Законодательство
Кузбасс

Кемеровская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 22 апреля 2010 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председателя комиссии:

Кухарской Н.Е.       - руководителя управления.

Членов комиссии:

Лисиной А.С.         - начальника отдела контроля органов власти;

Поляковой Ю.А.       - ведущего специалиста - эксперта отдела контроля
                       органов власти;

Саврасова М.Г.       - государственного инспектора отдела контроля органов
                       власти;

Васильевой А.В.      - ведущего специалиста - эксперта отдела судебной и
                       правовой работы,

при участии:
<...>

рассмотрев дело № 16/А-15-2010, возбужденное по признакам нарушения комитетом по управлению муниципальным имуществом города Березовского <...> части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", установила:

На основании заявления ОАО "Центральная обогатительная фабрика "Березовская" Кемеровским УФАС России была проведена проверка действий комитета по управлению муниципальным имуществом города Березовского (далее - КУМИ), ОАО "Северо-Кузбасская энергетическая компания" (далее - ОАО "СКЭК"), ООО "Березовский городской водоканал" (далее - ООО "БГВ") при заключении договора перенайма на оказание коммунальных услуг по водоотведению (приему) сточных вод, на предмет соответствия требованиям Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции". По результатам проведенной проверки Кемеровским УФАС России было установлено, что 06.11.2008 с согласия КУМИ между ООО "БГВ" и ОАО "СКЭК" был заключен договор перенайма № 8-03-08 на оказание услуг по водоснабжению и водоотведению (приему) сточных вод на территории города Березовского (далее - договор перенайма) без проведения торгов.
Приказом Кемеровского УФАС России от 16.03.2010 № 52 было возбуждено дело № 16/А-15-2010 по признакам нарушения комитетом по управлению муниципальным имуществом города Березовского части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Определением от 17.03.2010 дело № 16/А-15-2010 о нарушении антимонопольного законодательства было назначено к рассмотрению на 19.04.2010, к участию в рассмотрении дела в качестве заинтересованных лиц были привлечены ООО "Березовские коммунальные системы", ОАО "СКЭК".
13.04.2010 в адрес Кемеровского УФАС России заявителем ОАО "Центральная обогатительная фабрика "Березовская" было представлено ходатайство о возврате заявления о нарушении антимонопольного законодательства без рассмотрения, о прекращении производства по делу № 16/А-15-20109 о нарушении антимонопольного законодательства.
19.04.2010, рассмотрев указанное ходатайство, комиссия Кемеровского УФАС России решила отказать в его удовлетворении исходя из следующего:
В соответствии с частью 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае добровольного устранения нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение; отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии); ликвидации юридического лица - единственного ответчика по делу; смерти физического лица - единственного ответчика по делу; наличия вступившего в законную силу судебного акта, в котором содержатся выводы о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии).
Дело № 16/А-15-2010 о нарушении антимонопольного законодательства было возбуждено 16.03.2010 приказом Кемеровского УФАС России № 52 по признакам нарушения комитетом по управлению муниципальным имуществом города Березовского части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившимся в предоставлении ОАО "СКЭК" преимуществ по отношению к другим хозяйствующим субъектам путем дачи согласия на передачу муниципального имущества по договору перенайма от 06.11.2008 № 8-03-08 на оказание услуг по водоснабжению и водоотведению, заключенному между ООО "БГВ" и ОАО "СКЭК", без проведения торгов.
Комиссией Кемеровского УФАС России в процессе рассмотрения заявленного ходатайства наличие оснований для прекращения производства по делу № 16/А-15-2010 о нарушении антимонопольного законодательства, предусмотренных частью 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", не установлено.
19.04.2010 в назначенное в определении о назначении дела № 16/А-15-2010 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению время представитель заявителя ОАО "Центральная обогатительная фабрика "Березовская", извещенного надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела, в Кемеровское УФАС России не явился.
Комиссия Кемеровского УФАС России решила рассмотреть дело 16/А-15-2010 о нарушении антимонопольного законодательства в отсутствие представителя заявителя ОАО "Центральная обогатительная фабрика "Березовская".
На заседании комиссии, состоявшемся 19.04.2010, представитель КУМИ не признала факт нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" и пояснила, что в соответствии с частью 2 статьи 615 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ) арендатор вправе с согласия арендодателя передавать свои права и обязанности по договору аренды другому лицу (перенаем).
Представитель КУМИ также указала, что договор перенайма был заключен с ОАО "СКЭК" на основании пункта 8 части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", а именно: без проведения торгов как с лицом, обладающим правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случае, если передаваемое имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.
Доводы представителя ответчика поддержал представитель ОАО "СКЭК", который пояснил, что договор перенайма заключен в соответствии с нормами гражданского законодательства с согласия КУМИ без проведения торгов.
Изучив материалы дела № 16/А-15-2010 о нарушении антимонопольного законодательства, заслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, комиссия Кемеровского УФАС России установила следующее:
На основании распоряжения главы города Березовского от 20.06.2002 № 308-р имущество коммунальной инфраструктуры города Березовского было передано в аренду ООО "БГВ".
20.06.2002 между КУМИ и ООО "БГВ" был заключен договор аренды б/н муниципального имущества, используемого для оказания услуг по водоотведению и водоснабжению, на срок 20 (двадцать) лет.
В соответствии с положениями данного договора аренды ООО "БГВ" принимает во временное возмездное владение и пользование для удовлетворения нужд абонентов города Березовского в водоснабжении и водоотведении муниципальное имущество города Березовского, указанное в приложении к акту приема передачи.
01.07.2002 по акту приема передачи муниципальное имущество для оказания абонентам города Березовского коммунальных услуг по водоснабжению и водоотведению было передано ООО "БГВ".
25.02.2003 учреждением юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Кемеровской области произведена государственная регистрация указанного выше договора аренды за № 42-01/00-10/2003-202.

]]>
06.11.2008 между ООО "БГВ" и ОАО "СКЭК" был заключен договор перенайма № 8-03-08, согласно которому ОАО "СКЭК" принимает все права и обязанности по договору аренды муниципального имущества от 20.06.2002.
Данный договор был заключен с согласия КУМИ без проведения торгов.
На основании передаточного акта от 01.01.2009 муниципальное имущество водоснабжения и водоотведения г. Березовского по договору перенайма было передано ОАО "СКЭК".
20.01.2009 договор перенайма был зарегистрирован в Управлении Федеральной регистрационной службы по Кемеровской области за № 42-42-01/311/2008-5.
Комиссией Кемеровского УФАС России установлено, что 01.01.2009 ООО "БГВ" реорганизовано в ООО "Березовские коммунальные системы" (в форме присоединения), о чем внесена соответствующая запись в Единый государственный реестр юридических лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.
Согласно части 1 статьи 34 Конституции каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.
При этом, как указано в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены Федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии с частью 2 статьи 615 Гражданского кодекса Российской Федерации арендатор вправе с согласия арендодателя сдавать арендованное имущество в субаренду (поднаем) и передавать свои права и обязанности по договору аренды другому лицу (перенаем), предоставлять арендованное имущество в безвозмездное пользование, а также отдавать арендные права в залог и вносить их в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных товариществ и обществ или паевого взноса в производственный кооператив, если иное не установлено настоящим Кодексом, другим законом или иными правовыми актами.
Частью 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (в редакции Федерального закона от 30.06.2008 № 108-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации") установлено, что заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения таких договоров.
В соответствии с частью 2 статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации в качестве организатора торгов может выступать собственник вещи или обладатель иного имущественного права на нее; организатором торгов также могут являться специализированная организация или иное лицо, которые действуют на основании договора с собственником вещи или обладателем иного имущественного права на нее и выступают от их имени или от своего имени, если иное не предусмотрено законом.
Таким образом, действия ООО "Березовский городской водоканал" по заключению 06.11.2008 договора перенайма № 8-03-08 на оказание услуг по водоснабжению и водоотведению без проведения торгов не соответствуют требованиям, установленным частью 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Следовательно, при даче согласия на передачу муниципального имущества водоснабжения и водоотведения города Березовского КУМИ должен был руководствоваться положениями части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", а именно: должен был дать согласие на заключение договора перенайма исключительно с хозяйствующим субъектом - победителем торгов на право заключения договора перенайма.
КУМИ дал согласие на передачу указанного выше муниципального имущества без проведения торгов, тем самым необоснованно, в противоречие с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", предоставив ОАО "СКЭК" преимущества по отношению к другим хозяйствующим субъектам, которые были вправе претендовать на заключение договора перенайма в процессе проведения торгов.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных Федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Следствием дачи КУМИ согласия на передачу муниципального имущества водоснабжения и водоотведения города Березовского по договору перенайма от 06.11.2008 № 8-03-08 без проведения торгов, обязанность проведения которых предусмотрена частью 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", явилось нарушение прав и законных интересов потенциальных арендаторов (пользователей) муниципального имущества водоснабжения и водоотведения города Березовского, а также ограничение конкуренции, что выразилось в исключении возможности соперничества (состязательности) хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность, приносящую им доход на аналогичном товарном рынке.
Комиссия по рассмотрению дела № 16/А-15-2010 о нарушении антимонопольного законодательства не может согласиться с доводами представителя ответчика, представителя ОАО "СКЭК" о том, что договор перенайма заключен в соответствии с частью 2 статьи 615 ГК РФ, поскольку согласно данной правовой норме арендатор вправе с согласия арендодателя передавать свои права и обязанности по договору аренды другому лицу (перенаем), если иное не установлено данным Кодексом, другим законом или иными правовыми актами. Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" установлен иной порядок заключения договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества.
Также комиссия по рассмотрению дела № 16/А-15-2010 о нарушении антимонопольного законодательства не может согласиться с доводами представителей ответчика и ОАО "СКЭК" о том, что права владения и пользования муниципальным имуществом водоснабжения и водоотведения города Березовского переданы ОАО "СКЭК" по договору перенайма № 8-03-08 от 06.11.2008 на основании пункта 8 части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", так как данная правовая норма была введена Федеральным законом от 17.07.2009 № 173-ФЗ "О внесении изменений в статьи 17.1 и 53 Федерального закона "О защите конкуренции" и вступила в силу 23.07.2009.
Следовательно, действия комитета по управлению муниципальным имуществом города Березовского, выразившиеся в необоснованном предоставлении ОАО "Северо-Кузбасская энергетическая компания" преимуществ по отношению к другим хозяйствующим субъектам путем дачи согласия на передачу муниципального имущества по договору перенайма от 06.11.2008 № 8-03-08 на оказание услуг по водоснабжению и водоотведению, заключенному между ООО "Березовский городской водоканал" и ОАО "Северо-Кузбасская энергетическая компания", без проведения торгов, вступают в противоречие с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 3 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", комиссия решила:

1. Признать комитет по управлению муниципальным имуществом города Березовского <...> нарушившим часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
2. Выдать комитету по управлению муниципальным имуществом города Березовского предписание о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

Председатель комиссии
Н.Е.КУХАРСКАЯ

Члены комиссии
А.С.ЛИСИНА
Ю.А.ПОЛЯКОВА
М.Г.САВРАСОВ
А.В.ВАСИЛЬЕВА





УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРЕДПИСАНИЕ № 1
от 22 января 2004 г. № 5

О СОВЕРШЕНИИ ДЕЙСТВИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ
НА ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОНКУРЕНЦИИ

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:

Председателя комиссии:

Кухарской Н.Е.        - руководителя управления.

Членов комиссии:

Лисиной А.С.          - начальника отдела контроля органов власти;

Поляковой Ю.А.        - ведущего специалиста - эксперта отдела контроля
                        органов власти;

Саврасова М.Г.        - государственного инспектора отдела контроля органов
                        власти;

Васильевой А.В.       - ведущего специалиста - эксперта отдела судебной и
                        правовой работы,

на основании решения от 19 апреля 2010 г. по делу № 16/А-15-2010 о нарушении комитетом по управлению муниципальным имуществом города Березовского части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", предписывает:

1. Комитету по управлению муниципальным имуществом города Березовского <...> со дня получения настоящего предписания принять меры по обеспечению соблюдения требований Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" при даче согласия на заключение договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении муниципального имущества.
2. Комитету по управлению муниципальным имуществом города Березовского <...> представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области письменное доказательство исполнения данного предписания в срок <...>.

Предписание может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Председатель комиссии
Н.Е.КУХАРСКАЯ

Члены Комиссии
А.С.ЛИСИНА
Ю.А.ПОЛЯКОВА
М.Г.САВРАСОВ
А.В.ВАСИЛЬЕВА



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru