Законодательство
Кузбасс

Кемеровская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







КРАПИВИНСКИЙ РАЙОННЫЙ СОВЕТ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ
(третий созыв)

РЕШЕНИЕ
от 17 декабря 2008 г. № 02-198

О ПРИНЯТИИ РАЙОННОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ УЛУЧШЕНИЯ
ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В КРАПИВИНСКОМ РАЙОНЕ
НА 2008 - 2015 ГОДЫ

Заслушав и обсудив информацию заместителя главы МО "Крапивинский район" по социальным вопросам Сабуцкой С.В., в целях улучшения демографической ситуации в Крапивинском районе, и соответствия срокам реализации и содержанию региональной демографической программы, руководствуясь Уставом Крапивинского района Кемеровской области, Крапивинский районный Совет народных депутатов решил:

1. Принять районную целевую программу улучшения демографической ситуации в Крапивинском районе, согласно приложения № 1.
2. Опубликовать решение в районной газете "Тайдонские родники".
3. Решение вступает в силу с момента опубликования.
4. Контроль по исполнению решения возложить на заместителя главы МО "Крапивинский район" по социальным вопросам Сабуцкую С.В., комиссию по социальному развитию района Совета народных депутатов (Толстикова О.Д.).

Председатель
Крапивинского районного
Совета народных депутатов
А.В.ПОПИК

Глава МО "Крапивинский район"
В.А.АЛЬБЕРТ





Приложение № 1
к решению
Крапивинского районного
Совета народных депутатов
от 17 декабря 2008 г. № 02-198

РАЙОННАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
УЛУЧШЕНИЯ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В КРАПИВИНСКОМ РАЙОНЕ
КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2015 ГОДА

Раздел I. ПАСПОРТ РАЙОННОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ УЛУЧШЕНИЯ
ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В КРАПИВИНСКОМ РАЙОНЕ
КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2015 ГОДЫ

+--------------+----------------------------------------------------------+
¦Наименование  ¦Районная целевая Программа улучшения демографической      ¦
¦Программы     ¦ситуации в Крапивинском районе Кемеровской области на     ¦
¦              ¦период до 2015 года (далее - Программа)                   ¦
+--------------+----------------------------------------------------------+
¦Заказчик -    ¦Администрация МО "Крапивинский район"                     ¦
¦координатор   ¦                                                          ¦
¦Программы     ¦                                                          ¦
+--------------+----------------------------------------------------------+
¦Разработчик   ¦Межведомственный совет по проблемам социально-            ¦
¦Программы     ¦демографического развития Крапивинского района            ¦
+--------------+----------------------------------------------------------+
¦Основная цель ¦Постепенное формирование предпосылок для стабилизации     ¦
¦Программы     ¦численности населения и последующего демографического     ¦
¦              ¦роста, достижение оптимальной структуры и качества        ¦
¦              ¦человеческого потенциала                                  ¦
+--------------+----------------------------------------------------------+
¦Основные      ¦- Укрепление здоровья и увеличение ожидаемой              ¦
¦задачи        ¦продолжительности жизни населения;                        ¦
¦Программы     ¦- стимулирование рождаемости и укрепление института семьи;¦
¦              ¦- улучшение миграционной ситуации                         ¦
+--------------+----------------------------------------------------------+
¦Сроки         ¦2008 - 2015 годы                                          ¦
¦реализации    ¦1-й этап 2008 - 2010 годы (стабилизация численности       ¦
¦Программы     ¦населения и создание условий для последующего ее роста за ¦
¦              ¦счет реализации мер, предусмотренных в рамках региональных¦
¦              ¦целевых программ);                                        ¦
¦              ¦2-й этап 2011 - 2015 годы (стабилизация и существенное    ¦
¦              ¦улучшение демографической ситуации за счет дополнительных ¦
¦              ¦мероприятий с учетом их финансового обеспечения)          ¦
+--------------+----------------------------------------------------------+
¦Структура     ¦Программа состоит из разделов:                            ¦
¦мероприятий   ¦I. Укрепление здоровья и увеличение ожидаемой             ¦
¦Программы     ¦продолжительности жизни населения.                        ¦
¦              ¦II. Стимулирование рождаемости и укрепление института     ¦
¦              ¦семьи.                                                    ¦
¦              ¦III. Улучшение миграционной ситуации.                     ¦
¦              ¦IV. Информационное обеспечение                            ¦
+--------------+----------------------------------------------------------+
¦Исполнители,  ¦- Муниципальное управление здравоохранения "Крапивинская  ¦
¦соисполнители ¦ЦРБ"(ЦРБ);                                                ¦
¦и участники   ¦- муниципальное управление социальной защиты населения    ¦
¦Программы     ¦(УСЗН);                                                   ¦
¦              ¦- муниципальное управление образования МО "Крапивинский   ¦
¦              ¦район" (УО);                                              ¦
¦              ¦- муниципальное управление культуры МО "Крапивинский      ¦
¦              ¦район";                                                   ¦
¦              ¦- экономический отдел администрации МО "Крапивинский      ¦
¦              ¦район";                                                   ¦
¦              ¦- отдел по делам молодежи и спорту администрации МО       ¦
¦              ¦"Крапивинский район" (ОДМ);                               ¦
¦              ¦- отдел архитектуры администрации МО "Крапивинский район";¦
¦              ¦- отдел строительства администрации МО "Крапивинский      ¦
¦              ¦район";                                                   ¦
¦              ¦- жилищный отдел администрации МО "Крапивинский район";   ¦
¦              ¦- ОВД по Крапивинскому району (далее - ОВД) - по          ¦
¦              ¦согласованию;                                             ¦
¦              ¦- отделение Федеральной миграционной службы по            ¦
¦              ¦Крапивинскому району (далее - миграционная служба) - по   ¦
¦              ¦согласованию;                                             ¦
¦              ¦- государственное учреждение "Крапивинский центр занятости¦
¦              ¦населения" (далее - ЦЗН) - по согласованию;               ¦
¦              ¦- управление сельского хозяйства и продовольствия МО      ¦
¦              ¦"Крапивинский район";                                     ¦
¦              ¦- финансовое управление МО "Крапивинский район";          ¦
¦              ¦- торговый отдел администрации МО "Крапивинский район";   ¦
¦              ¦- Крапивинское отделение Фонда социального страхования    ¦
¦              ¦Российской Федерации (далее - соцстрах) - по согласованию;¦
¦              ¦- ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Крапивинском      ¦
¦              ¦районе" (далее - центр гигиены и эпидемиологии) - по      ¦
¦              ¦согласованию;                                             ¦
¦              ¦- межрайонный отдел статистики по Крапивинскому району -  ¦
¦              ¦по согласованию;                                          ¦
¦              ¦- орган ЗАГС - по согласованию;                           ¦
¦              ¦- редакция районной газеты "Тайдонские родники"           ¦
+--------------+----------------------------------------------------------+
¦Основные      ¦Подпрограммы:                                             ¦
¦мероприятия   ¦   "Здоровье кузбассовцев" на 2008 - 2010 годы;           ¦
¦Программы     ¦   "Борьба с преступностью, профилактика правонарушений  и¦
¦(перечень     ¦обеспечение безопасности дорожного движения в  Кемеровской¦
¦подпрограмм)  ¦области" на 2008 - 2010 годы;                             ¦
¦<*>           ¦   "Государственная поддержка агропромышленного комплекса ¦
¦              ¦и социального развития села в Кемеровской области" на 2008¦
¦              ¦- 2010 годы;                                              ¦
¦              ¦   "Повышение уровня социальной защиты населения          ¦
¦              ¦Кемеровской области" на 2008 - 2010 годы;                 ¦
¦              ¦   "Культура Кузбасса" на 2008 - 2010 годы;               ¦
¦              ¦   "Развитие системы образования и повышение уровня       ¦
¦              ¦потребности в образовании населения Кемеровской области"  ¦
¦              ¦на 2008 - 2010 годы;                                      ¦
¦              ¦   "Молодежь Кузбасса. Развитие спорта и туризма в        ¦
¦              ¦Кемеровской области" на 2008 - 2010 годы;                 ¦
¦              ¦   "Обеспечение безопасности условий жизни населения и    ¦
¦              ¦деятельности предприятий в Кемеровской области" на 2008 - ¦
¦              ¦2010 годы;                                                ¦
¦              ¦   "Содействие занятости населения Кемеровской области" на¦
¦              ¦2008 - 2010 годы;                                         ¦
¦              ¦   "Жилище" на 2008 - 2010 годы;                          ¦
¦              ¦   "Социально-экономическое развитие наций и народностей  ¦
¦              ¦в Кемеровской области" на 2008 - 2010 годы                ¦
+--------------+----------------------------------------------------------+
¦Объемы и      ¦Общий объем финансирования Программы - 1407874,1 <*> тыс. ¦
¦источники     ¦рублей                                                    ¦
¦финансирования+----------------------------------------------------------+
¦Программы     ¦Средства местного бюджета - 739310,8 тыс. рублей,         ¦
¦              ¦в том числе:                                              ¦
¦              ¦- 2008 год - 286051,3 тыс. рублей;                        ¦
¦              ¦- 2009 год - 210533,2 тыс. рублей;                        ¦
¦              ¦- 2010 год - 242726,3 тыс. рублей                         ¦
+--------------+----------------------------------------------------------+
¦Ожидаемые     ¦Стабилизация численности населения к 2016 году  на  уровне¦
¦конечные      ¦не ниже 25 тыс. человек:                                  ¦
¦результаты    ¦    1-й этап 2008 - 2010 годы:                            ¦
¦реализации    ¦Рост числа родившихся с 12,3 человек на 1000 человек      ¦
¦Программы     ¦населения в 2006 году до 15,3 человек в 2010 году.        ¦
¦              ¦Снижение естественной убыли с 5,3 человек на 1000 человек ¦
¦              ¦населения в 2006 году до 1,4 промилле в 2010 году.        ¦
¦              ¦Снижение темпов миграционной убыли с 359  человек  в  2006¦
¦              ¦году до 200 человек в 2010 году.                          ¦
¦              ¦    2-й этап 2011 - 2015 годы:                            ¦
¦              ¦Снижение количества умерших с 17,7 человек на 1000 человек¦
¦              ¦населения в 2006 году до 13,5 человек в 2015 году.        ¦
¦              ¦Снижение младенческой смертности - с 10,7 человек на 1000 ¦
¦              ¦родившихся в 2006 году до 6,0 человек в 2015 году.        ¦
¦              ¦Сохранение отсутствия материнской смертности - с 0 (на    ¦
¦              ¦1000 родившихся живыми) в 2006 году до 0 в 2015 году.     ¦
¦              ¦Рост числа родившихся с 12,3 человек (на 1000 населения) в¦
¦              ¦2006 году до 15,5 человек в 2015 году.                    ¦
¦              ¦Увеличение суммарного коэффициента рождаемости с 1,3 в    ¦
¦              ¦2006 году до 1,7 в 2015 году.                             ¦

]]>
¦              ¦Увеличение ожидаемой продолжительности жизни с 61,6 лет в ¦
¦              ¦2005 году до 68,0 в 2015 году                             ¦
+--------------+----------------------------------------------------------+
¦Организация   ¦Межведомственный совет по проблемам социально-            ¦
¦управления    ¦демографического развития Крапивинского района            ¦
¦программой и  ¦осуществляет общее руководство и координацию деятельности ¦
¦контроль за   ¦исполнителей и соисполнителей Программы.                  ¦
¦ее исполнением¦Контроль за исполнением Программы осуществляют коллегия   ¦
¦              ¦администрации МО "Крапивинский район"                     ¦
+--------------+----------------------------------------------------------+
¦Формы         ¦Проверка исполнения разделов Программы, отчеты            ¦
¦контроля      ¦исполнителей Программы                                    ¦
+--------------+----------------------------------------------------------+

--------------------------------
<*> Объемы и источники финансирования ежегодно уточняются в установленном порядке при формировании бюджетов всех уровней бюджетной системы.

Раздел II. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ, НА РЕШЕНИЕ КОТОРОЙ
НАПРАВЛЕНА ПРОГРАММА

В современном демографическом развитии Крапивинского района проявляются неблагоприятные тенденции, характерные для всей Российской Федерации. С 1992 года наблюдается процесс депопуляции - устойчивое сокращение численности населения вследствие превышения числа смертей над рождениями. За последние 5 лет численность населения уменьшилась на 1584 человека. Особенно значительным было снижение населения в 2006 году.
Снижение числа жителей Крапивинского района происходит за счет:
- естественной убыли или превышения числа умерших (в 2006 году - 466 человек) над количеством родившихся (325 человек) в 1,4 раза (Россия - 1,5);
- миграционной убыли населения. Число выбывших за 5 лет (3998 чел.) превысило количество прибывших (3099 чел.) за этот период почти на 900 человек.
Уровень смертности населения района остается достаточно высоким - 17,7 чел. на 1000 населения, что выше чем по России (15,2 чел.) и по Кемеровской области (17,3). Уровень младенческой смертности - 7,0 чел. в расчете на 1000 человек родившихся (Россия - 10,2 промилле).
Основными причинами смертности населения района являются болезни кровообращения - 52% всех умерших, онкологические заболевания - 12%, болезни органов дыхания - 5%. Высокой остается смертность и от внешних причин (несчастные случаи, отравления, травмы) - 17% от общего числа умерших.
Высокая смертность населения во многом обусловлена также возросшей долей лиц старших возрастов - 18,7 процента (Россия - 20,4). Она предопределяет низкий показатель продолжительности жизни населения. В 2005 году он составил 62,2 года для всего населения, в том числе для мужчин - 55,8 лет, женщин - 69,6 года.
Рождаемость в Крапивинском районе несколько выше среднероссийской (11,6 чел. против 10,4 в расчете на 1000 населения) и в последние годы довольно стабильна. Начавшийся в 2004 году ее рост сохранился в 2006 году, рождаемость увеличилась на 9 процентов по сравнению с предыдущим годом. За 10 месяцев 2007 года родилось на 30 детей больше, примерно на 10%. Однако в целом уровень рождаемости не обеспечивает простого воспроизводства населения, то есть новое поколение родившихся по численности меньше поколения родителей. Суммарный коэффициент рождаемости в 2006 году составил 1,4 (против 2,15 необходимых для простого воспроизводства населения).
В целом тенденции рождаемости населения обусловлены социально-экономическими факторами - материальным положением и образом жизни, социальным статусом, жилищными условиями. Кроме того, переходом от многодетной к средне- и малодетной современной семье, как и в развитых европейских странах, нестабильностью браков в связи со снижением ценности семьи.
Следствием низкой рождаемости является демографическое старение населения. Доля детей и подростков (в возрасте 0 - 15 лет) в структуре численности населения снизилась с 24,0 в 2003 году до 21,0 процента на 1 января 2007 года.
В течение 5 лет число лиц трудоспособного возраста в Крапивинском районе остается стабильным: на 1 января 2007 г. составило 16554 человек, или 63,0 процента в общей численности населения. Прогнозируется дальнейшее снижение числа жителей этой возрастной категории в связи с миграционными потерями, вступлением в трудоспособный возраст малочисленного контингента граждан, рожденных в начале 90-х годов, и выбытием из него многочисленной категории лиц, рожденных в послевоенные годы. Это может привести к нехватке рабочей силы на рынке труда и росту демографической нагрузки (т.е. нагрузки детьми и пожилыми) на трудоспособное население.
Отмечается ухудшение показателей здоровья населения. Общая заболеваемость возросла в 2007 году на 27,5 процента по сравнению с 2006 годом, особенно за счет ОРВИ и пневмонии, также значителен рост болезней системы кровообращения (на 10,2%). Рост первичной заболеваемости составил 57,5%, в том числе системы кровообращения - в 2,3 раза. Рост показателей общей и первичной заболеваемости обусловлен диспансеризацией населения по национальному проекту и вспышкой гриппа, пневмоний.
В силу инерционности демографических процессов существующие тенденции изменения численности населения Кемеровской области, в том числе Крапивинского района, сохранятся на длительную перспективу. Проведенные расчеты перспективной численности населения и отдельных демографических показателей неутешительны. Однако вместе с тем по ряду показателей наметились позитивные изменения: повышение рождаемости, уменьшение числа умерших, особенно детей в возрасте до 1 года, показатель ожидаемой продолжительности жизни населения при рождении невысок, но постепенно увеличивается.
Во многом это достигнуто благодаря принимаемым в Кемеровской области мерам. Существенным фактором оздоровления демографической ситуации выступает фактор политической и социально-экономической стабильности в регионе.
Реализация национальных проектов в сфере здравоохранения, образования, жилья, сельского хозяйства, регионального проекта "Культура" рассматривается в области и в районе через призму решения демографической проблемы. Для улучшения уровня и качества жизни населения успешно реализуются региональные целевые программы "Здоровье кузбассовцев", "Образование Кузбасса", "Жилище", "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту" и др.
На улучшение демографической ситуации направлены районные комплексные программы: "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", "Социальная защита ветеранов и инвалидов боевых действий", "Мы - дети твои, Кузбасс!", "Социальная поддержка инвалидов", "Молодежь района", "Здоровье и образование", "Совершенствование организации питания детей общеобразовательных учреждений", "Неотложные меры борьбы с туберкулезом", "АнтиВИЧ-СПИД", "Сахарный диабет" и др.
Действуют комплексные программы и целевые мероприятия по профилактике социально обусловленных, онкологических заболеваний, наркомании, дорожно-транспортного травматизма, по обеспечению жильем, улучшению условий и охраны труда, содействию занятости населения, развитию сети детских дошкольных образовательных учреждений, обеспечению досуга детей и подростков в свободное время.
Создана необходимая социальная инфраструктура для реализации демографической политики. На ее содержание и развитие предусмотрено около половины расходов районного бюджета. С каждым годом эти финансовые ресурсы растут.
Так, за последние 5 лет выросли расходы на здравоохранение в 2,5 раза (в 2006 году они составили 70384,0 тыс. рублей), на образование в 2 раза (190457,9 тыс. рублей), на социальную защиту в 2,3 раза (22 млн. рублей), на решение жилищных вопросов в 5,8 раз (249,5 млн. рублей).
В рамках реализации приоритетного национального проекта "Социальное развитие села" 8 семьям и молодым специалистам, работающим в сельской местности, предоставлены субсидии. В 2006 году обеспечены жильем 5 человек из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет, в 2007 году - 6 человек.
В связи с реализацией приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье" и областных целевых программ удалось улучшить жилищные условия 56 семьям за 2 года.
Значительно расширены с 1 января 2007 года виды и размеры государственной поддержки гражданам, имеющим детей. Это:
- пособие по беременности и родам в сумме, зависящей от среднего размера заработной платы для работающих, максимальный размер пособия 16125 рублей, а с 1 января 2008 года - 23400 рублей;
- единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в женских консультациях в ранние сроки беременности, в сумме 300 рублей;
- сертификат на получение материнского (семейного) капитала в сумме 250 тыс. рублей - при рождении второго и последующих детей;
- единовременное пособие в сумме 11284 рублей при рождении ребенка и при всех формах устройства детей, лишенных родительского попечения, в семью;
- ежемесячное пособие по уходу за первым ребенком до полутора лет для работающих - 40 процентов от среднего заработка, но не менее 1950 и не более 6000 рублей; для неработающих матерей - 1950 рублей;
- ежемесячное пособие по уходу за вторым и последующими детьми до полутора лет для работающих матерей - 40 процентов от среднего заработка, но не менее 3000 рублей и не более 6000 рублей; не работающим - 3900 рублей;
- родовые сертификаты, их стоимость 10000 рублей, с 1 января 2008 года 11000 рублей;
- выплата компенсации части родительской платы за содержание ребенка в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования: 20 процентов - на 1-го ребенка; 50 процентов - на 2-го ребенка; 70 процентов - на 3-го ребенка;
- выплата в размере 2000 рублей на каждого ребенка, стоящего в очереди на получение места в дошкольном учреждении (определенные категории);
- ежемесячная оплата труда приемных родителей устанавливается в размере 2500 рублей. При передаче на воспитание в приемную семью второго ребенка и за каждого последующего ребенка устанавливается дополнительная оплата, составляющая 2500 рублей;
- выплата единовременного пособия на обустройство приемным семьям из расчета 20000 рублей каждой семье;
- ежемесячная денежная выплата опекунам (попечителям), приемным родителям устанавливается в размере 4000 рублей на одного ребенка в 2007 году с применением темпов инфляции на последующие годы;
- на детей из малообеспеченных семей - ежемесячные детские пособия в размере 150 рублей (с 1 июня 2007 года - 150 рублей, 1 января 2008 года - 170 рублей). В 2006 году получателями были 2370 семей на 3473 детей; в 2007 году - 2093 и 3051 соответственно;
- одинокие мамы с 1 июня 2006 года получают 300 рублей, с 1 января 2007 года - 340;
- дети военнослужащих и родителей, уклоняющихся от уплаты алиментов - 225 руб., с 1 января 2007 года - 255 руб.;
- дети-инвалиды - пособие 300 руб., дети-инвалиды одиноких мам - 450 руб.;
- дети-инвалиды посещают дошкольные учреждения бесплатно с 1 января 2007 года;
- бесплатное питание 1 раз в день в период учебного процесса в образовательном учреждении (10 рублей на каждого ребенка);
- компенсация 100% (но не более 400 руб.)отдельным категориям граждан за содержание ребенка до 6 лет в ДОУ;
- ежемесячное зачисление средств (100 руб.) на банковские счета детям-сиротам.
При дальнейшей реализации названных мер, принятии и реализации настоящей Программы прогнозируются:
- рост числа родившихся с 12,3 человек на 1000 человек населения в 2006 году до 15,5 человек в 2015 году;
- снижение количества умерших с 17,7 человек на 1000 человек населения в 2006 году до 13,5 человек в 2015 году, в том числе детей в возрасте до одного года - с 10,7 чел. на 1000 родившихся в 2006 году до 6,0 чел. в 2010 году;
- сокращение естественной убыли с 5,3 человек на 1000 человек населения в 2006 году до 1,4 промилле в 2015 году;
- снижение материнской смертности с 31,3 промилле (на 1000 родившихся живыми) в 2006 году до 18 промилле в 2015 году;
- увеличение суммарного коэффициента рождаемости с 1,3 в 2006 году до 1,7 в 2015 году;
- увеличение ожидаемой продолжительности жизни с 61,6 лет в 2005 году до 68,0 в 2015 году.
Уменьшение численности населения продолжится, однако темпы снижения замедлятся. В 2008 году число жителей Крапивинского района сократится на 400 человек, в 2009 году - на 200, в 2010 году - на 200.
Факторы, влияющие на положение дел в области демографии, подразделяются на материальные и духовно-нравственные.
Материальные - состояние среды обитания и уровень благосостояния семей, обеспеченность жильем, материальное стимулирование рождаемости, степень социальной защищенности семей, качество и доступность медицинского обслуживания, образования, в том числе дошкольного и др.
Духовно-нравственные - формирование у населения установок здорового образа жизни, нравственных и личностных ценностей, возрождение системы массового санитарно-гигиенического просвещения, поднятие престижа материнства, отцовства, многодетности, ориентация молодежи на создание крепкой семьи.
Воспитание семейных ценностей зарождается в семье, но большую роль в этом играют общественные институты. Ответственное отношение к родительству развивается, начиная с дошкольных образовательных учреждений, и на протяжении всего периода воспитания молодежи.
Наиболее значительное воздействие на общественное сознание оказывают средства массовой информации, рекламная продукция, пропагандистские мероприятия.
Разнонаправленность факторов, влияющих на демографическую ситуацию, и их социальная значимость требуют комплексного межведомственного подхода, решаемого программно-целевым методом.
Настоящая Программа усиливает отдельные направления действующих национальных проектов, федеральных, областных и муниципальных целевых программ, а также текущую деятельность муниципальных органов и учреждений. Она объединяет финансовые ресурсы в контексте достижения поставленной цели и позволит стабилизировать ситуацию, создав предпосылки демографического роста.

Раздел III. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Демографическая политика в Крапивинском районе - комплекс мер, направленных на повышение качества человеческого потенциала, осуществляемых с учетом общих демографических тенденций, специфики демографической ситуации в муниципальном образовании, и предусматривающих дифференцированный подход к различным социально-демографическим группам в соответствии с их социальными, психологическими, национальными и репродуктивными особенностями.
С учетом сложившейся демографической ситуации и перспективных задач в сфере социально-экономического развития основной целью демографического развития является постепенное формирование предпосылок стабилизации численности населения и последующего демографического роста, достижение оптимальной структуры и качества человеческого потенциала.
Стратегическими направлениями демографической политики Крапивинского района являются:
1) укрепление здоровья и увеличение ожидаемой продолжительности жизни населения;
2) стимулирование рождаемости и укрепление института семьи;
3) улучшение миграционной ситуации.
Приоритетные задачи демографической политики:
1) в области укрепления здоровья и увеличения ожидаемой продолжительности жизни населения:
- повышение качества и доступности медицинской помощи населению;
- ранняя диагностика и профилактика сердечно-сосудистых заболеваний, снижение смертности населения от онкологических заболеваний;
- улучшение качественных показателей здоровья женщин и детей;
- улучшение питания детей и подростков;
- уменьшение негативного влияния факторов среды обитания на здоровье населения;
- возрождение системы санитарно-гигиенического просвещения и обучения граждан;
- формирование здорового образа жизни всех категорий населения;
- обеспечение безопасности, охраны и улучшение условий труда, сокращение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;
- снижение смертности населения от внешних причин - несчастных случаев, травм, отравлений, в том числе алкоголем;
- выявление беспризорных и безнадзорных детей и оказание им необходимой помощи;
- предупреждение и сокращение алкоголизма, наркомании, табакокурения;
- предупреждение дорожно-транспортного травматизма (в том числе - детского);
- социальная поддержка граждан пожилого возраста и инвалидов;
2) в области стимулирования рождаемости и укрепления института семьи:
- обеспечение эффективной занятости населения, в том числе членов молодых семей;
- повышение доступности жилья для населения, в том числе для молодых семей;
- безвозмездное кредитование и субсидирование жилищных программ при рождении детей;
- развитие инфраструктуры, способствующей помощи семье при рождении и воспитании детей;
- материальное стимулирование рождаемости, укрепление и развитие социальной поддержки семей с детьми;
- развитие системы дошкольного образования, обеспечение доступности ее услуг для всех семей;
- развитие семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- проведение эффективной индивидуальной профилактической и реабилитационной работы с семьями и детьми, попавшими в социально опасную ситуацию;
- организация полезного досуга семей, детей, подростков и молодежи;
- формирование системы общественных и личностных ценностей;
3) в области улучшения миграционной ситуации:
- проведение мероприятий по борьбе с незаконной миграцией и легализации нелегальной иностранной рабочей силы;
- регулирование потоков трудовой миграции с учетом квалификации иностранных работников и потребностей района в кадрах;
- привлечение необходимых категорий мигрантов, прежде всего соотечественников.
Стимулирование и оптимизация миграции позволят увеличить степень компенсации естественной убыли и создать предпосылки для стабилизации численности населения.

Раздел IV. СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Программа реализуется в 2008 - 2015 годах.
Реализацию Программы предусматривается осуществить в два этапа:
первый этап - 2008 - 2010 годы. На первом этапе будут созданы условия, позволяющие уменьшить остроту демографического кризиса за счет реализации мер, направленных на преодоление негативных тенденций демографического развития, предусмотренных в рамках утвержденных региональных целевых программ на 2008 - 2010 годы;
второй этап - 2011 - 2015 годы. На втором этапе планируется разработка дополнительных мероприятий с учетом их финансового обеспечения для стабилизации и существенного улучшения демографической ситуации.

Раздел VI. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Финансирование Программы осуществляется за счет средств федерального бюджета, областного бюджета и местных бюджетов.
Общий объем финансирования Программы - 1407874,1 тыс. рублей.
Средства федерального бюджета - 60500,2 тыс. рублей, в том числе:
- 2008 - 2010 годы 21090,2 тыс. рублей;
- 20011 - 2012 годы 16705 тыс. рублей;
- 2013 - 2015 годы 22705 тыс. рублей;
средства областного бюджета - 608063,1 тыс. рублей, в том числе:
- 2008 - 2010 годы 221134,6 тыс. рублей;
- 20011 - 2012 годы 104002,1 тыс. рублей;
- 2013 - 2015 годы 282926,4 тыс. рублей;
средства местного бюджета - 739310,8 тыс. рублей, в том числе:
- 2008 - 2010 годы 286531,3 тыс. рублей;
- 20011 - 2012 годы 210533,2 тыс. рублей;
- 2013 - 2015 годы 242726,3 тыс. рублей.
Объемы финансирования Программы носят прогнозный характер и подлежат уточнению в установленном порядке при формировании бюджетов всех уровней бюджетной системы на очередной финансовый год и плановый период.
Часть мероприятий Программы корреспондируется с мероприятиями других федеральных, областных и муниципальных целевых программ, реализуемых в Крапивинском районе, в том числе:
- федеральных - "Жилище" на 2002 - 2010 годы, "Социальное развитие села до 2010 года";
- областных - "Здоровье кузбассовцев", "Образование Кузбасса", "Жилище", "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту";
- районных - "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", "Социальная защита ветеранов и инвалидов боевых действий", "Мы - дети твои, Кузбасс!", "Социальная поддержка инвалидов", "Молодежь района", "Здоровье и образование", "Совершенствование организации питания детей общеобразовательных учреждений", "Неотложные меры борьбы с туберкулезом", "Анти ВИЧ - СПИД", "Сахарный диабет" и другие.

Раздел VII. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Информационное обеспечение реализации Программы предполагает использование данных государственной статистики, итогов Всероссийской переписи населения с целью представления населению достоверных данных о демографических проблемах и путях их решения.
Для качественного информационного обеспечения Программы необходимо:
разработать систему информационного обеспечения единой государственной демографической политики, направленную на формирование гражданской позиции в отношении необходимости повышения рождаемости, повышения общественного престижа семьи, переориентации системы ценностей на устойчивую семью с несколькими детьми, пропаганду здорового образа жизни, приоритетного развития семейных форм устройства детей-сирот;
пропагандировать в средствах массовой информации здоровый образ жизни, крепкую полную семью с несколькими детьми, формировать национальную идею через воспитание культа здорового человека с оптимистическим мировоззрением;
развивать систему информирования населения о возможных опасностях и угрозах для жизни и здоровья, связанных с эпидемической обстановкой, стихийными бедствиями и техногенными авариями, появлением на рынке опасных для здоровья товаров.

Раздел VII. МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Координатором Программы является координационный совет по вопросам демографии.
Исполнители Программы формируют бюджетные заявки и ежегодно представляют их в установленном порядке в финансовое управление МО "Крапивинский район", принимают меры по полному финансированию Программы.
Финансовое управление МО "Крапивинский район" в ходе реализации Программы контролирует эффективное использование выделенных средств и выполнение намеченных мероприятий.
Объемы финансирования Программы могут ежегодно корректироваться исходя из возможностей бюджетов всех уровней бюджетной системы и оценки эффективности реализации Программы.

Раздел VIII. ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ И КОНТРОЛЬ
ЗА РЕАЛИЗАЦИЕЙ ПРОГРАММЫ

Комплексное управление реализацией Программы осуществляется государственным заказчиком Программы - координатором Программы - администрацией МО "Крапивинский район".
Исполнители несут ответственность за качественное и своевременное исполнение мероприятий Программы, эффективное использование финансовых средств и ресурсов, выделяемых на реализацию Программы.
Управление Программой включает в себя оценку эффективности реализации Программы, обеспечение контроля за реализацией Программы, сбор периодической отчетности о ходе выполнения программных мероприятий.
Исполнители Программы представляют в Совет отчеты о ходе реализации в отчетном календарном году программных мероприятий.
Отчет о реализации Программы в соответствующем году должен содержать общий объем фактически произведенных расходов, всего и в том числе по источникам финансирования, перечень завершенных в течение года мероприятий Программы, перечень не завершенных в течение года мероприятий Программы и процент их незавершенности, анализ причин несвоевременного завершения программных мероприятий, предложения о привлечении дополнительных источников финансирования и иных способов достижения программных целей либо о прекращении дальнейшей реализации Программы.
Отчет о реализации Программы подлежит утверждению районным Советом народных депутатов в сроки, установленные законодательством.
Итоговый отчет о реализации Программы в целом представляется администрацией МО "Крапивинский район" в Совет народных депутатов на утверждение одновременно с годовым отчетом об исполнении областного бюджета за финансовый год, являющийся последним годом реализации Программы.
Контроль за исполнением Программы осуществляют Крапивинский районный Совет народных депутатов, администрация МО "Крапивинский район".



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru