Законодательство
Кузбасс

Кемеровская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







АРБИТРАЖНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 18 января 2012 г. по делу № А27-1239/2011

Резолютивная часть решения оглашена 11 января 2012 года
полный текст решения изготовлен 18 января 2012 года
Арбитражный суд Кемеровской области в составе: председательствующего судьи Обуховой Г.П., судей Драпезо В.Я., Смычковой Ж.Г., при ведении протокола секретарем судебного заседания Л.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя Т.С., д. Дворниково Тисульского района Кемеровской области
к Коллегии Администрации Кемеровской области, г. Кемерово
Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, г. Москва
Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области, г. Кемерово
Федеральному государственному унитарному предприятию "Федеральный кадастровый центр "Земля", г. Москва
Федеральному государственному учреждению "Земельная кадастровая палата" по Кемеровской области, г. Кемерово
с участием прокуратуры Кемеровской области
о признании недостоверными результатов государственной кадастровой оценки, незаконными действий органов государственной власти и недействующим постановления от 27.11.2008 № 520 "О государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Кемеровской области" в части утверждения кадастровой стоимости земельного участка,
при участии представителя Коллегии Администрации Кемеровской области - С. (главный консультант юридического отдела правового управления по доверенности от 05.03.2009 г. № 273 Д, сл. удостоверение); представителя Росреестра - М. (доверенность от 29.04.2011 г. сл. удостоверение); представителя Управления Росреестра по Кемеровской области - М. (доверенность от 27.12.2011 г., сл. удостоверение); заместителя начальника отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Кемеровской области Штрауба А.Я. (сл. удостоверение)
от ФГУП ФКЦ "Земля": не явились;
от ФГУ "Земельная кадастровая палата": не явились;

установил:

Индивидуальный предприниматель Т.С. обратился в арбитражный суд с заявлением:
- о признании недостоверными результатов государственной кадастровой оценки земельных участков, содержащихся в отчете ФГУП "Федеральный кадастровый центр "Земля": с кадастровым номером 42:13:0109006:0047 в сумме 22317723,81 рубля и в виде его удельного показателя кадастровой стоимости в сумме 627,06 рублей за кв. м, с кадастровым номером 42:13:0109005:0010 в сумме 19929349,34 рублей и в виде его удельного показателя кадастровой стоимости в сумме 519,36 рублей за кв. м, с кадастровым номером 42:13:0109001:889 в сумме 17542642,91 рублей и в виде его удельного показателя кадастровой стоимости в сумме 558,18 рублей за кв. м;
- о признании незаконными, не соответствующими статьям 66 Земельного кодекса РФ, Правилам проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденным постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 года № 316, Методическим указаниям по государственной оценке земель населенных пунктов, утвержденным приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 15.02.2007 года № 39, Административному регламенту Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденному приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 28.06.2007 года № 215, действий Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области по исполнению государственной функции по организации государственной кадастровой оценки земель, выразившиеся в осуществлении ненадлежащего контроля за ходом выполнения ФГУП "ФКЦ "Земля" работ по определению кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 42:13:0109006:0047, 42:13:0109005:0010, 42:13:0109001:889, 42:13:0109001:1398, ненадлежащей предварительной проверке Отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области на соответствие его условиям технического задания, в части определения кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 42:13:0109006:0047, 42:13:0109005:0010, 42:13:0109001:889, 42:13:0109001:1398, представления в Коллегию Администрации Кемеровской области на утверждение недостоверных результатов кадастровой оценки земельных участков с кадастровыми номерами 42:13:0109006:0047, 42:13:0109005:0010, 42:13:0109001:889, 42:13:0109001:1398 и внесении в государственный кадастр недвижимости недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами: 42:13:0109006:0047 в сумме 22317723,81 рубля и в виде его удельного показателя кадастровой стоимости в сумме 627,06 рублей за кв. м; 42:13:0109005:0010 в сумме 19929359,73 рублей и в виде его удельного показателя кадастровой стоимости в сумме 519,36 рублей за кв. м; 42:13:0109001:889 в сумме 17542642,91 рублей и в виде его удельного показателя кадастровой стоимости в сумме 558,18 рублей за кв. м; с кадастровым номером 42:13:0109001:1398 в сумме 17221527,54 рублей и в виде его удельного показателя кадастровой стоимости в сумме 558,18 рублей за кв. м;
- о признании недействительным пункта 7 решения Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, принятого по результатам проверки отчета начальником управления оценки ФГУП "ФКЦ "Земля" К., оформленного актом проверки отчета об определении кадастровой стоимости № 2 от 24.11.2008 года о соответствии Отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области Методическим указаниям по государственной оценке земель населенных пунктов, утвержденным приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 15.02.2007 года № 39, в части определения кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами: 42:13:0109006:0047 в сумме 22317723,81 рубля и в виде его удельного показателя кадастровой стоимости в сумме 627,06 рублей за кв. м; 42:13:0109005:0010 в сумме 19929349,34 рублей и в виде его удельного показателя кадастровой стоимости в сумме 519,36 рублей за кв. м; 42:13:0109001:889 в сумме 17542642,91 рублей и в виде его удельного показателя кадастровой стоимости в сумме 558,18 рублей за кв. м;
- о признании недействующим постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.11.2008 года № 520 "О государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Кемеровской области", в части утверждения кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами: 42:13:0109006:0047 в сумме 22317723,81 рубля и в виде его удельного показателя кадастровой стоимости в сумме 627,06 рублей за кв. м; 42:13:0109005:0010 в сумме 19929349,34 рублей и в виде его удельного показателя кадастровой стоимости в сумме 519,36 рублей за кв. м; 42:13:0109001:889 в сумме 17542642,91 рублей и в виде его удельного показателя кадастровой стоимости в сумме 558,18 рублей за кв. м.
Кроме того, просит установить кадастровую стоимость земельных участков: с кадастровым номером 42:13:0109006:0047 в размере равном его рыночной стоимости в сумме 5 949 000 руб.; с кадастровым номером 42:13:0109005:0010 в размере равном его рыночной стоимости в сумме 2 973 000 руб.; с кадастровым номером 42:13:0109001:1398 в размере равном его рыночной стоимости в сумме 5 133 000 руб. и обязать Федеральное бюджетное учреждение "Кадастровая палата" по Кемеровской области внести такую рыночную стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта. Требования изложены с учетом их уточнения.
22.11.2011 г. распоряжением председателя пятого судебного состава В. в связи с уходом судьи Драпезо В.Я. в отпуск, по настоящему делу была произведена замена председательствующего судьи Драпезо В.Я. на председательствующего судью Обухову Г.П.
В связи с нахождением в отпуске Т.Л. в составе суда вновь произведена замена (дело рассмотрено в составе председательствующего судьи Обуховой Г.П., и судей Смычковой Ж.Г., Драпезо В.Я.).
Определением суда от 25.04.2011 г. производство по настоящему делу было приостановлено в порядке статьи 143 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации до вступления в законную силу судебного акта Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по делу № А27-4849/2010. Определением суда от 05.10.2011 г. производство по делу возобновлено, назначено к разбирательству в судебном заседании на 25.10.2011 г.
Рассмотрение дела неоднократно откладывалось, в том числе по ходатайству представителя заявителя и в связи с не исполнением заявителем процессуальных обязанностей.
В ходе рассмотрения дела установлено, что в соответствии с приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (далее - Росреестра) от 31.05.2011 г. № П/200 "Об утверждении уставов федеральных бюджетных учреждений "Кадастровая плата", изменено наименование Федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" по Кемеровской области на Федеральное бюджетное учреждение "Кадастровая палата" по Кемеровской области (далее - ФБУ "Кадастровая палата" по Кемеровской области).
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 25.12.2008 г. № 1847 "О Федеральной службе регистрации, кадастра и картографии" Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости упразднено. Правопреемником Федерального агентства кадастра объектов недвижимости является Федеральная служба регистрации, кадастра и картографии. Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области.
Заявитель, Федеральное государственное унитарное предприятие "Федеральный кадастровый центр "Земля" (далее - ФГУП "ФКЦ "Земля"), ФБУ "Кадастровая палата" по Кемеровской области о времени и месте судебного заседания надлежащим образом извещены по правилам, установленным статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Указанные лица обратились с ходатайствами о рассмотрении дела в отсутствие их представителей.
Суд признал возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей заявителя, ФГУП "ФКЦ "Земля" и ФБУ "Кадастровая палата" по Кемеровской области, в порядке статьи 156 АПК РФ по материалам, имеющимся в деле.
В обоснование требований заявитель указывают на то, что оспариваемые результаты государственной кадастровой оценки, действия и решение Роснедвижимости, Управления Роснедвижимости по Кемеровской области нарушают его право на уплату законно установленного земельного налога, поскольку отражение в государственном кадастре недвижимости завышенного, недостоверного показателя кадастровой стоимости влечет необоснованную уплату налога в завышенном, не имеющем экономического обоснования размере, что наносит Т.С. значительный материальный ущерб.
Ссылается также на недостоверность результатов кадастровой оценки спорных земельных участков, поскольку оценка проведена с нарушением установленного действующим законодательством порядка проведения кадастровой оценки земельных участков; на то, что административная процедура, установленная Административным регламентом Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции "Организация поведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденным приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 28.06.2007 года № 215, в части проверки результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в Кемеровской области Роснедвижимостью не проводилась, что повлекло за собой передачу недостоверных результатов кадастровой оценки на утверждение в Коллегию Администрации Кемеровской области; на то что предварительная проверка на соответствие условиям технического задания Управлением Роснедвижимости по Кемеровской области не проводилась. В связи с этим и оспариваемое постановление Коллегии Администрации Кемеровской области также не соответствует статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации, Правилам проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденным постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 г. № 316, Методическим указаниям по государственной оценке земель населенных пунктов, утвержденным приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 15.02.2007 г. № 39, Административному регламенту Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции "Организация поведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденному приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 28.06.2007 года № 215.
Коллегия Администрации Кемеровской области в отзыве и ее представитель в судебном заседании с требование не согласились, просят прекратить производство по делу в части оспаривания постановления от 27.11.2008 г. № 520 в связи с не подведомственностью дела в этой части арбитражному суду. Возражения мотивированы тем, что нормативные правовые акты, регулирующие порядок определения кадастровой стоимости, в силу прямого указания статьи 390 НК РФ относятся к земельному законодательству Российской Федерации.
Представитель от Управления Росреестра по Кемеровской области от Росреестра (г. Москва) возражал против требований заявителя по основаниям, изложенным в отзыве Управление Росреестра по Кемеровской области и совместном отзыве на заявление Т.С. Считает, что в заявлении не в полной мере учтена позиция, высказанная Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по делу № А27-4849/2010. Полагает, что заявитель не уточнил требования с учетом позиции ВАС РФ, по-прежнему просит признать недостоверным результат кадастровой оценке земель и оспаривает действия государственных органов по проведению процедуры кадастровой оценки земельных участков. С учетом этого, по мнению Управления, заявителем должен быть представлен отчет о рыночной стоимости рассчитанной на дату определения кадастровой стоимости, с которой не согласен заявитель. Кроме того, считает, что с учетом возникшего спора, связанного со значительным расхождением между кадастровой стоимостью и рыночной стоимостью необходимо проведение экспертизы, положительное заключение которой должно быть представлено самим заявителем наряду с отчетом об оценке рыночной стоимости.
ФБУ "Кадастровая палата" по Кемеровской области в отзыве просит прекратить производство по делу в части признания недействующим постановления от 27.11.2008 г. № 520, а в остальной части заявленных требований отказать, ссылаясь на то, что целью правообладателя земельного участка является установление кадастровой стоимости земельного участка в размере, равном его рыночной стоимости, для чего нет необходимости оспаривать нормативный правовой акт, которым утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель. Кроме того, установление кадастровой стоимости земельного участка в размере, равном его рыночной стоимости возможно только в порядке искового производства, а не в рамках главы 24 АПК РФ. Так же ссылается на то, что отчет об определении рыночной стоимости земельных участков в его адрес не поступал.
ФГУП "ФКЦ "Земля" также против удовлетворения требований возражает по основаниям, изложенным в отзыве и дополнении к отзыву, ссылается на то, что оспаривание достоверности величины стоимости объекта оценки возможно только до момента заключения договора, издания акта государственным органом либо принятия решения должностным лицом или органом управления юридического лица, поскольку результаты кадастровой оценки уже утверждены актом органа исполнительной власти, кадастровая стоимость не может быть оспорена посредством предъявления самостоятельного иска к оценщику. Полагает также, что заявителем неверно определен способ защиты его прав и законных интересов путем оспаривания результатов оценки и действий государственных органов, также полагает, что дело в части признания недействующим постановления от 27.11.2008 г. № 520 неподведомственно арбитражному суду.
Представитель прокуратуры поддержал доводы представителей Росреестра по Кемеровской области, Росреестра (г. Москва), ФГУП "ФКЦ "Земля", ФБУ "Кадастровая палата", Коллегии Администрации Кемеровской области.
Рассмотрев ходатайство Коллегии Администрации Кемеровской области о прекращении производства по настоящему делу в части оспаривания нормативного правового акта, суд признал его подлежащим удовлетворению, исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.
Земельный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон № 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" не называют арбитражный суд в качестве суда, в котором могут быть оспорены нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, регулирующие порядок утверждения государственной кадастровой оценки земель.
С 1 ноября 2010 года редакция пункта 1 части 1 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса РФ изменена, и изложена в следующей редакции: "арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства, возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности: об оспаривании нормативных правовых актов в сфере налогообложения; ..., оценочной деятельности; государственного регулирования цен (тарифов), ..., а в случаях, предусмотренных федеральным законом, в иных сферах.
Однако ни Земельный кодекс Российской Федерации, ни Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", по прежнему, не называют арбитражный суд в качестве суда, в котором могут быть оспорены нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, регулирующие порядок утверждения государственной кадастровой оценки земель.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.03.2008 № 9504/07, в связи с отсутствием федерального закона, относящего к компетенции арбитражных судов рассмотрение споров об обжаловании нормативных правовых актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, регулирующих порядок утверждения государственной кадастровой оценки земель, данный спор неподведомствен арбитражному суду.
Доводы заявителя о том, что в данном случае имеет место регулирование правоотношений в сфере налогового законодательства, судом признаются не обоснованными, в связи со следующим.
В соответствии с частями 1, 3 и 4 статьи 1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах, при этом действие настоящего Кодекса распространяется на отношения по установлению, введению и взиманию сборов в тех случаях, когда это прямо предусмотрено настоящим Кодексом. Законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах состоит из законов о налогах субъектов Российской Федерации, принятых в соответствии с настоящим Кодексом.
Согласно статье 2 Налогового кодекса Российской Федерации законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения. Постановление № 520 не регулирует правоотношения, указанные в статье 2 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 4 Налогового кодекса Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях в пределах своей компетенции издают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и со сборами, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах.


Издание исполнительным органом субъекта Российской Федерации нормативных правовых актов о кадастровой стоимости земель не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Не предусмотрено налоговым законодательством и утверждение органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации среднего уровня кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Согласно пункту 1 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Статьей 390 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Таким образом, нормативные правовые акты, регулирующие порядок определения кадастровой стоимости, в силу прямого указания статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации относятся к земельному законодательству Российской Федерации.
Согласно статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Постановление № 520 в силу прямого указания статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации относятся к земельному законодательству.
Часть 2 статьи 66 Земельного кодекса прямо устанавливает, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Нормативный правовой акт, изданный в соответствии с земельным законодательством, не может вступать в силу по правилам другой отрасли права, т.е. налогового законодательства.
Определение размера земельного налога, исходя из кадастровой стоимости земельных участков, не свидетельствует о том, что принятый нормативный правовой акт, утвердивший кадастровую стоимость земельного участка, относится к законодательству о налогах и спорах, и рассмотрение споров с обжалованием данных нормативных правовых актов отнесено к компетенции арбитражных судов.
Кроме того, кадастровая стоимость может использоваться также при определении цены земельного участка (статья 36 Земельного кодекса Российской Федерации).
Федеральный закон, относящий рассмотрение дел об оспаривании названных нормативных правовых актов к компетенции арбитражных судов, отсутствует, следовательно, указанные споры в соответствии с главой 24 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации подведомственны судам общей юрисдикции.
Федеральный закон от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 22.07.2010 года № 167-ФЗ) дополнен главой III.1 "Государственная кадастровая оценка", в статье 24.19 которой указывается, что физические и юридические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости земельного участка затрагивают их права и обязанности, вправе оспорить их в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. В указанной редакции статья 24.19 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" действовала до 01.12.2011 г. С 01.12.2011 г. действует новая редакция статьи 24.19 указанного Федерального закона, в соответствии с которой результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Однако указанная статья не устанавливает порядок оспаривания нормативного правового акта, утвердившего кадастровую оценку земель, а устанавливает порядок оспаривания результатов определения кадастровой стоимости.
При этом как уже указывалось судом, нормативные правовые акты об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в силу прямого указания статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации принимаются в сфере земельного законодательства.
Таким образом, изменение редакции пункта 1 части 1 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса РФ не повлекло за собой изменение подведомственности споров о законности нормативных правовых актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, регулирующих порядок утверждения государственной кадастровой оценки земель.
Кроме того, в статье 191 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации также установлено, что дела об оспаривании нормативных правовых актов рассматриваются в арбитражном суде, если их рассмотрение в соответствии с федеральным законом отнесено к компетенции арбитражных судов.
Из вышеизложенного следует, что оспаривание нормативных правовых актов по вопросам государственной кадастровой оценки земель, принятых государственным органом субъекта Российской Федерации, а тем более нормативных правовых актов, утвердивших средние уровни кадастровой стоимости земельных участков, не отнесено федеральным законом к компетенции арбитражного суда.
Суд также отмечает, что имеется судебный акт Верховного Суда Российской Федерации от 23.09.2009 по делу № 81-Г09-12, которым оставлено в силе решение Кемеровского областного суда от 25.06.2009 г., которым в свою очередь осуществлялась проверка на предмет законности Постановления № 520 от 27.11.2008 г.
При этом суд также указывает, что исходя из позиции постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 г. № ВАС-913/11 по делу № А27-4849/2010, спор в отношении кадастровой оценки земельных участков с учетом значительного превышение ее над рыночной стоимостью может быть решен только в исковом производстве. Так в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 г. № ВАС-913/11 указано, что законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указание его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не является.
Таким образом, в части признания недействующим постановления от 27.11.2008 № 520 в оспариваемой части дело подлежит прекращению в порядке пункта 1 части 1 статьи 150 АПК РФ.
В части признания недостоверными результатов кадастровой оценки, незаконными действий Управления Росреестра по Кемеровской области и пункта 7 решения Росреестра, суд указывает, что в заявленной редакции правовые основания для удовлетворения требований отсутствуют, в связи со следующим.
В соответствии с Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 № 913/11 признана необоснованной позиция судов первой и апелляционной инстанций, рассмотревших заявленные обществом требования по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственной кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка.
Пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
При этом нормативные акты, регулирующие порядок определения кадастровой стоимости, также указывают на связь между кадастровой и рыночной стоимостью.
Исходя из пункта 5 Правил государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, иных методов массовой оценки недвижимости.
Согласно пункту 10 федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости" (ФСО № 2), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 № 255 (в редакции, действовавшей в спорный период), при определении кадастровой стоимости объекта оценки определяется методами массовой оценки рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки.
Таким образом, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
Заявленные требования, по существу, имеют своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость, а не оспаривание действий этого органа. Следовательно, такое требование, предъявленное к органу кадастрового учета, осуществляющему, в том числе функции по государственной кадастровой оценке, подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации назначается экспертиза.
Как установлено в ходе судебного разбирательства, подтверждено материалами дела, заявитель, несмотря на данное постановление, настаивает на рассмотрении указанных требований по правилам главы 24 АПК РФ.
Однако данный подход противоречит выводам Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащимся в указанном Постановлении.
Кроме того, оспаривая результаты кадастровой оценки спорных земельных участков и действия по ее проведению, в силу статьи 24.19 Федерального закона "Об оценочной деятельности", заявитель обязан в таком случае представить данные о рыночной стоимости земельных участков на 01.01.2007 г., поскольку из представленного отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в Кемеровской области следует, что кадастровая стоимость участков определена на 01.01.2007 г.
В подтверждение своих доводов заявитель представил отчет оценщика - ООО "НПФ "Инком ПРАЙС" рыночной стоимости спорных участков с кадастровыми номерами 42:13:0109006:0047, 42:13:0109005:0010, 42:13:0109001:1398 № 10/19-10 на дату 15.10.2010 г. Сведения о рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:13:0109001:889 вообще не представлены. В связи с чем, суд признал, что заявитель не подтвердил нарушение прав действиями государственных органов, связанными с проведением оценки спорных участков по состоянию на 01.01.2007 г. Заявитель не представил доказательств того, что по состоянию на 01.01.2007 г. рыночная стоимость земельных участков была той же самой, что на 15.10.2010 г.
Кроме того, земельный участок с кадастровым номером 42:13:0109001:1398 является вновь образованным путем разделения земельного участка 42:13:0109001:889, соответственно, кадастровая оценка земельного участка 42:13:0109001:1398 не проводилась, кадастровая стоимость такого земельного участка определяется путем умножения площади земельного участка на удельный показатель кадастровой стоимости преобразуемого земельного участка (пункт 2.1.7 Методических указаний, утвержденных приказом Минэкономразвития от 12.08.2006 г. № 222.
Не находит суд правовых оснований и для удовлетворения требования в части установления кадастровой стоимости земельных участков: с кадастровым номером 42:13:0109006:0047 в размере равном его рыночной стоимости в сумме 5 949 000 руб.; с кадастровым номером 42:13:0109005:0010 в размере равном его рыночной стоимости в сумме 2 973 000 руб.; с кадастровым номером 42:13:0109001:1398 в размере равном его рыночной стоимости в сумме 5 133 000 руб. и обязании Федеральное бюджетное учреждение "Кадастровая палата" по Кемеровской области внести такую рыночную стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Как уже указывалось судом, данное требование подлежит рассмотрению в порядке искового производства, включая и правила о распределении бремени доказывания, в том числе и в отношении доказывания действительности рыночной стоимости земельного участка. В связи с чем, в силу статьи 65 АПК РФ на заявителе как на истце лежит процессуальная обязанность доказывать свои доводы, в том числе и в части соответствия представленного отчета рыночной стоимости действующему законодательству, при этом заявитель обязан обеспечить ответчикам право ознакомиться с доказательствами, на которые он ссылается в обоснование исковых требования.
Вместе с тем, заявитель не представил отчет о рыночной стоимости остальным лицам, участвующим в деле. Представитель заявителя ссылался на направление отчета сторонам по электронной почте, однако, доказательств получения ими отчета, не представлено. При этом ФГУП "ФКЦ "Земля", ФБУ "Кадастровая палата", Управление Росреестра, Росреестра сослались на то, что отчет в полном объеме не получили, в связи с чем возражений относительно рыночной стоимости, соответствия отчета действующему законодательству, не представляется возможным.
Доказательства достоверности рыночной стоимости (учитывая существенную разницу между установленной кадастровой стоимости земельных участков и рыночной стоимостью земельных участков на 15.10.2010 г.) на момент рассмотрения дела заявителем не представлены.
В соответствии со статьей 17.1 Федерального закона "Об оценочной деятельности" стоимость объекта оценки, определенной оценщиком в отчете подтверждается экспертизой, проведенной экспертами саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, чей отчет подлежит проверке.
Такого подтверждения заявитель не представил, заявитель не подтвердил соответствие отчета рыночной стоимости и достоверность рыночной стоимости, определенной на дату 15.10.2010 г., на момент рассмотрения дела. Ходатайства о назначении экспертизы как отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель Кемеровской области, так и отчета об установлении рыночной стоимости земельных участков на предмет их соответствия Закон, от заявителя не поступили.
В силу статьи 82 АПК РФ экспертиза может быть назначена судом по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия лиц, участвующих в деле. Такого согласия от заявителя также не поступило.
Поскольку заявитель нарушил состязательность процесса, не представив отчеты о рыночной стоимости спорных земельных участков другим лицам, участвующим в деле, чем лишил их дать отчету оценку на соответствие закону и достоверности размеру рыночной стоимости земельных участков, не доказал достоверность рыночной стоимости земельных участков, и соответствие отчета рыночной стоимости закону, у суда отсутствуют правовые основания для удовлетворения требования заявителя в части установления кадастровой стоимости земельных участков равной рыночной стоимости и обязании ФБУ "Кадастровая палата" внести рыночную стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 150, статьями 151, 167 - 170, 180, 181, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Прекратить производство по делу в отношении требования о признании недействующим в части постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.11.2008 г. № 520 "О государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Кемеровской области".
В остальной части требования оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Седьмой арбитражный апелляционный суд.

Председательствующий судья
Г.П.ОБУХОВА

Судьи
В.Я.ДРАПЕЗО
Ж.Г.СМЫЧКОВА





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru