АРБИТРАЖНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 13 августа 2012 г. по делу № А27-10240/2012
Резолютивная часть решения оглашена 08 августа 2012 г.
полный текст решения изготовлен 13 августа 2012 г.
Арбитражный суд Кемеровской области в составе судьи Обуховой Г.П.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Л.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Шахта № 12", г. Киселевск
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Кемеровской области, г. Кемерово
об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности
при участии:
представителей заявителя: Р. (доверенность от 14.07.2011 г. № 45-11, паспорт); М. (доверенность от 13.06.2012 г. № 50-15, паспорт);
представителей Управления Росприроднадзора: П. (доверенность от 29.08.2011 г. № 018, паспорт); А. (доверенность от 19.01.2012 г. № 003, сл. удостоверение)
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Шахта № 12", г. Киселевск, (далее - ООО "Шахта № 12", шахта, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Кемеровской области (далее - Управление Росприроднадзора, административный орган) и просит отменить постановление № АТН-158-в/4 от 10.04.4012 г., которым ООО "Шахта № 12" признано виновным в совершении административного правонарушения, как незаконное.
Рассмотрение дела откладывалось по ходатайству заявителя.
По настоящему делу в порядке статьи 18
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основании распоряжения председателя судебного состава произведена замена судьи Власова В.В. на судью Обухову Г.П.
В обоснование заявленного требования заявитель и его представители ссылаются на отсутствие в его действиях состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 8.2
КоАП РФ, так как ООО "Шахта № 12" имеет документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение; на ошибочное представление административным органом понятий "внешнего" и "внутреннего" отвала.
Представитель заявителя в судебном заседании ссылаются на то, что вскрышная порода размещалась исключительно на внутренних отвалах.
Административный орган в отзыве и его представители в судебном заседании с требованием не согласились, мотивируя свои возражения тем, что состав административного правонарушения полностью подтвержден материалами дела, ООО "Шахта № 12" имеет проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещения, в котором предусмотрено использование вскрышной породы на рекультивацию отработанных земель без размещения во внешние отвалы; документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение общество действительно имеет, однако, в нем отсутствуют лимиты на размещение вскрышной породы.
Изучив материалы дела, в том числе материалы дела об административном правонарушении, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований, исходя из следующего.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, должностными лицами Управления Росприроднадзора по требованию прокуратуры, на основании приказа от 22.03.2012 г. № 155-кн в отношении ООО "Шахта № 12" проведена внеплановая выездная проверка по вопросам соблюдения обязательных требований в области охраны окружающей среды.
Результаты проверки оформлены актом проверки от 02.04.2012 г. № АТН-158-в.
Согласно акту проверки административным органом в ходе проверки установлено, что ООО "Шахта № 12" без разрешения создало объекты для размещения отходов и осуществляет размещение вскрышной породы без утвержденных лимитов на размещение отходов; отчеты 2-тп "отходы" за 2010-2011 годы имеет недостоверную информацию о движении вскрышной породы.
В связи с чем, в отношении ООО "Шахта № 12" 02.04.2012 г. был составлен протокол № АТН-158-в/4 об административном правонарушении, а 10.04.2012 г. вынесено постановление № АТН-158-в/4 о назначении административного наказания.
Согласно указанному постановлению ООО "Шахта № 12" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 8.2
Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Из текста оспариваемого постановления усматривается, что административное правонарушение выразилось в том, что ООО "Шахта № 12" в нарушение статьи 11
, части 1 статьи 12
, части 1 статьи 18
Федерального закона от 24.06.1998 г. "Об отходах производства и потребления", создало объекты размещения отходов - внешние отвалы вскрышной породы № 2 (Южное поле) и № 3 (Северное поле) и размещает на них вскрышную породу в отсутствие лимитов на их размещение. Кроме того, статистические отчеты 2-тп "отходы" за 2010 - 2011 годы имеют недостоверную информацию о движении вскрышной породы.
Не согласившись с вынесенным постановлением департамента, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд, исследовав материалы дела, находит, что материалами административного производства доказано наличие в действиях ООО "Шахта № 12" состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 8.2
Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Статьей 8.2 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировке, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Субъектами административной ответственности за данное правонарушение являются граждане, должностные лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица.
Согласно статье 1
Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах производства и потребления) под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
В соответствии со статьей 11
Закона об отходах производства и потребления, индивидуальные предпринимателя, юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования.
Частью 1 статьи 12
Закона об отходах производства и потребления установлено, что создание объектов размещения отходов осуществляется на основании и разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
В силу части 1 статьи 18
Закона об отходах производства и потребления нормативы образования отходов и лимиты на их размещение устанавливаются в целях обеспечения охраны окружающей природной среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы.
Частями 2
и 3 статьи 18
названного Закона установлено, что лимиты на размещение отходов устанавливают в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую среду уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Таким образом, юридическое лицо, размещающее отходы, обязано иметь утвержденные лимиты на их размещение.
В нарушение указанных норм ООО "Шахта N 12" осуществляет размещение отходов (вскрышной породы) в отсутствие утвержденных лимитов на их размещение на объектах размещения - внешние отвалы.
Данные обстоятельства полностью подтверждаются представленными административным органом материалами административного производства.
Судом не приняты доводы заявителя о том, что имеющаяся у него лицензия от 10.04.2009 г. на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов, предусматривает размещение вскрышной породы без определенного места размещения, что у шахты имеются документы от утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение от 01.12.2010 г. № 1/отхКИС и от 19.12.2011 г. № 19отх/КИС, которыми установлен годовой норматив образования отходов на 2011 - 2014 годы.
Анализ указанных документов позволяет придти к выводу, что шахте № 12 установлен только годовой норматив образования и использования вскрышной породы в объеме 37 518867, 03 тонн в год 40015508 тонн в год, соответственно. Данные документы не содержат утвержденных лимитов на размещение вскрышной породы в объектах размещения отходов (том № 1, л.д. 39 и 55). Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение также не содержит сведений об установлении лимитов на размещение вскрышной породы (том № 2, л.д. 126 - 131) на внешних отвалах, из материалов дела усматривается, что вскрышную породу предполагалось размещать на внутренних отвалах и использовать для рекультивации нарушенных земель.
Не приняты судом и доводы заявителя о том, что административный орган не верно трактует понятия "внешний отвал" и "внутренний отвал", что размещение вскрышной породы осуществлялось только на внутренних отвалах, как не обоснованные и противоречащие фактическим обстоятельствам.
Так, в материалах административного дела имеется справка главного маркшейдера шахты, согласно которой в 2011 году шахтой на внешних отвалах № 3 и № 2 размещено, соответственно, 4357500 тыс. куб. м и 8555000 тыс. куб. м (том № 2, л.д. 132).
Также факт размещения вскрышной породы на внешние отвалы не отрицается законным представителем общества при составлении протокола об административном правонарушении, и был установлен при визуальном осмотре в ходе проверки.
С учетом изложенного, судом отклонены доводы заявителя об отсутствии состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 8.2
КоАП РФ.
Однако суд пришел к выводу о том, что административным органом не обоснованно в событие административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена статьей 8.2
КоАП РФ, включено такое нарушение как представление недостоверной информации о движении вскрышной породы в статистических отчетах 2-тп "отходы за 2010 - 2011 годы.
Сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, лицами, обязанными сообщать такую информацию, образует состав административного правонарушения, ответственность за которое установлено специальной нормой - статьей 8.5
КоАП РФ, и не охватывается составом административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 8.2 КоАП РФ.
Вместе с тем, данное обстоятельство не свидетельствует о незаконности оспариваемого постановления в целом и не влияет на размер административного штрафа.
При таких обстоятельствах суд пришел к выводу, что ООО "Шахта № 12" правомерно привлечено к административной ответственности по статье 8.2
КоАП РФ за размещение вскрышной породы на внешние отвалы в отсутствие утвержденных лимитов.
Процессуальные нарушения не установлены, срок давности привлечения к административной ответственности соблюден, протокол и постановление вынесены уполномоченным на то лицом.
Оснований для признания постановления незаконным и его отмены не установлено, штраф назначен в минимальном размере, установленном санкцией статьи 8.2
КоАП РФ для юридических лиц.
В соответствии с частью 4 статьи 208
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не оплачивается.
В связи с этим из федерального бюджета заявителю подлежит возвращению государственная пошлина в размере 2000 рублей, уплаченная за рассмотрение настоящего дела по платежному поручению от 19.04.2012 г. № 1149.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 167
- 170
, 180
, 181
, 211
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Отказать обществу с ограниченной ответственностью "Шахта № 12" в удовлетворении заявленного требования.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Шахта № 12" из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 2000 рублей как ошибочно уплаченную. Справку выдать немедленно.
Решение может быть обжаловано в 10-дневный срок со дня его принятия в Седьмой арбитражный апелляционный суд.
Судья
Г.П.ОБУХОВА