Законодательство
Кузбасс

Кемеровская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







КЕМЕРОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

РЕШЕНИЕ
от 10 марта 2010 г. по делу № 3-27/10


Именем Российской Федерации Кемеровский областной суд:
в составе председательствующего Краевой Л.В.
при секретаре Голубевой О.Г.
с участием прокурора Калугиной О.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кемерово 10 марта 2010 г. гражданское дело по заявлению Открытого Акционерного Общества "Кузбассэнерго" о признании недействующим постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 26 апреля 2007 года № 105 "Об утверждении методики исчисления размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением требований законодательства в области охраны окружающей среды" в части абз. 3 п. 1.1 раздела 1, абз. 1, 2 раздела 3 и п. 3.1 раздела 3 "Методики исчисления размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением требований законодательства в области охраны окружающей среды",

установил:

26 апреля 2007 года Коллегией Администрации Кемеровской области принято постановление № 105 "Об утверждении методики исчисления размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением требований законодательства в области охраны окружающей среды", которым утвержден порядок определения размера вреда окружающей среде в результате загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды.
Согласно абз. 3 пп. 1 Раздела 1 Методики она предназначена, в том числе и для определения размера вреда окружающей среде и за превышение нормативов (лимитов) допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Абз. 1, 2 раздела 3 и п. 3.1 раздела 3 Методики регулируют определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением требований законодательства в области охраны атмосферного воздуха.
Оспариваемое постановление было опубликовано в "Информационном бюллетене Коллегии Администрации Кемеровской области", № 4, часть 1, 2007 год.
ОАО "Кузбассэнерго" обратилось в суд с заявлением о признании указанного постановления недействующим со дня его принятия, указывая на то, что нормативный правовой акт принят органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации Коллегией Администрации Кемеровской с нарушением компетенции, что противоречит нормам федерального законодательства.
В подтверждение своих доводов заявитель ссылается на п. 1 ст. 8 Закона РФ "Об охране окружающей среды", о том, что государственное управление в области охраны окружающей среды осуществляется федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными в порядке, установленном Конституцией Российской федерации и Федеральным конституционным законом "О правительстве Российской Федерации" и на постановление Правительства Российской Федерации от 29.05.2008 № 404 "О Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации", которым предусмотрено, что на основании и во исполнение Конституции Российской федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской федерации, Министерство природных ресурсов самостоятельно принимает нормативные правовые акты в установленной сфере деятельности, в том числе утверждает таксы и методики исчисления размера вреда, причиненного окружающей среде.
Кроме того, заявитель указывает на то, что согласно с абз. 9 ст. 5 Закона РФ "Об охране атмосферного воздуха" (в редакции, действующей до 11.01.2009), установление порядка определения и взимания платы за загрязнение атмосферного воздуха, а также порядка возмещения вреда, причиненного здоровью граждан и окружающей природной среде загрязнением атмосферного воздуха и вредными физическими воздействиями на атмосферный воздух было прямо отнесено к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха (в настоящее время таким органом является Министерство природных ресурсов РФ).
При таких обстоятельствах, по мнению заявителя, на момент принятия нормативного правового акта у Коллегии Администрации Кемеровской области отсутствовали полномочия по установлению порядка определения размера платы за выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду.
Заявитель указывает на то, что оспариваемый нормативный правовой акт нарушает права и законные интересы ОАО "Кузбассэнерго", поскольку в настоящее время в Центральном районном суде г. Кемерово находится на рассмотрении дело по иску Кемеровского межрайонного природоохранного прокурора о взыскании с ОАО "Кузбассэнерго" 45563523 рублей ущерба, причиненного выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Предъявленные в исковом заявлении требования основаны на положениях оспариваемой Методики. Результаты рассмотрения данного иска могут повлечь за собой существенные экономические последствия для ОАО "Кузбассэнерго".
В дополнительном заявлении ОАО "Кузбассэнерго" уточнило свои требования и заявитель просит признать недействующим указанный нормативный правовой акт в части абз. 3 п. 1.1 раздела 1, абз. 1, 2 раздела 3 и п. 3.1 раздела 3 "Методики исчисления размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением требований законодательства в области охраны окружающей среды", регулирующих определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением требований законодательства в области охраны атмосферного воздуха.
В судебном заседании представители ОАО "Кузбассэнерго" Василенко Ю.Е. и Пономарева С.С., действующие на основании доверенностей поддержали заявленные требования.
Представители Коллегии Администрации Кемеровской области Сергиенко О.Н., и Мирошник Е.В., действующие на основании доверенностей, пояснили суду, что оспариваемый нормативный правовой акт принят компетентным органом, в пределах полномочий просили в удовлетворении заявления отказать.
Прокурор Кемеровской областной прокуратуры в своем заключении просила в удовлетворении заявления ОАО "Кузбассэнерго" отказать.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, заключение прокурора, пришел к выводу, что в удовлетворении заявления ОАО "Кузбассэнерго" следует отказать по следующим основаниям.
В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 26 ГПК РФ областной суд рассматривает в качестве суда первой инстанции гражданские дела об оспаривании нормативных правовых актов государственной власти субъектов Российской Федерации, затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан и организаций.
В соответствии с п. 1 ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
На основании п. 1 и 2 ст. 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Оспариваемое постановление регулирует отношения в области охраны окружающей среды.
В соответствии со ст. 3 ФЗ "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе платности природоиспользования и возмещения вреда окружающей среде.
В соответствии со ст. 32 федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" вред, причиненный здоровью, имуществу граждан, имуществу юридических лиц и окружающей среде загрязнением атмосферного воздуха, подлежит возмещению в полном объеме и в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда, при их отсутствии в полном объеме и в соответствии с фактическими затратами на восстановление здоровья, имущества граждан и окружающей среды за счет средств физических и юридических лиц, виновных в загрязнении атмосферного воздуха.
Согласно положений ст. 72 Конституции Российской Федерации природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, законодательство об охране окружающей среды находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Статья 76 Конституции Российской Федерации устанавливает, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2); законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации, а также по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (часть 5).
По смыслу статей 72 и 76 (части 2 и 5) Конституции Российской Федерации, до издания федерального закона по тому или иному предмету совместного ведения (в случае его отсутствия) субъект Российской Федерации вправе принять собственный закон и иные нормативные правовые акты. Но после издания федерального закона такие акты должны быть приведены в соответствие с федеральным законом.
Согласно ч. 2 статьи 3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов. После принятия соответствующего федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации подлежат приведению в соответствие с данным федеральным законом в течение трех месяцев.
Согласно п. 1 ст. 9 Устава Кемеровской области высшим исполнительным органом государственной власти Кемеровской области является Коллегия Администрации Кемеровской области.
Государственное управление в сфере охраны окружающей среды на территории Кемеровской области осуществляет, в том числе Коллегия Администрации Кемеровской области, которая в рамках своих полномочий является единственным органом, обладающим правом принятия нормативных правовых актов в сфере охраны окружающей среды среди остальных органов управления, (ст. 2 Закона Кемеровской области от 18.01.2007 № 5-ОЗ "О разграничении полномочий между органами государственной власти Кемеровской области в сфере охраны окружающей среды", постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 25.12.2006 № 262 "Об утверждении Положения о департаменте природных ресурсов и экологии Кемеровской области", постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 13.11.2007 № 314 "О создании департамента по охране объектов животного мира Кемеровской области").
На основании статьи 9 Закона Кемеровской области от 09.03.2005 № 43-ОЗ "О Коллегии Администрации Кемеровской области" Коллегия Администрации Кемеровской области наделена полномочиями издания постановлений, распоряжений и обеспечения их исполнения. Акты, имеющие нормативный правовой характер, издаются в форме постановлений Коллегии Администрации Кемеровской области.
Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 78 ФЗ "Об охране окружающей среды" определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Согласно ст. ст. 8, 9 ФЗ "Об охране окружающей среды" к органам исполнительной власти, осуществляющим государственное управление в области охраны окружающей среды, относятся как федеральные органы исполнительной власти, так и органы государственной власти субъекта Российской Федерации, определяемые субъектом Российской Федерации.
Разграничение полномочий в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.
В соответствии со ст. 6 ФЗ "Об охране окружающей среды" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, относятся в том числе принятие законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации в области охраны окружающей среды в соответствии с федеральным законодательством, а также осуществление контроля за их исполнением.
Таким образом, Коллегия Администрации Кемеровской области, являясь органом исполнительной власти, осуществляющим государственное управление в области охраны окружающей среды, с соблюдением положений ст. ст. 72, 76 Конституции Российской Федерации, в пределах своих полномочий приняла оспариваемый нормативный правовой акт.
Данный правовой акт официально опубликован в сборнике "Информационный бюллетень Коллегии Администрации Кемеровской области" № 4 (часть 1), 2007, что соответствует нормам постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 10.06.2008 № 218 "Об официальном опубликовании актов Губернатора Кемеровской области, актов Коллегии Администрации Кемеровской области и актов иных исполнительных органов государственной власти Кемеровской области".
Доводы заявителя об отмене оспариваемого нормативного правового акта по основанию несоответствия абз. 9 ст. 5 ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" (в ред. действующей до 11.01.2009) не может служить основанием к удовлетворению заявления, поскольку этот довод в настоящее время не имеет правового значения. Кроме того, ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" не устанавливал какой орган исполнительной власти устанавливает таксы и методики исчисления размера вреда. Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах полномочий органа с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие, содержание акта соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, оспариваемый акт принят в пределах усмотрения субъекта Российской Федерации, предоставленного ему при решении вопросов, отнесенных к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов.

]]>
Доводы заявителя о признании недействующим оспариваемого нормативного правового акта со ссылкой на постановление Правительства Российской Федерации от 29.05.2008 № 404 "О Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации", которым обязанность по утверждению такс и методик исчисления вреда, причиненного окружающей среде, возложена на федеральный орган Министерство природных ресурсов РФ, не может служить основанием к удовлетворению заявления, поскольку до настоящего времени таксы и методики исчисления вреда, причиненного нарушением требований законодательства в области атмосферного воздуха не разработаны.
Согласно разъяснений, содержащихся в п. 18 постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части": при проверке соблюдения компетенции органом или должностным лицом, принявшими нормативный правовой акт, необходимо выяснять, относятся ли вопросы, урегулированные в оспариваемом акте или его части, к предмету ведения Российской Федерации, полномочиям Российской Федерации или полномочиям субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, к ведению субъектов Российской Федерации или к вопросам местного значения. При этом следует иметь в виду, что законодатель субъекта Российской Федерации по вопросам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов вправе самостоятельно осуществлять правовое регулирование при отсутствии соответствующего регулирования на федеральном уровне.
В данном случае отсутствует соответствующее регулирование на федеральном уровне. Оспариваемый нормативный правовой акт принят по вопросам совместного ведения в пределах полномочий органа с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие, содержание акта соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, оспариваемый акт принят в пределах усмотрения субъекта Российской Федерации, предоставленного ему при решении вопросов, отнесенных к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов.
Иные основания для удовлетворения заявленных требований, судом не установлены.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199, 253 ГПК РФ, суд

решил:

Отказать Открытому Акционерному Обществу "Кузбассэнерго" в удовлетворении заявления о признании недействующим постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 26 апреля 2007 года № 105 "Об утверждении методики исчисления размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением требований законодательства в области охраны окружающей среды" в части абзаца 3 п. 1.1 раздела 1, абзацев 1, 2 раздела 3 и п. 3.1 раздела 3 "Методики исчисления размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением требований законодательства в области охраны окружающей среды".
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Кемеровский областной суд в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме 16 марта 2010 г.

Судья
Кемеровского областного суда
Л.В.КРАЕВА





ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ № 81-Г10-8

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего судьи Пирожкова В.Н.,
судей Калининой Л.А., Борисовой Л.В.
при секретаре Федоровой Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе открытого акционерного общества "Кузбассэнерго" на решение Кемеровского областного суда от 10 марта 2010 г., которым отказано в удовлетворении заявления открытого акционерного общества "Кузбассэнерго" о признании недействующим постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 26 апреля 2007 г. № 105 "Об утверждении методики исчисления размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением требований законодательства в области охраны окружающей среды" в части абзаца третьего пункта 1.1 раздела 1, абзацев первого и второго раздела 3 и пункта 3.1 раздела 3 методики исчисления размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением требований законодательства в области охраны окружающей среды.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Калининой Л.А., объяснения представителей открытого акционерного общества "Кузбассэнерго" Пономаревой С.С., Сапуновой М.А., Рожковой Е.В., поддержавших доводы кассационной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей решение подлежащим отмене, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:

постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 26 апреля 2007 г. № 105 утверждена методика исчисления размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением требований законодательства в области охраны окружающей среды, предназначенная для определения размера вреда окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, вызванного в том числе превышением нормативов (лимитов) допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (абзац третий, пункта 1.1 раздела 1). Формула определения размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением требований законодательства в области охраны атмосферного воздуха, регламентирована абзацами первым и вторым раздела 3 и пунктом 3.1 раздела 3 данной методики.
Открытое акционерное общество "Кузбассэнерго" обратилось в суд с заявлением о признании указанных положений недействующими, сославшись на то, что они противоречат Федеральному закону Российской Федерации от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (с последующими изменениями), Закону Российской Федерации "Об охране атмосферного воздуха" (в редакции, действующей до 11 января 2009 г.), постановлению Правительства Российской Федерации от 29 мая 2008 г. № 404 "О Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации".
В обоснование заявления указало, что методика в оспариваемой ими части принята органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации с нарушением нормотворческой компетенции, предоставленной субъекту Российской Федерации поименованными федеральными законами в области охраны окружающей среды.
Решением Кемеровского областного суда от 10 марта 2010 г. в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе открытое акционерное общество "Кузбассэнерго" просит судебное решение отменить, как вынесенное с нарушением норм процессуального и материального права.
Относительно кассационной жалобы прокурором и Коллегией Администрации Кемеровской области поданы возражения.
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия полагает их подлежащими удовлетворению по следующему основанию.
Признавая оспариваемое заявителем правовое регулирование соответствующим федеральному законодательству, суд пришел к выводу о том, что, утверждая методику, Коллегия Администрации Кемеровской области действовала правомерно, в порядке "опережающего регулирования" по вопросу совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.
Исходя из особенностей общественных отношений, составляющих предмет регламентации оспариваемого правового акта, Судебная коллегия полагает такой вывод основанным на неправильном истолковании норм материального закона, подлежащего применению по данному делу.
В силу статей 72, 76 Конституции Российской Федерации, положений Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" федеральный законодатель, определяя двухуровневое нормативное правовое регулирование по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, действительно, предоставляет субъекту Российской Федерации право принять так называемое "опережающее законодательство", но отнюдь не произвольно, а в случае, если тот или иной вопрос не урегулирован федеральным законом.
Между тем из наименования и текста оспариваемой заявителем методики весьма ясно и определенно следует, что этот нормативный правовой акт разработан коллегией администрации Кемеровской области в соответствии с федеральными законами от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" и, таким образом, касается вопроса, который уже регламентирован федеральным законом.
Устанавливая принцип платного природопользования и возмещения вреда окружающей среде, формы платы за негативное воздействие на окружающую среду, ответственность за превышение установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду принципы определения размера вреда окружающей среде, причиненного субъектом хозяйственной и иной деятельности, нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, федеральный законодатель одновременно предусмотрел организационно-правовой механизм реализации этих положений, в том числе разграничил полномочия органов государственной власти в этой сфере общественных отношений (статьи 3, 5 - 9, 14, 16, 75 - 80 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды"; статьи 4 - 7 Федерального закона от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха").
В частности, установление требований в области охраны окружающей среды, разработка и утверждение нормативов, государственных стандартов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды; установление порядка определения размера платы за выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов и другие виды негативного воздействия на окружающую среду; порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, в том числе формирование единой нормативно-методической базы в области охраны атмосферного воздуха, относятся к компетенции Российской Федерации. А в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2008 г. № 404 "О Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации" (с последующими изменениями) определение такс и методик исчисления оценки воздействия на окружающую среду является полномочием Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды (пункт 1, подпункт 5.2.44 пункта 5).
В такой ситуации очевидно, что никакой другой орган исполнительной власти, как федеральный, так и региональный, не вправе устанавливать по своему усмотрению собственное нормативное регулирование по этому вопросу, иное означает вторжение субъекта Российской Федерации в сферу компетенции федеральных органов исполнительной власти.
То обстоятельство, что таксы и методики исчисления вреда, причиненного нарушением требований законодательства в области охраны атмосферного воздуха, Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации до настоящего времени не приняты, само по себе не является препятствием для прямого действия положений статьи 32 Федерального закона от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", в соответствии с которой вред, причиненный окружающей среде загрязнением атмосферного воздуха, подлежит возмещению в полном объеме в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда, при их отсутствии в полном объеме и в соответствии с фактическими затратами на восстановление окружающей среды за счет средств лиц, виновных в загрязнении атмосферного воздуха. Судебная коллегия полагает, что данное установление федерального законодателя, выполнение которого - безусловная обязанность соответствующих правоприменителей, не нуждается в подтверждении в законодательстве субъектов Российской Федерации.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 361, 362 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Кемеровского областного суда от 10 марта 2010 г. отменить, вынести новое решение, которым удовлетворить кассационную жалобу открытого акционерного общества "Кузбассэнерго". Признать недействующими абзац третий пункта 1.1 раздела 1, абзацы первый и второй раздела 3 и пункт 3.1 раздела 3 методики исчисления размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением требований законодательства в области охраны окружающей среды, постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 26 апреля 2007 г. № 105 "Об утверждении методики исчисления размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением требований законодательства в области охраны окружающей среды".



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru