Законодательство
Кузбасс

Кемеровская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления






О применении документа см. примечание в

Справке

15 марта 2004 годаN 13-ОЗ


КЕМЕРОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

ЗАКОН

О РЕФЕРЕНДУМЕ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Принят
Советом народных депутатов
Кемеровской области
25 февраля 2004 года

(в ред. Законов Кемеровской области
от 16.05.2006 № 72-ОЗ, от 17.10.2006 № 117-ОЗ,
от 26.03.2007 № 36-ОЗ, от 07.11.2007 № 139-ОЗ,
от 08.04.2009 № 28-ОЗ, от 13.10.2009 № 103-ОЗ)

Референдум Кемеровской области является высшим непосредственным выражением принадлежащей народу власти. Государством гарантируются свободное волеизъявление граждан Российской Федерации на референдуме Кемеровской области, защита демократических принципов и права на участие в референдуме Кемеровской области.

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Пределы действия настоящего Закона

1. Настоящим Законом определяются гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в референдуме Кемеровской области (далее также - референдум) в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, Уставом Кемеровской области и иными законами Кемеровской области.
2. Если настоящий Закон противоречит Федеральному закону "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) либо не содержит предусмотренных им положений, применяются нормы Федерального закона.

Статья 2. Основные термины и понятия

Для целей настоящего Закона применяемые термины и понятия означают:
1) агитационные материалы - печатные, аудиовизуальные и иные материалы, содержащие признаки агитации по вопросам референдума и предназначенные для массового распространения, обнародования в период кампании референдума;
2) агитационный период - период, в течение которого разрешается проводить агитацию по вопросам референдума;
3) агитация по вопросам референдума - деятельность, осуществляемая в период кампании референдума и имеющая целью побудить или побуждающая участников референдума поддержать инициативу проведения референдума либо отказаться от такой поддержки, голосовать либо отказаться от голосования на референдуме, поддержать или отвергнуть вынесенный на референдум вопрос;
4) адрес места жительства - адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации;
5) бюллетень - бюллетень для голосования на референдуме;
6) вопрос (вопросы) референдума - вопрос (вопросы), проект закона и иного нормативного правового акта, по которым предлагается провести или проводится референдум;
7) гарантии права на участие в референдуме - установленные Конституцией Российской Федерации, законом, иным нормативным правовым актом условия, правила и процедуры, обеспечивающие реализацию права на участие в референдуме граждан Российской Федерации;
8) ГАС "Выборы" - Государственная автоматизированная система Российской Федерации "Выборы;
(пп. 8 в ред. Закона Кемеровской области от 16.05.2006 № 72-ОЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
8-1) государственная система регистрации (учета) избирателей, участников референдума - комплекс обеспечивающих гарантии и реализацию избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации мер по сбору, систематизации и использованию сведений об избирателях, участниках референдума;
(пп. 8-1 введен Законом Кемеровской области от 16.05.2006 № 72-ОЗ)
9) добровольное пожертвование гражданина - безвозмездное внесение гражданином Российской Федерации собственных денежных средств на специальный счет референдума;
10) добровольное пожертвование юридического лица - безвозмездное перечисление юридическим лицом денежных средств со своего расчетного счета на специальный счет референдума;
11) документ, заменяющий паспорт гражданина, - документ, удостоверяющий личность гражданина, выданный уполномоченным государственным органом. На территории Российской Федерации для граждан Российской Федерации такими документами являются:
военный билет, временное удостоверение, выдаваемое взамен военного билета, или удостоверение личности (для лиц, которые проходят военную службу);
временное удостоверение личности гражданина Российской Федерации, выдаваемое на период оформления паспорта в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации;
документ, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации, по которому гражданин Российской Федерации осуществляет въезд в Российскую Федерацию в соответствии с Федеральным законом, регулирующим порядок выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию (для лиц, постоянно проживающих за пределами территории Российской Федерации);
абзац утратил силу. - Закон Кемеровской области от 08.04.2009 № 28-ОЗ;
(см. текст в предыдущей редакции)
справка установленной формы, выдаваемая гражданам Российской Федерации, находящимся в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации;
12) закон - федеральный конституционный закон, федеральный закон, закон Кемеровской области;
13) избирательное объединение - политическая партия, имеющая в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах, а также региональное отделение или иное структурное подразделение политической партии, имеющие в соответствии с Федеральным законом право участвовать в выборах соответствующего уровня;
14) исключен. - Закон Кемеровской области от 16.05.2006 № 72-ОЗ;
(см. текст в предыдущей редакции)
15) кампания референдума - деятельность по подготовке и проведению референдума, осуществляемая в период со дня регистрации инициативной группы по проведению референдума до дня представления комиссией референдума Кемеровской области отчета о расходовании средств областного бюджета, выделенных на подготовку и проведение референдума, либо до дня отказа в проведении референдума;
16) комиссия - комиссия референдума;
17) комиссия референдума - коллегиальный орган, формируемый в порядке и сроки, которые установлены законом, организующий и обеспечивающий подготовку и проведение референдума;
18) комиссия референдума вышестоящая (вышестоящая комиссия референдума) - организующая и обеспечивающая подготовку и проведение референдума, по отношению к иным комиссиям референдума, организующим и обеспечивающим подготовку и проведение этого же референдума. Комиссия референдума Кемеровской области является вышестоящей по отношению к территориальным и участковым комиссиям референдума. Территориальная комиссия является вышестоящей по отношению к участковой комиссии;
19) комиссия референдума нижестоящая (нижестоящая комиссия референдума) - определенная в качестве таковой законом комиссия референдума, организующая и обеспечивающая подготовку и проведение референдума, по отношению к иным комиссиям референдума, организующим и обеспечивающим подготовку и проведение этого же референдума. Участковая комиссия является нижестоящей по отношению к территориальной комиссии и комиссии референдума Кемеровской области. Территориальная комиссия является нижестоящей по отношению к комиссии референдума Кемеровской области;
20) комиссия референдума, организующая референдум (организующая референдум комиссия референдума), - комиссия референдума Кемеровской области, на которую законом возложено руководство деятельностью всех комиссий референдума по подготовке и проведению референдума;
21) наблюдатель - гражданин Российской Федерации, уполномоченный осуществлять наблюдение за проведением голосования, подсчетом голосов и иной деятельностью комиссии в период проведения голосования, установления его итогов, определения результатов референдума, включая деятельность комиссии по проверке правильности установления итогов голосования и определения результатов референдума;
22) наблюдатель иностранный (международный) (иностранный (международный) наблюдатель) - представитель иностранной или международной организации, наделенный правом осуществлять в порядке, установленном законом, наблюдение за подготовкой и проведением референдума;
23) недействительная подпись - подпись, собранная с нарушением порядка сбора подписей участников референдума и (или) оформления подписного листа;
24) недостоверная подпись - подпись, выполненная от имени одного лица другим лицом;
25) организации, осуществляющие выпуск средств массовой информации, - организации, осуществляющие теле- и (или) радиовещание, и редакции периодических печатных изданий;
26) открепительное удостоверение - открепительное удостоверение для голосования на референдуме;
27) право на участие в референдуме - конституционное право граждан Российской Федерации голосовать по вопросам референдума, а также участвовать в других действиях по подготовке и проведению референдума;
28) представитель средства массовой информации - лицо, имеющее редакционное удостоверение или иной документ, удостоверяющий его полномочия представителя организации, осуществляющей выпуск средств массовой информации;
29) референдум - форма прямого волеизъявления граждан Российской Федерации по наиболее важным вопросам государственного и местного значения в целях принятия решений, осуществляемого посредством голосования граждан Российской Федерации, обладающих правом на участие в референдуме;
30) референдум Кемеровской области - референдум, проводимый в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом, иными федеральными законами, Уставом Кемеровской области, настоящим Законом среди обладающих правом на участие в референдуме граждан Российской Федерации, место жительства которых расположено на территории Кемеровской области;
31) Совет народных депутатов Кемеровской области - законодательный (представительный) орган государственной власти Кемеровской области, избираемый непосредственно гражданами Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом Кемеровской области, законами Кемеровской области;
32) участник референдума - гражданин Российской Федерации, обладающий правом на участие в референдуме.

Статья 3. Принципы проведения референдума

1. Референдум Кемеровской области проводится на всей территории Кемеровской области.
2. Гражданин Российской Федерации участвует в референдуме на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании.
3. Участие гражданина Российской Федерации в референдуме является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в референдуме либо воспрепятствовать его свободному волеизъявлению.
4. Деятельность комиссий референдума при подготовке и проведении референдума, подсчете голосов, установлении итогов голосования, определении результатов референдума осуществляется открыто и гласно.
5. Иностранные граждане, лица без гражданства, иностранные юридические лица не вправе осуществлять деятельность, способствующую либо препятствующую выдвижению инициативы проведения референдума и проведению референдума, достижению определенного результата на референдуме.
6. Референдум организуют и проводят комиссии. Вмешательство в деятельность комиссий со стороны законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, иных граждан не допускается.

Статья 4. Право на участие в референдуме

1. Гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, вправе голосовать на референдуме. Гражданин Российской Федерации, который достигнет на день голосования возраста 18 лет, вправе участвовать в предусмотренных законом и проводимых законными методами иных действиях по подготовке и проведению референдума.
2. Гражданин Российской Федерации имеет право участвовать в референдуме независимо от пола, расы, национальности, языка, места жительства, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
3. Не имеют права участвовать в референдуме граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.
4. Пребывание гражданина Российской Федерации вне его места жительства во время проведения на территории Кемеровской области референдума не может служить основанием для лишения его права на участие в референдуме.

Статья 5. Равное право на участие в референдуме

Граждане Российской Федерации участвуют в референдуме на равных основаниях.

Статья 6. Право на прямое волеизъявление на референдуме

Гражданин Российской Федерации голосует на референдуме соответственно за вынесенный на референдум вопрос или против него непосредственно.

Статья 7. Тайное голосование

Голосование на референдуме является тайным, исключающим возможность какого-либо контроля за волеизъявлением гражданина.

Глава II. ГАРАНТИИ ПРАВА ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ НА НАЗНАЧЕНИЕ РЕФЕРЕНДУМА

Статья 8. Вопросы референдума

1. На референдум могут быть вынесены только вопросы, находящиеся в ведении Кемеровской области как субъекта Российской Федерации или в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, если указанные вопросы не урегулированы Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом.
2. Уставом Кемеровской области, законами Кемеровской области могут быть определены вопросы, подлежащие обязательному вынесению на референдум Кемеровской области.
3. Вопросы референдума не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина, конституционные гарантии реализации таких прав и свобод.
4. Вопросы референдума Кемеровской области не должны противоречить законодательству Российской Федерации.
5. Вопрос референдума должен быть сформулирован таким образом, чтобы исключалась возможность его множественного толкования, то есть на него можно было бы дать только однозначный ответ, а также чтобы исключалась неопределенность правовых последствий принятого на референдуме решения.
6. На референдум Кемеровской области не могут быть вынесены вопросы:
а) о досрочном прекращении или продлении срока полномочий органов государственной власти Кемеровской области, о приостановлении осуществления ими своих полномочий, а также о проведении досрочных выборов в органы государственной власти Кемеровской области либо об отсрочке указанных выборов;
б) о персональном составе органов государственной власти Кемеровской области;
в) об избрании депутатов и должностных лиц, об утверждении, о назначении на должность и об освобождении от должности должностных лиц, а также о даче согласия на их назначение на должность и освобождение от должности;
г) о принятии или об изменении областного бюджета, исполнении и изменении финансовых обязательств Кемеровской области;
д) о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения.
7. Установление иных ограничений для вопросов, выносимых на референдум, кроме указанных в настоящей статье, не допускается.

Статья 9. Обстоятельства, исключающие назначение и проведение референдума

1. Референдум Кемеровской области не назначается и не проводится в условиях военного или чрезвычайного положения, введенного на территории Российской Федерации, либо на территории Кемеровской области, либо на части территории Кемеровской области, а также в течение 3 месяцев после отмены военного или чрезвычайного положения.
2. Совет народных депутатов Кемеровской области вправе отказать в назначении референдума только в случае нарушения при выдвижении инициативы проведения референдума нормативных правовых актов, регулирующих подготовку и проведение референдума.
3. Повторно референдум не проводится в течение двух лет со дня официального опубликования результатов референдума с такой же по смыслу формулировкой вопроса.
4. Установление иных обстоятельств, исключающих назначение и проведение референдума, кроме указанных в настоящей статье, не допускается.

Статья 10. Инициатива проведения референдума

1. Инициатива проведения референдума в Кемеровской области принадлежит гражданам Российской Федерации, имеющим право на участие в референдуме.
2. Федеральным законом инициатива проведения референдума может быть предоставлена иным субъектам.
3. Для выдвижения инициативы проведения референдума Кемеровской области, предусмотренной пунктом 1 настоящей статьи, и сбора подписей граждан Российской Федерации в ее поддержку образуется инициативная группа по проведению референдума. Такую инициативную группу вправе образовать гражданин или группа граждан Российской Федерации, имеющие право на участие в референдуме. Количественный состав инициативной группы по проведению референдума Кемеровской области установлен в соответствии с Федеральным законом в пункте 1 статьи 24 настоящего Закона. Выдвинуть инициативу проведения референдума Кемеровской области может также избирательное объединение, иное общественное объединение, устав которого предусматривает участие в выборах и (или) референдумах и которое зарегистрировано в порядке, определенном Федеральным законом, на уровне, соответствующем уровню референдума, или на более высоком уровне не позднее чем за один год до дня образования инициативной группы по проведению референдума. В этом случае руководящий орган этого избирательного объединения, иного общественного объединения либо руководящий орган его регионального отделения или иного структурного подразделения (соответственно уровню референдума) независимо от его численности выступает в качестве инициативной группы по проведению референдума.
(п. 3 в ред. Закона Кемеровской области от 16.05.2006 № 72-ОЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4. Для назначения референдума инициативная группа по проведению референдума, образованная в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, должна представить в избирательную комиссию Кемеровской области подписи участников референдума в поддержку инициативы его проведения.

Статья 11. Назначение референдума

1. Назначение и проведение референдума обязательно, если соблюдены порядок и сроки выдвижения инициативы проведения референдума и ее реализации, установленные Федеральным законом, Уставом Кемеровской области, настоящим Законом.
2. Принятие органом государственной власти, иным государственным органом, органом местного самоуправления решения по существу вопроса, который может быть вынесен на референдум, не является обстоятельством, исключающим возможность проведения референдума по данному вопросу.
3. Референдум Кемеровской области назначается постановлением Совета народных депутатов Кемеровской области, в котором определяется день голосования на референдуме Кемеровской области.
4. Голосование на референдуме может быть назначено только на воскресенье. Не допускается назначение голосования на предпраздничный и нерабочий праздничный дни, на день, следующий за нерабочим праздничным днем, а также на воскресенье, которое в установленном порядке объявлено рабочим днем. Решение о назначении референдума Кемеровской области подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не менее чем за 60 дней до дня голосования.
5. В соответствии с настоящим Законом голосование на референдуме не позднее чем за 25 дней до назначенного дня голосования может быть перенесено Советом народных депутатов Кемеровской области на более поздний срок (но не более чем на 90 дней) в целях его совмещения с днем голосования на назначенных выборах в органы государственной власти или органы местного самоуправления либо с днем голосования на ином назначенном референдуме.
6. Решение о назначении референдума, а также о перенесении дня голосования на референдуме в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия.

Глава III. ГАРАНТИИ ПРАВ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИ РЕГИСТРАЦИИ (УЧЕТЕ) УЧАСТНИКОВ РЕФЕРЕНДУМА,
СОСТАВЛЕНИИ СПИСКОВ УЧАСТНИКОВ РЕФЕРЕНДУМА,
ОБРАЗОВАНИИ УЧАСТКОВ РЕФЕРЕНДУМА

Статья 12. Регистрация (учет) участников референдума

(в ред. Закона Кемеровской области от 16.05.2006 № 72-ОЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)

1. Регистрации (учету) подлежат все участники референдума.
2. Регистрация (учет) участников референдума, проживающих на территории соответствующего муниципального образования, осуществляется Главой местной администрации муниципального района, городского округа. Основанием для регистрации (учета) участников референдума на территории муниципального образования является факт нахождения места жительства (в отношении вынужденных переселенцев - факт временного пребывания) участников референдума на соответствующей территории. Указанный факт устанавливается на основании сведений, представляемых органами, осуществляющими регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
3. Регистрация (учет) участников референдума - военнослужащих, членов их семей и других участников референдума, проживающих в пределах расположения воинской части, осуществляется командиром воинской части. Основанием для регистрации (учета) данной категории участников референдума является факт нахождения их места жительства в пределах расположения воинской части, устанавливаемый на основании сведений, представляемых соответствующей службой воинской части.
4. Регистрация (учет) участников референдума осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом.
5. Участник референдума имеет право на беспрепятственный доступ к документированной информации (персональным данным) о себе, в том числе к информации, находящейся на машиночитаемых носителях, на уточнение этой информации в целях обеспечения ее полноты и достоверности, а также имеет право знать, кто и в каких целях использует или использовал эту информацию, кем и кому она предоставлена.

Статья 13. Составление списков участников референдума

1. В целях реализации прав участников референдума территориальными комиссиями составляются списки участников референдума на основании сведений, полученных с использованием государственной системы регистрации (учета) избирателей, участников референдума и представляемых в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи.
2. В списки участников референдума на участках референдума включаются граждане Российской Федерации, обладающие на день голосования правом на участие в референдуме.
3. Основанием для включения гражданина Российской Федерации в список участников референдума на конкретном участке референдума является факт нахождения его места жительства на территории этого участка, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом, - факт временного пребывания гражданина на территории этого участка (при наличии у гражданина права на участие в референдуме) либо наличие у гражданина открепительного удостоверения. Факт нахождения места жительства либо временного пребывания гражданина на территории определенного участка референдума устанавливается органами регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом, - другими уполномоченными на то органами, организациями и должностными лицами.
(п. 3 в ред. Закона Кемеровской области от 16.05.2006 № 72-ОЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4. Сведения об участниках референдума формирует и уточняет Глава местной администрации муниципального района, городского округа. Сведения об участниках референдума - военнослужащих, находящихся в воинской части, членах их семей и о других участниках референдума, если они проживают на территории расположения воинской части либо зарегистрированы в установленном порядке при воинской части по месту их службы, формирует и уточняет командир воинской части. Указанные сведения направляются уполномоченным на то органом или уполномоченным должностным лицом в территориальные комиссии, а в случаях, предусмотренных законом, - в участковые комиссии сразу после назначения дня голосования или после образования этих комиссий.
(в ред. Закона Кемеровской области от 16.05.2006 № 72-ОЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5. Список участников референдума составляется территориальной комиссией, в том числе с использованием ГАС "Выборы", отдельно по каждому участку референдума на основании сведений, представляемых по установленной форме уполномоченным на то органом или уполномоченным должностным лицом.
(в ред. Закона Кемеровской области от 16.05.2006 № 72-ОЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5-1. Лица, представляющие сведения об участниках референдума, несут ответственность за достоверность и полноту этих сведений, а также за своевременность их представления.
(п. 5-1 введен Законом Кемеровской области от 16.05.2006 № 72-ОЗ)
6. Гражданин Российской Федерации включается в список участников референдума только на одном участке референдума. При выявлении территориальной комиссией факта включения гражданина Российской Федерации в списки участников референдума на разных участках референдума соответствующая комиссия до передачи списков участников референдума в участковые комиссии проводит работу по устранению ошибки или неточности в указанных списках.
(в ред. Закона Кемеровской области от 16.05.2006 № 72-ОЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
7. Список участников референдума составляется в двух экземплярах. Сведения об участниках референдума, включаемые в список участников референдума, располагаются в алфавитном или ином порядке (по населенным пунктам, улицам, домам, квартирам). В списке указываются фамилия, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет - дополнительно день и месяц рождения), адрес места жительства участника референдума. В списке участников референдума должны быть предусмотрены места для проставления участником референдума подписи за каждый полученный им бюллетень, серии и номера своего паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, а также для внесения суммарных данных по каждому виду выборов, референдума и для проставления подписи члена участковой комиссии, выдавшего бюллетень (бюллетени) участнику референдума.
(в ред. Закона Кемеровской области от 16.05.2006 № 72-ОЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
8. Первый экземпляр списка участников референдума подписывают председатель и секретарь комиссии, составившей список. На участках референдума, образованных на территории воинской части, в отдаленной или труднодоступной местности, список участников референдума подписывают председатель и секретарь участковой комиссии. Список участников референдума заверяется печатями соответственно территориальной комиссии и участковой комиссии. Порядок и сроки изготовления, использования второго экземпляра списка участников референдума, его передачи соответствующей участковой комиссии, заверения и уточнения определяются комиссией референдума Кемеровской области.
9. Соответствующая территориальная комиссия передает по акту участковым комиссиям первый экземпляр списка участников референдума конкретного участка референдума не позднее чем за 20 дней до дня голосования. Участковая комиссия вправе разделить первый экземпляр списка участников референдума на отдельные книги. Каждая такая книга не позднее дня, предшествующего дню голосования, должна быть сброшюрована (прошита), что подтверждается печатью соответствующей участковой комиссии и подписью ее председателя.
(в ред. Закона Кемеровской области от 16.05.2006 № 72-ОЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
10. Участковая комиссия уточняет список участников референдума в соответствии с установленным порядком организации взаимодействия комиссий с органами местного самоуправления, учреждениями и организациями, осуществляющими регистрацию (учет) участников референдума. Выверенный и уточненный список участников референдума не позднее дня, предшествующего дню голосования, подписывается председателем и секретарем участковой комиссии и заверяется печатью участковой комиссии.
11. Участковая комиссия за 20 дней до дня голосования представляет список участников референдума для ознакомления участников референдума и его дополнительного уточнения.
(в ред. Закона Кемеровской области от 16.05.2006 № 72-ОЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
12. Гражданин Российской Федерации, обладающий правом на участие в референдуме Кемеровской области, вправе обратиться в участковую комиссию с заявлением о включении его в список участников референдума, о любой ошибке или неточности в сведениях о нем, внесенных в список участников референдума. В течение 24 часов, а в день голосования в течение двух часов с момента обращения, но не позднее момента окончания голосования участковая комиссия обязана проверить сообщенные заявителем сведения и представленные документы и либо устранить ошибку или неточность, либо принять решение об отклонении заявления с указанием причин такого отклонения, вручив заверенную копию этого решения заявителю. Решение участковой комиссии об отклонении заявления о включении гражданина Российской Федерации в список участников референдума может быть обжаловано в вышестоящую комиссию или в суд (по месту нахождения участковой комиссии), которые обязаны рассмотреть жалобу (заявление) в трехдневный срок, а за три и менее дня до дня голосования и в день голосования - немедленно. В случае, если принято решение об удовлетворении жалобы (заявления), исправление в списке участников референдума производится участковой комиссией немедленно. Исключение гражданина Российской Федерации из списка участников референдума после его подписания председателями и секретарями соответствующих комиссий и заверения его печатями этих комиссий в порядке, предусмотренном пунктом 8 настоящей статьи, производится только на основании официальных документов, в том числе сообщения вышестоящей комиссии о включении участника референдума в список участников референдума на другом участке референдума, а также в случае выдачи участнику референдума открепительного удостоверения. При этом в списке участников референдума, а также в базе данных ГАС "Выборы" указывается дата исключения гражданина Российской Федерации из списка, а также причина такого исключения. Запись в списке участников референдума заверяется подписью председателя участковой комиссии, а при выдаче открепительного удостоверения - подписью члена комиссии, выдавшего открепительное удостоверение, с указанием даты внесения этой подписи. Каждый гражданин Российской Федерации вправе сообщить в участковую комиссию об изменении указанных в пункте 5 статьи 16 Федерального закона сведений об участниках референдума, включенных в список участников референдума на соответствующем участке.
(п. 12 в ред. Закона Кемеровской области от 16.05.2006 № 72-ОЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
13. Участники референдума, находящиеся в местах временного пребывания, работающие на предприятиях с непрерывным циклом работы и занятые на отдельных видах работ, где невозможно уменьшение продолжительности работы (смены), а также участники референдума из числа военнослужащих, находящихся вне места расположения воинской части, решением участковой комиссии могут быть включены в список участников референдума на участке референдума по месту их временного пребывания по личному письменному заявлению, поданному в участковую комиссию не позднее чем за три дня до дня голосования. Информация об этом передается в участковую комиссию, где данный участник референдума включен в список участников референдума по месту жительства, через соответствующую территориальную комиссию. Участковая комиссия в графе "Особые отметки" списка участников референдума делает отметку: "Включен в список участников референдума на участке референдума N" с указанием номера участка референдума.
(п. 13 в ред. Закона Кемеровской области от 16.05.2006 № 72-ОЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
14. Вносить какие-либо изменения в списки участников референдума после окончания голосования и начала подсчета голосов участников референдума запрещается.

Статья 14. Округ референдума

Округом референдума является территория Кемеровской области.

]]>
11. Документация комиссий всех уровней, включая подписные листы с подписями участников референдума, бюллетени, открепительные удостоверения и списки участников референдума, подлежит хранению в течение одного года со дня официального опубликования (обнародования) итогов голосования и результатов референдума. Срок хранения протоколов об итогах голосования и сводных таблиц комиссий референдума составляет не менее пяти лет со дня опубликования итогов голосования. В случае рассмотрения в суде жалобы на решение комиссии об итогах голосования, о результатах референдума, возбуждения уголовных дел, связанных с нарушением права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, сроки хранения документации референдума продлеваются до вступления в законную силу решения суда (прекращения дела в соответствии с законом). Ответственность за сохранность документации референдума возлагается на председателя (заместителя председателя) и секретаря соответствующей комиссии до передачи документации в вышестоящую комиссию либо в архив.
12. Порядок хранения, передачи в архив и уничтожения документации референдума утверждается Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, комиссией референдума Кемеровской области по согласованию с архивным управлением Кемеровской области.

Статья 56. Повторное голосование

1. Если результаты референдума признаны недействительными по основаниям, предусмотренным пунктом 3 статьи 55 настоящего Закона, комиссия референдума Кемеровской области принимает решение о повторном голосовании и в течение 3 дней направляет его в Совет народных депутатов Кемеровской области, который в течение 5 дней назначает дату повторного голосования.
2. Повторное голосование проводится не позднее чем через четыре месяца со дня признания результатов референдума недействительными. Организация и проведение повторного голосования проводится в соответствии со статьями 46 - 51 настоящего Закона. Изменение формулировки вопроса референдума не допускается. Сообщение о проведении повторного голосования публикуется в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней после принятия соответствующего решения. Комиссия референдума Кемеровской области может распорядиться о продлении полномочий участковых комиссий либо о формировании участковых комиссий в новом составе в порядке, установленном статьей 19 настоящего Закона.

Статья 57. Опубликование и обнародование итогов голосования и результатов референдума

1. Комиссия предоставляет для ознакомления итоги голосования по каждому участку референдума, территории, на которую распространяется деятельность комиссии, результаты референдума в объеме данных, содержащихся в ее протоколе об итогах голосования и протоколах об итогах голосования непосредственно нижестоящих комиссий, участникам референдума, уполномоченным представителям инициативной группы по проведению референдума, наблюдателям, иностранным (международным) наблюдателям, представителям средств массовой информации по их требованию.
2. Комиссия референдума Кемеровской области направляет общие данные о результатах референдума в средства массовой информации в течение одних суток после определения результатов референдума.
3. Официальное опубликование результатов референдума, а также данных о числе голосов участников референдума, поданных по позициям "Да" и "Нет" ("За" и "Против"), осуществляется комиссией референдума Кемеровской области в средствах массовой информации не позднее чем через один месяц со дня голосования.
(в ред. Закона Кемеровской области от 16.05.2006 № 72-ОЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4. Комиссии всех уровней, за исключением участковых комиссий, публикуют (обнародуют) данные, которые содержатся в протоколах комиссий соответствующего уровня об итогах голосования и о результатах референдума, и данные, которые содержатся в протоколах об итогах голосования непосредственно нижестоящих комиссий и на основании которых определялись итоги голосования, результаты референдума в соответствующих комиссиях. Официальное опубликование (обнародование) полных данных о результатах референдума осуществляется в течение двух месяцев со дня голосования. В течение трех месяцев со дня официального опубликования (обнародования) полных данных о результатах референдума Кемеровской области данные, которые содержатся в протоколах всех комиссий об итогах голосования и о результатах референдума, размещаются в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования "Интернет".

Статья 58. Юридическая сила решения, принятого на референдуме

1. Решение, принятое на референдуме, является обязательным и не нуждается в дополнительном утверждении.
2. Решение, принятое на референдуме Кемеровской области, действует на территории Кемеровской области.
3. Решение, принятое на референдуме Кемеровской области, подлежит регистрации в Совете народных депутатов Кемеровской области в порядке, установленном для регистрации нормативных правовых актов Кемеровской области.
4. Решение, принятое на референдуме Кемеровской области, может быть отменено или изменено путем принятия иного решения на референдуме Кемеровской области, но не ранее чем через два года после его принятия либо признано недействительным (недействующим) в судебном порядке. В случае принятия на референдуме Кемеровской области нормативного правового акта он может быть изменен в порядке, установленном указанным нормативным правовым актом. Если данный порядок не установлен, изменения могут быть также внесены в порядке, предусмотренном для внесения изменений в соответствующий нормативный акт, но не ранее чем через пять лет со дня принятия соответствующего решения на референдуме.
5. Отмена судом решения, принятого на референдуме, может быть произведена по следующим основаниям:
нарушение установленного Федеральным законом, настоящим Законом порядка проведения референдума, повлекшее невозможность выявить действительную волю участников референдума;
несоответствие настоящего Закона Конституции Российской Федерации, Федеральному закону, иным федеральным законам, действовавшим на момент проведения референдума, повлекшее невозможность выявить действительную волю участников референдума;
несоответствие решения, принятого на референдуме, Конституции Российской Федерации, Федеральному закону.
6. Если результаты референдума признаны недействительными, комиссия референдума Кемеровской области назначает повторное голосование.
7. Если для реализации решения, принятого на референдуме, дополнительно требуется издание закона, иного нормативного правового акта, орган государственной власти Кемеровской области, в чью компетенцию входит данный вопрос, обязаны в течение 15 дней со дня вступления в силу решения, принятого на референдуме, определить срок подготовки и (или) принятия данного закона, нормативного правового акта. Указанный срок не может превышать три месяца.
(в ред. Закона Кемеровской области от 16.05.2006 № 72-ОЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
8. Если после проведения референдума по вопросу, находящемуся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, вступил в силу федеральный закон по данному вопросу, решение, принятое на референдуме и не соответствующее этому федеральному закону, не применяется.

Статья 59. Использование ГАС "Выборы" при проведении референдума

(в ред. Закона Кемеровской области от 16.05.2006 № 72-ОЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)

При подготовке и проведении референдума, а также для осуществления иных полномочий комиссий по обеспечению избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации используется только ГАС "Выборы" в порядке, предусмотренном Федеральным законом, иными федеральными законами. Требования к ГАС "Выборы", ее эксплуатации и развитию определяются федеральным законодательством. Ввод в ГАС "Выборы" данных, содержащихся в протоколах комиссий об итогах голосования, о результатах референдума, является обязательным.

Глава X. ОБЖАЛОВАНИЕ НАРУШЕНИЙ ПРАВА НА УЧАСТИЕ
В РЕФЕРЕНДУМЕ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О РЕФЕРЕНДУМЕ

Статья 60. Обжалование нарушений права на участие в референдуме и ответственность за нарушение права на участие в референдуме граждан Российской Федерации

Обжалование решений и действий (бездействия), нарушающих право на участие в референдуме граждан Российской Федерации, отмена решения об итогах голосования, сроки подачи и рассмотрения жалоб и заявлений, а также ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах устанавливаются в соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

ГЛАВА XI. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 61. Вступление в силу настоящего Закона

1. Настоящий Закон вступает в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования.

Пункт 2 фактически утратил силу в связи с принятием Закона Кемеровской области от 16.05.2006 № 72-ОЗ, признавшего пункты 3, 4 статьи 42 данного документа утратившими силу.

2. Действие пунктов 3, 4 статьи 42 настоящего Закона приостанавливается на период приостановления пунктов 4, 5 статьи 57 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
3. Признать утратившим силу Закон Кемеровской области от 14.01.2000 № 6-ОЗ "Об областном референдуме" ("Кузбасс" от 22.03.2000, № 52).

Пункт 4 статьи 61 фактически утратил силу в связи с принятием Закона Кемеровской области от 16.06.2006 № 89-ОЗ, признавшего Закон Кемеровской области от 15.07.2002 № 52-ОЗ утратившим силу.

4. Абзац шестой пункта 2 статьи 36 Закона Кемеровской области от 15.07.2002 № 52-ОЗ "Об административных правонарушениях в Кемеровской области" ("Кузбасс" от 16.07.2002, № 123) исключить.

Губернатор
Кемеровской области
А.М.ТУЛЕЕВ
г. Кемерово
15 марта 2004 года
№ 13-ОЗ





Приложение
к Закону Кемеровской области
от 15 марта 2004 г. № 13-ОЗ

ПОДПИСНОЙ ЛИСТ

Кемеровская область

__________________________________________________________________
            (город, район, где собираются подписи граждан)
__________________________________________________________________
     (наименование общественного объединения, образовавшего
  инициативную группу по проведению референдума (заполняется
                   в соответствующем случае)

номер регистрационного свидетельства              дата регистрации

                Комиссия референдума Кемеровской области

Мы,  нижеподписавшиеся,  поддерживаем   инициативу   о  проведении
референдума Кемеровской области с формулировкой вопроса __________
__________________________________________________________________

┌───┬────────┬─────────┬────────────┬───────────┬────────┬───────┐
│ № │Фамилия,│   Год   │ Адрес места│   Серия,  │  Дата  │Подпись│
│п/п│  имя,  │рождения │ жительства,│   номер   │внесения│       │
│   │отчество│   (в    │ указанный в│  паспорта │подписи │       │
│   │        │возрасте │паспорте или│    или    │        │       │
│   │        │ 18 лет  │  документе,│ документа,│        │       │
│   │        │ число и │  заменяющем│заменяющего│        │       │
│   │        │ месяц   │   паспорт  │  паспорт  │        │       │
│   │        │рождения)│  гражданина│ гражданина│        │       │
├───┼────────┼─────────┼────────────┼───────────┼────────┼───────┤
│ 1.│        │         │            │           │        │       │
├───┼────────┼─────────┼────────────┼───────────┼────────┼───────┤
│ 2.│        │         │            │           │        │       │
├───┼────────┼─────────┼────────────┼───────────┼────────┼───────┤
│ 3.│        │         │            │           │        │       │
└───┴────────┴─────────┴────────────┴───────────┴────────┴───────┘

Подписной лист удостоверяю _______________________________________
__________________________________________________________________
(фамилия, имя,  отчество, адрес  места  жительства, дата рождения,
серия  и номер  паспорта или документа, заменяющего паспорт, лица,
собирающего подписи)
__________________________________________________________________
                         (подпись и дата)

Уполномоченный  представитель  инициативной  группы  по проведению
референдума Кемеровской области __________________________________
__________________________________________________________________
(фамилия,  имя,  отчество, адрес места жительства,  дата рождения,
серия  и  номер  паспорта   или  документа,  заменяющего  паспорт,
уполномоченного    представителя    по    проведению   референдума
Кемеровской области)
__________________________________________________________________
                         (подпись и дата)



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru