Законодательство
Кузбасс

Кемеровская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 17 мая 2010 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:

Симаковой К.В.      - заместителя руководителя управления;

Членов Комиссии:

Давыдовой А.М.      - начальника отдела ТЭК;

Фризен С.Н.         - главного специалиста-эксперта отдела ТЭК;

Гавриловой А.Е.     - главного специалиста-эксперта отдела судебной
                      и правовой работы;

Ананьевой Г.Н.      - специалиста-эксперта отдела ТЭК.

в присутствии:
<...>,
рассмотрев дело № 24/А-10-2010, возбужденное приказом Кемеровского УФАС России от 24.03.2010 № 62 по признакам нарушения товариществом собственников жилья "17 плюс" <...> (далее - ТСЖ "17 плюс") части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:

В Кемеровское УФАС России поступило заявление от ОАО "Центрпродсервис" о наличии в действиях ТСЖ "17 плюс" признаков нарушения антимонопольного законодательства, выразившегося в необоснованном прекращении подачи тепловой энергии ТСЖ "17 плюс" в помещение, расположенное по адресу: <...>, принадлежащее ОАО "Центрпродсервис", результатом которого явилось ущемление интересов ОАО "Центрпродсервис".
Приказом Кемеровского УФАС России от 24.03.2010 № 62 в отношении ТСЖ "17 плюс" возбуждено дело № 24/А-10-2010 по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Рассмотрение дела № 24/А-10-2010 о нарушении антимонопольного законодательства было назначено на 14.04.2010.
14.04.2010 от представителей ОАО "Центрпродсервис" поступило ходатайство о привлечении к рассмотрению дела № 24/А-10-2010 в качестве лиц, располагающих сведениями о рассматриваемых Комиссией обстоятельствах, ОАО "Кузбассэнерго" и <...>.
Данное ходатайство было удовлетворено, определением от 14.04.2010 к рассмотрению дела № 24/А-10-2010 в качестве лиц, располагающих сведениями о рассматриваемых Комиссией обстоятельствах, были привлечены ОАО "Кузбассэнерго" и <...>.
Рассмотрение дела № 24/А-10-2010 было отложено на 17.05.2010.
17.05.2010 на момент рассмотрения дела № 24/А-10-2010 ходатайств об отложении не поступало. Все участники дела были надлежащим образом уведомлены о дате, времени и месте рассмотрения дела.
На заседании Комиссии, состоявшемся 17.05.2010, заявитель поддержал требования, изложенные в заявлении от 28.01.2010.
Согласно письменным пояснениям председателя ТСЖ "17 плюс" плата за содержание и ремонт жилья, установленная ТСЖ "17 плюс" для ОАО "Центрпродсервис" в размере 24,93 руб./кв. м, не превышала плату, установленную Новокузнецким городским Советом народных депутатов.
ОАО "Центрпродсервис", как собственник помещений, расположенных в многоквартирном доме по адресу: <...>, обязано нести расходы на содержание и ремонт общего имущества. ОАО "Центрпродсервис" с июля 2009 г. не оплачивало данные расходы, т.е. не исполняло свои обязательства. Согласно статье 328 ГК РФ в случае неисполнения обязанной стороной обязательства либо наличия обстоятельств, свидетельствующих о том, что такое исполнение не будет произведено в установленный срок, сторона, на которой лежит встречное исполнение, вправе приостановить исполнение своего обязательства либо отказаться от исполнения данного обязательства.
В связи с вышеуказанным, у ТСЖ "17 плюс" отсутствовало обязательство перед ОАО "Центрпродсервис" по выполнению работ по запуску системы отопления в помещения ОАО "Центрпродсервис" с началом отопительного сезона, а именно: открытие запорной арматуры на сетях дома с целью заполнения системы, находящейся в собственности ОАО "Центрпродсервис" теплоносителем, продувка системы и т.д. Действий по отключению систем ОАО "Центрпродсервис" от подачи теплоносителя ТСЖ "17 плюс" не осуществляло.
Изучив материалы дела, заслушав представителей сторон, Комиссия Кемеровского УФАС России установила следующее:
ОАО "Центрпродсервис" владеет на праве собственности встроенным нежилым помещением <...>, расположенным в многоквартирном доме по адресу: <...>.
В соответствии со статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), собственники многоквартирного дома, расположенного по адресу: <...>, на общем собрании 20.10.2007 выбрали способ управления - товарищество собственников жилья.
Согласно протоколу № 1 от 20.10.2007 общего собрания собственников жилых помещений в многоквартирном доме по адресу: <...>, было создано ТСЖ "17 плюс" и утвержден его устав.
Пунктом 2.1 устава ТСЖ "17 плюс", утвержденного общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: <...> (протокол <...>), определено, что целями создания и деятельности товарищества являются:
- совместное управление комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме;
- обеспечение эксплуатации комплекса недвижимого имущества в многоквартирном доме;
- владение, пользование и распоряжение общим имуществом в многоквартирном доме.
К общему имуществу многоквартирного дома относится, в том числе и тепловой узел.
Собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества данного дома. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника (статья 39 ЖК РФ).
Согласно статье 137 ЖК РФ члены ТСЖ вправе определить расходы на содержание и ремонт мест общего имущества в многоквартирном доме, затраты на капитальный ремонт.
]]>
Согласно пункту 3 статьи 158 ЖК РФ обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме.
В соответствии с пунктом 5 статьи 46 ЖК РФ решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе для тех собственников, которые не участвовали в голосовании.
09.07.2009 на общем собрании членов ТСЖ "17 плюс" было принято решение:
- определить размер платы за содержание и текущий ремонт согласно тарифу, утвержденному Новокузнецким городским Советом народных депутатов;
- установить размер платы на капитальный ремонт дома в размере трех рублей в месяц за 1 кв. м.
Постановлением Новокузнецкого городско Совета народных депутатов от 25.12.2008 № 12/61 "Об установлении размера платы населения за жилищно-коммунальные услуги" утвержден размер платы за услуги по содержанию и ремонту:
- благоустроенного жилищного фонда с лифтом и мусоропроводом - 24,93 руб./кв. м;
- благоустроенного жилищного фонда без лифта и мусоропровода - 19,07 руб./кв. м.
Таким образом, установление ТСЖ "17 плюс" платы за содержание и текущий ремонт в размере, равном тарифу, утвержденному Новокузнецким городским Советом народных депутатов, не противоречит действующему законодательству РФ.
В июле 2009 г. ТСЖ "17 плюс" направило в адрес ОАО "Центрпродсервис" проект договора о возмещении затрат по содержанию и техническому обслуживанию мест общего пользования жилого дома, находящегося в управлении ТСЖ "17 плюс" <...>.
ОАО "Центрпродсервис" направило в адрес ТСЖ "17 плюс" протокол разногласий к договору <...>.
При заключении договора на возмещение затрат на содержание общего имущества дома, расположенного по адресу: <...>, ОАО "Центрпродсервис" не согласилось с ценой договора в связи с тем, что с момента ввода в эксплуатацию помещений, принадлежащих ОАО "Центрпродсервис", собственник самостоятельно несет бремя их содержания, а коммунальные услуги получает по самостоятельным договорам: вывоз мусора, дератизационные работы, водоснабжение, водоотведение, отопление, электроснабжение, кроме того уборка и очистка прилегающей территории производится согласно санитарным правилам, помещения оборудованы отдельным входом, уличное освещение прилегающей территории также производится на основании отдельного договора.
В сентябре 2009 г. с началом отопительного сезона 2009 - 2010 г.г. в помещения, расположенные по адресу: <...> и принадлежащие ОАО "Центрпродсервис", подача тепловой энергии не была возобновлена ТСЖ "17 плюс" ввиду задолженности, образовавшейся у ОАО "Центрпродсервис" перед ТСЖ "17 плюс" за содержание мест общего пользования.
В январе 2010 г. между ОАО "Центрпродсервис" и ТСЖ "17 плюс" был заключен договор о возмещении затрат по содержанию и техническому обслуживанию мест общего пользования жилого дома, находящегося в управлении ТСЖ "17 плюс" <...> на условиях ТСЖ "17 плюс".
ОАО "Центрпродсервис" были подготовлены и направлены в адрес ТСЖ "17 плюс" рекомендации к проекту договора <...>, которые ТСЖ "17 плюс" не были учтены.
В указанном договоре стоимость содержания и ремонт мест общего пользования 1 кв. м общей площади составляет 19,45 руб./кв. м в месяц, а стоимость содержания и ремонта мест общего пользования 1 кв. м общей площади - 3 руб. в месяц, согласно тарифам, утвержденным общим собранием членов ТСЖ от 09.07.2009.
ТСЖ "17 плюс" не является для ОАО "Центрпродсервис" исполнителем коммунальных услуг, в том числе услуг по теплоснабжению.
ОАО "Центрпродсервис" заключен прямой договор <...> на отпуск и пользование тепловой энергией с ОАО "Кузбассэнерго". Теплоснабжение помещений ОАО "Центрпродсервис", расположенных по адресу: <...>, через внутренние тепловые сети (оборудование) жилого дома, включая тепловой узел, находящиеся на обслуживании ТСЖ "17 плюс".
Пунктом 2 статьей 546 ГК РФ предусмотрено, что перерыв в подаче, прекращении или ограничении подачи энергии допускаются по соглашению сторон, за исключением случаев, когда удостоверенное органом государственного энергетического надзора неудовлетворительное состояние энергетических установок абонента угрожает аварией или создает угрозу жизни и безопасности граждан. О перерыве в подаче, прекращении или об ограничении подачи энергии энергоснабжающая организация должна предупредить абонента. Прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом - юридическим лицом, но с соответствующим его предупреждением допускается в установленном законом или иными правовыми актами порядке в случае нарушения указанным абонентом обязательств по оплате энергии.
Кроме того, в соответствии со статьей 547 ГК в случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по договору энергоснабжения сторона, нарушившая обязательство, обязана возместить причиненный этим реальный ущерб. При перерыве в подаче энергии абоненту, энергоснабжающая организация несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение договорных обязательств при наличии ее вины.
Согласно пояснениям представителя ОАО "Кузбассэнерго" ОАО "Центрпродсервис" не имело задолженности за поставку тепловой энергии и оснований для прекращения подачи тепловой энергии ОАО "Центрпродсервис" по договору на отпуск и пользование тепловой энергией <...> у ОАО "Кузбассэнерго" оснований не было. Неправомерные действия председателя ТСЖ "17 плюс", выразившиеся в непредставлении доступа к тепловому узлу жилого дома, расположенного по адресу: <...>, а также в невозобновлении подачи тепловой энергии в помещения, принадлежащие ОАО "Центрпродсервис", в новом отопительном сезоне, не позволили ОАО "Кузбассэнерго" исполнить обязанности, предусмотренные в договоре на отпуск и пользование тепловой энергией <...>, а соответственно и получить прибыль, что является целью общества.
Об отсутствии подачи тепловой энергии свидетельствуют акты от 16.12.2009, 17.12.2009, 12.01.2010, составленные представителями Кузбасского филиала ОАО "Кузбассэнерго" (Кузнецкая ТЭЦ) при осмотре помещений ОАО "Центрпродсервис" <...> по заявке ОАО "Центрпродсервис". В данных актах также указано, что председатель ТСЖ "17 плюс" отказала представителям Кузбасского филиала ОАО "Кузбассэнерго" в доступе к общему тепловому узлу жилого дома, расположенному по адресу: <...>, для выяснения причин отсутствия подачи тепловой энергии в помещения ОАО "Центрпродсервис".
Кроме того, ТСЖ "17 плюс" неоднократно направляло в адрес ОАО "Центрпродсервис" предупредительные письма <...> о том, что при неоплате долга за содержание общего имущества дома, будет произведено отключение объекта ОАО "Центрпродсервис" от общедомовых инженерных коммуникаций.
Заключить договор на обслуживание и содержание мест общего пользования с иной организацией кроме ТСЖ "17 плюс" ОАО "Центрпродсервис" не имеет возможности, ввиду того, что <...>, принадлежащий ОАО "Центрпродсервис", расположен на первом этаже многоквартирного дома, по адресу: <...>.
ТСЖ "17 плюс" является единственным хозяйствующим субъектом, действующим на рынке услуг по обслуживанию и содержанию мест общего пользования в жилом доме, расположенном по адресу: <...>, и эксплуатирующим тепловые сети, через которое непосредственно осуществляется теплоснабжение ОАО "Центрпродсервис".
Таким образом, ТСЖ "17 плюс" оказывает услуги по передаче (перетоку) тепловой энергии в помещения <...>, принадлежащие ОАО "Центрпродсервис".
Услуги по передаче тепловой энергии, согласно статье 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ "О естественных монополиях", отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
В соответствии с частью 5 статьи 5 Федерального закона № 135-ФЗ "О защите конкуренции" доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
ТСЖ "17 плюс", оказывая услуги по передаче (перетоку) тепловой энергии в помещения, принадлежащие ОАО "Центрпродсервис", является субъектом естественной монополии и занимает доминирующее положение на локальном рынке услуг по передаче (перетоку) тепловой энергии в пределах тепловых сетей и теплооборудования жилого дома, расположенного по адресу: <...>, находящегося на обслуживании ТСЖ "17 плюс".
Статья 10 Гражданского кодекса РФ не допускает использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребления доминирующим положением на рынке.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействия) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
В действиях (бездействиях) ТСЖ "17 плюс" по невозобновлению в отопительном сезоне 2009 - 2010 г.г. подачи тепловой энергии в помещения <...>, принадлежащие ОАО "Центрпродсервис", а также отказ в доступе к тепловому узлу многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <...>, представителей энергоснабжающей организации для возобновления подачи тепловой энергии ОАО "Центрпродсервис" является нарушением положений части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившиеся в злоупотреблении ТСЖ "17 плюс" своим доминирующим положением на локальном рынке услуг по передаче (перетоку) тепловой энергии в пределах тепловых сетей и теплооборудования жилого дома, расположенного по адресу: <...>, находящегося на обслуживании ТСЖ "17 плюс", результатом чего явилось ущемление интересов ОАО "Центрпродсервис".
Размер материального ущерба, понесенного ОАО "Центрпродсервис", в результате противоправных действий ТСЖ "17 плюс" не определен.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства решила:

1. Признать ТСЖ "17 плюс" нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
2. Выдать ТСЖ "17 плюс" предписание о прекращении нарушений антимонопольного законодательства.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

Председатель Комиссии
К.В.СИМАКОВА

Члены Комиссии
А.М.ДАВЫДОВА
С.Н.ФРИЗЕН
А.Е.ГАВРИЛОВА
Г.Н.АНАНЬЕВА





УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРЕДПИСАНИЕ
от 17 мая 2010 года

О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЙ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:

Симаковой К.В.     - заместителя руководителя управления;

Членов Комиссии:

Давыдовой А.М.     - начальника отдела ТЭК;

Фризен С.Н.        - главного специалиста-эксперта отдела ТЭК;

Гавриловой А.Е.    - главного специалиста-эксперта отдела судебной
                     и правовой работы;

Ананьевой Г.Н.     - специалиста-эксперта отдела ТЭК,

руководствуясь частью 1 статьи 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании решения по делу № 24/А-10-2010, предписывает:

1. Товариществу собственников жилья "17 плюс" <...> прекратить в 10-ти дневной срок со дня получения настоящего предписания нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" путем прекращения злоупотребления доминирующим положением на локальном рынке услуг по передаче (перетоку) тепловой энергии в пределах тепловых сетей и теплооборудования жилого дома, расположенного по адресу: <...>, находящихся на обслуживании ТСЖ "17 плюс", а именно не препятствовать подаче тепловой энергии в нежилые помещения, расположенные по адресу: <...>, принадлежащие ОАО "Центрпродсервис".
2. Товариществу собственников жилья "17 плюс" о выполнении пункта 1 настоящего предписания сообщить в адрес Кемеровского УФАС России в срок до <...> (с приложением подтверждающих документов).
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

Председатель Комиссии
К.В.СИМАКОВА

Члены Комиссии
А.М.ДАВЫДОВА
С.Н.ФРИЗЕН
А.Е.ГАВРИЛОВА
Г.Н.АНАНЬЕВА



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru