Законодательство
Кузбасс

Кемеровская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 31 августа 2009 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению дела о нарушении законодательства о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд в составе:

Председателя комиссии:

Клостер Е.А.                   - и.о. руководителя управления.

Членов комиссии:

Лыжина Д.А.                    - начальника отдела государственного
                                 и муниципального заказа;

Унтерова С.А.                  - главного специалиста-эксперта отдела
                                 рекламы и недобросовестной конкуренции;

Федотовой О.А.                 - старшего государственного инспектора
                                 отдела государственного и муниципального
                                 заказа;

Дьяконовой Е.Е.                - старшего специалиста 1 разряда отдела
                                 государственного и муниципального заказа,

при участии:
- Шварца Олега Фердинандовича - директора ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Кемеровской области;
- Шемохановой Натальи Петровны - представителя ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Кемеровской области, по доверенности, члена аукционной комиссии ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Кемеровской области;
- Ушаковой Лидии Николаевны - представителя ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Кемеровской области, по доверенности, председателя аукционной комиссии ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Кемеровской области;
- Маренкова Дмитрия Александровича - представителя ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Кемеровской области, по доверенности;
- Будиной Яны Леонидовны - представителя ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Кемеровской области, по доверенности, члена аукционной комиссии ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Кемеровской области,

рассмотрев дело № 176/З-2009, возбужденное по признакам нарушения заказчиком, аукционной комиссией ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Кемеровской области законодательства о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с частью 5 статьи 17 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - ФЗ № 94-ФЗ), установила:

24.08.2009 в адрес Кемеровского УФАС России поступила жалоба ООО "АРТ-Сервис", а 27.08.2009 жалоба ООО "Компания "Копир" на действия заказчика, аукционной комиссии ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Кемеровской области при проведении открытого аукциона "Поставка расходных материалов для принтеров и копировальных аппаратов".
Заявители считают, что решение аукционной комиссии об отказе ООО "АРТ-Сервис" и ООО "Компания "Копир" в допуске к участию в открытом аукционе является необоснованным, исходя из следующего:
ООО "АРТ-Сервис" указывает, что в аукционной документации заказчиком было установлено требование о поставке оригинальных расходных материалов для принтеров и копировальных аппаратов, в связи с нахождением указанного оборудования на гарантийном обслуживании.
Заявитель считает данное требование противоречащим законодательству о размещении заказов, так как Закон о размещении заказов не предусматривает поставку товаров определенного производителя.
Федеральный закон о размещении заказов предусматривает возможность указания конкретного товарного знака только в случае несовместимости товаров, на которых применяются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком.
Документация об аукционе не содержит каких-либо доказательств несовместимости картриджей, на которых применяются другие товарные знаки, с оборудованием, используемым заказчиком, либо свидетельствующих о том, что производитель прекращает действие гарантии по факту использования эквивалентного картриджа.
Заявитель указывает, что использование в печатающем устройстве эквивалентного картриджа не может являться нарушением условий эксплуатации и не влечет за собой прекращение гарантии. Производитель допускает использование составляющих других производителей, но в связи с тем, что не несет ответственности за их качество и не может его контролировать, производитель устройства не гарантирует ремонт в случае, если их использование повлечет выход из строя самого устройства. Для применения условия об ограничении или прекращении гарантии необходимо, чтобы в устройстве возникли дефекты из-за составляющих, поставляемых не компанией-производителем техники. Наступление таких последствий от применения картриджей, предполагаемых к поставке участником размещения заказа носит вероятностный характер. Предполагаемые к поставке картриджи являются полностью эквивалентными картриджам марок производителей техники и предназначены для использования именно в тех печатающих устройствах, которые указаны в документации технического задания. Объективных оснований полагать, что использование таких картриджей представляет угрозу для узлов и агрегатов печатающих устройств, не имеется. Кроме того, в соответствии со статьями 518, 475 Гражданского кодекса РФ покупатель, которому поставлены товары ненадлежащего качества, вправе предъявить соответствующие требования к поставщику. Также покупатель вправе требовать полного возмещения убытков.
ООО "АРТ-Сервис" указывает, что существенное количество указанных в аукционной документации моделей техники, находящейся у заказчика, несколько лет является снятым с производства, соответственно, не может быть обеспечено гарантийными обязательствам производителя данной техники.
Также заявитель указывает на незаконные требования заказчика о нанесении информации на упаковку только типографским способом и упаковывании картриджа, фотокондуктора, модуля ксерографии только в пластиковый пакет, так как они ограничивают количество участников размещения заказа, в связи с тем, что многие заводы-изготовители используют упаковку собственного производства и имеют собственные стандарты нанесения информации выбранными ими лично способами и собственные разработки защиты товаров.
Также, ООО "АРТ-Сервис" указывает, что заказчик в приложении № 1 к аукционной документации требует указания участниками размещения заказа цены за одну единицу товара в рублях, что не предусмотрено процедурой проведения аукциона, в связи с тем, что ценовые предложения подаются непосредственно во время проведения торгов, цена за единицу определяется предложением победителя аукциона.
ООО "Компания "Копир" указывает, что в составе аукционной заявки данного участника размещения заказа имелся документ, подтверждающий полномочия лица, подписавшего заявку, действовать от лица участника размещения заказа - Решение общего собрания участников ООО "Копир" от 20.08.2008 о продлении полномочий директора Н.В.Степанова на 3 года.
В составе аукционной заявки ООО "Компания "Копир" была представлена форма "Сведения о функциональных характеристиках (потребительских свойствах), качественных характеристиках товара (качестве работ, услуг)". Данная форма идентична представленной в аукционной документации, которая не содержала требования об указании количества поставляемого товара, в связи с чем данные сведения не были обозначены в аукционной заявке ООО "Компания "Копир".
Также, заявитель указывает, что заказчиком были нарушены требования части 2 статьи 35 ФЗ № 94-ФЗ, так как указание на товарные знаки в аукционной документации должно сопровождаться словами "или эквивалент", что заказчиком исполнено не было.
В процессе рассмотрения жалобы Кемеровским УФАС России установлено:
27.07.2009 на официальном сайте РФ для размещения информации о размещении заказов заказчиком ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Кемеровской области было опубликовано извещение о проведении открытого аукциона "Поставка расходных материалов для принтеров и копировальных аппаратов".
На участие в открытом аукционе были поданы заявки ООО "АРТ-Сервис", ООО "С.В.К.", ООО "Кузбасский компьютерный центр", ООО "Вент-Мастер", ООО "Компания "Копир", ООО "Парус Нск", ООО "КС", ООО "ДиалогСибирьПлюс".
18.08.2009 аукционной комиссией в составе председателя Л.Н.Ушаковой, членов В.Н.Руманова, Н.П.Шемохановой, И.Ю.Левченко, Н.С.Тарасовой, Я.Л.Будиной была проведена процедура рассмотрения аукционных заявок, в результате которой было принято решение об отказе в допуске к участию в аукционе следующим участникам размещения заказа:
- ООО "АРТ-Сервис", в связи с тем, что данный участник размещения заказа предлагает поставить расходные материалы для принтеров и копировальных аппаратов, которые не являются оригинальными, а являются "эквивалентом оригинальных", а также в заявке ООО "АРТ-Сервис" указано, что информация о поставляемых расходных материалах будет нанесена на упаковочную коробку типографским или иным способом, а также, что поставляемые расходные материалы будут упакованы в пластиковые пакеты либо упакованы любым иным способом, что противоречит требованиям, изложенным в приложении № 1 к документации об аукционе, являющимся неотъемлемой частью документации об аукционе.
- ООО "С.В.К." отказано в связи с тем, что предложенное к поставке данным участником размещения заказа количество товара не соответствует количеству, требуемому заказчиком, а также в составе заявки отсутствуют сведения о том, что предлагаемый товар является новым, ранее не был в употреблении, а также в составе заявки ООО "С.В.К." отсутствует копия документа, подтверждающего полномочия лица на осуществление действий от имени данного участника (копия решения о назначении/избрании на должность генерального директора) и имеется официальное письмо (стр. 11), в котором речь идет о запросе котировок, а не способе размещения заказа - открытом аукционе.
- ООО "Компания "Копир", в связи с тем, что в заявке данного участника размещения заказа отсутствуют сведения о количестве расходных материалов, предложенных данным участником к поставке, отсутствуют сведения об их упаковке, гарантийном сроке качества, сведения о том, что предлагаемый товар является новым, ранее не был в употреблении. А также отсутствует копия документа, подтверждающего полномочия лица на осуществление действий от имени данного участника размещения заказа (копия решения о назначении/избрании на должность директора).
- ООО "КС", в связи с тем, что в составе заявки отсутствуют сведения о количестве расходных материалов, предложенных данным участником к поставке;
- ООО "ДиалогСибирьПлюс", в связи с тем, что в заявке данного участника размещения заказа отсутствуют сведения о количестве расходных материалов, предложенных данным участником к поставке, отсутствуют сведения об их упаковке, гарантийном сроке качества, сведения о том, что предлагаемый товар является новым, ранее не был в употреблении, а также в связи с тем, что имеющаяся в составе заявки доверенность № 91 от 17.08.2009 не содержит в себе указания в лице кого ООО "ДиалогСибирьПлюс" доверяет Новиченкову В.А. представлять интересы данного участника размещения заказа в ФГУ "Земельная кадастровая палата" по кемеровской области (протокол № 1 рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе на поставку расходных материалов для принтеров и копировальных аппаратов от 18.08.2009).
19.08.2009 состоялся открытый аукцион, в результате которого победителем был признан участник размещения заказа, предложивший наиболее низкую цену контракта - ООО "Вент Мастер" (протокол № 2 открытого аукциона № ОА-01/09 на поставку расходных материалов для принтеров и копировальных аппаратов от 19.08.2009).
В процессе рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки порядка проведения аукциона "Поставка расходных материалов для принтеров и копировальных аппаратов" Кемеровское УФАС России приходит к следующим выводам:
В результате анализа представленных заказчиком в Кемеровское УФАС России документов было установлено, что часть картриджей, затребованных в аукционной документации, нужны для принтеров, которые находятся на гарантийном обслуживании.
В гарантийных талонах производителя техники, используемой заказчиком, указано, что бесплатному гарантийному ремонту не подлежит оборудование, вышедшее из строя в результате нарушения правил эксплуатации, описанных в Руководствах и Инструкциях, прилагаемых к оборудованию, использования неоригинальных (выпускаемых не под торговой маркой Xerox или Tektonix by Xerox) расходных материалов и запасных частей, механического повреждения, попадания внутрь оборудования посторонних предметов, влаги, насекомых и т.п., а также вследствие возникновения форс-мажорных обстоятельств (пожара, стихийного бедствия и пр.).
Представители заказчика пояснили, что на основании изложенного в аукционной документации было установлено требование о поставке оригинальных расходных материалов для принтеров и копировальных аппаратов, без указания на возможность предоставления "эквивалента" требуемого к поставке товара.
Согласно части 3 статьи 34 ФЗ № 94-ФЗ, документация об аукционе может содержать указание на товарные знаки. В случае если в документации об аукционе содержится указание на товарные знаки в отношении товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в документации об аукционе также должно содержаться указание на товарный знак в отношении товара российского происхождения (при наличии информации о товаре российского происхождения, являющемся эквивалентом товара, происходящего из иностранного государства или группы иностранных государств). При указании в документации об аукционе на товарные знаки они должны сопровождаться словами "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком. Эквивалентность товаров определяется в соответствии с требованиями и показателями, устанавливаемыми в соответствии с частью 2 настоящей статьи.
Поскольку при использовании картриджей, изготовленных компанией, отличной от компании производителя принтеров, оборудование может быть снято с гарантийного обслуживания производителя, что приведет к дополнительному расходованию бюджетных средств на устранение неисправностей, требование заказчика о поставке оригинальных расходных материалов для принтеров и копировальных аппаратов, без указания на возможность предоставления "эквивалента" требуемого к поставке товара, является обоснованным, но только на оборудование, находящееся на момент проведения открытого аукциона на гарантийном обслуживании.
В связи с тем, что не все указанные в аукционной документации принтеры и копировальные аппараты на момент проведения аукциона находились на гарантийном обслуживании, установление указанного требования заказчика в отношении данного оборудования противоречит требованиям части 3 статьи 34 ФЗ № 94-ФЗ.
Также, заказчиком не было представлено документов, являющихся доказательством того, что требуемое в аукционной документации количество картриджей для оборудования, находящихся на гарантийном обслуживании, рассчитано с учетом использования их в период нахождения оборудования на гарантии.
На основании изложенного, в целом, документация об аукционе "Поставка расходных материалов для принтеров и копировальных аппаратов" разработана и утверждена заказчиком с нарушением требования части 3 статьи 34 ФЗ № 94-ФЗ.
Частью 2 статьи 35 ФЗ № 94-ФЗ установлен перечень документов и сведений, входящих в состав аукционной заявки.
Согласно части 3 статьи 35 ФЗ № 94-ФЗ, требовать от участника размещения заказа иное, за исключением предусмотренных частью 2 данной статьи документов и сведений, не допускается.
В приложении № 1 "Техническое задание на поставку расходных материалов для принтеров и копировальных аппаратов" к аукционной документации содержится требование заказчика об указании цены товара "за одну штуку в рублях".
В связи с тем, что требование о предоставлении участниками размещения заказа в составе аукционной заявки сведений о цене контракта не предусмотрено частью 2 статьи 35 ФЗ № 94-ФЗ, документация об аукционе "Поставка расходных материалов для принтеров и копировальных аппаратов" разработана и утверждена заказчиком с нарушением требования части 3 статьи 35 ФЗ № 94-ФЗ.
Вместе с тем, указанное нарушение не повлияло на результаты аукциона, в связи с тем, что участникам размещения заказа, не исполнившим данное требование, не было отказано в допуске к участию в аукционе.
В соответствии с частью 2 статьи 34 ФЗ № 94-ФЗ, документация об аукционе должна содержать требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.
В приложении № 1 "Техническое задание на поставку расходных материалов для принтеров и копировальных аппаратов" к аукционной документации заказчиком было обоснованно установлены требования к упаковке поставляемых товаров.
Таким образом, довод заявителя ООО "АРТ-Сервис" о том, что установление заказчиком в аукционной документации требований к упаковке товара противоречит требованиям законодательства о размещении заказов, является необоснованным.
Согласно части 3 статьи 36 ФЗ № 94-ФЗ на основании результатов рассмотрения заявок на участие в аукционе аукционной комиссией принимается решение о допуске к участию в аукционе участника размещения заказа и о признании участника размещения заказа, подавшего заявку на участие в аукционе, участником аукциона, или об отказе в допуске такого участника размещения заказа к участию в аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены статьей 12 данного Федерального закона.
Часть 1 статьи 12 ФЗ № 94-ФЗ содержит перечень оснований отказа в допуске к участию в торгах.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 12 ФЗ № 94-ФЗ, при рассмотрении заявок на участие в конкурсе или заявок на участие в аукционе участник размещения заказа не допускается конкурсной или аукционной комиссией к участию в конкурсе или аукционе в случае непредоставления документов, определенных частью 3 статьи 25 настоящего Федерального закона (за исключением документов, предусмотренных подпунктом "г" пункта 1 части 3, частью 3.1 статьи 25 настоящего Федерального закона), частью 2 статьи 31.4 или частью 2 статьи 35 настоящего Федерального закона, либо наличия в таких документах недостоверных сведений об участнике размещения заказа или о товарах, о работах, об услугах, о произведении литературы или искусства, об исполнении, о национальном фильме, соответственно на поставку, выполнение, оказание, создание которых либо финансирование проката или показа которого размещается заказ.
Подпунктом "в" пункта 1 части 2 статьи 35 ФЗ № 94-ФЗ установлено, что заявка на участие в аукционе должна содержать документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени участника размещения заказа - юридического лица (копия решения о назначении или об избрании либо приказа о назначении физического лица на должность, в соответствии с которым такое физическое лицо обладает правом действовать от имени участника размещения заказа без доверенности (далее для целей настоящей главы - руководитель). В случае если от имени участника размещения заказа действует иное лицо, заявка на участие в аукционе должна содержать также доверенность на осуществление действий от имени участника размещения заказа, заверенную печатью участника размещения заказа (для юридических лиц) и подписанную руководителем участника размещения заказа или уполномоченным этим руководителем лицом, либо нотариально заверенную копию такой доверенности. В случае, если указанная доверенность подписана лицом, уполномоченным руководителем участника размещения заказа, заявка на участие в аукционе должна содержать также документ, подтверждающий полномочия такого лица.
В составе аукционной заявки ООО "Компания "Копир" была представлена копия решения общего собрания участников ООО "Компания "Копир" о продлении полномочий директора ООО "Компания "Копир" Степанова Н.В. на 3 года.
Документ о назначении либо избрании Н.В.Степанова на должность, в соответствии с которым такое физическое лицо обладает правом действовать от имени участника размещения заказа без доверенности, в противоречие требованиям Закона о размещении заказов, данным участником размещения заказа представлен не был.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 12 ФЗ № 94-ФЗ, при рассмотрении заявок на участие в конкурсе или заявок на участие в аукционе участник размещения заказа не допускается конкурсной или аукционной комиссией к участию в конкурсе или аукционе в случае несоответствия заявки на участие в конкурсе или заявки на участие в аукционе требованиям конкурсной документации либо документации об аукционе, в том числе наличие в таких заявках предложения о цене контракта, превышающей начальную (максимальную) цену контракта (цену лота), начальную (максимальную) цену единицы товара, начальную (максимальную) цену запасных частей (каждой запасной части) к технике, к оборудованию, начальную (максимальную) цену единицы услуги и (или) работы.
В приложении № 3 "Сведения о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) и качественных характеристиках товара (качестве работ, услуг)" аукционной документации заказчик установил требование об указании участниками размещения заказа сведений о функциональных характеристиках (потребительских свойствах), качественных характеристиках и количестве подлежащих поставке товаров (качестве работ, услуг) по государственному контракту.
Данное приложение, представленное в составе заявки ООО "Компания "Копир", не содержало сведений о количестве товара, предлагаемого к поставке, что противоречит требованиям аукционной документации.
Руководствуясь статьями 17, 60 Федерального закона № 94-ФЗ от 21.07.2005 "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", комиссия Кемеровского УФАС России, решила:

1. Признать жалобы ООО "АРТ-Сервис" и ООО "Компания "Копир" на действия заказчика, аукционной комиссии ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Кемеровской области при проведении открытого аукциона "Поставка расходных материалов для принтеров и копировальных аппаратов" частично обоснованными.
2. Признать заказчика - ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Кемеровской области - нарушившим часть 3 статьи 34, часть 3 статьи 35 Федерального закона № 94-ФЗ от 21.07.2005 "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о размещении заказов.

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Председатель комиссии
А.Е.КЛОСТЕР

Члены комиссии
Д.А.ЛЫЖИН
С.А.УНТЕРОВ
О.А.ФЕДОТОВА
Е.Е.ДЬЯКОНОВА





УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРЕДПИСАНИЕ
от 31 августа 2009 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению дела о нарушении законодательства о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд в составе:

Председателя комиссии:

Клостер Е.А.                     - и.о. руководителя управления.

Членов комиссии:

Лыжина Д.А.                      - начальника отдела государственного
                                   и муниципального заказа;

Унтерова С.А.                    - главного специалиста-эксперта отдела
                                   рекламы и недобросовестной конкуренции;

Федотовой О.А.                   - старшего государственного инспектора
                                   отдела государственного и муниципального
                                   заказа;

Дьяконовой Е.Е.                  - старшего специалиста 1 разряда отдела
                                   государственного и муниципального заказа,

на основании решения комиссии Кемеровского УФАС России от 31 августа 2009 г. по делу № 176/З-2009 о признании заказчика - ФГУ "Земельная кадастровая палата по Кемеровской области" - нарушившим часть 3 статьи 34, часть 3 статьи 35 Федерального закона № 94-ФЗ от 21.07.2005 "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", предписывает:

1. Заказчику необходимо в срок до 10.09.2009 устранить нарушения части 3 статьи 34, части 3 статьи 35 Федерального закона № 94-ФЗ от 21.07.2005 "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", а именно:
- аннулировать результаты открытого аукциона на поставку системы выделенного электроснабжения и структурированной кабельной системы (локальной вычислительной сети) (протокол № 2 открытого аукциона № ОА-01/09 на поставку расходных материалов для принтеров и копировальных аппаратов от 19.08.2009 и протокол № 1 рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе на поставку расходных материалов для принтеров и копировальных аппаратов от 18.08.2009). При этом поданные заявки на участие в конкурсе, согласно требованиям законодательства о размещении заказов, возвращаются с уведомлением о прекращении действия данной заявки и о возможности подать новые заявки;
- привести конкурсную документацию в соответствие с требованиями законодательства о размещении заказов;
- продлить срок подачи заявок в соответствии с законодательством РФ.
Представить в Кемеровское УФАС России до 10.09.2009 письменное доказательство исполнения настоящего предписания.

Предписание может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Председатель комиссии
А.Е.КЛОСТЕР

Члены комиссии
Д.А.ЛЫЖИН
С.А.УНТЕРОВ
О.А.ФЕДОТОВА
Е.Е.ДЬЯКОНОВА



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru