Законодательство
Кузбасс

Кемеровская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







АРБИТРАЖНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 29 августа 2012 г. по делу № А27-10350/2012

Резолютивная часть решения объявлена 22 августа 2012 г.
полный текст решения изготовлен 29 августа 2012 г.
Арбитражный суд Кемеровской области в составе: председательствующего судьи Обуховой Г.П., судей Тимошенко Л.С., Смычковой Ж.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Л.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Производственная Компания "Возрождение", г. Кемерово, ОГРН 1024200701612, ИНН 4208014384;
закрытого акционерного общества "Колта", г. Кемерово, ОГРН 1034205014612, ИНН 4207002026;
к Департаменту цен и тарифов Кемеровской области, г. Кемерово, ОГРН 1094205023439, ИНН 4205191018;
3-е лицо: открытое акционерное общество "Северо-кузбасская энергетическая компания", г. Кемерово
с привлечением к участию прокурора Кемеровской области
об оспаривании нормативного правового акта
при участии: представителя ООО "ПК "Возрождение" - А.В. (доверенность от 01.10.2011 г., паспорт); представителя ЗАО "Колта" - Д. (генеральный директор, протокол собрания участников от 01.03.1993 г., паспорт); представителей Департамента цен и тарифов: Б. (доверенность от 11.05.2011 г., служебное удостоверение); И. (доверенность от 21.06.2012 г., паспорт); представителя ОАО "СКЭК" - А.И. (доверенность от 14.01.2011 г., паспорт).

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Производственная Компания Возрождение" (далее - ООО "ПК "Возрождение") обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании пункта 2 постановления Департамента цен и тарифов Кемеровской области от 29.11.2011 г. № 142, пункта 1.3 и пункта 2.3 приложения к постановлению Департамента цен и тарифов Кемеровской области от 29.11.2011 г. № 142 не соответствующими нормативным правовым актам, а именно: подпункту 1 пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2004 г. № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", пункту 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 21.08.2001 г. № 609 "О мерах по ликвидации системы перекрестного субсидирования потребителей услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, а также уничтожению, утилизации и захоронению твердых бытовых отходов", пункту 12 Постановления Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 г. № 520 "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса", имеющих большую юридическую силу. Требование изложено с учетом его уточнения в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
По данному заявлению возбуждено дело № А27-10350/2012.
Закрытое акционерное общество "Колта" (далее - заявитель, ЗАО "Колта") обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании недействующим и подлежащим отмене Постановления Департамента цен и тарифов Кемеровской области (далее - департамент) № 142 от 29.11.2011 "Об установлении тарифов на холодную воду, водоотведение Открытому акционерному обществу "Северо-Кузбасская энергетическая компания" (г. Кемерово, Кемеровский район) в части пункта 1, а также пункта 2 в части подпунктов 1.3 и 2.3 приложения к Постановлению.
Определением арбитражного суда от 31.05.2012 заявление общества принято к производству, возбуждено дело № А27-11604/2012.
По ходатайству департамента определением арбитражного суда от 25.06.2012 г. дела № А27-10350/2012 и № А27-11604/2012 объединены в одно производство для совместного рассмотрения на основании части 2.1 статьи 130 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в дело вступил прокурор Кемеровской области.
Рассмотрение дела откладывалось, в том числе в связи с отсутствием сведений о надлежащем извещении лиц, участвующих в деле.
Распоряжением исполняющего обязанности председателя 5 судебного состава от 22.08.2012 г. произведена замена одного из судей и сформирован состав суда в соответствии со статьей 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с учетом нахождения судьи Власова В.В. в отпуске.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие прокурора Кемеровской области, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания.
В обоснование заявленного требования ООО "ПК "Возрождение" ссылается не незаконную дифференциацию тарифов на холодное водоснабжение и водоотведение за 2012 г. для различных категорий потребителей, так как различий в стоимости производства и реализации услуги по водоснабжению и водоотведению в данном случае не имеется, отдельные потребители, в частности, общество, не должны покрывать расходы иных потребителей за счет перекрестного субсидирования, письмом департамента общество было заверено о ликвидации перекрестного субсидирования до 01.01.2012 г., однако, тарифы вновь установлены различные в зависимости от категории потребителей.
ЗАО "Колта" в заявлении мотивировало свои требования тем, что копию приложения к постановлению № 142 заявитель получил по почте вместе со счетом за услуги ОАО "СКЭК", что такой способ доведения нормативного документа не соответствует федеральному законодательству; на несоответствие постановления в оспариваемой части основам регулирования тарифов организации коммунального комплекса, установленных Федеральным законом от 30.12.2004 г. № 210-ФЗ, постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 г. № 520, Методическим указаниям по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, так как федеральное законодательство не предусматривает дифференциацию тарифов по таким группам потребителей, как потребители в жилищном секторе", "бюджетные потребители", прочие потребители". Обществу не известно о каких-либо различиях в снабжении питьевой водой вышеназванных групп потребителей, различиях в водоотведении различных групп потребителей. Кроме того, установленные для ОАО "СКЭК" тарифы существенно отличаются от аналогичных тарифов, установленных для других организаций коммунального комплекса, как в г. Кемерово, так и в других муниципальных образованиях Кемеровской области, в два и более раза в большую сторону, такое завышение тарифов в сравни с другими коммунальными организациями, по мнению ЗАО "Колта" экономически не обоснованно, искусственно, позволяет ОАО "СКЭК получать необоснованно высокие доходы, а ЗАО "Колта" нести необоснованно высокие затраты., в постановлении департамента отсутствуют какие-либо ссылки на источники публикации и методы расчета финансовых потребностей ОАО "СКЭК", ЗАО "Колта" подвергает сомнению экономическую обоснованность согласованной департаментом производственной программы ОАО "СКЭК".
Кроме того, ссылается на невыполнение требований обеспечения свободного доступа к информации о регулируемых товарах и услугах организацией коммунального комплекса в соответствии с требованиями Федерального закона от 17.08.1995 г. № 147-ФЗ "О естественных монополиях", чем нарушено право ЗАО "Колта" на осуществление контроля за деятельностью ОАО "СКЭК"; а также на необходимость проверки компетентными органами коррупционной составляющей завышения департаментом тарифов для ОАО "СКЭК".
Представители заявителей в судебном заседании поддержали заявленные требования и доводы.
Департамент в отзыве и его представители в судебном заседании с требованиями не согласились, мотивируя свои возражения тем, что производственная программа ОАО "СКЭК" была проверена и согласована в соответствии с действующим законодательством, оспариваемое постановление опубликовано в сборнике "Информационный бюллетень Коллегии Администрации Кемеровской области и размещено на сайте "Электронный бюллетень Коллегии Администрации Кемеровской области.
Тарифы на питьевую воду и водоотведение установлены с календарной разбивкой по группам потребителей в соответствии с пунктом 3(1) Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 г. № 520, которым установлено право органам регулирования устанавливать для населения тарифы на горячую и холодную воду, водоотведение на 2011 - 2012 годы в размере, отличном от размеров тарифов на указанные виды коммунальных ресурсов для прочих потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса, при наличии графиков, предусмотренных пунктом 7 части 1 статьи 14 Федерального закона "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства". В ходе осуществления контроля за соблюдением стандартов раскрытия информации организациями коммунального комплекса в сфере водоснабжения, водоотведения департаментом было установлено. что ОАО "СКЭК" был обеспечен доступ к информации, подлежащей раскрытию в печатных изданиях и на официальных сайтах организации и департамента.
Представитель ОАО "СКЭК" поддержал позицию департамента, а также ссылается на то, что производственная программа был согласована департаментом со значительными ее изменениями, средний тариф был установлен меньше, чем предложенный организацией, установленные тарифы не обеспечивают финансовую потребность организации.
Представитель ЗАО "Колта" в судебном заседании пояснил, что не настаивает на признании недействующим пункта 1 постановления департамента № 142 от 29.11.2011 с учетом представленных документов об оценке производственной программы ОАО "СКЭК".
Исследовав и оценив материалы дел, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, суд признал заявленные требования подлежащими удовлетворению в части.
Департаментом цен и тарифов Кемеровской области принято постановление 29.11.2011 г. № 142 "Об установлении тарифов на холодную воду, водоотведение ОАО "Северо-Кузбасская энергетическая компания" (г. Кемерово, Кемеровский район)".
Пунктом 1 данного постановления департамент постановляет согласовать ОАО "Северо-Кузбасская энергетическая компания" (г. Кемерово, Кемеровский район) производственную программу в части финансовых потребностей для ее реализации на потребительском рынке в сфере:
1.1. холодного водоснабжения (полный цикл) на период:
1.1.1 с 01.01.2012 г. по 30.06.2012 г. в размере 365864,34 тыс. руб.
1.1.2 с 01.07.2012 г. по 31.08.2012 г. в размере 119788,49 тыс. руб.
1.1.3 с 01.09.2012 г. по 31.12.2012 г. в размере 253202,83 тыс. руб.
1.2. Водоотведение (полный цикл) на период:
1.2.1 с 01.01.2012 г. по 30.06.2012 г. в размере 289640,75 тыс. руб.
1.2.2 с 01.07.2012 г. по 31.08.2012 г. в размере 93351,89 тыс. руб.
1.2.3 с 01.09.2012 г. по 31.12.2012 г. в размере 204405,57 тыс. руб.
Пунктом 2 постановления решено установить ОАО "Северо-Кузбасская энергетическая компания" (г. Кемерово, Кемеровский район) одноставочные тарифы на период с 01.01.2012 г. по 31.12.2012 г. согласно приложению.
В соответствии с приложением к постановлению от 29.11.2011 г. № 142 установлены следующие тарифы:
1. на питьевую воду:
1.1. потребители в жилищном секторе (с НДС): с 01.01.2012 г. по 30.06.2012 г. - 20,43 руб./куб. м; с 01.07.2012 г. по 31.08.2012 г. - 21,39 руб./куб. м; с 01.09.2012 г. по 31.12.2012 г. - 23,71 руб./куб. м;
1.2. бюджетные организации (без НДС): с 01.01.2012 г. по 30.06.2012 г. - 20,29 руб./куб. м; с 01.07.2012 г. по 31.08.2012 г. - 22,50 руб./куб. м; с 01.09.2012 г. по 31.12.2012 г. - 22,50 руб./куб. м;
1.3. прочие потребители (без НДС): с 01.01.2012 г. по 30.06.2012 г. - 39,36 руб./куб. м; с 01.07.2012 г. по 31.08.2012 г. - 39,36 руб./куб. м; с 01.09.2012 г. по 31.12.2012 г. - 35,42 руб./куб. м;
1.4. теплоснабжающие организации в объеме фактически потребленной воды для оказания услуг теплоснабжения и горячего водоснабжения потребителям в жилищном секторе (без НДС): с 01.01.2012 г. по 30.06.2012 г. - 17,31 руб./куб. м; с 01.07.2012 г. по 31.08.2012 г. - 18,13 руб./куб. м; с 01.09.2012 г. по 31.12.2012 г. - 20,09 руб./куб. м;
2. на водоотведение:
2.1. потребители в жилищном секторе (с НДС): с 01.01.2012 г. по 30.06.2012 г. - 12,65 руб./куб. м; с 01.07.2012 г. по 31.08.2012 г. - 13,28 руб./куб. м; с 01.09.2012 г. по 31.12.2012 г. - 14,66 руб./куб. м;
2.2. бюджетные организации (без НДС): с 01.01.2012 г. по 30.06.2012 г. - 12,60 руб./куб. м; с 01.07.2012 г. по 31.08.2012 г. - 13,97 руб./куб. м; с 01.09.2012 г. по 31.12.2012 г. - 13,97 руб./куб. м;
1.3. прочие потребители (без НДС): с 01.01.2012 г. по 30.06.2012 г. - 28,01 руб./куб. м; с 01.07.2012 г. по 31.08.2012 г. - 28,01 руб./куб. м; с 01.09.2012 г. по 31.12.2012 г. - 25,21 руб./куб. м.
Постановление департамента от 29.11.2011 г. № 142 опубликовано в Информационном бюллетене Коллегии Администрации Кемеровской области № 2 2011 г. (часть 1) от 30.11.2011 г. Указанное постановление также размещено на сайте "Электронный бюллетень Коллегии Администрации Кемеровской области 30.11.2011 г. и на сайте департамента.
Заявители, полагая, что подпунктами 1.3 и 2.3 приложения оспариваемого постановления необоснованно установлены завышенные тарифы для прочих потребителей, что, по мнению заявителей, свидетельствует о нарушении департаментом установленного законодательством запрета на перекрестное субсидирование, обратились в арбитражный суд с соответствующими заявлениями о признании постановления в части недействующим.
Частью 1 статья 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
В силу статей 1 и 4 Федерального закона от 30.12.2004 г. № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее - Федеральный закона № 210-ФЗ) тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса подлежат государственному регулированию, полномочиями в области регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса наделены органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее - орган регулирования субъектов Российской Федерации, орган регулирования).
Согласно Положению о департаменте цен и тарифов Кемеровской области, утвержденному постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 10.11.2009 г. № 454, департамент является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Кемеровской области специальной компетенции, проводящим политику государственного регулирования цен (тарифов) и осуществляющим контроль за их применением на территории Кемеровской области.
Одной из функций департамента является установление тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, осуществляющих эксплуатацию систем коммунальной инфраструктуры, используемых в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, объектов утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов.
Таким образом, оспариваемое постановление принято надлежащим органом.
В соответствии с пунктами 1 и 2 постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 10.06.2008 г. № 218 "Об официальном опубликовании актов Губернатора Кемеровской области, актов Коллегии Администрации Кемеровской области и актов исполнительной власти Кемеровской области" постановления Коллегии Администрации Кемеровской области, акты исполнительной власти Кемеровской области подлежат обязательному официальному опубликованию. Официальными источниками опубликования являются областная массовая газета "Кузбасс", сайт "Электронный бюллетень Коллегии Администрации Кемеровской области" электронный адрес: www.zakon.kemobl.ru в сети Интернет и сборник "Информационный бюллетень Коллегии Администрации Кемеровской области".


Оспариваемое постановление опубликовано в соответствии с постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области № 218, в связи с чем, судом отклонены доводы ЗАО "Колта" о нарушении порядка доведения нормативного документа до субъектов правоотношений.
Судом не приняты и доводы ЗАО "Колта" о том, что тарифы ОАО "СКЭК" существенно отличаются от тарифов, установленных для других организаций коммунального комплекса, о том, что департаментом и ОАО "СКЭК" был нарушен порядок размещения сведений об основных показателях производственной программы ОАО "СКЭК" и требования закона о раскрытии информации субъектами естественной монополии, в связи с чем, не подтверждено установление экономически обоснованных тарифов.
В силу части 5 статьи 3, статьи 3.1 Федерального закона № 210-ФЗ и статьи 8 Федерального закона от 17.08.1995 г. № 147-ФЗ "О естественных монополиях" свободный доступ к информации о регулируемых товарах и услугах, о регулируемой деятельности обязаны обеспечить организации коммунального комплекса.
Указанные законы не устанавливают обязанность органов исполнительной власти раскрывать информацию о деятельности организаций коммунального комплекса, а наделяют их полномочиями по осуществлению контроля за соблюдением данными организациями стандартов раскрытия информации.
Кроме того, из действующего законодательства не следует, что не раскрытие соответствующей информации организациями коммунального комплекса является основанием для отказа в установлении тарифов или для признания нормативного правового акта, которым установлены тарифы для организации коммунального комплекса недействующим.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона № 210-ФЗ Общими принципами регулирования тарифов и надбавок являются:
1) достижение баланса интересов потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса и интересов указанных организаций, обеспечивающего доступность этих товаров и услуг для потребителей и эффективное функционирование организаций коммунального комплекса;
2) установление тарифов и надбавок, обеспечивающих финансовые потребности организаций коммунального комплекса, необходимые для реализации их производственных программ и инвестиционных программ;
3) стимулирование снижения производственных затрат, повышение экономической эффективности производства товаров (оказания услуг) и применение энергосберегающих технологий организациями коммунального комплекса;
4) создание условий, необходимых для привлечения инвестиций в целях развития и модернизации систем коммунальной инфраструктуры;
5) полное возмещение затрат организаций коммунального комплекса, связанных с реализацией их производственных программ и инвестиционных программ.
Финансовые потребности организации коммунального комплекса. необходимые для реализации ее производственной программа обеспечиваются за счет средств, поступающих от реализации товаров (оказания услуг) данной организации по тарифам на товары и услуги, установленным для данной организации (часть 1 статьи 7 Федерального закона № 210-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 9 Федерального закона № 210-ФЗ регулирование тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса включает согласование с органом регулирования производственной программы организации коммунального комплекса и установление тарифов на товары и услуги этой организации в размере, обеспечивающем поступление денежных средств от реализации товаров (оказания услуг) организации коммунального комплекса в объеме, необходимом для выполнения данной производственной программы этой организации, с учетом обеспечения доступности для потребителей товаров и услуг организации коммунального комплекса и установленных предельных индексов.
В соответствии с частями 2, 3 статьи 9 Федерального закона № 210-ФЗ организация коммунального комплекса разрабатывает и направляет в орган регулирования производственную программу, а также расчет необходимых для ее реализации финансовых потребностей и соответствующих им тарифов.
Согласно пункту 2 Основ ценообразования и порядка регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 г. № 520, установление тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса осуществляется исходя из необходимости обеспечения финансовых потребностей для реализации производственной программы.
Из пункта 3 Правил регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 г. № 520 (далее - Правил № 520) следует, что тарифы на товары и услуги организации коммунального комплекса устанавливаются регулирующим органом по заявлению указанной организации с представлением необходимой документации, касающейся ее деятельности.
Согласно пункту 14 Правил № 520 процедура рассмотрения органом регулирования дел об установлении тарифов и надбавок включает в себя проверку соответствия рассчитанных тарифов и надбавок финансовым потребностям для реализации производственной и (или) инвестиционной программ.
Пункт 16 Правил № 520 устанавливает, что в процессе рассмотрения дел об установлении тарифов и надбавок орган регулирования вправе осуществлять экспертизу, которая включает в себя анализ финансовых потребностей для реализации производственной и (или) инвестиционной программ, проверку правильности расчета предлагаемых тарифов и надбавок и оценку доступности для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса.
В соответствии с частью 5 статьи 9 Федерального закона № 210-ФЗ в случае несоответствия рассчитанных тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса финансовым потребностям этой организации, необходимым для реализации ее производственной программы, орган регулирования вправе самостоятельно произвести расчет указанных тарифов.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, ОАО "СКЭК" обратилось в департамент с заявлением об установлении тарифов, в том числе на питьевую воду и водоотведение. Департаментом в соответствии с Федеральным законом № 210-ФЗ, постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 г. № 520, Методическими указаниями по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденными приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 15.02.2011 г. № 47, проверены представленные ОАО "СКЭК" расчетные материалы, проведена проверка обоснованности предоставленных организацией расчетов финансовых потребностей, необходимых для реализации ее производственной программы, и тарифов, скорректированы расходы по отдельным статьям затрат (себестоимость, затраты на покупную электрическую энергию, расходы на оплату труда, аренды основных средств, ремонт и техническое обслуживание основных средств, прочие прямые расходы, цеховые расходы, общеэксплуатационные расходы, расходы из прибыли), в меньшую сторону. С учетом этого, необходимая валовая выручка по водоснабжению снижена с 1 027 088,68 тыс. руб. до 738 855,67 тыс. руб., и уменьшен средний тариф, запрошенный ОАО "СКЭК", с 30,80 руб./куб. м до 21,19 руб./куб. м. По водоотведению необходимая валовая выручка снижена с 760756,14 тыс. руб. до 587398,31 тыс. руб., а тариф уменьшен с 16,70 руб./куб. м до 13,17 руб./куб. м.
Судом отклонены как необоснованные доводы заявителей о том, что тарифы ОАО "СКЭК" существенно отличаются от аналогичных тарифов, установленных для других организаций коммунального комплекса.
Тариф устанавливается для каждой конкретной организации самостоятельно и зависит от расчета финансовых потребностей для реализации производственной программы и для осуществления деятельности конкретной организации. При этом должны учитываться технология подъеме/очистки воды, качество очистки, способы поставки и т.д.
Ссылаясь на различие тарифов, установленных для различных организаций коммунального комплекса, заявители не обосновали и не подтвердили, что технология производства питьевой воды и принятия стоков, качество очистки воды, объемы оказываемых услуг по всем организациям, в том числе расположенных не территории иных муниципальных образований Кемеровской области являются аналогичными.
Заявители не обосновали и не подтвердили документально не соблюдение порядка согласования производственной программ ОАО "СКЭК", и не представили доказательств того, что согласованная производственная программа в части финансовых потребностей для ее реализации является искусственно завышенной и позволяет ОАО "СКЭК" получать необоснованно высокие доходы.
С учетом вышеизложенного, суд признал, что производственная программа согласована департаментом в соответствии с действующим законодательством, пункт 1 постановления от 29.11.2011 г. № 142 соответствует законам и нормативным правовым актам, имеющим большую силу.
При таких обстоятельствах суд не находит основания для удовлетворения требования ЗАО "Колта" в части признания недействующим пункта 1 постановления от 29.11.2011 г. № 142.
В части требования о признании недействующими пункта 2 постановления от 29.11.2011 г. № 142 и подпунктов 1.3 и 2.3 приложения к данному постановлению, суд признал требования обоснованными, в связи со следующим.
В силу части 2 статьи 3 и части 1 статьи 4 Федерального закона № 210-ФЗ регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса осуществляется в соответствии о тарифах и правилами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
В соответствии с этим Правительством Российской Федерации принято постановление от 14.07.2008 г. № 520 "Об основах ценообразования и порядка регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса (вместе с Правилами регулирования тарифов, надбавок, и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса".
Пунктом 12 Основ ценообразования и порядка регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса (далее - Основы ценообразования) тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавки к тарифам могут дифференцироваться с учетом различий в стоимости производства и реализации товаров и услуг для различных категорий потребителей.
Дифференциация тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавок к тарифам не должна приводить к изменению размера финансирования потребностей для реализации организациями коммунального комплекса производственной и инвестиционной программ.
В случае установления для отдельных категорий потребителей тарифов и надбавок, не покрывающих расходов на производство и реализацию товаров и услуг, возмещение части недополученных доходов путем установления для других категорий потребителей тарифов и надбавок в повышенном размере не допускается.
Методическим указаниями по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденными Министерством регионального развития Российской Федерации от 15.02.2011 г. № 47 установлено, что тарифы на холодную воду и водоотведение могут дифференцироваться с учетом следующих критериев: различные технологи и подъема/очистки воды; территории различных муниципальных образований с обособленными технологическими комплексами; качество очистки питьевой воды; различие способов поставки; различие способов доставки стоков.
Применением иной дифференциации тарифов на питьевую воду и водоотведение законодательством Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов не предусмотрено.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.08.2001 г. № 609 установлено: отменить с 1 января 2004 г. практику установления различных по величине тарифов на услуги по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, а также уничтожению, утилизации и захоронению твердых бытовых отходов в зависимости от групп потребителей.
Таким образом, действующим законодательством не предусмотрено установление различных размеров тарифов для различных групп потребителей, кроме случаев различий в стоимости производства и реализации товаров и услуг для различных категорий потребителей.
Из приложения к постановлению от 29.11.2011 г. № 142 следует, что департаментом в нарушение указанных правовых норм за период регулирования 2012 год определены 3 группы потребителей: потребители в жилищном секторе, бюджетные организации и прочие потребители, и размеры тарифов установлены для указанных групп различные, при этом для группы "прочие потребители" размеры тарифов на питьевую воду и водоотведение установлены почти в два раза выше.
Ни оспариваемое постановление, ни представленные материалы согласования производственной программы и установления тарифов не содержат обоснования установления для указанных выше групп потребителей различных тарифов, сведений о том, с чем связана такая дифференциация тарифов.
В нарушение статьи 65 и части 6 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации департамент не представил доказательств наличия законных основания для установления разных тарифов для различных групп потребителей и установления более высокого тарифа для прочих потребителей, не представил доказательств того, что производство и доставка воды и принятия стоков, стоимость производства и реализации для группы "прочие потребители" отличаются от производства и доставки воды и принятия стоков для иных групп потребителей.
Судом не приняты доводы департамента о том, что при наличии графиков, предусмотренных пунктом 7 части 1 статьи 14 Федерального закона "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" он вправе был установить для населения тарифы в размере, отличном от размеров тарифов для прочих потребителей.
Пунктом 3(1). Основ установлено, что органы регулирования при наличии графиков, предусмотренных пунктом 7 части 1 статьи 14 Федерального закона "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", вправе устанавливать для населения тарифы на горячую и холодную воду, водоотведение на 2011 - 2012 годы в размере, отличном от размеров тарифов на указанные виды коммунальных ресурсов для прочих потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса.
В соответствии с пунктом 7 части 1 статья 14 Федерального закона от 21.07.2007 г. № 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", Фонд предоставляет финансовую поддержку за счет своих средств при условии. В частности, наличия графиков, утвержденных уполномоченными в соответствии с законодательством Российской Федерации и претендующими на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления и предусматривающих установление не позднее 1 января 2013 года тарифов на тепловую энергию, горячую и холодную воду, водоотведение, очистку сточных вод для различных групп потребителей коммунальных услуг без учета необходимости покрытия затрат на предоставление коммунальных услуг одной группе потребителей за счет тарифов, установленных для другой группы потребителей, - в случае подачи заявки на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда со дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Таким образом, действующим законодательством установлено право органа регулирования устанавливать на 2011 - 2012 г. льготные тарифы только для населения.
Вместе с тем, как усматривается из приложения к оспариваемому постановлению, департамент установил льготные тарифы не только для потребителей в жилищном секторе, но и для бюджетных организаций, которые не относятся к населению, а относятся к прочим потребителям, для которых законодательством не предусмотрено установление пониженных тарифов.
В связи с этим суд признал, что установление льготных (пониженных) тарифов для бюджетных организаций не соответствует действующему законодательству, и свидетельствует о том, что органом регулирования на прочих потребителей возложена обязанность возмещения большей части расходов ОАО "СКЭК" для покрытия финансовых потребностей указанной организации, в том числе и в целях оказания услуг по питьевой воде и водоотведению бюджетным организациям.
Установление повышенных размеров тарифов на питьевую воду и водоотведение (по отношению к группе потребителей " бюджетные организации") для прочих потребителей нарушает права и законные интересы заявителей.
Признавая пункт 2 постановления от 29.11.2011 г. № 142 и подпункты 1.3 и 2.3 приложения к постановлению, суд, вместе с тем, указывает на отсутствие у арбитражного суда полномочий отменять нормативные правовые акты.
Судом также признаны необоснованными доводы ЗАО "Колта" о необходимости проверки коррупционной составляющей завышения департаментом тарифов на питьевую воду и водоотведение, установленные ОАО "СКЭК", поскольку арбитражный суд не наделен полномочиями по проверке "коррупционной составляющей", а также по обязанию компетентных органов по осуществлению такой проверки.
Принимая во внимание частичное удовлетворение заявленных требований, в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина, уплаченная заявителями при подаче заявления, подлежит возмещению заинтересованным лицом.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 180, 181, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Требования удовлетворить частично.
Признать недействующими: пункт 2 постановления департамента цен и тарифов Кемеровской области от 29.11.2011 г. № 142 в части установления тарифов, указанных в подпунктах 1.3 и 2.3 приложения; подпункты 1.3 и пункт 2.3 приложения к постановлению департамента цен и тарифов от 29.11.2011 г. № 142, как несоответствующих Федеральному закону от 30.12.2004 г. № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", Основам ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 г. № 520, постановлению Правительства Российской Федерации от 21.08.2001 г. № 609 "О мерах по ликвидации системы перекрестного субсидирования потребителей услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, а также уничтожению, утилизации и захоронению твердых бытовых отходов".
В остальной части требования оставить без удовлетворения.
Взыскать с департамента цен и тарифов Кемеровской области (г. Кемерово, пр. Советский, 63, ОГРН 1094205023439, ИНН 4205191018, запись в единый государственный реестр юридических лиц внесена 23.12.2009 г.) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Производственная компания "Возрождение" (<...> ОГРН 1024200701612, ИНН 4208014384, запись в единый государственный реестр юридических лиц внесена 29.10.2002 г.) судебные расходы в виде государственной пошлины в сумме 2000 рублей.
Взыскать с департамента цен и тарифов Кемеровской области (г. Кемерово, пр. Советский, 63, ОГРН 1094205023439, ИНН 4205191018, запись в единый государственный реестр юридических лиц внесена 23.12.2009 г.) в пользу закрытого акционерного общества "Колта" (<...> ОГРН 1034205014612, ИНН 4207002026, запись в единый государственный реестр юридических лиц внесена 31.12.2002 г.) судебные расходы в виде государственной пошлины в сумме 2000 рублей.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Производственная компания "Возрождение" излишне уплаченную государственную пошлину в сумме 2000 рублей.
Исполнительные листы и справку на возврат выдать после вступления решения в законную силу.
Решение вступает в законную силу немедленно после его принятия.
Решение может быть обжаловано в течение месяца в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа со дня вступления в законную силу.

Председательствующий
Г.П.ОБУХОВА

Судьи:
Л.С.ТИМОШЕНКО
Ж.Г.СМЫЧКОВА





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru