Законодательство
Кузбасс

Кемеровская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







АРБИТРАЖНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 18 января 2012 г. по делу № А27-5777/2011

Резолютивная часть объявлена "11" января 2012 г.
Полный текст изготовлен "18" января 2012 г.
Арбитражный суд Кемеровской области в составе председательствующего Ж.Г.Смычковой и судей В.В.Власова, Г.П.Обуховой
при ведении протокола секретарем судебного заседания Т.
рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя Д., г. Кемерово
к Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестру), г. Москва;
Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области, г. Кемерово;
Федеральному государственному унитарному предприятию "Федеральный кадастровый центр "Земля", г. Москва
Федеральному бюджетному учреждению "Земельная кадастровая палата по Кемеровской области", г. Кемерово
Коллегии Администрации Кемеровской области, г. Кемерово
о признании недействующим нормативного акта, признании недостоверными результатов государственной кадастровой оценки и признании незаконными действий органов государственной власти
при участии:
от Росреестра - представителя В. (доверенность от 29.04.2011 г.)
от Управления Росреестра по Кемеровской области - представителя В. (главного специалиста-эксперта отдела правового обеспечения, доверенность № 275-Д от 30.12.2010 г.)
от Коллегии Администрации Кемеровской области - представителя М. (главного консультанта юридического отдела правового управления, доверенность № 10-16/8135 от 14.12.2009 г.)
от ФБУ "Земельная кадастровая палата по Кемеровской области" - представителя С. (юрисконсульта, доверенность № 2 от 10.01.2012 г.)
прокурора - заместителя начальника отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе Ш. (удостоверение)

установил:

индивидуальный предприниматель Д. обратился в арбитражный суд с заявлением, в котором просит следующее.
Признать недостоверными результаты государственной кадастровой оценки, содержащиеся в отчете ФГУП "ФКЦ "Земля": земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101065:320 в сумме 16 720 644,22 руб. и виде удельного показателя в сумме 4570,58 рублей за кв. м.
Признать незаконными, не соответствующими статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации, Правилам проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316, Методическим указаниям по оценке земель населенных пунктов, утвержденным приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 г. № 39, Административному регламенту Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденному приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 28.06.2007 года № 215, действия Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области по исполнению государственной функции по организации государственной кадастровой оценке земель, выразившиеся в осуществлении ненадлежащего контроля за ходом выполнения ФГУП "ФКЦ "Земля" работ по определению кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101026:217, ненадлежащей предварительной проверке Отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области на соответствие его условиям технического задания, в части определения стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101065:320, представления в Коллегию Администрации Кемеровской области на утверждение недостоверных результатов кадастровой оценки земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101065:320 и внесении в государственный кадастр недвижимости сведений и кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101065:320 в сумме 16720644,22 рублей и его удельном показателе в сумме 4570,58 рублей за кв. м.
Признать недействительным пункт 7 решения Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, принятого по результатам проверки отчета начальником управления оценки ФГУП "ФКЦ "Земля" К., оформленного актом проверки отчета об определении кадастровой стоимости № 2 от 24.11.2008 года о соответствии Отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области Методическим указаниям по государственной оценке земель населенных пунктов, утвержденным приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 15.02.2007 № 39, в части определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101065:320 в сумме 16720644,22 рублей и его удельном показателе в сумме 4570,58 рублей за кв. м.
Признать недействующим постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.11.2008 года № 520 "О государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Кемеровской области", в части утверждения результатов государственной кадастровой оценки земельного участка: с кадастровым номером 42:24:0101065:320 в сумме 16720644,22 руб. и его удельного показателя в сумме 4570,58 рублей за кв. м.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101065:320 в размере, равном его рыночной стоимости в сумме 8000000,00 рублей и обязать ФБУ "Кадастровая палата" по Кемеровской области внести в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в законную силу судебного акта кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101065:320 в размере равном его рыночной стоимости в сумме 8 000 000 руб. (с учетом заявления об уточнении заявленных требований).
В обоснование требований заявитель указывает, что государственными органами нарушена процедура кадастровой оценки земельного участка, что привело к установлению недостоверной кадастровой оценки земельного участка и утверждению указанной оценки в постановлении Коллегии администрации Кемеровской области от 27.11.2008 "О государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Кемеровской области" в части утверждения результатов кадастровой стоимости земельного участка заявителя.
Как полагает заявитель, из анализа в совокупности положений 66 Земельного кодекса Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации от 25.08.1999 г. № 945 "О государственной кадастровой оценке земель", статьи 7 Федерального закона от 29.07.1998 г. № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации"), Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 г. № 316, Методических указаний № 39 от 15.02.2007 г., иных нормативных актов следует, что кадастровая оценка земель основывается на статистическом анализе рыночных цен; размер кадастровой стоимости земельного участка не может превышать его рыночную стоимость.
Из отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области по состоянию на 01.01.2007 не следует, что ФГУП "ФКЦ "Земля" проводился сбор и проверка рыночной информации. Отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков не содержит данных, позволяющих проверить, каким образом при определении кадастровой стоимости учитывалась информация о рыночной оценке земельных участков и объектов недвижимости, обоснованности выбора модели, а также факторов, влияющих на стоимость земельного участка.
Отчет не соответствует требованиям пунктов 2.2.1, 2.2.2, 2.2.3, 2.2.5, 2.2.6 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов", утвержденных приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15 февраля 2007 г. № 39 (далее - Методические указания № 39).
В нарушение Административного регламента Управлением Роснедвижимости по Кемеровской области не осуществлялся надлежащий контроль за ходом работ по определению кадастровой стоимости. Подготовленный ФГУП "ФКЦ "Земля" отчет не соответствует положениям ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", Федерального стандарта оценки "Требования к отчету об оценке (ФСО № 3)", утвержденного приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации № 254 от 20.07.2007 г. (далее - Федеральный стандарт оценки № 3). Отчет не подписан лицами, производившими оценку; не содержит даты подписания; к отчету не приложены копии документов, использовавшихся оценщиками.
Таким образом, как указывает заявитель, внесение Управлением Росреестра по Кемеровской области в Государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка с нарушением установленной процедуры и без надлежащего анализа и учета информации о рыночной стоимости земельного участка нарушает его права и законные интересы.
Заявитель также считает, что оспариваемое постановление Коллегии Администрации Кемеровской области нарушает права и обязанности заявителя по уплате земельного налога.
Исходя из отсутствия достаточных доказательств использования рыночной информации при расчете кадастровой стоимости, заявитель делает вывод о наличии оснований для признания недействующим постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.11.2008 г. № 520 (подробнее - в заявлении).
Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии и Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области, ФГУП "ФКЦ "Земля", ФБУ "Земельная кадастровая палата по Кемеровской области" в отзывах считают действия по организации проведения государственной кадастровой оценки земельного участка законными, полученные результаты достоверными, заявленные ИП Д. требования недостоверными результаты государственной кадастровой оценки, содержащиеся в отчете ФГУП "ФКЦ "Земля", незаконными действий Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области, недействительным пункт 7 решения Федерального агентства кадастра объектов недвижимости (г. Москва) не подлежащими удовлетворению по основаниям, изложенным в отзывах.
Производство по делу в части оспаривания постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.11.2008 года № 520 "О государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Кемеровской области" подлежащим прекращению в связи с неподведомственностью арбитражному суду.
Коллегией Администрации Кемеровской области заявлено ходатайство о прекращении производства по делу. В ходатайстве и в отзыве Коллегия Администрации Кемеровской области утверждает, что производство по делу подлежит прекращению в связи с неподведомственностью арбитражному суду.
Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 27 ноября 2008 г. № 520 "О государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Кемеровской области" были утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель.
Указывает, что нормативные правовые акты, регулирующие порядок определения кадастровой стоимости, в силу прямого указания статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации относятся к земельному законодательству Российской Федерации.
Земельный кодекс Российской Федерации не называет арбитражный суд в качестве суда, в котором могут быть оспорены нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, регулирующие порядок утверждения государственной кадастровой оценки земель.
Согласно статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель.
Из анализа действующего законодательства следует, что у Коллегии Администрации Кемеровской области при утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации отсутствуют полномочия не только по производству работ по определению кадастровой стоимости земельных участков, но и по проверке результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации, а, соответственно, результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов.
Законодателем арбитражный суд не поименован в качестве суда, в котором могут быть оспорены результаты определения кадастровой стоимости.
Прокурор поддержал позицию Коллегии Администрации Кемеровской области. Полагает также, что в части требований признании недостоверными результатов государственной кадастровой оценки и признании незаконными действий органов государственной власти заявителю следует отказать. Требование заявителя установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101065:320 в размере, равном его рыночной стоимости в сумме 8 000 000 руб. и обязать ФБУ "Кадастровая палата" по Кемеровской области внести в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в законную силу судебного акта кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101065:320 в размере равном его рыночной стоимости в сумме 8000000 рублей не может быть рассмотрено в рамках глав 23, 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Заявитель может обратиться с соответствующим иском.
ИП Д. является собственником - доли в праве собственности на здание, расположенное на земельном участке по адресу: <...> с кадастровым номером 42:24:0101065:320. Свидетельство о государственной регистрации права серии 42 АВ 814623.
По результатам государственной кадастровой оценки земель постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области № 520 от 27.11.2008 "О государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Кемеровской области" утверждена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101065:320 в размере 16 720 644 руб. 22 коп.
Предприниматель 17.11.2010 г. получил письмо Управления Росреестра по Кемеровской области № 21/12476, из которого узнал о проведении о проведении кадастровой оценки, кадастровой стоимости принадлежащего ему земельного участка в сумме 16 720 644,22 руб. (при этом удельный показатель составил 4570,58 руб. за кв. м).


Определенная в соответствии с Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельного участка согласно содержанию статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации является налоговой базой определяемой, как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса Российской Федерации.
Считая действия Управления по определению кадастровой стоимости земельного участка не соответствующими части 5 статьи 65, части 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, заявитель обратился в арбитражный суд.
Определением от 10.06.2011 г. производство по делу приостановлено до вступления в законную силу судебного акта Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановления Президиума от 28.06.2011 г. № 913/11.
В постановлении Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации указал, что вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов по делам со схожими фактическими обстоятельствами, принятые на основании нормы права в истолковании, расходящемся с содержащимся в настоящем постановлении толкованием, могут быть пересмотрены на основании пункта 5 части 3 статьи 311 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, если для этого нет других препятствий, установив, в том числе, следующее.
Общество по делу № А27-4849/2010, заявив требования, по существу, ссылается на несоответствие определенной в установленном порядке и внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, следствием чего, принимая во внимание порядок определения налоговой базы по земельному налогу согласно статье 391 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговой кодекс), является нарушение прав общества как собственника этого земельного участка и плательщика земельного налога.
Однако в силу пункта 3 статьи 3 Налогового кодекса налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.
При этом права общества, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка.
Пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
При этом нормативные акты, регулирующие порядок определения кадастровой стоимости, также указывают на связь между кадастровой и рыночной стоимостью.
Исходя из пункта 5 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 г. № 316, государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, иных методов массовой оценки недвижимости.
Согласно пункту 10 федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости" (ФСО № 2), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 № 255 (в редакции, действовавшей в спорный период), при определении кадастровой стоимости объекта оценки определяется методами массовой оценки рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки.
Таким образом, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
Заявленные обществом требования, по существу, имеют своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость, а не оспаривание действий этого органа. Следовательно, такое требование, предъявленное к органу кадастрового учета, осуществляющему в том числе и функции по государственной кадастровой оценке, подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации назначается экспертиза.
Обществом был представлен отчет оценщика о рыночной стоимости спорного земельного участка, свидетельствующий о том, что кадастровая стоимость существенно (более чем на 30 процентов) превышает рыночную стоимость участка.
Принимая во внимание существенное расхождение между кадастровой стоимостью спорного земельного участка и его рыночной стоимостью, определенной в отчете, подготовленном оценщиком по заказу общества, суд вправе назначить экспертизу этого отчета в целях его проверки при соблюдении правил Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кроме того, суды первой и апелляционной инстанций не учли, что согласно правилам пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Суд кассационной инстанции указал, что Кемеровский областной суд в ходе рассмотрения гражданского дела № 3-149/09 по заявлению иного лица об оспаривании постановления Коллегии от 27.11.2008 № 520 установил, что государственная кадастровая оценка земель населенных пунктов Кемеровской области произведена согласно требованиям федерального законодательства, регулирующего правоотношения в области государственной кадастровой оценки земель, с соблюдением административных процедур; отчет проверен федеральным агентством, которым принято решение о соответствии отчета Методическим указаниям. После получения положительного заключения результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Кемеровской области были утверждены постановлением коллегии от 27.11.2008 № 520, опубликованным в установленном порядке.
В силу части 3 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции счел, что данные обстоятельства не подлежат доказыванию в настоящем деле.
Рассмотрев ходатайство Коллегии Администрации Кемеровской области о прекращении производства по делу, суд признал его подлежащим удовлетворению, требования заявителя не подлежащими удовлетворению исходя из следующего.
Обжалуемый нормативный правовой акт принят компетентным органом, в пределах полномочий.
Текст постановления опубликован в газете "Кузбасс" № 223, 04.12.2008 г. Полный текст постановления с приложением опубликован 13 августа 2009 г. в электронном бюллетене Коллегии Администрации Кемеровской области. Приложение размещено в электронном виде на информационном Интернет-портале органов государственной власти Кемеровской области: www.kemobl.ru, на официальном сайте Управления Роснедвижимости по Кемеровской области в сети Интернет www.kadastr.ru.
Кемеровский областной суд также в решении от 12.11.2009 г., в решении от 02 февраля 2010 г. по делу № 3-07/10, вступивших в законную силу, признал постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.11.2008 г. № 520 "О государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Кемеровской области" соответствующим действующему законодательству.
В определении от 10.02.2010 г., которым решение от 12 ноября 2009 г. оставлено в силе, Верховный Суд Российской Федерации указал, что государственная кадастровая оценка земель населенных пунктов Кемеровской области произведена в соответствии с требованиями федерального законодательства, регулирующего правоотношения в области государственной кадастровой оценки земель, с соблюдением административных процедур. Суд проверил и нашел несостоятельными доводы заявителя о нарушении процедуры утверждения результатов государственной кадастровой оценки земель, о том, что отчет об определении кадастровой стоимости земель не был проверен Роснедвижимостью. Судом установлено, что отчет проверен Роснедвижимостью, которая приняла решение о соответствии отчета, представленного Управлением Роснедвижимости по Кемеровской области, Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденным приказом Минэкономразвития и торговли Российской Федерации от 15 февраля 2007 № 39. После получения положительного заключения Роснедвижимости результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Кемеровской области были утверждены постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 27 ноября 2008 № 520. Судебная коллегия согласилась с выводом Кемеровского областного суда о соблюдении процедуры утверждения результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Кемеровской области.
В соответствии с частью 3 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.
Земельный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" не называют арбитражный суд в качестве суда, в котором могут быть оспорены нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, регулирующие порядок утверждения государственной кадастровой оценки земель.
С 1 ноября 2010 г. редакция пункта 1 части 1 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изменена, и изложена в следующей редакции: "арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства, возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности:
Об оспаривании нормативных правовых актов в сфере налогообложения; ... оценочной деятельности; государственного регулирования цен (тарифов), ..., а в случаях, предусмотренных федеральным законом, в иных сферах.
Однако ни Земельный кодекс Российской Федерации, ни Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", по прежнему, не называют арбитражный суд в качестве суда, в котором могут быть оспорены нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, регулирующие порядок утверждения государственной кадастровой оценки земель.
Также Федеральный закон от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 22.07.2010 г. № 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации"), дополнен главой III.1 "Государственная кадастровая оценка", в которой определен другой порядок определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, отличный от процедуры определения кадастровой стоимости земельных участков, по результатам которой принят оспариваемый нормативный правовой акт. Таким образом, определение в статье 24.19 Федерального закона № 135-ФЗ (в редакции Федерального закона от 30.11.2011 г. № 346-ФЗ) арбитражного суда в качестве суда, компетентного рассматривать споры о результатах определения кадастровой стоимости, не изменяет правило о подведомственности дела об оспаривании нормативного правового акта Коллегии Администрации Кемеровской области.
То есть, законодателем арбитражный суд не поименован в качестве суда, в котором могут быть оспорены нормативные органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении результатов кадастровой оценки земель, проведенной в 2007 - 2008 годах.
Таким образом, изменение редакции пункта 1 части 1 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не повлекло за собой изменение подведомственности споров о законности нормативных правовых актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, регулирующих порядок утверждения государственной кадастровой оценки земель.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.03.2008 г. № 9504/07, в связи с отсутствием федерального закона, относящего к компетенции арбитражных судов рассмотрение споров об обжаловании нормативных правовых актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, регулирующих порядок утверждения государственной кадастровой оценки земель, данный спор неподведомствен арбитражному суду.
В остальной части требования заявителя удовлетворению не подлежат в связи со следующим.
Заявителем не представлены доказательства определения рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101065:320 по состоянию на 01.01.2007 г. - дату, на которую определена кадастровая стоимость данного земельного участка.
Не соглашаясь с кадастровой стоимостью земельного участка, заявитель избрал неверный способ защиты, оспаривая результаты государственной кадастровой оценки и действия органов государственной власти. Как правомерно отмечено прокурором, требование заявителя установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101065:320 в размере, равном его рыночной стоимости в сумме 8 000 000 руб. и обязать ФБУ "Кадастровая палата" по Кемеровской области внести в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в законную силу судебного акта кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101065:320 в размере равном его рыночной стоимости в сумме 8000000 рублей не может быть рассмотрено в рамках глав 23, 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Заявитель может обратиться с соответствующим иском.
В нарушение требований статей 65, 66, 126 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявитель не направил другим лицам, участвующим в деле, копию отчета ООО НПФ "Инком Прайс" об определении рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101065:320, не представил доказательства актуальности рыночной стоимости на дату судебного заседания.
На дату заявления ИП Д. требования (поступило в суд 14.12.2011) установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101065:320 в размере равном его рыночной стоимости в сумме 8 000 000 руб. и обязать Федеральное бюджетное учреждение "Кадастровая палата" по Кемеровской области внести в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101065:320 в размере равном его рыночной стоимости с даты составления отчета оценщика ООО НПФ "Инком Прайс" (20.01.2011 г.) об определении рыночной стоимости земельного участка прошел срок более года.
В связи с изложенным требования предпринимателя: признать недостоверными результаты государственной кадастровой оценки, содержащиеся в отчете ФГУП "ФКЦ "Земля": земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101065:320 в сумме 16 720 644,22 руб. и виде удельного показателя в сумме 4570,58 рублей за кв. м; признать незаконными, не соответствующими статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации, Правилам проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316, Методическим указаниям по оценке земель населенных пунктов, утвержденным приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 г. № 39, Административному регламенту Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденному приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 28.06.2007 года № 215, действия Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области по исполнению государственной функции по организации государственной кадастровой оценке земель, выразившиеся в осуществлении ненадлежащего контроля за ходом выполнения ФГУП "ФКЦ "Земля" работ по определению кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101026:217, ненадлежащей предварительной проверке Отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области на соответствие его условиям технического задания, в части определения стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101065:320, представления в Коллегию Администрации Кемеровской области на утверждение недостоверных результатов кадастровой оценки земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101065:320 и внесении в государственный кадастр недвижимости сведений и кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101065:320 в сумме 16720644,22 рублей и его удельном показателе в сумме 4570,58 рублей за кв. м; признать недействительным пункт 7 решения Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, принятого по результатам проверки отчета начальником управления оценки ФГУП "ФКЦ "Земля" К., оформленного актом проверки отчета об определении кадастровой стоимости № 2 от 24.11.2008 года о соответствии Отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области Методическим указаниям по государственной оценке земель населенных пунктов, утвержденным приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 15.02.2007 № 39, в части определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101065:320 в сумме 16720644,22 рублей и его удельном показателе в сумме 4570,58 рублей за кв. м; установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101065:320 в размере, равном его рыночной стоимости в сумме 8000000,00 рублей и обязать ФБУ "Кадастровая палата" по Кемеровской области внести в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в законную силу судебного акта кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101065:320 в размере равном его рыночной стоимости в сумме 8 000 000 руб. удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьей 65, пунктом 1 части 1 статьи 150, статьями 151, 167 - 170, 180, 181, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Производство по делу № А27-5777/2011 по заявлению индивидуального предпринимателя Д. (ОГРН 308420517100302 ИНН 420540815668) о признании недействующим постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.11.2008 № 520 "О государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Кемеровской области" в части утверждения результатов государственной кадастровой оценки земельного участка: с кадастровым номером 42:24:0101065:320 в сумме 16720644,22 руб. и его удельного показателя в сумме 4570,58 рублей за кв. м прекратить.
В остальной части в удовлетворении требований отказать.
На решение может быть подана жалоба в Седьмой арбитражный апелляционный суд в течение одного месяца со дня принятия.

Председательствующий
Ж.Г.СМЫЧКОВА

Судьи
В.В.ВЛАСОВ
Г.П.ОБУХОВА





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru