Законодательство
Кузбасс

Кемеровская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления






О применении документа см. примечание в

Справке

17 февраля 2004 годаN 8-ОЗ


КЕМЕРОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

ЗАКОН

О МЕСТНОМ РЕФЕРЕНДУМЕ

Принят
Советом народных депутатов
Кемеровской области
28 января 2004 года

(в ред. Законов Кемеровской области
от 26.07.2004 № 58-ОЗ, от 12.07.2006 № 99-ОЗ,
от 17.10.2006 № 117-ОЗ, от 26.03.2007 № 36-ОЗ,
от 07.11.2007 № 139-ОЗ, от 08.04.2009 № 28-ОЗ,
от 13.10.2009 № 103-ОЗ)

Свободное, демократическое и непосредственное волеизъявление народа на референдуме является высшим непосредственным выражением принадлежащей народу власти, неотъемлемым правом граждан Российской Федерации, гарантированным Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством, Уставом и законами Кемеровской области. Проведение местного референдума предусмотрено для решения вопросов местного значения. Закон Кемеровской области "О местном референдуме" разработан на основе и в соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и устанавливает условия, порядок организации и проведения референдума в муниципальном образовании Кемеровской области.

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Правовая основа и пределы действия настоящего Закона

1. Местный референдум в Кемеровской области (далее также - референдум) проводится в муниципальном образовании в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), иными федеральными законами, Уставом Кемеровской области, настоящим Законом (далее также - Закон) и иными законами Кемеровской области, а также с уставами соответствующих муниципальных образований.
2. Настоящий Закон определяет гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в местном референдуме на территории муниципального образования.
3. Настоящий Закон имеет прямое действие и применяется на всей территории Кемеровской области.
4. Настоящий Закон призван осуществлять общее правовое регулирование вопросов, связанных с подготовкой и проведением местного референдума в муниципальном образовании. При этом нормативные правовые акты органов местного самоуправления не должны противоречить федеральному законодательству и настоящему Закону. В случаях расхождения применяются нормы федерального законодательства и настоящего Закона.
Если настоящий Закон противоречит Федеральному закону либо не содержит предусмотренных им положений, применяются нормы Федерального закона.

Статья 2. Основные термины, используемые в настоящем Законе

В настоящем Законе используются следующие термины:
1) агитационные материалы - печатные, аудиовизуальные и иные материалы, содержащие признаки агитации по вопросам местного референдума и предназначенные для массового распространения, обнародования в период кампании местного референдума;
2) агитационный период - период, в течение которого разрешается проводить агитацию по вопросам местного референдума;
3) агитация по вопросам местного референдума - деятельность, осуществляемая в период кампании местного референдума и имеющая целью побудить или побуждающая участников местного референдума поддержать инициативу проведения местного референдума либо отказаться от такой поддержки, голосовать либо отказаться от голосования на местном референдуме, поддержать либо отвергнуть вынесенный на местный референдум вопрос;
4) адрес места жительства - адрес (наименование района, города, иного населенного пункта, улицы, дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации;
5) бюллетень - бюллетень для голосования на местном референдуме;
6) вопрос (вопросы) местного референдума - вопрос (вопросы), проект нормативного правового акта, по которому предлагается провести или проводится местный референдум;
7) гарантии права на участие в местном референдуме - установленные Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, настоящим Законом и иными законами Кемеровской области, уставом муниципального образования условия, правила и процедуры, обеспечивающие реализацию права на участие в местном референдуме граждан Российской Федерации;
8) ГАС "Выборы" - Государственная автоматизированная система Российской Федерации "Выборы";
(пп. 8 в ред. Закона Кемеровской области от 12.07.2006 № 99-ОЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
8-1) государственная система регистрации (учета) избирателей, участников референдума - комплекс обеспечивающих гарантии и реализацию избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации мер по сбору, систематизации и использованию сведений об избирателях, участниках референдума;
(пп. 8-1 введен Законом Кемеровской области от 12.07.2006 № 99-ОЗ)
9) добровольное пожертвование гражданина - безвозмездное внесение гражданином Российской Федерации собственных денежных средств на специальный счет местного референдума;
10) добровольное пожертвование юридического лица - безвозмездное перечисление юридическим лицом денежных средств со своего расчетного счета на специальный счет местного референдума;
11) документ, заменяющий паспорт гражданина, - документ, удостоверяющий личность гражданина, выданный уполномоченным государственным органом.
На территории Российской Федерации для граждан Российской Федерации такими документами являются:
военный билет, временное удостоверение, выдаваемое взамен военного билета, или удостоверение личности (для лиц, которые проходят военную службу);
временное удостоверение личности гражданина Российской Федерации, выдаваемое на период оформления паспорта в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации;
документ, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации, по которому гражданин Российской Федерации осуществляет въезд в Российскую Федерацию в соответствии с федеральным законом, регулирующим порядок выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию (для лиц, постоянно проживающих за пределами территории Российской Федерации);
абзац утратил силу. - Закон Кемеровской области от 08.04.2009 № 28-ОЗ;
(см. текст в предыдущей редакции)
справка установленной формы, выдаваемая гражданам Российской Федерации, находящимся в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации;
для иностранных граждан, указанных в пункте 5 статьи 4 настоящего Закона, - документ, удостоверяющий право иностранного гражданина на постоянное проживание в Российской Федерации в соответствии с законом, регулирующим правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации;
12) Закон - Федеральный конституционный закон, Федеральный закон, Закон Кемеровской области;
13) кампания местного референдума - деятельность по подготовке и проведению местного референдума, осуществляемая в период со дня регистрации инициативной группы по проведению местного референдума до дня представления комиссией местного референдума, организующей местный референдум, отчета о расходовании средств соответствующего бюджета, выделенных на подготовку и проведение местного референдума, либо до дня отказа в проведении местного референдума;
14) комиссия - комиссия местного референдума;
15) комиссии местного референдума - коллегиальные органы, формируемые в порядке и сроки, которые установлены федеральными законами, настоящим Законом и иными законами Кемеровской области, организующие и обеспечивающие подготовку и проведение местного референдума на территории муниципального образования;
16) комиссия местного референдума вышестоящая (вышестоящая комиссия местного референдума) - определенная в качестве таковой законом Кемеровской области, уставом муниципального образования комиссия местного референдума, организующая и обеспечивающая подготовку и проведение местного референдума, по отношению к другим комиссиям местного референдума, организующим и обеспечивающим подготовку и проведение этого же референдума;
17) комиссия местного референдума нижестоящая (нижестоящая комиссия местного референдума) - определенная в качестве таковой законом Кемеровской области, уставом муниципального образования комиссия местного референдума, организующая и обеспечивающая подготовку и проведение местного референдума, по отношению к другим комиссиям местного референдума, организующим и обеспечивающим подготовку и проведение этого же референдума. Участковая комиссия является нижестоящей по отношению к территориальной, а если территориальная отсутствует, - то по отношению к муниципальной комиссии. Территориальная комиссия является нижестоящей по отношению к муниципальной комиссии;
18) комиссия референдума, организующая референдум (организующая референдум комиссия референдума), - муниципальная комиссия референдума, на которую законом, уставом муниципального образования возложено руководство деятельностью всех комиссий референдума по подготовке и проведению местного референдума;
19) наблюдатель - гражданин Российской Федерации, уполномоченный осуществлять наблюдение за проведением голосования, подсчетом голосов и иной деятельностью комиссии местного референдума в период проведения голосования, установления его итогов, определения результатов местного референдума, включая действия комиссии местного референдума по проверке правильности установления итогов голосования и определения результатов местного референдума;
20) наблюдатель иностранный (международный) (иностранный (международный) наблюдатель) - представитель иностранной или международной организации, наделенный правом осуществлять в порядке, установленном законом, наблюдение за подготовкой и проведением местного референдума;
21) недействительная подпись - подпись, собранная с нарушением порядка сбора подписей участников местного референдума и (или) оформления подписного листа;
22) недостоверная подпись - подпись, выполненная от имени одного лица другим лицом;
23) органы местного самоуправления - представительные и иные выборные органы местного самоуправления, выборные должностные лица местного самоуправления, избираемые непосредственно гражданами Российской Федерации на территориях, на которых осуществляется местное самоуправление, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством, Уставом и законами Кемеровской области, уставами муниципальных образований;
24) организации, осуществляющие выпуск средств массовой информации, - организации, осуществляющие теле- и (или) радиовещание, редакции периодических печатных изданий;
25) право на участие в местном референдуме - конституционное право граждан Российской Федерации голосовать по вопросам местного референдума, а также участвовать в других действиях по подготовке и проведению местного референдума;
26) представитель средства массовой информации - лицо, имеющее редакционное удостоверение или иной документ, удостоверяющий его полномочия представителя организации, осуществляющей выпуск средства массовой информации;
27) референдум местный (местный референдум) - референдум, проводимый в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом, иными федеральными законами, Уставом Кемеровской области, настоящим Законом и иными законами Кемеровской области, уставом муниципального образования среди обладающих правом на участие в местном референдуме граждан Российской Федерации, место жительства которых расположено в границах муниципального образования;
28) участник местного референдума - гражданин Российской Федерации, обладающий правом на участие в местном референдуме.

Статья 3. Принципы проведения местного референдума

1. Граждане Российской Федерации участвуют в местном референдуме на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании.
2. Участие гражданина Российской Федерации в местном референдуме является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в местном референдуме либо воспрепятствовать его свободному волеизъявлению.
3. Настоящим Законом допускается проведение местного референдума одновременно с выборами в органы государственной власти Российской Федерации, в органы государственной власти Кемеровской области и в органы местного самоуправления, с иным назначенным референдумом.
4. Деятельность комиссий местного референдума при подготовке и проведении местного референдума, подсчете голосов, установлении итогов голосования, определении результатов местного референдума осуществляется открыто и гласно.
5. Иностранные граждане, за исключением случая, указанного в пункте 5 статьи 4 настоящего Закона, лица без гражданства, иностранные организации не вправе осуществлять деятельность, способствующую либо препятствующую выдвижению инициативы проведения референдума и проведению референдума, достижению определенного результата на референдуме.
(в ред. Закона Кемеровской области от 12.07.2006 № 99-ОЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
6. Местный референдум организуют и проводят комиссии. Вмешательство в деятельность комиссий со стороны органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, иных граждан не допускается.

Статья 4. Право на участие в местном референдуме

1. Гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, имеет право голосовать на местном референдуме. Гражданин Российской Федерации, который достигнет на день голосования возраста 18 лет, вправе участвовать в предусмотренных законом и проводимых законными методами других действиях по подготовке и проведению местного референдума.
2. Гражданин Российской Федерации имеет право участвовать в местном референдуме независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
3. Не имеют права участвовать в местном референдуме граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.
4. Пребывание гражданина вне его места жительства во время проведения на этой территории местного референдума не может служить основанием для лишения его права на участие в референдуме.
5. На основании международных договоров Российской Федерации и в порядке, установленном законом, иностранные граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования, имеют право участвовать в местном референдуме на тех же условиях, что и граждане Российской Федерации.

Статья 5. Равное право на участие в местном референдуме

Граждане Российской Федерации участвуют в местном референдуме на равных основаниях.

Статья 6. Право на прямое волеизъявление на местном референдуме

Гражданин Российской Федерации голосует на местном референдуме за вынесенный на референдум вопрос или против него непосредственно.

Статья 7. Тайное голосование

Голосование на местном референдуме является тайным, исключающим возможность какого-либо контроля за волеизъявлением гражданина.

Статья 8. Законодательство о местном референдуме

1. Законодательство о местном референдуме составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон, иные федеральные законы, Устав Кемеровской области, настоящий Закон, уставы муниципальных образований, иные нормативные правовые акты о местном референдуме, принимаемые в Российской Федерации и Кемеровской области.
2. В случае принятия в период кампании местного референдума закона или устава муниципального образования, содержащих положения, которыми определяется порядок подготовки и проведения местного референдума, либо в случае внесения в указанный период в закон Кемеровской области или в устав муниципального образования изменений и дополнений, касающихся порядка подготовки и проведения местного референдума, указанные нормативные правовые акты, изменения и дополнения применяются к местному референдуму, назначенному после вступления в силу этих изменений и дополнений.
3. Если положение (положения) настоящего Закона, устава муниципального образования не может быть применено (не могут быть применены) вследствие признания его (их) судом недействующим (недействующими) и не подлежащим (подлежащими) применению, местный референдум в части положения (положений) настоящего Закона, устава муниципального образования, признанного судом недействующим (недействующими) и не подлежащим (подлежащими) применению, проводится соответствующей комиссией местного референдума на основании Федерального закона, иных федеральных законов, настоящего Закона, иных законов Кемеровской области, обеспечивающих реализацию права граждан Российской Федерации на участие в местном референдуме, а если имеющаяся правовая база недостаточна в части, не урегулированной законом, также на основании указов Президента Российской Федерации.

Глава II. ГАРАНТИИ ПРАВА ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
НА НАЗНАЧЕНИЕ МЕСТНОГО РЕФЕРЕНДУМА

Статья 9. Вопросы местного референдума

1. На местный референдум могут быть вынесены только вопросы местного значения.
2. Уставом Кемеровской области, законами Кемеровской области, уставами муниципальных образований могут быть определены вопросы, подлежащие обязательному вынесению на местный референдум.
3. Вопросы местного референдума не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина, конституционные гарантии реализации таких прав и свобод.
4. Вопросы местного референдума не должны противоречить законодательству Российской Федерации, законодательству Кемеровской области.
5. Вопрос местного референдума должен быть сформулирован таким образом, чтобы исключить возможность его множественного толкования, то есть на него можно было бы дать только однозначный ответ, а также чтобы исключалась неопределенность правовых последствий принятого на референдуме решения.
6. На местный референдум не могут быть вынесены вопросы:
а) о досрочном прекращении или продлении срока полномочий органов местного самоуправления, о приостановлении осуществления ими своих полномочий, а также о проведении досрочных выборов в органы местного самоуправления либо об отсрочке указанных выборов;
б) о персональном составе органов местного самоуправления;
в) об избрании депутатов и должностных лиц, об утверждении, о назначении на должность и об освобождении от должности должностных лиц, а также о даче согласия на их назначение на должность и освобождение от должности;
г) о принятии или об изменении бюджета муниципального образования, исполнении и изменении финансовых обязательств муниципального образования;
д) о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения.
7. Установление иных ограничений для вопросов, выносимых на местный референдум, кроме указанных в настоящей статье, не допускается.

Статья 10. Обстоятельства, исключающие назначение и проведение местного референдума

1. Местный референдум не назначается и не проводится в условиях военного или чрезвычайного положения, введенного на территории Российской Федерации, либо на территории, на которой предполагается проводить референдум, или на части этой территории, а также в течение трех месяцев после отмены военного или чрезвычайного положения.
2. Орган местного самоуправления, уполномоченный в соответствии с законом, уставом муниципального образования принимать решение о назначении местного референдума, вправе отказать в назначении местного референдума только в случае нарушения при выдвижении инициативы проведения местного референдума нормативных правовых актов, регулирующих подготовку и проведение местного референдума.
3. Повторный референдум с такой же по смыслу формулировкой вопроса не проводится в течение двух лет со дня официального опубликования результатов референдума.
4. Установление иных обстоятельств, исключающих назначение и проведение референдума, кроме указанных в настоящей статье, не допускается.

Статья 11. Инициатива проведения местного референдума

1. Инициатива проведения местного референдума принадлежит гражданам Российской Федерации, имеющим право на участие в местном референдуме.
2. Для выдвижения инициативы проведения референдума, предусмотренной пунктом 1 настоящей статьи, и сбора подписей граждан Российской Федерации в ее поддержку образуется инициативная группа по проведению референдума. Такую инициативную группу вправе образовать гражданин или группа граждан Российской Федерации, имеющие право на участие в референдуме. Количественный состав инициативной группы по проведению референдума установлен в соответствии с Федеральным законом в пункте 1 статьи 27 настоящего Закона. Выдвинуть инициативу проведения референдума может также избирательное объединение, иное общественное объединение, устав которого предусматривает участие в выборах и (или) референдумах и которое зарегистрировано в порядке, определенном Федеральным законом, на уровне, соответствующем уровню референдума, или на более высоком уровне не позднее чем за один год до дня образования инициативной группы по проведению референдума. В этом случае руководящий орган этого избирательного объединения, иного общественного объединения либо руководящий орган его регионального отделения или иного структурного подразделения (соответственно уровню референдума) независимо от его численности выступает в качестве инициативной группы по проведению референдума.
(п. 2 в ред. Закона Кемеровской области от 12.07.2006 № 99-ОЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Для назначения местного референдума инициативная группа по проведению референдума, образованная в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи, должна представить в муниципальную комиссию подписи участников референдума в поддержку инициативы его проведения.

Статья 12. Назначение местного референдума

1. Назначение и проведение местного референдума обязательны, если соблюдены порядок и сроки выдвижения инициативы проведения референдума и ее реализации, установленные настоящим Законом, уставом муниципального образования.
2. Принятие органом местного самоуправления решения по существу вопроса, который может быть вынесен на местный референдум, не является обстоятельством, исключающим возможность проведения местного референдума по данному вопросу.
3. Местный референдум назначается в соответствии с Федеральным законом, Уставом Кемеровской области, настоящим Законом, уставом муниципального образования, представительным органом муниципального образования, а в случае отсутствия указанного органа или непринятия им решения в установленный срок - судом.
(в ред. Закона Кемеровской области от 12.07.2006 № 99-ОЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4. Голосование на местном референдуме может быть назначено только на воскресенье в период от 60 до 80 дней со дня, следующего за днем принятия решения о назначении референдума представительным органом муниципального образования или судом. Не допускается назначение голосования на предпраздничный и нерабочий праздничный день, на день, следующий за нерабочим праздничным днем, а также на воскресенье, которое в установленном порядке объявлено рабочим днем.
(в ред. Закона Кемеровской области от 12.07.2006 № 99-ОЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Решение о назначении местного референдума подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не менее чем за 45 дней до дня голосования.
5. В соответствии с настоящим Законом, уставом муниципального образования голосование на местном референдуме не позднее чем за 25 дней до назначенного дня голосования может быть перенесено представительным органом муниципального образования на более поздний срок (но не более чем на 90 дней) в целях его совмещения с днем голосования на назначенных выборах в органы государственной власти, органы местного самоуправления либо с днем голосования на ином по уровню назначенном референдуме.
(в ред. Закона Кемеровской области от 12.07.2006 № 99-ОЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
6. Решение о назначении референдума, а также переносе дня голосования на местном референдуме в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия.

Глава III. ГАРАНТИИ ПРАВ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИ РЕГИСТРАЦИИ (УЧЕТЕ) УЧАСТНИКОВ МЕСТНОГО РЕФЕРЕНДУМА,
СОСТАВЛЕНИИ СПИСКОВ УЧАСТНИКОВ МЕСТНОГО РЕФЕРЕНДУМА,
ОБРАЗОВАНИИ УЧАСТКОВ МЕСТНОГО РЕФЕРЕНДУМА

Статья 13. Регистрация (учет) участников референдума

(в ред. Закона Кемеровской области от 12.07.2006 № 99-ОЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)

1. Регистрации (учету) подлежат все участники референдума.
2. Регистрация (учет) участников референдума, проживающих на территории соответствующего муниципального образования, осуществляется Главой местной администрации муниципального района, городского округа. Основанием для регистрации (учета) участников референдума на территории муниципального образования является факт нахождения места жительства (в отношении вынужденных переселенцев - факт временного пребывания) участников референдума на соответствующей территории. Указанный факт устанавливается на основании сведений, представляемых органами, осуществляющими регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
3. Регистрация (учет) участников референдума - военнослужащих, членов их семей и других участников референдума, проживающих в пределах расположения воинской части, осуществляется командиром воинской части. Основанием для регистрации (учета) данной категории участников референдума является факт нахождения их места жительства в пределах расположения воинской части, устанавливаемый на основании сведений, представляемых соответствующей службой воинской части.
4. Регистрация (учет) участников референдума осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом.
5. Участник референдума имеет право на беспрепятственный доступ к документированной информации (персональным данным) о себе, в том числе к информации, находящейся на машиночитаемых носителях, на уточнение этой информации в целях обеспечения ее полноты и достоверности, а также имеет право знать, кто и в каких целях использует или использовал эту информацию, кем и кому она предоставлена.

Статья 14. Составление списков участников местного референдума

1. В целях реализации прав участников местного референдума комиссией местного референдума муниципального образования составляются списки участников местного референдума на основании сведений, полученных с использованием государственной системы регистрации (учета) участников референдума и представляемых в соответствии с пунктом 6 настоящей статьи.
2. В списки участников местного референдума на участках местного референдума включаются граждане Российской Федерации, обладающие на день проведения голосования правом на участие в местном референдуме.
3. Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву в воинских частях, военных организациях и учреждениях, которые расположены на территории соответствующего муниципального образования, если место жительства этих военнослужащих до призыва на военную службу не было расположено на территории муниципального образования, не включаются в списки участников местного референдума и не учитываются при определении числа участников референдума на местном референдуме.
(в ред. Закона Кемеровской области от 12.07.2006 № 99-ОЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4. Иностранные граждане включаются в списки участников местного референдума в соответствии с международными договорами Российской Федерации в порядке и на условиях, предусмотренных пунктом 3 статьи 17 Федерального закона.
5. Основанием для включения гражданина Российской Федерации в список участников референдума на конкретном участке референдума является факт нахождения его места жительства на территории этого участка, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом, - факт временного пребывания гражданина на территории этого участка (при наличии у гражданина права на участие в референдуме). Факт нахождения места жительства либо временного пребывания гражданина на территории определенного участка референдума устанавливается органами регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом, - другими уполномоченными на то органами, организациями и должностными лицами.
(п. 5 в ред. Закона Кемеровской области от 12.07.2006 № 99-ОЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
6. Сведения об участниках референдума формирует и уточняет Глава местной администрации муниципального района, городского округа. Сведения об участниках местного референдума - военнослужащих, находящихся в воинской части, членах их семей и о других участниках местного референдума, если они проживают на территории расположения воинской части либо зарегистрированы в установленном порядке при воинской части по месту их службы, формирует и уточняет командир воинской части.
(в ред. Закона Кемеровской области от 12.07.2006 № 99-ОЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)

]]>
3. По данным протоколов нижестоящих комиссий вышестоящая комиссия составляет сводную таблицу и протокол об итогах голосования (о результатах местного референдума), в который заносятся данные о количестве нижестоящих комиссий на территории муниципального образования, количестве поступивших протоколов нижестоящих комиссий, на основании которых составляется указанный протокол, а также суммарные данные по строкам протокола нижестоящей комиссии об итогах голосования, установленным пунктом 2 статьи 54 настоящего Закона. Для подписания протокола комиссия в обязательном порядке проводит итоговое заседание, на котором рассматриваются поступившие в комиссию жалобы (заявления), связанные с проведением голосования, подсчетом голосов и составлением протоколов нижестоящих комиссий. После этого комиссия подписывает протокол об итогах голосования (о результатах местного референдума) и выдает копии протокола лицам, указанным в пункте 3 статьи 25 настоящего Закона. Протокол об итогах голосования (о результатах местного референдума) составляется в двух экземплярах и подписывается всеми присутствующими членами комиссии с правом решающего голоса, в нем проставляются дата и время (час с минутами) его подписания. Подписание протокола с нарушением этого порядка является основанием для признания протокола недействительным.
4. К протоколам об итогах голосования нижестоящих комиссий, указанных в пункте 1 настоящей статьи, приобщается составляемая в двух экземплярах сводная таблица об итогах голосования на соответствующей территории, включающая в себя полные данные всех поступивших в соответствующую комиссию протоколов об итогах голосования. Член комиссии с правом решающего голоса, который не согласен с протоколом в целом или с отдельными его положениями, вправе приложить к протоколу особое мнение, о чем в протоколе делается соответствующая запись.
5. К первому экземпляру протокола приобщаются особые мнения членов комиссии, составившей протокол, а также поступившие в указанную комиссию в период, который начинается в день голосования и оканчивается в день составления соответствующего протокола об итогах голосования, жалобы (заявления) на нарушения федерального законодательства, настоящего Закона и принятые по указанным жалобам (заявлениям) решения.
6. Второй экземпляр протокола об итогах голосования вместе со вторым экземпляром сводной таблицы об итогах голосования, списками членов комиссии с правом совещательного голоса, составившей протокол, наблюдателей, иных лиц, указанных в пункте 3 статьи 25 настоящего Закона, присутствовавших при установлении итогов голосования и составлении протоколов, и с другой документацией хранится секретарем указанной комиссии в охраняемом помещении.
7. Второй экземпляр протокола об итогах голосования вместе со вторым экземпляром сводной таблицы об итогах голосования предоставляются для ознакомления членам комиссии, составившей протокол, наблюдателям, иным лицам, указанным в пункте 3 статьи 25 настоящего Закона, а заверенная копия протокола вывешивается для всеобщего ознакомления.
(в ред. Закона Кемеровской области от 12.07.2006 № 99-ОЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
8. Если после подписания протокола об итогах голосования и (или) сводной таблицы об итогах голосования и направления в вышестоящую комиссию их первых экземпляров комиссия, направившая протокол и сводную таблицу, либо вышестоящая комиссия в ходе предварительной проверки выявила в них неточность (описку, опечатку либо ошибку в сложении данных протоколов нижестоящих комиссий), комиссия, направившая протокол и сводную таблицу, вправе на своем заседании рассмотреть вопрос о внесении уточнений в строки 1 - 10, 11а, 11б протокола и (или) в сводную таблицу. О принятом решении комиссия в обязательном порядке информирует своих членов с правом совещательного голоса, наблюдателей и других лиц, присутствовавших при составлении ранее утвержденного протокола, а также представителей средств массовой информации. В этом случае комиссия составляет протокол и (или) сводную таблицу об итогах голосования, на которых делается отметка: "Повторный" и (или) "Повторная". Указанные протокол и (или) сводная таблица незамедлительно направляются в вышестоящую комиссию. Нарушение указанного порядка составления повторного протокола и повторной сводной таблицы является основанием для признания этого протокола недействительным. В случае, если требуется внести уточнения в строку 12 и последующие строки протокола об итогах голосования, проводится повторный подсчет голосов в порядке, установленном пунктом 9 настоящей статьи.
(п. 8 в ред. Закона Кемеровской области от 12.07.2006 № 99-ОЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
9. При выявлении ошибок, несоответствий в протоколах об итогах голосования и (или) сводных таблицах об итогах голосования, возникновении сомнений в правильности составления протоколов и (или) сводных таблиц, поступивших из нижестоящей комиссии, вышестоящая комиссия вправе принять решение о проведении повторного подсчета голосов участников местного референдума нижестоящей комиссией либо о самостоятельном проведении повторного подсчета голосов участников местного референдума на соответствующей территории (участке) местного референдума. Повторный подсчет голосов участников местного референдума проводится в присутствии члена (членов) вышестоящей комиссии с правом решающего голоса нижестоящей комиссией, составившей и утвердившей протокол, который подлежит проверке, или комиссией, принявшей решение о повторном подсчете голосов участников местного референдума с обязательным извещением об этом членов соответствующей комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателей, иных лиц, указанных в пункте 3 статьи 25 настоящего Закона, которые вправе присутствовать при проведении повторного подсчета голосов участников местного референдума. По итогам повторного подсчета голосов участников местного референдума комиссия, осуществившая такой подсчет, составляет протокол об итогах голосования, на котором делается отметка: "Повторный подсчет голосов". Его заверенные копии выдаются наблюдателям, иным лицам, указанным в пункте 3 статьи 25 настоящего Закона. Протокол незамедлительно направляется в вышестоящую комиссию. Указанный повторный подсчет голосов может проводиться до установления вышестоящей комиссией итогов голосования, определения результатов референдума и составления ею протокола об итогах голосования, о результатах референдума.
(в ред. Закона Кемеровской области от 12.07.2006 № 99-ОЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)

Статья 57. Порядок определения результатов местного референдума

1. На основании первых экземпляров протоколов об итогах голосования, полученных из нижестоящих комиссий, после проверки правильности составления указанных протоколов результаты местного референдума путем суммирования содержащихся в этих протоколах данных определяет не позднее чем через 10 дней после дня голосования муниципальная комиссия. Члены муниципальной комиссии с правом решающего голоса устанавливают результаты местного референдума лично. О результатах местного референдума составляются в двух экземплярах протокол и сводная таблица, которые подписывают все присутствующие члены данной комиссии с правом решающего голоса. На основании протокола о результатах референдума комиссия принимает решение о результатах референдума.
(в ред. Закона Кемеровской области от 12.07.2006 № 99-ОЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Муниципальная комиссия референдума вносит в протокол о результатах референдума следующие сведения:
а) число территориальных комиссий референдума;
б) число участковых комиссий референдума;
в) число протоколов территориальных комиссий референдума, на основании которых составлен данный протокол;
г) число протоколов участковых комиссий референдума, на основании которых составлен данный протокол;
д) суммарные данные по всем строкам, содержащимся в протоколах об итогах голосования территориальных и участковых комиссий референдума;
е) число голосов участников референдума, поданных по позиции "ДА" в бюллетене для голосования;
ж) число голосов участников референдума, поданных по позиции "НЕТ" в бюллетене для голосования.
2-1. Число участников референдума, принявших участие в референдуме, определяется по числу подписей участников референдума в списке участников референдума, проголосовавших в помещении для голосования в день голосования, и по числу отметок в списке участников референдума о том, что участник референдума проголосовал вне помещения для голосования либо досрочно. Число участников референдума, принявших участие в голосовании, определяется по числу бюллетеней установленной формы, обнаруженных в ящиках для голосования.
(п. 2-1 введен Законом Кемеровской области от 12.07.2006 № 99-ОЗ)
3. Местный референдум признается муниципальной комиссией референдума несостоявшимся в случае, если в нем приняло участие не более половины участников местного референдума, внесенных в списки участников местного референдума на территории проведения местного референдума. Муниципальная комиссия референдума признает решение не принятым на местном референдуме в случае, если за это решение проголосовало не более половины участников местного референдума, принявших участие в голосовании.
4. Муниципальная комиссия признает итоги голосования, результаты местного референдума недействительными:
а) в случае, если допущенные при проведении голосования или установлении итогов голосования нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления участников местного референдума;
б) в случае, если они признаны недействительными на части участков местного референдума, списки участников местного референдума на которых на момент окончания голосования в совокупности включают не менее чем одну четвертую часть от общего числа участников местного референдума, внесенных в списки участников местного референдума на момент окончания голосования в соответствующем округе референдума;
в) по решению суда.
5. Документация комиссий всех уровней, включая подписные листы с подписями участников местного референдума, бюллетени и списки участников местного референдума, подлежит хранению в течение одного года со дня официального опубликования (обнародования) итогов голосования и результатов референдума. Срок хранения протоколов об итогах голосования и сводных таблиц комиссий местного референдума об итогах голосования составляет пять лет со дня опубликования итогов голосования. В случае рассмотрения в суде жалобы на решение комиссии об итогах голосования, о результатах референдума, возбуждения уголовных дел, связанных с нарушением права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, сроки хранения соответствующей документации местного референдума продлеваются до вступления в законную силу решения суда (прекращения дела в соответствии с законом). Ответственность за сохранность документации местного референдума возлагается на председателя (заместителя председателя) и секретаря соответствующей комиссии до передачи документации в вышестоящую комиссию либо в архив.
6. Порядок хранения, передачи в архив и уничтожения документации местного референдума утверждается избирательной комиссией Кемеровской области по согласованию с архивным управлением Кемеровской области.

Статья 58. Повторное голосование на местном референдуме

1. Если результаты местного референдума признаны по соответствующему муниципальному образованию недействительными по основаниям, предусмотренным пунктом 4 статьи 57 настоящего Закона, муниципальная комиссия принимает решение о повторном голосовании и в течение 3 дней направляет его в представительный орган местного самоуправления, который в течение 5 дней назначает дату повторного голосования.
2. Повторное голосование проводится не позднее чем через четыре месяца со дня признания результатов местного референдума недействительными. Организация и проведение повторного голосования проводятся в соответствии со статьями 49 - 53 настоящего Закона. Изменение формулировки вопроса местного референдума не допускается. Сообщение о проведении повторного голосования публикуется в средствах массовой информации не позднее чем через 5 дней после принятия соответствующего решения. Муниципальная комиссия может распорядиться о продлении полномочий участковых комиссий либо о формировании участковых комиссий в новом составе в порядке, установленном статьей 21 настоящего Закона.

Статья 59. Опубликование и обнародование итогов голосования и результатов местного референдума

1. Территориальная, муниципальная комиссия предоставляет для ознакомления итоги голосования по каждому участку местного референдума, территории, на которую распространяется деятельность комиссии, результаты местного референдума в объеме данных, содержащихся в ее протоколе об итогах голосования и протоколах об итогах голосования непосредственно нижестоящих комиссий, участникам местного референдума, уполномоченным представителям инициативной группы по проведению местного референдума, иных групп участников референдума, наблюдателям, иностранным (международным) наблюдателям, представителям средств массовой информации по их требованию.
2. Муниципальная комиссия местного референдума, определяющая результаты местного референдума, направляет общие данные о результатах местного референдума в средства массовой информации в течение одних суток после определения результатов местного референдума.
3. Официальное опубликование результатов местного референдума, а также данных о числе голосов участников референдума, поданных по позициям "Да" и "Нет" ("За" и "Против"), осуществляется через средства массовой информации муниципальной комиссией не позднее чем через один месяц со дня голосования.
(в ред. Закона Кемеровской области от 12.07.2006 № 99-ОЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4. Территориальная, муниципальная комиссия публикует (обнародует) данные, которые содержатся в протоколах данной комиссии об итогах голосования и о результатах местного референдума, и данные, которые содержатся в протоколах об итогах голосования непосредственно нижестоящих комиссий, на основании которых определялись итоги голосования, результаты местного референдума в соответствующих комиссиях. Официальное опубликование (обнародование) полных данных о результатах местного референдума осуществляется муниципальной комиссией через средства массовой информации в течение двух месяцев со дня голосования.

Статья 60. Юридическая сила решения, принятого на местном референдуме

1. Решение, принятое на местном референдуме, является обязательным и не нуждается в дополнительном утверждении.
2. Решение, принятое на местном референдуме, действует на всей территории соответствующего муниципального образования.
3. Решение, принятое на местном референдуме, подлежит регистрации в органе местного самоуправления в порядке, установленном для регистрации нормативных правовых актов.
4. Решение, принятое на местном референдуме, может быть отменено или изменено путем принятия иного решения на местном референдуме, но не ранее чем через два года после его принятия, либо признано недействительным (недействующим) в судебном порядке. В случае принятия на местном референдуме нормативного правового акта он может быть изменен в порядке, установленном указанным нормативным правовым актом. Если данный порядок не установлен, изменения могут быть также внесены в порядке, предусмотренном для внесения изменений в соответствующий нормативный акт, но не ранее чем через пять лет со дня принятия соответствующего решения на местном референдуме.
5. Отмена судом решения, принятого на местном референдуме, может быть произведена по следующим основаниям:
а) нарушение установленного Федеральным законом, настоящим Законом, уставом муниципального образования порядка проведения местного референдума, повлекшее невозможность выявить действительную волю участников местного референдума;
б) несоответствие закона Кемеровской области, устава муниципального образования, на основании которых проводился местный референдум, Конституции Российской Федерации, федеральному закону, закону Кемеровской области, действовавшим на момент проведения данного референдума, повлекшее невозможность выявить действительную волю участников референдума;
в) несоответствие решения, принятого на местном референдуме, Конституции Российской Федерации, Федеральному закону, закону Кемеровской области.
6. Если результаты референдума признаны недействительными, муниципальная комиссия, организующая голосование на референдуме, принимает решение о проведении повторного голосования.
7. Если для реализации решения, принятого на местном референдуме, дополнительно требуется издание нормативного правового акта, орган местного самоуправления, в чью компетенцию входит данный вопрос, обязан в течение 15 дней со дня вступления в силу решения, принятого на местном референдуме, определить срок подготовки и (или) принятия данного нормативного правового акта. Указанный срок не может превышать три месяца.
(в ред. Закона Кемеровской области от 12.07.2006 № 99-ОЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)

Статья 61. Использование ГАС "Выборы" при проведении референдума

(в ред. Закона Кемеровской области от 12.07.2006 № 99-ОЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)

При подготовке и проведении референдума, а также для осуществления иных полномочий комиссий по обеспечению избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации используется только ГАС "Выборы" в порядке, предусмотренном Федеральным законом, иными федеральными законами. Требования к ГАС "Выборы", ее эксплуатации и развитию определяются федеральным законодательством. Ввод в ГАС "Выборы" данных, содержащихся в протоколах комиссий об итогах голосования, о результатах референдума, является обязательным.

Глава X. ОБЖАЛОВАНИЕ НАРУШЕНИЙ ПРАВА НА УЧАСТИЕ
В МЕСТНОМ РЕФЕРЕНДУМЕ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
О МЕСТНОМ РЕФЕРЕНДУМЕ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья 62. Обжалование нарушений права на участие в местном референдуме и ответственность за нарушение права на участие в местном референдуме граждан Российской Федерации

Обжалование решений и действий (бездействия), нарушающих право на участие в местном референдуме граждан Российской Федерации, отмена решений об итогах голосования, сроки подачи и рассмотрения жалоб и заявлений, а также ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах устанавливаются Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Глава XI. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 63. Вступление в силу настоящего Закона

1. Настоящий Закон вступает в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования.

Пункт 2 статьи 63 фактически утратил силу в связи с принятием Закона Кемеровской области от 12.07.2006 № 99-ОЗ, признавшим утратившими силу пункты 3, 4 статьи 45.

2. Действие пунктов 3, 4 статьи 45 настоящего Закона приостанавливается на период приостановления пунктов 4, 5 статьи 57 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
3. Признать утратившими силу:
Закон Кемеровской области от 14.01.2000 № 5-ОЗ "О местном референдуме" ("Кузбасс" от 17.03.2000, № 49);
Закон Кемеровской области от 19.12.2001 № 122-ОЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Кемеровской области от 14.01.2000 № 5-ОЗ "О местном референдуме" ("Кузбасс" от 21.12.2001, № 237).

Пункт 4 статьи 63 фактически утратил силу в связи с принятием Закона Кемеровской области от 16.06.2006 № 89-ОЗ, признавшего Закон Кемеровской области от 15.07.2002 № 52-ОЗ утратившим силу.

4. Абзац пятый пункта 2 статьи 36 Закона Кемеровской области от 15.07.2002 № 52-ОЗ "Об административных правонарушениях в Кемеровской области" ("Кузбасс" от 16.07.2002, № 123) исключить.

Губернатор
Кемеровской области
А.М.ТУЛЕЕВ
г. Кемерово
17 февраля 2004 года
№ 8-ОЗ





Приложение
к Закону Кемеровской области
от 17 февраля 2004 г. № 8-ОЗ

ПОДПИСНОЙ ЛИСТ
КЕМЕРОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

__________________________________________________________________
         (город, район, где собираются подписи граждан)

__________________________________________________________________
(наименование общественного объединения,  инициативной  группы  по
проведению референдума)

┌──────────────────┬───────────┬─────────────────────────────────┐
│№ регистрационного│    Дата   │   Наименование избирательной    │
│   свидетельства  │регистрации│комиссии (комиссии референдума), │
│                  │           │    которая зарегистрировала     │
│                  │           │       инициативную группу       │
├──────────────────┼───────────┼─────────────────────────────────┤
├──────────────────┼───────────┼─────────────────────────────────┤
├──────────────────┼───────────┼─────────────────────────────────┤
└──────────────────┴───────────┴─────────────────────────────────┘

    Мы, нижеподписавшиеся, поддерживаем  инициативу  о  проведении
референдума ______________________________________________________
__________________________________________________________________
           (наименование муниципального образования)

с формулировкой вопроса (вопросов) _______________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________

┌──────┬────────┬─────────┬───────────┬─────────┬────────┬───────┐
│  №   │Фамилия,│   Год   │Адрес места│Серия,   │  Дата  │Подпись│
│ п/п  │  имя,  │рождения │жительства,│номер    │внесения│       │
│      │отчество│  (в     │указанный в│паспорта │ подписи│       │
│      │        │возрасте │  паспорте │или      │        │       │
│      │        │18 лет - │    или    │заменя-  │        │       │
│      │        │(число и │ документе,│ющего его│        │       │
│      │        │ месяц   │ замещающим│документа│        │       │
│      │        │рождения)│  паспорт  │         │        │       │
│      │        │         │ гражданина│         │        │       │
├──────┼────────┼─────────┼───────────┼─────────┼────────┼───────┤
│1.    │        │         │           │         │        │       │
├──────┼────────┼─────────┼───────────┼─────────┼────────┼───────┤
│2.    │        │         │           │         │        │       │
├──────┼────────┼─────────┼───────────┼─────────┼────────┼───────┤
│3. ...│        │         │           │         │        │       │
└──────┴────────┴─────────┴───────────┴─────────┴────────┴───────┘

Подписной лист удостоверяю:
__________________________________________________________________
  (фамилия, имя, отчество, адрес места жительства, дата рождения,
    серия и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт
                гражданина, собирающего подписи)

                ________________________________
                       (подпись и дата)

    Уполномоченный представитель инициативной группы по проведению
референдума
__________________________________________________________________
 (фамилия, имя, отчество, адрес места жительства, дата рождения,
     серия и номер паспорта или документа заменяющего паспорт
                 гражданина, собирающего подписи)

_______________________
подпись
дата



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru