Законодательство
Кузбасс

Кемеровская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ДЕПАРТАМЕНТ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ
КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
№ 1309

ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ФОНД ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ
КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
№ 91

ПРИКАЗ
от 14 октября 2008 года

В целях совершенствования планирования и экономического анализа деятельности лечебных подразделений медицинских организаций приказываем:

Утвердить прилагаемые Методические рекомендации "Планирование и экономический анализ деятельности лечебных подразделений медицинской организации".

Начальник департамента
охраны здоровья населения
Кемеровской области
А.П.САМСОНОВ

Исполнительный директор
Территориального фонда ОМС
Кемеровской области
И.В.ПАЧГИН





МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
"ПЛАНИРОВАНИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛЕЧЕБНЫХ
ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ МЕДИЦИНСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ"

Данные методические рекомендации предназначены для помощи в практической работе по организации планирования и экономического анализа деятельности подразделений (лечебных отделений) в первую очередь руководителям подразделений медицинских учреждений Кемеровской области, работающих в системе обязательного медицинского страхования.
Также данные рекомендации могут быть полезны экономическим службам медицинских учреждений для выработки единых подходов к организации анализа экономической деятельности подразделений.

1. Необходимость планирования и экономического анализа
деятельности подразделений медицинских организаций

Стационарные и амбулаторно-поликлинические учреждения системы здравоохранения в последние годы находятся в постоянно изменяющихся условиях существования. В наибольшей степени изменения коснулись формирования и планирования финансово-экономических показателей деятельности. Логика развития реформы здравоохранения предполагает усиление самостоятельности медицинских учреждений. Цель ЛПУ на ближайшие годы - интегрировать в свою практику методы финансирования и организации медицинской помощи, научиться нести всю полноту финансовых рисков и пользоваться экономическими стимулами, которые вытекают из деятельности в условиях регулируемой конкуренции на рынке медицинской помощи.
Чтобы сохранить за собой ключевую роль в здравоохранении территории ЛПУ должны соединить доступный клинический потенциал с потенциалом экономической эффективности. Из пассивного просителя финансовых средств больницы должны превратиться в некоммерческие организации, которые умеют зарабатывать деньги и готовы делать это с пользой для своих пациентов. Экономический анализ деятельности является компасом в руках руководителя подразделения, с помощью которого он может оценить финансовое положение своего отделения, выверить курс, по которому происходит движение в бурном океане экономических стимулов и рисков, и, наконец, просчитать и принять правильные управленческие решения.
Задача медицинского учреждения заключается в максимальном удовлетворении потребности населения в медицинской помощи по определенному набору клинических специализаций и на должном уровне качества. При этом медицинское учреждение должно повышать свою экономическую жизнеспособность путем использования современных методов планирования и управления.
Совершенствование экономического анализа отвечает интересам не только финансирующей стороны, но и интересам лечебно-профилактических учреждений. Развитие методов анализа должно содействовать укреплению финансовых позиций ЛПУ в условиях, когда финансово-хозяйственная деятельность в здравоохранении, с одной стороны, наделена новыми возможностями, а с другой стороны, сопряжена с высокими рисками.

Оптимизация производственной программы

Экономический анализ позволяет оптимизировать производственную программу больницы с целью приближения объемов и структуры лечебно-диагностической работы к спросу на медицинскую помощь. Детальный учет и анализ затрат позволяет увидеть, что будет происходить с финансами больницы при том или ином сценарии перестройки ее работы с учетом спроса на стационарное обслуживание.

Совершенствование организационной структуры

Заданные спросом объем и структура клинической деятельности больницы могут достигаться при разных вариантах ее внутренней организации. Располагая информацией о полных затратах на содержание каждого структурного подразделения и функциональной службы, можно оценивать конкретные варианты перестройки оргструктуры больницы и выявить вариант, наименее обремененный общебольничными и внутриотделенческими накладными расходами. Реализация наилучшего варианта предполагает "спрямление" оргструктуры путем укрупнения или разукрупнения структурных подразделений, устранения дублирующих звеньев и функций, отказа от оказания услуг, которые дешевле приобрести на стороне. Наибольшие возможности в плане улучшения внутренней организации больницы связаны, как правило, с повышением эффективности организации немедицинских отделов и служб.

Оптимизация загрузки больницы

Систематический анализ удельных затрат со временем позволит увидеть, как их размер меняется с изменением общего объема лечебной работы, и приблизить этот объем к оптимальному уровню. Затратная оптимальность не должна в данном случае противоречить социальной оптимальности. Больница не может уменьшить объем клинической работы, если это идет в ущерб доступности помощи. В то же время есть прямой экономический смысл вывести из оборота хронически незагруженные или высвобождаемые в результате изменения производственной программы ресурсы больницы.

Улучшение позиций больницы в переговорах с финансирующей стороной

Традиционно расходы на планируемый период соотносятся с фактически достигнутыми показателями удельных затрат по статьям расходов. Сейчас необходимо заново оценить сложившийся и требуемый уровень финансирования, на этот раз - в расчете на результат, а не на процесс. Отправной точкой должны стать фактические затраты. Их расчет и прогнозирование повышают качество обоснования больницей потребности в финансовых ресурсах.

Повышение эффективности ценообразования

Зная точно, сколько стоит лечение отдельного больного, койко-день, конкретные услуги, процедуры и манипуляции, больница может оценить экономию или перерасход в затратах против установленных тарифов по каждому профилю, диагностической группе и т.д. В случае экономии за счет повышения интенсивности лечебно-диагностического процесса, больница может расширить свое присутствие на рынке, предложив услуги населению. Дополнительный объем работы будет приносить дополнительный доход и в этом смысле выгоден больнице.

Создание системы внутреннего распределения заработанных средств

Переход на новую отраслевую систему оплату труда предполагает прямую увязку результатов деятельности учреждения и оплаты труда персонала. Интенсификация деятельности больницы и сопутствующее увеличение потока больных при неизменной ресурсной базе также дает дополнительные средства, в том числе для распределения на повышение оплаты труда. Экономический анализ позволяет оценить вклады всех подразделений в общий результат и справедливо распределить заработанные средства.

2. Основные принципы деятельности
медицинских учреждений в системе ОМС

Проводя анализ экономической деятельности подразделений необходимо иметь в виду ряд особенностей функционирования медицинских учреждений в системе ОМС.
1. Больницы финансируются из разных источников. За счет средств ОМС финансируются расходы по 5-ти статьям: заработная плата, начисления на заработную плату (единый социальный налог); расходы на питание, медикаменты и мягкий инвентарь. Использование средств ОМС на другие цели является нецелевым и подлежит восстановлению. Современная структура тарифа оплаты единицы медицинской помощи в ОМС не возмещает статьи затрат медицинских организаций, связанные с содержанием материально-технической базы и повышением квалификации персонала, они должны возмещаться собственником (учредителем) медицинских организаций. Большая часть медицинских учреждений, работающих в системе ОМС, находится в собственности муниципалитетов.
2. В системе ОМС отношения строятся на договорной основе. Ежегодно медицинские учреждения заключают договоры со страховыми медицинскими организациями. Предмет договора - оказание услуг застрахованным по ОМС в рамках Территориальной программы ОМС надлежащего качества.
3. Выполненные объемы в системе ОМС оплачиваются по утвержденным тарифам. Базовый тариф ОМС предполагает возмещение прямых расходов за оказанную медицинскую помощь: заработной платы медицинского персонала с начислениями; медикаментов, перевязочных средств и прочих лечебных расходов; питания; мягкого инвентаря. Стационарные объемы оплачиваются из расчета среднепрофильного койко-дня. Это лимитная цена, которая учитывает интенсивность и длительность лечения, а также сложившиеся на сегодняшний день текущие издержки по 5-ти статьям. Перерасход средств сверх нормативного уровня возмещению не подлежит, сэкономленные средства остаются в распоряжении учреждения.
4. Тарифы в системе ОМС утверждаются ежегодно и являются договорными, согласованными сторонами. Основными документами, определяющими порядок расчетов в системе ОМС, являются Тарифное соглашение и Положение о порядке оплаты медицинских услуг в системе ОМС. Данные документы утверждаются областной согласительной комиссией, в которую входят ДОЗЫ, ТФ ОМС, ассоциация страховщиков, ассоциация врачей и профсоюз медицинских работников. Областная согласительная комиссия принимает все решения связанные с оплатой медицинской помощи в системе ОМС, решения считаются принятыми при согласии всех сторон. Аналогичные структуры, решающие вопросы взаимодействия на уровне муниципальных образований, работают на всех территориях - территориальные согласительные комиссии.
5. Больнице разрешено получать и оставлять в своем распоряжении чистый доход - превышение доходов над затратами. Однако величина чистого дохода в условиях медицинского учреждения не является самоцелью, при этом не должен наноситься ущерб качеству. Кроме того, чистый доход должен целиком направляться на финансирование основной деятельности больницы.
6. Больница наделена широкими правами в реорганизации своей внутренней структуры как в части медицинской, так и административно-хозяйственной деятельности. Реорганизация предполагает перестройку деятельности и структуры больницы в одной из следующих форм:
- изменение размера и (или) перераспределение коечного фонда и потока больных между лечебными отделениями;
- упразднение/создание, слияние/разукрупнение структурных подразделений и служб;
- наем и увольнение персонала.
7. Больница имеет право приобретать диагностические услуги на стороне, развивать кооперацию с другими медицинскими учреждениями. Так же больница вправе подряжать другие ЛПУ на оказание смежных с больничными видов помощи с целью сокращения сроков пребывания больного на койке в стационаре. Речь идет о таких услугах, как предбольничная диагностика, амбулаторная хирургия, послебольничный сестринский уход, патронаж на дому при сокращенных сроках госпитализации. В целях обеспечения качества на всех этапах оказания помощи больница вкладывает средства в текущую деятельность и развитие возможностей своих смежников, привлекая для этого собственные клинические и организационно-методические ресурсы.
8. В случаях, когда это отвечает взаимным интересам сторон, ЛПУ и ее партнеры по кооперации могут переходить от текущих договорных отношений к партнерству на основе глубокой интеграции. В настоящее время это видится как создание межтерриториальных медицинских объединений. Степень и юридические формы интеграция слияния выбираются в интересах наилучшего сочетания целевой и затратной эффективности (т.е. обеспечения доступной и качественной помощи при наименьших затратах в территориальной системе здравоохранения).
9. Больница вправе продавать лечебно-диагностические услуги, устанавливая договорные отношения с предприятиями и принимая оплату от населения. Платные услуги должны оказываться не в ущерб основной деятельности по базовой программе. Больница не вправе ограничивать объем лечебной работы по ТП ОМС с целью переброски ресурсов на оказание платной помощи.

3. Планирование и анализ исполнения объемных показателей
деятельности лечебно-диагностических подразделений

Анализ предполагает сбор, обработку, получение и интерпретацию показателей. Целью анализа является оценка текущей ситуации и разработка прогноза на будущее, стратегии и программы достижения этих целей. Для выявления тенденций и сравнения показателей во времени целесообразно рассматривать показатели за 1 - 3 предыдущих года. Первым шагом в работе является сбор сведений. Источниками информации для проводимого анализа служат утвержденные плановые показатели, оперативные и отчетные статистические данные и данные бухгалтерского учета (финансовые отчеты) ЛПУ. Обработка и расчет показателей выполнятся экономической службой учреждения.
Из всего многообразия объемных показателей выбираются показатели, непосредственно связанные с используемой системой оплаты медицинских услуг. Объемные показатели деятельности учреждений планируются в рамках реализации территориальных программ обязательного медицинского страхования, а также исходя из соблюдения нормальной продолжительности труда и отдыха медицинского персонала, с учетом ограничений по мощности (площади) организации.
Для целей текущего анализа фактические показатели сравниваются с плановыми. Информация анализируется по всем лечебным (диагностическим, поликлиническим) подразделениям ЛПУ, чья деятельность завершается созданием конечного продукта (законченный случай, посещение и т.п.) и оплачивается финансирующей стороной. Информация также может собираться по всем подразделениям, в деятельности которых планируются изменения, которые могут повлиять на финансовый результат.

3.1. Планирование и учет объемных показателей
деятельности стационара

Для стационара в условиях действующей системы оплаты медицинских услуг рассматриваются следующие показатели:
- Число пролеченных
- Число койко-дней
- Средняя длительность лечения.
В этих показателях планируется деятельность лечебных отделений при согласовании и утверждении муниципальных заданий и планов-заданий территорий. Муниципальные задания утверждают годовой объем помощи.
Пример плана-задания для лечебных отделений стационара приведен в табл. 1.

Таблица 1

План-задание на стационарную помощь для ЛПУ на ____ год

+-------------------+-----------------+-----------------+-----------------+
¦   Наименование    ¦Экстренная помощь¦ Плановая помощь ¦   Иногородние   ¦
¦    отделения      +-----+-----------+-----+-----------+-----+-----------+
¦                   ¦К-дни¦Пролеченные¦К-дни¦Пролеченные¦К-дни¦Пролеченные¦
+-------------------+-----+-----------+-----+-----------+-----+-----------+
¦Терапия            ¦     ¦           ¦     ¦           ¦     ¦           ¦
+-------------------+-----+-----------+-----+-----------+-----+-----------+
¦Хирургия           ¦     ¦           ¦     ¦           ¦     ¦           ¦
+-------------------+-----+-----------+-----+-----------+-----+-----------+
¦Травматология      ¦     ¦           ¦     ¦           ¦     ¦           ¦
+-------------------+-----+-----------+-----+-----------+-----+-----------+
¦Педиатрия          ¦     ¦           ¦     ¦           ¦     ¦           ¦
+-------------------+-----+-----------+-----+-----------+-----+-----------+
¦Инфекция взрослые  ¦     ¦           ¦     ¦           ¦     ¦           ¦
+-------------------+-----+-----------+-----+-----------+-----+-----------+
¦Инфекция детские   ¦     ¦           ¦     ¦           ¦     ¦           ¦
+-------------------+-----+-----------+-----+-----------+-----+-----------+
¦Гинекология        ¦     ¦           ¦     ¦           ¦     ¦           ¦
+-------------------+-----+-----------+-----+-----------+-----+-----------+
¦Итого              ¦     ¦           ¦     ¦           ¦     ¦           ¦
+-------------------+-----+-----------+-----+-----------+-----+-----------+

Реестры на пролеченных предъявляются к оплате по мере выполнения объемов ежемесячно. Так как отклонение от плановых показателей, ведет к финансовым последствиям медицинское учреждение (подразделение) вправе произвести распределение объемов по месяцам с учетом сезонного характера потребления медицинской помощи. Распределение объемов по месяцам утверждается территориальной согласительной комиссией (табл. 2).

Таблица 2

План-задание _______________________ отделения на ___ год

+-------------------+-----------------+-----------------+-----------------+
¦   Наименование    ¦Экстренная помощь¦ Плановая помощь ¦   Иногородние   ¦
¦    отделения      +-----+-----------+-----+-----------+-----+-----------+
¦                   ¦К-дни¦Пролеченные¦К-дни¦Пролеченные¦К-дни¦Пролеченные¦
+-------------------+-----+-----------+-----+-----------+-----+-----------+
¦Январь             ¦     ¦           ¦     ¦           ¦     ¦           ¦
+-------------------+-----+-----------+-----+-----------+-----+-----------+
¦Февраль            ¦     ¦           ¦     ¦           ¦     ¦           ¦
+-------------------+-----+-----------+-----+-----------+-----+-----------+
¦Март               ¦     ¦           ¦     ¦           ¦     ¦           ¦
+-------------------+-----+-----------+-----+-----------+-----+-----------+
¦Апрель             ¦     ¦           ¦     ¦           ¦     ¦           ¦
+-------------------+-----+-----------+-----+-----------+-----+-----------+
¦                   ¦     ¦           ¦     ¦           ¦     ¦           ¦
+-------------------+-----+-----------+-----+-----------+-----+-----------+
¦                   ¦     ¦           ¦     ¦           ¦     ¦           ¦
+-------------------+-----+-----------+-----+-----------+-----+-----------+
¦Декабрь            ¦     ¦           ¦     ¦           ¦     ¦           ¦
+-------------------+-----+-----------+-----+-----------+-----+-----------+
¦Итого              ¦     ¦           ¦     ¦           ¦     ¦           ¦
+-------------------+-----+-----------+-----+-----------+-----+-----------+

В случае существенных изменений объемов в течение года, в том числе за счет перераспределения объемов между учреждениями территории, данное изменение должно находить свое отражение в утверждении новых плановых показателей. Изменения утверждаются территориальной согласительной комиссией.
Объемные показатели планируются по лечебным отделениям, а также по отдельным категориям больных в соответствии в показателями плана-задания:
1. Жители (застрахованные) территории, экстренная помощь.
2. Жители (застрахованные) территории, плановая помощь.
3. Иногородние.
4. Иногородние в межтерриториальных специализированных отделениях.
5. Инообластные.
6. Дневной стационар в стационаре.
Необходимость такого планирования и анализа связана с используемой системой оплаты медицинских услуг.
Исполнение объемных показателей по подразделениям и ЛПУ в целом для текущего анализа может быть представлено в форматах табл. 3, табл. 4.

Таблица 3

Исполнение объемных показателей ЛПУ
за __________ месяц ____ года.
Вид помощи (экстренная, плановая)

+---------+-------------------+-------------------+-----------------------+
¦Отделения¦        План       ¦       Факт        ¦          Откл.        ¦
¦         +-----+-------+-----+-----+-------+-----+-------+--------+------+
¦         ¦К-дни¦Пролеч.¦ Ср. ¦К-дни¦Пролеч.¦ Ср. ¦К-дни, ¦Пролеч.,¦ Ср.  ¦
¦         ¦     ¦       ¦длит.¦     ¦       ¦длит.¦   %   ¦   %    ¦длит. ¦
¦         ¦     ¦       ¦     ¦     ¦       ¦     ¦       ¦        ¦  %   ¦
+---------+-----+-------+-----+-----+-------+-----+---+---+----+---+---+--+
¦         ¦     ¦       ¦     ¦     ¦       ¦     ¦   ¦   ¦    ¦   ¦   ¦  ¦
+---------+-----+-------+-----+-----+-------+-----+---+---+----+---+---+--+
¦         ¦     ¦       ¦     ¦     ¦       ¦     ¦   ¦   ¦    ¦   ¦   ¦  ¦
+---------+-----+-------+-----+-----+-------+-----+---+---+----+---+---+--+
¦         ¦     ¦       ¦     ¦     ¦       ¦     ¦   ¦   ¦    ¦   ¦   ¦  ¦
+---------+-----+-------+-----+-----+-------+-----+---+---+----+---+---+--+
¦Итого    ¦     ¦       ¦     ¦     ¦       ¦     ¦   ¦   ¦    ¦   ¦   ¦  ¦
+---------+-----+-------+-----+-----+-------+-----+---+---+----+---+---+--+

Таблица 4

Исполнение объемных показателей ___________ отделения
за __________ месяц _____ года

+-----------+-------------------+-------------------+---------------------+
¦ Отделения ¦        План       ¦       Факт        ¦         Откл.       ¦
¦           +-----+-------+-----+-----+-------+-----+------+--------+-----+
¦           ¦К-дни¦Пролеч.¦ Ср. ¦К-дни¦Пролеч.¦ Ср. ¦К-дни,¦Пролеч.,¦ Ср. ¦
¦           ¦     ¦       ¦длит.¦     ¦       ¦длит.¦   %  ¦   %    ¦длит.¦
¦           ¦     ¦       ¦     ¦     ¦       ¦     ¦      ¦        ¦  %  ¦
+-----------+-----+-------+-----+-----+-------+-----+---+--+----+---+--+--+
¦Жители     ¦     ¦       ¦     ¦     ¦       ¦     ¦   ¦  ¦    ¦   ¦  ¦  ¦
¦террит.    ¦     ¦       ¦     ¦     ¦       ¦     ¦   ¦  ¦    ¦   ¦  ¦  ¦
¦(экстренная¦     ¦       ¦     ¦     ¦       ¦     ¦   ¦  ¦    ¦   ¦  ¦  ¦
¦помощь)    ¦     ¦       ¦     ¦     ¦       ¦     ¦   ¦  ¦    ¦   ¦  ¦  ¦
+-----------+-----+-------+-----+-----+-------+-----+---+--+----+---+--+--+
¦Жители     ¦     ¦       ¦     ¦     ¦       ¦     ¦   ¦  ¦    ¦   ¦  ¦  ¦
¦террит.    ¦     ¦       ¦     ¦     ¦       ¦     ¦   ¦  ¦    ¦   ¦  ¦  ¦
¦(плановая  ¦     ¦       ¦     ¦     ¦       ¦     ¦   ¦  ¦    ¦   ¦  ¦  ¦
¦помощь)    ¦     ¦       ¦     ¦     ¦       ¦     ¦   ¦  ¦    ¦   ¦  ¦  ¦
+-----------+-----+-------+-----+-----+-------+-----+---+--+----+---+--+--+
¦Др. террит.¦     ¦       ¦     ¦     ¦       ¦     ¦   ¦  ¦    ¦   ¦  ¦  ¦
+-----------+-----+-------+-----+-----+-------+-----+---+--+----+---+--+--+
¦Инообл.    ¦     ¦       ¦     ¦     ¦       ¦     ¦   ¦  ¦    ¦   ¦  ¦  ¦
+-----------+-----+-------+-----+-----+-------+-----+---+--+----+---+--+--+
¦Итого      ¦     ¦       ¦     ¦     ¦       ¦     ¦   ¦  ¦    ¦   ¦  ¦  ¦
+-----------+-----+-------+-----+-----+-------+-----+---+--+----+---+--+--+

3.2. Планирование и учет объемных показателей
деятельности поликлиники

Основными объемными показателями в экономическом анализе деятельности поликлиники являются:
- Численность прикрепленного населения
- Число посещений
- Объем услуг для взаиморасчетов.

Таблица 5

Пример плана-задания ЛПУ
по амбулаторно-поликлинической помощи

+------+--------------------+----------------------+----------------------+
¦  №   ¦     Специалист     ¦Количество посещений в¦Количество посещений в¦
¦ п/п  ¦                    ¦         год          ¦        месяц         ¦
+------+--------------------+----------------------+----------------------+
¦     1¦Терапевты           ¦        10500         ¦         875          ¦
+------+--------------------+----------------------+----------------------+
¦     2¦Терапевты (ОВП)     ¦        22300         ¦         1858         ¦
+------+--------------------+----------------------+----------------------+
¦     3¦Кардиолог           ¦        5000          ¦         417          ¦
+------+--------------------+----------------------+----------------------+
¦     4¦Нефролог            ¦        1500          ¦         125          ¦
+------+--------------------+----------------------+----------------------+
¦     5¦Педиатры            ¦        29000         ¦         2417         ¦
+------+--------------------+----------------------+----------------------+
¦     6¦Подростковый врач   ¦        1000          ¦          83          ¦
+------+--------------------+----------------------+----------------------+
¦     7¦Хирург              ¦        10500         ¦         875          ¦
+------+--------------------+----------------------+----------------------+
¦     8¦Травматолог         ¦        4000          ¦         333          ¦
+------+--------------------+----------------------+----------------------+
¦     9¦Онколог             ¦        2600          ¦         217          ¦
+------+--------------------+----------------------+----------------------+
¦    10¦ЛОР                 ¦        13000         ¦         1083         ¦
+------+--------------------+----------------------+----------------------+
¦    11¦Невропатолог        ¦        13973         ¦         1164         ¦
+------+--------------------+----------------------+----------------------+
¦    12¦Гинекологи          ¦        12000         ¦         1000         ¦
+------+--------------------+----------------------+----------------------+
¦    13¦Офтальмологи        ¦        15000         ¦         1250         ¦
+------+--------------------+----------------------+----------------------+
¦    14¦Дерматолог          ¦        9000          ¦         750          ¦
+------+--------------------+----------------------+----------------------+
¦    15¦Стоматологи         ¦        29000         ¦         2417         ¦
+------+--------------------+----------------------+----------------------+
¦    16¦Инфекционист        ¦         574          ¦          48          ¦
+------+--------------------+----------------------+----------------------+
¦    17¦Эндокринолог        ¦        2500          ¦         208          ¦
+------+--------------------+----------------------+----------------------+
¦    18¦Физиотерапевт       ¦        2000          ¦         167          ¦
+------+--------------------+----------------------+----------------------+
¦    19¦Детский хирург      ¦        2500          ¦         209          ¦
+------+--------------------+----------------------+----------------------+
¦    20¦Ревматолог          ¦        1000          ¦          83          ¦
+------+--------------------+----------------------+----------------------+
¦    21¦Проктолог           ¦         500          ¦          42          ¦
+------+--------------------+----------------------+----------------------+
¦    22¦Уролог              ¦        1000          ¦          83          ¦
+------+--------------------+----------------------+----------------------+
¦ИТОГО                      ¦       195522         ¦        16294         ¦
+---------------------------+----------------------+----------------------+

Для поликлиник также имеет важное значение достоверное планирование с учетом сезонного характера потребления медицинской помощи. Так значительное число праздничных дней в январе и мае, как правило, приводит к снижению объемов более чем на 10%.
Данные анализируются по поликлиникам, по участкам, специалистам.

Таблица 6

Исполнение объемных показателей ЛПУ
за __________ месяц ____ года

+-----------+-------------------+--------------------+--------------------+
¦           ¦       План        ¦        Факт        ¦       Откл.        ¦
¦           +-------+-----+-----+-------+-----+------+-------+-----+------+
¦           ¦Число  ¦Число¦Услу-¦Число  ¦Число¦Услуги¦Число  ¦Число¦Услуги¦
¦           ¦прикре-¦посе-¦ги   ¦прикре-¦посе-¦      ¦прикре-¦посе-¦      ¦
¦           ¦плен.  ¦щений¦     ¦плен.  ¦щений¦      ¦плен.  ¦щений¦      ¦
+-----------+-------+-----+-----+-------+-----+------+---+---+--+--+------+
¦Участок    ¦       ¦     ¦     ¦       ¦     ¦      ¦   ¦   ¦  ¦  ¦      ¦
+-----------+-------+-----+-----+-------+-----+------+---+---+--+--+------+
¦Узкие      ¦       ¦     ¦     ¦       ¦     ¦      ¦   ¦   ¦  ¦  ¦      ¦
¦специалисты¦       ¦     ¦     ¦       ¦     ¦      ¦   ¦   ¦  ¦  ¦      ¦
+-----------+-------+-----+-----+-------+-----+------+---+---+--+--+------+
¦           ¦       ¦     ¦     ¦       ¦     ¦      ¦   ¦   ¦  ¦  ¦      ¦
+-----------+-------+-----+-----+-------+-----+------+---+---+--+--+------+
¦           ¦       ¦     ¦     ¦       ¦     ¦      ¦   ¦   ¦  ¦  ¦      ¦
+-----------+-------+-----+-----+-------+-----+------+---+---+--+--+------+
¦           ¦       ¦     ¦     ¦       ¦     ¦      ¦   ¦   ¦  ¦  ¦      ¦
+-----------+-------+-----+-----+-------+-----+------+---+---+--+--+------+
¦Итого      ¦       ¦     ¦     ¦       ¦     ¦      ¦   ¦   ¦  ¦  ¦      ¦
+-----------+-------+-----+-----+-------+-----+------+---+---+--+--+------+

В последние годы анализ и оценка эффективности использования ресурсов отрасли все больше связывается с персонификацией, их приведением к пролеченному пациенту, конкретной нозологии лечения, и т.д. Имеющая персонифицированная информация дает дополнительные возможности для анализа. Сравнивая и анализируя деятельность участков, можно рассмотреть структуру посещений в разрезе специалистов, долю в общем числе посещений участкового врача.
Графическая интерпретация такого анализа приведена на следующем графике.

Число посещений и уровень госпитализации на 1000 жителей

Рисунок 1. - не приводится.

3.3. Планирование и учет объемных показателей
по стационарозамещающим технологиям

Дневной стационар

Помимо стационарных услуг, оказываемых госпитализируемым больным, все большую роль играют дневные формы оказания больничной помощи. Эффективная организация дневного стационара предполагает его вынесение в самостоятельное отделение и отдельный анализ всех его показателей. Аналогичные решения должны быть приняты и для других видов стационарозамещающих технологий. Анализируемые объемные показатели деятельности дневного стационара
- Число пролеченных.
- Число пациенто-дней.

Таблица 7

Пример плана-задания ЛПУ
по стационарозамещающим технологиям

+--+-------------+-----+---------------------+------+---------------------+
¦№ ¦Наименование ¦Койки¦  Дневной стационар  ¦Койки ¦  Стационар на дому  ¦
¦  ¦             ¦     +----------+----------+      +----------+----------+
¦  ¦             ¦     ¦  к-дни   ¦проле-    ¦      ¦  к-дни   ¦проле-    ¦
¦  ¦             ¦     ¦          ¦ченные    ¦      ¦          ¦ченные    ¦
¦  ¦             ¦     +---+------+---+------+      +---+------+---+------+
¦  ¦             ¦     ¦год¦месяц ¦год¦месяц ¦      ¦год¦месяц ¦год¦месяц ¦
+--+-------------+-----+---+------+---+------+------+---+------+---+------+
¦Участки                                                                  ¦
+--+-------------+-----+---+------+---+------+------+---+------+---+------+
¦  ¦             ¦     ¦   ¦      ¦   ¦      ¦      ¦   ¦      ¦   ¦      ¦
+--+-------------+-----+---+------+---+------+------+---+------+---+------+
¦  ¦             ¦     ¦   ¦      ¦   ¦      ¦      ¦   ¦      ¦   ¦      ¦
+--+-------------+-----+---+------+---+------+------+---+------+---+------+
¦  ¦             ¦     ¦   ¦      ¦   ¦      ¦      ¦   ¦      ¦   ¦      ¦
+--+-------------+-----+---+------+---+------+------+---+------+---+------+
¦Итого:          ¦     ¦   ¦      ¦   ¦      ¦      ¦   ¦      ¦   ¦      ¦
+----------------+-----+---+------+---+------+------+---+------+---+------+
¦Профили                                                                  ¦
+--+-------------+-----+---+------+---+------+------+---+------+---+------+
¦ 1¦Терапевты    ¦     ¦   ¦      ¦   ¦      ¦      ¦   ¦      ¦   ¦      ¦
+--+-------------+-----+---+------+---+------+------+---+------+---+------+
¦ 2¦Патол. берем.¦     ¦   ¦      ¦   ¦      ¦      ¦   ¦      ¦   ¦      ¦
+--+-------------+-----+---+------+---+------+------+---+------+---+------+

]]>
3. Шаг - промежуточные затраты при подсчете, * - итог затрат после перераспределения.

Таблица 15

Пример расчета стоимости койко-дня стационарного лечения
с применением пошагового метода отнесения затрат
вспомогательных подразделений на затраты основных лечебных
отделений

+------+-------+----+-----+----+-----+----+-----+----+-----+---+-----+------+------+
¦ Отд. ¦Затраты¦Адм ¦Шаг 1¦Прач¦Шаг 2¦Стол¦Шаг 3¦Авто¦Шаг 4¦Цех¦Шаг 5¦Паракл¦Сумма ¦
¦      ¦в день ¦    ¦     ¦    ¦     ¦    ¦     ¦    ¦     ¦   ¦     ¦      ¦общих ¦
¦      ¦ тыс.  ¦    ¦     ¦    ¦     ¦    ¦     ¦    ¦     ¦   ¦     ¦      ¦затрат¦
¦      ¦ руб.  ¦    ¦     ¦    ¦     ¦    ¦     ¦    ¦     ¦   ¦     ¦      ¦      ¦
+------+-------+----+-----+----+-----+----+-----+----+-----+---+-----+------+------+
¦Адм   ¦60     ¦60* ¦     ¦    ¦     ¦    ¦     ¦    ¦     ¦   ¦     ¦      ¦      ¦
+------+-------+----+-----+----+-----+----+-----+----+-----+---+-----+------+------+
¦Прач  ¦100    ¦2   ¦102  ¦102*¦     ¦    ¦     ¦    ¦     ¦   ¦     ¦      ¦      ¦
+------+-------+----+-----+----+-----+----+-----+----+-----+---+-----+------+------+
¦Стол  ¦180    ¦4   ¦184  ¦10  ¦194  ¦194*¦     ¦    ¦     ¦   ¦     ¦      ¦      ¦
+------+-------+----+-----+----+-----+----+-----+----+-----+---+-----+------+------+
¦Авто  ¦120    ¦2   ¦122  ¦5   ¦127  ¦-   ¦127  ¦127 ¦     ¦   ¦     ¦      ¦      ¦
+------+-------+----+-----+----+-----+----+-----+----+-----+---+-----+------+------+
¦Цех   ¦100    ¦7   ¦107  ¦5   ¦112  ¦-   ¦112  ¦-   ¦112  ¦112¦     ¦      ¦      ¦
+------+-------+----+-----+----+-----+----+-----+----+-----+---+-----+------+------+
¦Паракл¦320    ¦20  ¦340  ¦20  ¦360  ¦-   ¦360  ¦63  ¦423  ¦22 ¦446  ¦446   ¦      ¦
+------+-------+----+-----+----+-----+----+-----+----+-----+---+-----+------+------+
¦X     ¦660    ¦10  ¦670  ¦40  ¦710  ¦77  ¦788  ¦47  ¦836  ¦44 ¦880  ¦148   ¦1029  ¦
+------+-------+----+-----+----+-----+----+-----+----+-----+---+-----+------+------+
¦ТЕ    ¦460    ¦15  ¦475  ¦20  ¦495  ¦116 ¦611  ¦158 ¦627  ¦44 ¦672  ¦297   ¦970   ¦
+------+-------+----+-----+----+-----+----+-----+----+-----+---+-----+------+------+
¦СТ    ¦2000   ¦    ¦2000 ¦    ¦2000 ¦    ¦2000 ¦    ¦2000 ¦   ¦2000 ¦      ¦2000  ¦
+------+-------+----+-----+----+-----+----+-----+----+-----+---+-----+------+------+

В примере использованы следующие данные:
1) Известны затраты каждого отделения в день в тыс. рублей.
2) Затраты на содержание администрации распределяются между службами и отделениями пропорционально занятым ставкам в соответствующих подразделениях и службах: в прачечной работает 20 человек, в пищеблоке - 40, в транспортном хозяйстве - 20, в цехе - 70, в параклинических диагностических отделениях - 200, в отделениях хирургического профиля - 100, в терапевтических отделениях - 150. Пропорция имеет вид: 1:2:1:3,5:10:5:7,5 (сумма чисел пропорции равна 30) и пропорционально делятся затраты (например, доля затрат администрации для пищеблока = 60 : 30 х 2 = 4).
3) Затраты прачечной распределяются между отделениями и службами пропорционально количеству стираемого для них белья: для пищеблока стирается 5 кг. белья, для транспортного хозяйства - 2,5, для цеха - 2,5, для параклиники - 10, для хирургических отделений -20 и для терапевтических - 10 кг. белья. Пропорция имеет вид: 2:1:1:4:8:4 и всего 20 (например, для терапии затраты прачечной = 5,1 х 4 = 20,4).
4) Затраты столовой распределятся между отделениями стационара из расчета, что среднеежедневное количество больных в терапии - 28 человек, а в хирургии - 18. Пропорция имеет вид: 1,5:1, значит для хирургических отделений затраты пищеблока = 194,2 : 2,5 х 1 = 77,68; для хирургии - 116,52 тыс. рублей в день.
5) Автотранспортное хозяйство обслуживает только медицинские цели (доставка продуктов, материальных ресурсов и т.д. осуществляется по договору с базами и складами транспортом продавца). Ежедневные заявки на транспорт распределяются между отделениями: параклиника - 4, хирургия - 3, терапия - 1; затраты транспортного хозяйства приходящиеся на терапию = 127,1 : 8 x 1 = 15,888 тыс. руб.
6) Затраты цеха по обслуживанию и ремонту распределяются пропорционально занимаемым отделениями площадям:
- общая площадь стационара - 150000 кв. метров, из них:
- площадь терапии - 60000 кв. метров;
- площадь хирургии - 60000 кв. метров;
- площадь параклинических отделений - 30000 кв. метров.
Пропорция: 2:2:1, затраты цеха на терапию = 112,1 : 5 х 2 = 44,84 тыс. руб.
7) Затраты параклинических служб распределяются между подразделениями пропорционально количеству исследований, выполненных для них. В месяц делается 101151 исследования, в том числе: для терапии - 592, для хирургии - 284. Пропорция: 2:1. Таким образом, затраты параклиники на терапию = 446,372 : 3 х 2 = 297,582. Суммарные затраты по стационару в день - 2000 тыс. руб.
Этот подход используется как для анализа полных, так и переменных расходов. Разделение расходов на постоянные и переменные необходимо для целей дальнейшего экономического анализа и рассматривается ниже.
Формирование стоимости законченного случая (пролеченный больной, законченный случай лечения нозологической формы заболевания, курсовое лечение и т.д.) на основе метода ступенчатого отнесения затрат позволяет внутри медицинских организаций проводить управленческий учет по каждому структурному подразделению, что важно с позиций мотивации персонала на достижение общей эффективности работы. При оценке результатов деятельности также важна оценка вклада каждого подразделения в общие результаты работы.
Возможно ступенчатое отнесение заработной платы по той же методике, что и отнесение затрат. Целью такого расчета будет - определить полную и прямую зарплатоемкость лечебных отделений и потоки трудозатрат между всеми подразделениями, выраженные в заработной плате. Эти данные важны для распределения внутри больницы средств, заработанных лечебными отделениями. Они позволяют определить, сколько и кому должно лечебное отделение из каждого рубля заработной платы, вырученной в расчете на койко-день и пролеченного больного. В последующем эти данные могут быть использованы для моделирования распределения средств, сэкономленных лечебными отделениями за счет увеличения объема лечебной работы при неизменном коечном фонде.

Таблица 16

Финансовый план (бюджет) отделения _________________

+--------------------------------+---------+----------+-----------+-------+
¦                                ¦Плановая ¦Экстренная¦Иногородние¦ Итого ¦
¦                                ¦ помощь  ¦  помощь  ¦           ¦       ¦
+--------------------------------+---------+----------+-----------+-------+
¦Объем услуг по МЗЗ              ¦         ¦          ¦           ¦       ¦
+--------------------------------+---------+----------+-----------+-------+
¦Планируемый доход               ¦         ¦          ¦           ¦       ¦
+--------------------------------+---------+----------+-----------+-------+
¦Планируемые затраты             ¦    -    ¦     -    ¦     -     ¦       ¦
+--------------------------------+---------+----------+-----------+-------+
¦Соотношение доходов и расходов  ¦    -    ¦     -    ¦     -     ¦       ¦
+--------------------------------+---------+----------+-----------+-------+

Таблица 17

Финансовый план поликлинического участка

+-------------------------------+-----------+--------------+------+-------+
¦                               ¦ Подушевой ¦    Услуги    ¦  ДС  ¦ Итого ¦
¦                               ¦ норматив  ¦ неприкреплен.¦      ¦       ¦
+-------------------------------+-----------+--------------+------+-------+
¦Число прикрепленного населения ¦           ¦              ¦      ¦       ¦
+-------------------------------+-----------+--------------+------+-------+
¦Подушевой норматив             ¦           ¦              ¦      ¦       ¦
+-------------------------------+-----------+--------------+------+-------+
¦Планируемый доход              ¦           ¦              ¦      ¦       ¦
+-------------------------------+-----------+--------------+------+-------+
¦Планируемые затраты            ¦     -     ¦      -       ¦  -   ¦       ¦
+-------------------------------+-----------+--------------+------+-------+
¦Соотношение доходов и расходов ¦     -     ¦      -       ¦  -   ¦       ¦
+-------------------------------+-----------+--------------+------+-------+

Соотношение планируемых доходов и расходов по отделениям и в целом по ЛПУ позволяет составить финансовый прогноз деятельности медицинского учреждения.
При анализе целесообразно сразу разделить постоянные и переменные расходы. Постоянные расходы - расходы, объем которых не меняется с изменением объема лечебной работы, числа пролеченных больных. Для статей, финансируемых за счет системы ОМС, это расходы на заработную плату, начисление на заработную плату и мягкий инвентарь. Расходы на заработную плату на сегодняшний день мало коррелируют с реальной нагрузкой, неполная загрузка отделения не приводит к сокращению штатов. Расходы на мягкий инвентарь также отнесены к постоянным расходам, так как согласно нормативных документов Минздрава планируются на койку и не зависят от числа пролеченных или оборота койки. К переменным расходам относят расходы связанные с изменением объема лечебной работы - это расходы на питание и медикаменты. Такое разделение доходов позволяет выполнить расчеты, учитывающие изменения объема работ.

Таблица 18

+-----------+--------+--------+--------+--------+--------+--------+-------+
¦ Отделения ¦План по ¦Посто-  ¦Пере-   ¦Плановый¦Пере-   ¦ Итого  ¦Прибыль¦
¦           ¦доходам ¦янные   ¦менные  ¦объем   ¦менные  ¦расходы ¦ 2 - 7 ¦
¦           ¦        ¦расходы ¦расходы ¦медицин-¦расходы ¦ 3 + 6  ¦       ¦
¦           ¦        ¦план    ¦на 1 к/д¦ских    ¦на      ¦        ¦       ¦
¦           ¦        ¦        ¦        ¦услуг   ¦плановый¦        ¦       ¦
¦           ¦        ¦        ¦        ¦        ¦объем,  ¦        ¦       ¦
¦           ¦        ¦        ¦        ¦        ¦4 * 5   ¦        ¦       ¦
+-----------+--------+--------+--------+--------+--------+--------+-------+
¦    1      ¦   2    ¦   3    ¦   4    ¦   5    ¦   6    ¦   7    ¦   8   ¦
+-----------+--------+--------+--------+--------+--------+--------+-------+
¦           ¦        ¦        ¦        ¦        ¦        ¦        ¦       ¦
+-----------+--------+--------+--------+--------+--------+--------+-------+
¦           ¦        ¦        ¦        ¦        ¦        ¦        ¦       ¦
+-----------+--------+--------+--------+--------+--------+--------+-------+
¦           ¦        ¦        ¦        ¦        ¦        ¦        ¦       ¦
+-----------+--------+--------+--------+--------+--------+--------+-------+

Больница не должна отказываться от предоставления услуг, предусмотренных ТПГГ, даже если такие услуги приносят убытки. В текущем плане больница имеет право минимизировать убытки путем:
- снижения удельных затрат на оказание убыточных видов помощи без ущерба для их качества;
- развития рентабельных видов помощи, которые могли бы компенсировать и перекрыть потери.
В долговременном плане больница имеет право:
- добиваться увеличения тарифов ОМС на оказание убыточных видов помощи;
- добиваться целевого программного финансирования из территориального бюджета здравоохранения.
Расходы отделений планируются и анализируются по статьям расходов. При анализе существующие рекомендуемые цифры в программе государственных гарантий (базовой и территориальной) по размерности финансовых затрат на единицу стационарной, амбулаторно-поликлинической, скорой и других видов медицинской помощи сравниваются с фактическими расходами медицинских организаций. Например, в одной из последних редакций федеральных рекомендованных соотношений статей затрат в единице объема стационарной помощи было: заработная плата - 13,1% и начисления - 5,0%; медикаменты и перевязочные средства - 25,5%; продукты питания - 12,3%; мягкий инвентарь и обмундирование - 1,7%; оплата коммунальных услуг - 17%; приобретение оборудования и предметов длительного пользования - 18,3% капитальный ремонт - 7,1%.

Таблица 19

Основные финансовые показатели деятельности медицинских
организаций для контроля расходов

+-----------------------+----------------+----------------+---------------+
¦  Наименование статьи  ¦ Распределение  ¦Кассовый расход ¦ Отклонения от ¦
¦                       ¦средств согласно¦                ¦  финансовых   ¦
¦                       ¦   областным    ¦                ¦  нормативов   ¦
¦                       ¦  (профильным)  ¦                ¦               ¦
¦                       ¦   нормативам   ¦                ¦               ¦
¦                       ¦   финансовых   ¦                ¦               ¦
¦                       ¦ затрат (план)  ¦                ¦               ¦
¦                       +------+---------+-----+----------+----+----------+
¦                       ¦ тыс. ¦структура¦тыс. ¦структура ¦тыс.¦структура ¦
¦                       ¦ руб. ¦         ¦руб. ¦          ¦руб.¦          ¦
+-----------------------+------+---------+-----+----------+----+----------+
¦Заработная плата       ¦      ¦         ¦     ¦          ¦    ¦          ¦
+-----------------------+------+---------+-----+----------+----+----------+
¦Начисления на оплату   ¦      ¦         ¦     ¦          ¦    ¦          ¦
¦труда                  ¦      ¦         ¦     ¦          ¦    ¦          ¦
+-----------------------+------+---------+-----+----------+----+----------+
¦Мягкий инвентарь и     ¦      ¦         ¦     ¦          ¦    ¦          ¦
¦обмундирование         ¦      ¦         ¦     ¦          ¦    ¦          ¦
+-----------------------+------+---------+-----+----------+----+----------+
¦Приобретение           ¦      ¦         ¦     ¦          ¦    ¦          ¦
¦медикаментов,          ¦      ¦         ¦     ¦          ¦    ¦          ¦
¦перевязочных средств и ¦      ¦         ¦     ¦          ¦    ¦          ¦
¦прочие лечебные расходы¦      ¦         ¦     ¦          ¦    ¦          ¦
+-----------------------+------+---------+-----+----------+----+----------+
¦Продукты питания       ¦      ¦         ¦     ¦          ¦    ¦          ¦
+-----------------------+------+---------+-----+----------+----+----------+
¦Итого                  ¦      ¦         ¦     ¦          ¦    ¦          ¦
+-----------------------+------+---------+-----+----------+----+----------+

5. Удельные финансовые показатели

Для целей экономического анализа удобно рассматривать некий синтез количественных и финансовых показателей, это удельные показатели, характеризующие результаты деятельности учреждения. Они определяются как отношение доходов и расходов на выполненный объем работ.
В результате ступенчатого отнесения затрат неклинических подразделений на клинические подразделения получаются окончательные затраты по лечебным отделениям. Это позволяет рассчитать удельные показатели - средние по отделениям затраты в расчете на койко-день, пролеченного больного; а также по поликлинике - в расчете на посещение. Данные показатели важны в сегодняшней системе финансового планирования и управления лечебно-профилактическими учреждениями, т.к. ресурсы выделяются и контролируются именно по нормативам удельного финансирования.
Экономический анализ предполагает определение результативности деятельности путем сравнения достигнутых показателей с их общепринятыми критериями: нормативными или среднестатистическими.
В табл. 20 приведен пример планируемой и фактической стоимости 1 койко-дня. Необходимо отметить, что возникшие отклонения расходов объясняются преимущественно отклонениями по объемам и средней длительности лечения.

Таблица 20

Анализ стоимости 1 койко-дня в ЛПУ за ______ год

+----------------+--------------------------------------------------------+
¦   Отделение    ¦                  Расходы на 1 к/день                   ¦
¦                +--------------+-------------+-------------+-------------+
¦                ¦     План     ¦    Факт     ¦ Абс. откл.  ¦ Отн. откл.  ¦
+----------------+--------------+-------------+-------------+-------------+
¦Отделение № 1   ¦    484,94    ¦   504,26    ¦   - 19,32   ¦    103%     ¦
+----------------+--------------+-------------+-------------+-------------+
¦Отделение № 2   ¦    476,05    ¦   390,21    ¦    85,84    ¦     82%     ¦
+----------------+--------------+-------------+-------------+-------------+
¦Отделение № 3   ¦   2839,72    ¦   3892,21   ¦  - 1052,48  ¦    137%     ¦
+----------------+--------------+-------------+-------------+-------------+
¦Отделение № 4   ¦    659,91    ¦   687,28    ¦   - 27,37   ¦    104%     ¦
+----------------+--------------+-------------+-------------+-------------+
¦Отделение № 5   ¦    381,12    ¦   422,38    ¦   - 41,26   ¦    111%     ¦
+----------------+--------------+-------------+-------------+-------------+
¦Отделение № 6   ¦    812,20    ¦   737,64    ¦    74,56    ¦     91%     ¦
+----------------+--------------+-------------+-------------+-------------+
¦Отделение № 8   ¦    913,17    ¦   932,14    ¦   - 18,98   ¦    102%     ¦
+----------------+--------------+-------------+-------------+-------------+
¦Отделение № 9   ¦   2487,04    ¦   3506,52   ¦  - 1019,48  ¦    141%     ¦
+----------------+--------------+-------------+-------------+-------------+
¦Отделение № 10  ¦   1600,47    ¦   1833,06   ¦  - 232,58   ¦    115%     ¦
+----------------+--------------+-------------+-------------+-------------+

6. Анализ безубыточности

Что еще крайне важно знать об отделении? Это объем работ, который позволяет обеспечить безубыточную деятельность подразделения.
Очень важным является расчет объема медицинских услуг для обеспечения принципа сбалансированного финансового обеспечения муниципального задания. Расчет выполняется в определенной последовательности:

    - доходы - денежное выражение объема реализованных услуг (Д );
                                                               р
    - расходы (условно-постоянные и условно-переменные) - УпоЗ, УпеЗ;
    - тариф на услугу (Ц  );
                        ед
    - количество услуг: V  - безубыточный объем и V     - плановый.
                         б                         план
    Логика   формулы,   для   расчета  критических  (безубыточных)  объемов
деятельности  вытекает  из  определений значений этих показателей. Условием
безубыточной работы учреждения является равенство произведенных расходов на
оказанную   медицинскую   помощь   и   доходов,  т.е.  исполнение  принципа
окупаемости   расходов   медицинских  организаций,  которое  описывается  с
применением предыдущих определений:

                     п
    Ц   х V    = УпеЗ   х V    + УпоЗ
     ед    усл       уд    усл

    Количество   услуг,   которое  соответствует  объему  их  безубыточного
оказания,  определяется в соответствии с данным равенством в ходе некоторых
его преобразований:

            УпоЗ
    V  = -----------
     б   Ц   - УпеЗ
          ед

На рисунке изображен процесс окупаемости фактических расходов (ТС) финансированием (М) в точке Е при объеме медицинских услуг р. Достижение экономической эффективности предполагает баланс объемных и финансовых показателей.
Учет экономической природы расходов: условно-постоянных (кривая РС) и условно-переменных (кривая УС) помогает в анализе эффективности совокупных фактических расходов (кривая ТС, где ТС = РС + УС) под заданные объемы деятельности. Прямая реализации (оказания) медицинских услуг в объеме Q (на графике это биссектриса), при пересечении с совокупными фактическими расходами в точке Е дает окупаемость вложенных средств (М). Причем, экономическая эффективность использования финансовых средств в каждом случае оценивается с позиций М меньше, или больше, или равно ТС.

Рисунок 4. Оценка экономической эффективности медицинской помощи при различных объемах деятельности производителей медицинских услуг - не приводится.

Равенство фактических расходов размеру привлеченных финансовых средств свидетельствует об окупаемости, т.е. безубыточности деятельности. Объем услуг Q - безубыточный объем, что в терминах бюджетирования и одноканального финансирования значит, бюджет ассигнований покрывает расходы на выполнение госзаказа.

    Привлечение дополнительных  средств (М  - М) позволяет расширять объемы
                                          1
медицинской  помощи  (в  коридоре  от Q до Q ) и обеспечить  рентабельность
                                            1
деятельности,  так как фактические расходы (ТС) для объема реализации услуг
Q  меньше выручки от реализации этого дополнительного объема.
 1

Таблица 21

Расчет безубыточности для отделений стационара

+----------+------------------+------------+--------------+---------------+
¦Отделение ¦Постоянные затраты¦Цена услуги ¦  Переменные  ¦     Точка     ¦
¦          ¦(заработная плата,¦(ср. тариф) ¦ затраты на 1 ¦рентабельности ¦
¦          ¦начисления, мягкий¦            ¦    услугу    ¦               ¦
¦          ¦      инв.)       ¦            ¦  (питание,   ¦               ¦
¦          ¦                  ¦            ¦ медикаменты) ¦               ¦
+----------+------------------+------------+--------------+---------------+
¦          ¦                  ¦            ¦              ¦               ¦
+----------+------------------+------------+--------------+---------------+
¦          ¦                  ¦            ¦              ¦               ¦
+----------+------------------+------------+--------------+---------------+
¦          ¦                  ¦            ¦              ¦               ¦
+----------+------------------+------------+--------------+---------------+
¦          ¦                  ¦            ¦              ¦               ¦
+----------+------------------+------------+--------------+---------------+
¦          ¦                  ¦            ¦              ¦               ¦
+----------+------------------+------------+--------------+---------------+
¦Итого     ¦                  ¦            ¦              ¦               ¦
+----------+------------------+------------+--------------+---------------+

Следующим этапом в анализе должно стать сравнение объемов, обеспечивающих рентабельность работы и планируемых показателей работы. Пример приведен в табл. 22.

Таблица 22

Сравнение точки рентабельности и планируемого
объема работ по стационарной помощи ЛПУ

+---------------+------------------+----------------+---------------------+
¦   Отделение   ¦       Точка      ¦ Муниципальное  ¦ % выполнения плана  ¦
¦               ¦  рентабельности  ¦    задание     ¦   для обеспечения   ¦
¦               ¦                  ¦                ¦ рентабельной работы ¦
+---------------+------------------+----------------+---------------------+
¦Отделение 1    ¦       16447      ¦     17536      ¦        93,8         ¦
+---------------+------------------+----------------+---------------------+
¦Отделение 2    ¦       14562      ¦     16481      ¦        88,4         ¦
+---------------+------------------+----------------+---------------------+
¦Отделение 3    ¦       2874       ¦      1977      ¦        145,4        ¦
+---------------+------------------+----------------+---------------------+
¦Отделение 4    ¦       8514       ¦      7490      ¦        113,7        ¦
+---------------+------------------+----------------+---------------------+
¦Отделение 5    ¦       4146       ¦      7021      ¦        59,0         ¦
+---------------+------------------+----------------+---------------------+
¦Итого          ¦       80277      ¦     81379      ¦        98,6         ¦
+---------------+------------------+----------------+---------------------+

Решение о развитии деятельности подразделений должно приниматься с учетом данных такого анализа.
Постоянный экономический анализ деятельности подразделения предполагает ежемесячное рассмотрение по подразделениям исполнения объемных показателей, исполнения доходной части и контроль за сложившимися расходами.
Лечебные отделения и их менеджмент влияют на экономическую результативность работы и чем лучше поставлен в основных отделениях контроль за выполнением объемных показателей, тем рациональнее расходуются финансы и выше рентабельность деятельности, которая будет учтена при распределении общего фонда оплаты труда между структурными подразделениями.
Таким образом, планирование и анализ результатов работы медицинских организаций в разных аспектах, имеет конечной целью связать оплату за оказанные медицинскими организациями услуги со структурой фактических расходов в единице объема медицинской помощи, а также с бюджетом по направлениям расходов медицинских организаций и мотивацией персонала.



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru