуживаемого населения выделяют следующие виды муниципальных библиотек:
- библиотеки, обслуживают все возрастные группы;
- библиотеки, обслуживают только взрослых;
- детские библиотеки;
- юношеские библиотеки.
Муниципальные библиотеки образуют сеть библиотек городского округа, которая является составной частью библиотечной сети Кемеровской области.
Согласно "Социальным нормативам и нормам обеспеченности населения учреждениями культуры по их видам" (одобрены распоряжением Правительства РФ от 03 июля 1996 г. № 1063-р) и "Методике определения нормативной потребности субъектов Российской Федерации в объектах социальной инфраструктуры", утвержденных распоряжением Правительства РФ от 19.10.1999 № 1683-р с учетом внесенных изменений от 23.11.2009 № 1767-р за сетевую единицу библиотек принимаются: самостоятельные библиотеки, как общедоступные, так и организующие специализированное обслуживание детей и юношества инвалидов по зрению; центральные библиотеки, имеющие филиалы: библиотеки - филиалы. Сеть муниципальных библиотек дополняют библиотечные пункты и передвижные библиотеки. Библиотечная сеть обеспечивает доступ пользователей ко всему совокупному ресурсу территории (документному фонду, источникам и средствам информации). Информация о библиотечных ресурсах и правилах пользования ими должна быть в любой библиотеке и доступна всем жителям.
Территория, закрепляемая за библиотекой, считается ее районом обслуживания. Радиус этого района, как правило, не должен быть более 5 - 8 км. Часть района обслуживания, ограниченная радиусом 1,5 - 2,0 км, считается микрорайоном библиотеки, население которого обслуживается в самой библиотеке.

II. Требования к размещению библиотек

Нормативы на организацию и функционирование муниципальных библиотек, в том числе ЦБС, утверждаются органами местного самоуправления.
Нормативные требования для принятия того или иного решения, включают радиус обслуживания библиотек (км), количество жителей (тыс. человек), а также расстояние до ближайшей библиотеки (км).
Сеть строится в соответствии с административно-территориальным принципам и в пределах административно-территориальной единицы. Организация и размещение сети библиотек осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с учетом потребностей населения в библиотечном обслуживании.
Количество общедоступных муниципальных библиотек зависит от общей численности населения, в том числе от численности детей и юношества. В городских поселениях с численностью до 50 тыс. человек предусмотрено минимально расположение библиотек двух типов:
- общедоступной универсальной;
- детской.
Необходимое количество библиотек в городском округе рассчитывается по следующей формуле:

БС = Н : Нн, где

БС - библиотечная сеть,
Н - численность населения,
Нн - норматив численности жителей на 1 библиотеку.
Наличие публичных библиотек в муниципальных образованиях является обязательным если:
- в сельском поселении проживает более 500 человек;
- в территориях с низкой плотностью населения и в труднодоступных местностях, удаленных от поселения допускается открытие и содержание стационарной библиотеки менее чем на 500 жителей;
- в городских поселениях с числом жителей до 3-х тыс. жителей организуется не менее одной публичной библиотеки.
Для доступа населения удаленных малонаселенных пунктов к информации и культурным ценностям правомерно установить норму создания библиотеки, применив поправочные коэффициенты от 0,5 до 0,8.
В целях эффективной организации библиотечно-информационного обслуживания детей дошкольного и школьного возраста и жителей в возрасте от 15 до 24 лет могут создаваться объединенные библиотеки для детей и юношества.
Расстояние от центральной библиотеки, стационарной библиотеки-филиала, библиотечного пункта до места жительства обслуживаемого ими населения не должно превышать 3 км или 0,5 часа пути.
Население, проживающее в населенных пунктах или их частях удаленных от ближайшего библиотечного учреждения более чем на 3 км, обслуживается передвижными формами. Количество библиобусов, время, продолжительность и место их стоянки определяются администрацией библиотеки по согласованию с учредителем и с учетом потребности населения.
Доступность библиотеки для всего населения обеспечивается ее удобным местоположением - в центре населенного пункта, вблизи транспортных сообщений, в наиболее часто посещаемых культурных, торговых, деловых местных центрах.
Муниципальная библиотека, в т.ч. ЦБС может принимать на себя дополнительные полномочия и функции других библиотек (школьных профсоюзных и т.д.) по обслуживанию населения при соответствующем материальном и ином обеспечении за счет этой библиотеки, ее или своего учредителя, при условии, что это не влечет за собой ухудшения обслуживания (сокращение номенклатуры услуг, ограничение доступа к библиотечным фондам).
При наличии на территории города другой библиотеки (школьной, профсоюзной) муниципальная библиотека, ЦБС может передать ей полномочия по обслуживанию населения с соответствующим материальным и иным необходимым обеспечением и при наличии у этой библиотеки необходимых условий (фонда, помещения, квалифицированных специалистов, удобных часов работы и т.д.), при условии, что это не повлечет за собой ухудшения обслуживания (сокращение номенклатуры услуг, ограничение доступа к библиотечным фондам). Все отношения по передаче функций и полномочий оформляются договором.
Порядок создания, реорганизации и ликвидации муниципальных библиотек и ЦБС, других муниципальных систем, их взаимоотношения с учредителями определяются действующим законодательством Российской Федерации.
Слияние и присоединение библиотек, в т.ч. разных видов может происходить как по инициативе учредителей библиотек, так и по инициативе библиотеки при согласии всех сторон, с учетом потребностей населения, при условии, что это не влечет ухудшения обслуживания населения (сокращение номенклатуры услуг, ограничение доступа к библиотечным фондам и т.д.).
На сеть муниципальных общедоступных библиотек должен быть составлен паспорт, фиксирующий в динамике по годам их местонахождение, ресурсы, район обслуживания каждой библиотеки численность населения в нем, число читателей и объем книговыдачи.
При временных ограничениях в ресурсном обеспечении допустима временная замена стационарных библиотек, обслуживающих небольшие населенные пункты, комплексными учреждениями, совмещающими функции клуба и библиотеки, при условии выделения на библиотечную работу не менее 0,5 ставки библиотекаря.

III. Требования к формированию библиотечных фондов

Комплектование библиотечных фондов осуществляется в соответствии с видами библиотек, их целями и задачами и обязан отвечать сложившемуся в обществе многообразию мнений, точек зрения, исключать материалы, не отвечающие критериям качества отбора.
Основными характеристиками фонда муниципальной библиотеки являются:
- разумный объем;
- информативность;
- соответствие потребностям граждан;
- постоянная обновляемость.
Объем фонда муниципальной библиотеки ориентируется на среднюю книгообеспеченность одного жителя: в городском округе от 5 до 7 экз. на 1 жителя.
Величина фонда зависит от реальных потребностей местных жителей, места и роли конкретной библиотеки, близости других библиотек, доступа к внешним ресурсам, финансовых возможностей.
Литература для жителей в возрасте до 15 лет должна составлять от 30% до 50% фонда библиотеки.
Объем фонда периодических изданий определяется из расчета 15 названий изданий (газет и журналов) на 1000 жителей: базовая обеспеченность муниципальной библиотеки периодикой - не менее 150 наименований.
Фонд справочно-библиографической литературы в библиотеке должен составлять не менее 10% к общему фонду.
В составе фонда должно содержаться до 50% наименований новых документов, изданных за последние 5 лет на различных носителях (книги, периодические издания, аудио-, видеодокументы, электронные документы).
Ценность фонда библиотеки возрастает от наличия в нем краеведческих изданий, местных документов, других уникальных коллекций.




Официальная публикация в СМИ:
"Сборник правовых актов Тайгинского городского Совета народных депутатов", октябрь, 2010


Решение Совета народных депутатов Тайгинского городского округа от 21.10.2010 № 85-нпа
"О Положении о сети муниципальных общедоступных библиотек Тайгинского городского округа"

Решение
Положение о сети муниципальных общедоступных библиотек Тайгинского городского округа
I. Общие положения
II. Требования к размещению библиотек
III. Требования к формированию библиотечных фондов

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru