Законодательство
Кузбасс

Кемеровская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







АРБИТРАЖНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 27 марта 2013 г. по делу № А27-19577/2012

Резолютивная часть решения объявлена 21 марта 2013 года.
Полный текст решения изготовлен 27 марта 2013 года.
Арбитражный суд Кемеровской области в составе: председательствующего судьи Ходяковой О.С., судей Гуль Т.И. и Фуртуна Н.К.
при ведении протокола судебного заседания секретарем М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя Щ., г. Кемерово (ОГРНИП 304420507200260, ИНН 420700257453)
к Коллегии Администрации Кемеровской области, г. Кемерово; Комитету по управлению государственным имуществом Кемеровской области, г. Кемерово
о признании частично недействующим нормативного правового акта
с участием прокурора Фазульяновой А.Б., заместителя начальника отдела по обеспечению участия прокурора в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Кемеровской области,
при участии:
от заявителя - Е., представитель, доверенность от 28.12.2012, К., представитель, доверенность от 25.09.2012;
от Коллегии Администрации Кемеровской области - Ж., главный консультант, доверенность от 11.01.2013 № 10-16/65;
от Комитета по управлению государственным имуществом Кемеровской области - Р., начальник отдела, доверенность от 03.10.2012 № 7-2-10/200;

установил:

индивидуальный предприниматель Щ. (далее - предприниматель, заявитель) обратился в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействующими абзаца 4 пункта 2.11, пункта 2.13 постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.02.2008 № 62 "Об утверждении Порядка определения размера арендной платы, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городе Кемерово", как противоречащие статье 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", постановлению Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 № 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за землю, находящиеся в собственности Российской Федерации".
Определением от 17.01.2013 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Комитет по управлению государственным имуществом Кемеровской области (далее - комитет).
Заявленное требование мотивировано тем, что предприниматель является арендатором земельного участка, государственная собственность на который не разграничена. Оспариваемые положения, устанавливающие порядок определения размера арендной платы исходя из рыночной стоимости арендной платы, не содержат конкретные случаи применения такого порядка, предоставляя органу право произвольно использовать данный порядок, противоречат принципам предсказуемости расчета размере арендной платы, запрета необоснованных предпочтений, сформулированным в постановлении Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 № 582, статье 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-Ф3 "О защите конкуренции", не соответствуют требованиям правовой определенности.
Коллегия Администрации Кемеровской области требование не признает, указывая, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах компетенции Коллегии Администрации Кемеровской области и в соответствии с федеральным законодательством, в том числе устанавливающим общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Оспариваемые положения нормативного правового акта не противоречат статье 15 Федерального закона "О защите конкуренции", поскольку не лишает хозяйствующих субъектов равных условий доступа на товарный рынок, при предоставлении земельных участков все хозяйствующие субъекты находятся в равных условиях.
Поскольку размер арендной платы, определенный на основании отчета об оценке, является более достоверным и соответствует ценам, сложившимся на рынке недвижимости, то он берется за основу при определении размера арендной платы.
Комитет, являясь разработчиком нормативного правового акта, поддерживает возражения Коллегии Администрации Кемеровской области.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителей заявителя, заинтересованных лиц, заключение прокурора Фазульяновой А.Б., полагающей оспариваемый нормативный акт соответствующим действующему законодательству, суд установил следующее.
Согласно пункту 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено Федеральным законом "О Государственной компании "Российские автомобильные дороги" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (абзац 5 пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации").
В соответствии со статьей 9 Устава Кемеровской области Коллегия Администрации Кемеровской области является высшим исполнительным органом государственной власти Кемеровской области, наделенным полномочиями издания постановлений, распоряжений и обеспечения их исполнения. Акты, имеющие нормативный правовой характер, издаются в форме постановлений Коллегии Администрации Кемеровской области.
Согласно постановлению Коллегии Администрации Кемеровской области от 10.06.2008 № 218 "Об официальном опубликовании актов Губернатора Кемеровской области, актов Коллегии Администрации Кемеровской области и актов исполнительных органов государственной власти Кемеровской области" официальными источниками опубликования актов Губернатора Кемеровской области, актов Коллегии Администрации Кемеровской области и актов исполнительных органов государственной власти Кемеровской области являются массовая газета "Кузбасс", сайт "Электронный бюллетень Коллегии Администрации Кемеровской области" и сборник "Информационный бюллетень Коллегии Администрации Кемеровской области".
Постановлением Коллегии администрации Кемеровской области от 27.02.2008 № 62 утвержден Порядок определения размера арендной платы, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городе Кемерово (далее - постановление № 62, Порядок).
Указанное постановление опубликовано в сборнике "Информационный бюллетень Коллегии Администрации Кемеровской области" № 2, 2008.
Согласно пункту 1.2 Порядка настоящий Порядок действует в отношении земельных участков, предоставленных для строительства, эксплуатации объектов недвижимости, для целей, не связанных со строительством, а также в иных целях.
В соответствии с пунктом 2.1 Порядка при определении размера арендной платы учитываются вид использования, месторасположение, площадь, особые условия использования земельных участков и особые категории арендаторов.
Согласно пункту 2.4 Порядка размер арендной платы за использование земельных участков определяется по формуле: А = КС x Кв x Ку x Кк x Ки x S / П, где А - размер арендной платы; КС - кадастровая стоимость земельного участка; Кв - коэффициент, учитывающий вид использования земельного участка (приложение № 1 к настоящему Порядку); Ку - коэффициент, учитывающий особые условия использования (приложение № 2 к настоящему Порядку); Кк - коэффициент, учитывающий особые категории арендаторов (приложение № 3 к настоящему Порядку); Ки - коэффициент, учитывающий уровень инфляции; S - площадь земельного участка или площадь доли земельного участка; П - количество периодов внесения арендной платы в году.
В соответствии с пунктом 2.11 Порядка размер арендной платы может быть изменен арендодателем в одностороннем порядке путем направления уведомления об изменении размера арендной платы в следующих случаях:
изменение кадастровой стоимости земельного участка;
принятие законов или иных нормативных актов, устанавливающих или изменяющих порядок расчета арендной платы, в том числе устанавливающих или изменяющих коэффициенты, применяемые при расчете арендной платы;
при определении рыночной стоимости размера арендной платы в соответствии с отчетом об оценке (оспариваемое положение);
в случаях, предусмотренных договором аренды земельного участка.
Оспариваемым пунктом 2.13 Порядка предусмотрено, что размер арендной платы при предоставлении в аренду земельных участков, в отношении которых проведена оценка рыночной стоимости арендной платы, устанавливается на основании отчета об оценке, составленного в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности. Проведение оценки рыночной стоимости размера арендной платы за пользование земельными участками проводится по инициативе комитета по управлению государственным имуществом Кемеровской области либо уполномоченного комитетом лица.
Между Комитетом по управлению государственным имуществом Кемеровской области (арендодателем) и предпринимателем (арендатором) заключен договор аренды от 08.02.2011 № 11-02-с/11 земельного участка с кадастровым номером 42:24:0401006:74, площадью 4 028 кв. м, относящегося к категории "земли населенных пунктов", расположенного по адресу: г. Кемерово, Рудничный район, юго-восточнее автодороги г. Кемерово - г. Мариинск, для строительства комплекса предприятий и объектов дорожного сервиса сроком до 28.04.2011.
Из протокола определения величины арендной платы к договору аренды земельного участка следует, что арендная плата с 26.10.2012 составляет 48 777 руб. 16 коп. в месяц и рассчитывается в соответствии с пунктом 2.4 Порядка по формуле исходя из кадастровой стоимости земельного участка, коэффициента, учитывающего вид использования земельного участка, коэффициента, учитывающего уровень инфляции, площади участка, понижающего коэффициента.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 23.05.2012 по делу А27-21451/2011 установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 42:24:0401006:74, равная его рыночной стоимости в сумме 2 107 000 рублей. Сведения об измененной кадастровой стоимости земельного участка внесены в государственный кадастр недвижимости.
Предприниматель 20.07.2012 обратился в комитет в целях изменения размера арендной платы в связи с изменением кадастровой стоимости земельного участка.
Уведомлением комитета от 28.08.2012 предприниматель был извещен о том, что в соответствии с пунктом 2.13 Порядка на основании отчета от 21.08.2012 № 144-08-2012 об оценке рыночной величины арендной платы за земельный участок с 23.06.2012 размер арендной платы установлен в сумме 44 125 руб. в месяц.
Предприниматель, считая, что положения пункта 2.11 и 2.13, не содержащие конкретных случаев для применения способа определения размера арендной платы исходя из рыночной стоимости арендной платы, допускающие избрание данного способа по усмотрению уполномоченного органа, противоречат принципам предсказуемости расчета арендной платы и запрета необоснованных предпочтений, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации (часть 4 статьи 22 Земельного кодекса).
Во исполнение требований статей 22 и 65 Земельного кодекса Правительством Российской Федерации принято постановление от 16.07.2009 № 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (далее - постановление № 582).
Постановлением № 582 утверждены основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в том числе принцип предсказуемости расчета размера арендной платы, в соответствии с которым в нормативных правовых актах органов государственной власти и органов местного самоуправления определяются порядок расчета арендной платы и случаи, в которых возможен пересмотр размера арендной платы в одностороннем порядке по требованию арендодателя, принцип запрета необоснованных предпочтений, в соответствии с которым порядок расчета размера арендной платы за земельные участки, отнесенные к одной категории земель, используемые или предназначенные для одних и тех же видов деятельности и предоставляемые по одним и тем же основаниям, не должен различаться.
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.04.2012 № 15837/11 определено, что нормативные акты публичных образований, устанавливающие ставки арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, включая участки, государственная собственность на которые не разграничена, либо устанавливающие методики и формулы расчета арендной платы за эти участки или отдельные элементы (величины, коэффициенты и т.п.) таких методик и формул, с учетом правовой позиции, сформулированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.01.2012 № 10034/11, могут быть обжалованы в арбитражный суд в соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса и правилами главы 23 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе и по мотивам несоответствия указанным принципам.
Оспариваемое постановление № 62 принято уполномоченным органом государственной власти Кемеровской области и касается земельных участков, расположенных на территории города Кемерово, государственная собственность на которые не разграничена.
Суд соглашается с доводами заявителем о том, что оспариваемые положения противоречат указанным основным принципам определения арендной платы.
В нормативных правовых актах органов государственной власти должен быть определен порядок расчета арендной платы и случаи пересмотра размера арендной платы.
Из Порядка, утвержденного постановлением № 62, следует, что по общему правилу арендная плата определяется расчетным методом (по формуле).
При этом пунктом 2.11 предусмотрена возможность изменения арендодателем в одностороннем порядке способа определения размера арендной платы на основании формулы на иной способ расчета размера платежей за пользование земельным участком исходя из рыночной стоимости арендной платы на основании отчета независимого оценщика.
Как правильно указывает заявитель, это противоречит постановлению № 582 в части того, что смешивается понятие "изменение способа расчета арендной платы" и "изменение размера арендной платы".
Установленный оспариваемыми положениями порядок расчета арендной платы исходя из рыночной стоимости арендной платы не предсказуем, так как зависит от волеизъявления органа в связи с тем, что оспариваемые положения не содержат оснований для применения спорного порядка.
Применение способа определения размера арендной платы "по инициативе уполномоченного органа" может привести к необоснованным предпочтениям в ситуации, когда размер арендной платы за земельные участка, отнесенные к одной категории земель, используемые и предназначенные для одних и тех же видов деятельности и предоставляемые по одним и тем же основаниям, одновременно определяется по формуле на основании кадастровой стоимости земельного участка и на основании отчета независимого оценщика.
Таким образом, порядок расчета арендной платы исходя из рыночной стоимости арендной платы, применяемый по усмотрению уполномоченного органа, не соответствует принципам, установленным в постановлении № 582, и нарушает права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлина подлежат возмещению заявителю за счет органа, принявшего оспариваемый акт.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 180, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Требования индивидуального предпринимателя Щ. удовлетворить.
Признать недействующими абзац 4 пункта 2.11, пункт 2.13 Порядка определения размера арендной платы, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городе Кемерово, утвержденного постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.02.2008 № 62, как не соответствующие постановлению Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 № 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации".
Взыскать с Коллегии Администрации Кемеровской области в пользу индивидуального предпринимателя Щ. 200 рублей в счет возмещения судебных расходов по уплате государственной пошлины.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.

Председательствующий
О.С.ХОДЯКОВА

Судьи
Т.И.ГУЛЬ
Н.К.ФУРТУНА





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru