Законодательство
Кузбасс

Кемеровская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







АРБИТРАЖНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 13 августа 2012 г. по делу № А27-10240/2012

Резолютивная часть решения оглашена 08 августа 2012 г.
полный текст решения изготовлен 13 августа 2012 г.
Арбитражный суд Кемеровской области в составе судьи Обуховой Г.П.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Л.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Шахта № 12", г. Киселевск
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Кемеровской области, г. Кемерово
об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности
при участии:
представителей заявителя: Р. (доверенность от 14.07.2011 г. № 45-11, паспорт); М. (доверенность от 13.06.2012 г. № 50-15, паспорт);
представителей Управления Росприроднадзора: П. (доверенность от 29.08.2011 г. № 018, паспорт); А. (доверенность от 19.01.2012 г. № 003, сл. удостоверение)

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Шахта № 12", г. Киселевск, (далее - ООО "Шахта № 12", шахта, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Кемеровской области (далее - Управление Росприроднадзора, административный орган) и просит отменить постановление № АТН-158-в/4 от 10.04.4012 г., которым ООО "Шахта № 12" признано виновным в совершении административного правонарушения, как незаконное.
Рассмотрение дела откладывалось по ходатайству заявителя.
По настоящему делу в порядке статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основании распоряжения председателя судебного состава произведена замена судьи Власова В.В. на судью Обухову Г.П.
В обоснование заявленного требования заявитель и его представители ссылаются на отсутствие в его действиях состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 8.2 КоАП РФ, так как ООО "Шахта № 12" имеет документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение; на ошибочное представление административным органом понятий "внешнего" и "внутреннего" отвала.
Представитель заявителя в судебном заседании ссылаются на то, что вскрышная порода размещалась исключительно на внутренних отвалах.
Административный орган в отзыве и его представители в судебном заседании с требованием не согласились, мотивируя свои возражения тем, что состав административного правонарушения полностью подтвержден материалами дела, ООО "Шахта № 12" имеет проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещения, в котором предусмотрено использование вскрышной породы на рекультивацию отработанных земель без размещения во внешние отвалы; документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение общество действительно имеет, однако, в нем отсутствуют лимиты на размещение вскрышной породы.
Изучив материалы дела, в том числе материалы дела об административном правонарушении, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований, исходя из следующего.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, должностными лицами Управления Росприроднадзора по требованию прокуратуры, на основании приказа от 22.03.2012 г. № 155-кн в отношении ООО "Шахта № 12" проведена внеплановая выездная проверка по вопросам соблюдения обязательных требований в области охраны окружающей среды.
Результаты проверки оформлены актом проверки от 02.04.2012 г. № АТН-158-в.
Согласно акту проверки административным органом в ходе проверки установлено, что ООО "Шахта № 12" без разрешения создало объекты для размещения отходов и осуществляет размещение вскрышной породы без утвержденных лимитов на размещение отходов; отчеты 2-тп "отходы" за 2010-2011 годы имеет недостоверную информацию о движении вскрышной породы.
В связи с чем, в отношении ООО "Шахта № 12" 02.04.2012 г. был составлен протокол № АТН-158-в/4 об административном правонарушении, а 10.04.2012 г. вынесено постановление № АТН-158-в/4 о назначении административного наказания.
Согласно указанному постановлению ООО "Шахта № 12" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Из текста оспариваемого постановления усматривается, что административное правонарушение выразилось в том, что ООО "Шахта № 12" в нарушение статьи 11, части 1 статьи 12, части 1 статьи 18 Федерального закона от 24.06.1998 г. "Об отходах производства и потребления", создало объекты размещения отходов - внешние отвалы вскрышной породы № 2 (Южное поле) и № 3 (Северное поле) и размещает на них вскрышную породу в отсутствие лимитов на их размещение. Кроме того, статистические отчеты 2-тп "отходы" за 2010 - 2011 годы имеют недостоверную информацию о движении вскрышной породы.
Не согласившись с вынесенным постановлением департамента, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд, исследовав материалы дела, находит, что материалами административного производства доказано наличие в действиях ООО "Шахта № 12" состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Статьей 8.2 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировке, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Субъектами административной ответственности за данное правонарушение являются граждане, должностные лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица.
Согласно статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах производства и потребления) под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
В соответствии со статьей 11 Закона об отходах производства и потребления, индивидуальные предпринимателя, юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования.
Частью 1 статьи 12 Закона об отходах производства и потребления установлено, что создание объектов размещения отходов осуществляется на основании и разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
В силу части 1 статьи 18 Закона об отходах производства и потребления нормативы образования отходов и лимиты на их размещение устанавливаются в целях обеспечения охраны окружающей природной среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы.
Частями 2 и 3 статьи 18 названного Закона установлено, что лимиты на размещение отходов устанавливают в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую среду уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Таким образом, юридическое лицо, размещающее отходы, обязано иметь утвержденные лимиты на их размещение.
В нарушение указанных норм ООО "Шахта N 12" осуществляет размещение отходов (вскрышной породы) в отсутствие утвержденных лимитов на их размещение на объектах размещения - внешние отвалы.
Данные обстоятельства полностью подтверждаются представленными административным органом материалами административного производства.
Судом не приняты доводы заявителя о том, что имеющаяся у него лицензия от 10.04.2009 г. на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов, предусматривает размещение вскрышной породы без определенного места размещения, что у шахты имеются документы от утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение от 01.12.2010 г. № 1/отхКИС и от 19.12.2011 г. № 19отх/КИС, которыми установлен годовой норматив образования отходов на 2011 - 2014 годы.
Анализ указанных документов позволяет придти к выводу, что шахте № 12 установлен только годовой норматив образования и использования вскрышной породы в объеме 37 518867, 03 тонн в год 40015508 тонн в год, соответственно. Данные документы не содержат утвержденных лимитов на размещение вскрышной породы в объектах размещения отходов (том № 1, л.д. 39 и 55). Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение также не содержит сведений об установлении лимитов на размещение вскрышной породы (том № 2, л.д. 126 - 131) на внешних отвалах, из материалов дела усматривается, что вскрышную породу предполагалось размещать на внутренних отвалах и использовать для рекультивации нарушенных земель.
Не приняты судом и доводы заявителя о том, что административный орган не верно трактует понятия "внешний отвал" и "внутренний отвал", что размещение вскрышной породы осуществлялось только на внутренних отвалах, как не обоснованные и противоречащие фактическим обстоятельствам.
Так, в материалах административного дела имеется справка главного маркшейдера шахты, согласно которой в 2011 году шахтой на внешних отвалах № 3 и № 2 размещено, соответственно, 4357500 тыс. куб. м и 8555000 тыс. куб. м (том № 2, л.д. 132).
Также факт размещения вскрышной породы на внешние отвалы не отрицается законным представителем общества при составлении протокола об административном правонарушении, и был установлен при визуальном осмотре в ходе проверки.
С учетом изложенного, судом отклонены доводы заявителя об отсутствии состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 8.2 КоАП РФ.
Однако суд пришел к выводу о том, что административным органом не обоснованно в событие административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена статьей 8.2 КоАП РФ, включено такое нарушение как представление недостоверной информации о движении вскрышной породы в статистических отчетах 2-тп "отходы за 2010 - 2011 годы.
Сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, лицами, обязанными сообщать такую информацию, образует состав административного правонарушения, ответственность за которое установлено специальной нормой - статьей 8.5 КоАП РФ, и не охватывается составом административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 8.2 КоАП РФ.
Вместе с тем, данное обстоятельство не свидетельствует о незаконности оспариваемого постановления в целом и не влияет на размер административного штрафа.
При таких обстоятельствах суд пришел к выводу, что ООО "Шахта № 12" правомерно привлечено к административной ответственности по статье 8.2 КоАП РФ за размещение вскрышной породы на внешние отвалы в отсутствие утвержденных лимитов.
Процессуальные нарушения не установлены, срок давности привлечения к административной ответственности соблюден, протокол и постановление вынесены уполномоченным на то лицом.
Оснований для признания постановления незаконным и его отмены не установлено, штраф назначен в минимальном размере, установленном санкцией статьи 8.2 КоАП РФ для юридических лиц.
В соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не оплачивается.
В связи с этим из федерального бюджета заявителю подлежит возвращению государственная пошлина в размере 2000 рублей, уплаченная за рассмотрение настоящего дела по платежному поручению от 19.04.2012 г. № 1149.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 167 - 170, 180, 181, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Отказать обществу с ограниченной ответственностью "Шахта № 12" в удовлетворении заявленного требования.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Шахта № 12" из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 2000 рублей как ошибочно уплаченную. Справку выдать немедленно.
Решение может быть обжаловано в 10-дневный срок со дня его принятия в Седьмой арбитражный апелляционный суд.

Судья
Г.П.ОБУХОВА





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru