Законодательство
Кузбасс

Кемеровская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 25 июня 2010 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель комиссии:

Стельмах С.В.        - заместитель руководителя - начальник отдела судебной
                       и правовой работы.

Члены комиссии:

Полякова Ю.А.        - ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов
                       власти;

Саврасов М.Г.        - государственный инспектор отдела контроля органов
                       власти;

Васильева А.В.       - ведущий специалист-эксперт отдела судебной и
                       правовой работы;

Шевченко Е.А.        - ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов
                       власти,

при участии:
<...>,

рассмотрев дело № 50/А-15-2010, возбужденное по признакам нарушения Киселевским городским Советом народных депутатов <...> части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", установила:

На основании поручения Федеральной антимонопольной службы от 10.12.2008 № ЦА/33111 Управлением Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области была проведена проверка соблюдения органами местного самоуправления Кемеровской области требований Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" в сфере погребения и оказания ритуальных услуг.
По результатам проведенной Управлением Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области (далее по тексту - Кемеровское УФАС России) проверки приказом от 26.04.2010 № 117 было возбуждено дело № 50/А-15-2010 по признакам нарушения Киселевским городским Советом народных депутатов части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившимся во включении в Положение о погребении и похоронном деле на территории г. Киселевска, утв. постановлением Киселевского городского Совета народных депутатов от 26.06.2005 № 153, пункта, создающего необоснованное преимущество условиям деятельности специализированной службе по вопросам похоронного дела путем наделения ее исключительным правом по выдаче пропуска на кладбище и созданию для хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на рынке ритуальных услуг, не обладающих статусом специализированной службы по вопросам похоронного дела, дискриминационных условий деятельности, что приводит или может привести к ограничению конкуренции.
Определением от 27.04.2010 дело № 50/А-15-2010 о нарушении антимонопольного законодательства было назначено к рассмотрению на 10.06.2010.
На заседании комиссии, состоявшемся 10.06.2010, представитель Киселевского городского Совета народных депутатов поддержал доводы, изложенные в пояснениях предоставленных 24.05.2010 в Кемеровское УФАС России (имеются в материалах дела), указав, на то, что Положение о погребении и похоронном деле на территории г. Киселевска, утв. постановлением Киселевского городского Совета народных депутатов от 26.06.2005 № 153, принято в пределах полномочий, представленных действующим федеральным законодательством.
Кроме того, представитель Киселевского городского Совета народных депутатов пояснил, что статья 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", устанавливающая запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия органов местного самоуправления, не подлежит применению к рассматриваемым правоотношениям.
МУП "Спецбюро", надлежащим образом уведомленное о времени и месте рассмотрения дела (уведомление о вручении от 06.05.2010), в заседание Комиссии представителей не направило.
Изучив материалы дела № 50/А-15-2010 о нарушении антимонопольного законодательства, заслушав пояснения лица, участвующего в деле, Комиссия Кемеровского УФАС России установила следующее:
В соответствии с пунктом 23 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения отнесены к вопросам местного значения городского округа.
Согласно статье 25 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее по тексту - Закон о погребении) гарантии осуществления погребения умершего в соответствии с настоящим Федеральным законом реализуются путем организации в Российской Федерации похоронного дела как самостоятельного вида деятельности. Организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления.
22.06.2005 Постановлением Киселевского городского Совета народных депутатов № 153 утверждено Положение "О погребении и похоронном деле на территории г. Киселевска" (далее по тексту - Положение).
Положение регулирует отношения, связанные с погребением умерших, и устанавливает порядок организации мест погребения, предоставления земельных участков под различные виды захоронений, благоустройства кладбищ.
Пунктом 4.3 Положения установлено, что захоронение умерших производится на основании свидетельства о смерти, полученного в органах записи актов гражданского состояния и пропуска на кладбище, выданного специализированной организацией по вопросам похоронного дела.
Частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" установлен запрет на принятие органами местного самоуправления актов, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.
Согласно части 1 статьи 34 Конституции каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.
При этом, как указано в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Кроме того, статьей 49 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено право коммерческих организаций, за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом, иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом.

В соответствии с положениями Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" организация похоронного дела осуществляется органами государственной власти, а также органами местного самоуправления с учетом соблюдения гарантий, сформулированных в главе 2 Закона о погребении.
Так, одной из гарантий является создание специализированных служб, которые уполномочены оказывать услуги по погребению, включенные в гарантированный перечень услуг, на безвозмездной основе (статья 25 Закона о погребении).
Законом о погребении установлено, что к обязанностям специализированной службы по вопросам похоронного дела отнесены: исполнение волеизъявления умершего (статья 6 Закона), определение возможности исполнения волеизъявления умершего о погребении (часть 2 статьи 7 Закона), оказание на безвозмездной основе гарантированного перечня услуг по погребению (статья 9 Закона), погребение умерших (погибших), не имеющих супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего (статья 12 Закона), погребение умершего и оказание услуг по погребению (часть 2 статьи 25 Закона), осуществление погребения умерших (часть 1 статьи 29 Закона).
Указанным законом полномочия специализированной службы по вопросам похоронного дела по выдаче специальных пропусков не предусмотрены.
Положения Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" и статья 49 Гражданского кодекса Российской Федерации, устанавливая гарантии, связанные с оказанием ритуальных услуг, услуг по погребению умерших, в частности возлагая обязанность по осуществлению погребения умерших на специализированные службы, не исключают возможности выполнения данной деятельности другими коммерческими организациями.
Частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" установлен запрет на принятие органами местного самоуправления не только актов, которые приводят, но и актов, которые могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
При этом под признаками ограничения конкуренции пункт 17 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" подразумевает обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.
Наделив специализированную службу по вопросам похоронного дела полномочиями по выдаче пропусков Киселевский городской Совет народных депутатов тем самым, предоставил хозяйствующему субъекту МУП "Спецбюро" преимущества по отношению к другими хозяйствующими субъектами, оказывающими услуги по погребению, что может привести к ограничению конкуренции (отсутствию состязательности) между специализированной службой по вопросам похоронного дела и другими хозяйствующими субъектами, оказывающими услуги по погребению, которые по смыслу статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" являются конкурентами.
Пункт 4.3 Положения, устанавливающий, что захоронение умерших производится на основании пропуска на кладбище выданного специализированной организацией по вопросам похоронного дела, создает для специализированной организации возможность препятствовать осуществлению деятельности хозяйствующих субъектов на рынке оказания ритуальных услуг, тем самым воздействовать на общие условия обращения ритуальных услуг на территории г. Киселевска, и, следовательно, может привести к ограничению конкуренции.
Таким образом, Киселевский городской Совет народных депутатов, приняв нормативный правовой акт (Положение "О погребении и похоронном деле на территории г. Киселевска", утв. постановлением Киселевского городского Совета народных депутатов от 22.06.2005 № 153), пункт 4.3 которого наделяет специализированную службу МУП "Спецбюро" по вопросам похоронного дела исключительными полномочиями по выдаче пропусков на кладбище, совершил действия, которые могут повлечь специальных недопущение, ограничение конкуренции на рынке оказания ритуальных услуг и погребения посредством создания препятствий для осуществления деятельности хозяйствующим субъектам на данном товарном рынке.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Федеральным законом от 12.01.1996 № 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" обязанности специализированной службы по выдаче специальных пропусков на погребение умершего не предусмотрено. Не закреплена данная обязанность и иными Федеральными законами, действующими на территории Российской Федерации. Следовательно, осуществление погребения только при наличии специальных пропусков специализированной службы не обусловлено необходимостью исполнения МУП "Спецбюро" обязанностей по организации похоронного дела. Кроме того, МУП "Спецбюро" является хозяйствующим субъектом и не обладает полномочиями по решению вопросов местного значения.
Учитывая вышеизложенное, пункт 4.3 Положения о погребении и похоронном деле на территории г. Киселевска принят Киселевским городским Советом народных депутатов в нарушение части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 23, частями 1 - 4 статьи 41, статьями 48 и 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", комиссия Кемеровского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства решила:

1. Признать Киселевский городской Совет народных депутатов нарушившим часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
2. Выдать Киселевскому городскому Совету народных депутатов предписание о прекращении нарушений антимонопольного законодательства.

Председатель комиссии
С.В.СТЕЛЬМАХ

Члены комиссии
Ю.А.ПОЛЯКОВА
М.Г.САВРАСОВ
А.В.ВАСИЛЬЕВА
Е.А.ШЕВЧЕНКО





УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРЕДПИСАНИЕ
от 25 июня 2010 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель комиссии:

Стельмах С.В.        - заместитель руководителя - начальник отдела судебной
                       и правовой работы.

Члены комиссии:

Полякова Ю.А.        - ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов
                       власти;

Саврасов М.Г.        - государственный инспектор отдела контроля органов
                       власти;

Васильева А.В.       - ведущий специалист-эксперт отдела судебной и
                       правовой работы;

Шевченко Е.А.        - ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов
                       власти,

на основании решения от 10 июня 2010 г. по делу № 50/А-15-2010 о нарушении Киселевским городским Советом народных депутатов части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", предписывает:

1. Киселевскому городскому Совету народных депутатов <...> в срок до <...> г. устранить нарушение антимонопольного законодательства, а именно: внести изменения в пункт 4.3 Положения "О погребении и похоронном деле на территории г. Киселевска" утв. постановлением Киселевского городского Совета народных депутатов № 153 от 22.06.2005, путем исключения из названного пункта слов "и пропуска на кладбище, выданного специализированной организацией по вопросам похоронного дела" или иным образом обеспечить соответствие названного акта требованиям Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
2. Представить в Кемеровское УФАС России в срок до <...> г. письменные доказательства исполнения настоящего предписания.

Предписание может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Председатель комиссии
С.В.СТЕЛЬМАХ

Члены комиссии
Ю.А.ПОЛЯКОВА
М.Г.САВРАСОВ
А.В.ВАСИЛЬЕВА
Е.А.ШЕВЧЕНКО




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Управления ФАС по Кемеровской области от 25.06.2010
<О нарушении запрета на ограничивающие конкуренцию акты органов местного самоуправления>

Решение
Предписание

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru