Законодательство
Кузбасс

Кемеровская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

г. Кемерово
14 декабря 2012 г.

Комиссия Кемеровского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

Заместителя председателя    Клостер Е.А.        - заместителя руководителя
комиссии:                                         управления;
Членов комиссии:            Каминской Е.Б.      - начальника отдела рекламы
                                                  и недобросовестной
                                                  конкуренции;
                            Акатьевой И.С.      - ведущего специалиста-
                                                  эксперта отдела рекламы и
                                                  недобросовестной
                                                  конкуренции;
                            Анкудиновой А.А.    - ведущего специалиста-
                                                  эксперта отдела контроля
                                                  органов власти, судебной
                                                  и правовой работы,

рассмотрев дело № 120/Р-2012, возбужденное в отношении индивидуального предпринимателя <...> (далее по тексту - ИП <...>) (ИНН <...>, адрес местонахождения: <...>) по признакам нарушения Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе" (далее по тексту - ФЗ "О рекламе"), в присутствии <...> представителя ИП <...> по доверенности от 13.12.2012, комиссия Кемеровского УФАС России установила:

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области поступило требование прокуратуры Центрального района г. Новокузнецк о рассмотрении заявления <...> по признакам нарушения ФЗ "О рекламе". По мнению заявителя, объявления (вакансии) организации "Биржа труда", размещенные в сети интернет по ссылке http://frantob.ru/, в рубрике юриспруденция, являются недостоверными.
16.11.2012 определением о возбуждении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе Кемеровским УФАС России было возбуждено дело № 120/Р-2012 в отношении ИП <...> и назначено к рассмотрению на 14.12.2012 в 14 часов 00 минут. Данное определение было направлено в адрес ИП <...> заказным письмом с уведомлением (уведомление о вручении почтового отправления от 27.11.2012 имеется в материалах дела).
14.12.2012 состоялось рассмотрение дела № 120/Р-2012 в присутствии представителя ИП <...> - <...> по доверенности, которая пояснила, что ИП <...> действует как агентство по трудоустройству, т.е. заключает договоры оказания услуг с соискателями работы, с работодателями сотрудничает на безвозмездной основе. Сайт http://frantob.ru/, где размещаются вакансии, разработан таким образом, что раздела "Агентства по трудоустройству" не содержится в портале, а только "Кадровые агентства". Поэтому все вакансии ИП <...> по трудоустройству размещаются разработчиком сайта в разделе "Кадровые агентства". Также в материалы дела 120/Р-2012 было представлено письмо ООО "Объявления", подтверждающие указанную информацию.
По факту несоответствия периода актуальности, размещенной вакансии, пояснила, что в связи с тем, что договоры с работодателями ИП <...> не заключал, информацию о наличии вакансий он получает из других источников СМИ (интернет, газеты, объявления). Согласие на размещение вакансий на сайте ИП <...> получает устно по телефону. О том, что вакансия больше не актуальна, ИП <...> узнает посредством телефонных звонков работодателям.
Рассмотрев материалы дела, заслушав пояснения представителя, комиссия Кемеровского УФАС России установила:

На интернет-сайте http://frantob.ru/ в разделе "вакансии и резюме", в рубрике "юриспруденция" размещены вакансии организации "Биржа труда". После перехода по ссылке на вакансии указывается, что работодателем вакансии является кадровое агентство "Биржа труда".
Реклама на интернет-сайте http://frantob.ru/ размещается на основании договора о размещении рекламы № ЕС - 6393 от 29.07.2011, заключенного между ИП <...> и ООО "Е".
Услуги по размещению вышеуказанной рекламы на интернет-сайте http://frantob.ru/ были оплачены ИП <...>, что подтверждается счетами-заказами № 1463 (о) от 01.02.2012, № 2932 (о) от 21.02.2012, № 2935 (о) от 21.02.2012, 5155 (о) от 27.03.2012, № 6877 (о) от 07.05.2012, № 8802 (о) от 01.06.2012, № 9366 (о) от 04.06.2012, № 10204 (о) от 02.07.2012.
<...> зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя с 10.03.2010.
Согласно типовым договорам возмездного оказания услуг, Агентство по трудоустройству "Биржа труда", в лице директора <...>, принимает на себя обязательства по оказанию услуг содействия в трудоустройстве, а именно в предоставлении информации по открытым вакансиям, в срок, предусмотренный договором.
Из письменных пояснений ИП <...> следует, что ИП <...>, в лице агентства по трудоустройству "Биржа труда" работает на платной основе с соискателями работы, в связи с чем с ними заключается вышеуказанный договор на оказание возмездных услуг. Работодателям ИП <...> оказывает услуги на безвозмездной основе без заключения договоров. Работодатели присылают заявки о вакансиях по телефону или по электронной почте, а также информация о вакансиях подбирается ИП <...> из интернета или газет с подобными объявлениями. В дальнейшем реклама с вакансиями размещается на указанном интернет-сайте. До заключения договора с соискателем работы проводится консультация о характере работы, уровне заработной платы и о требованиях к кандидатам на должность. После того, как соискателя устраивают предложенные ему вакансии, с ним заключается договор на оказание информационных услуг. Все вакансии, размещенные на интернет-сайте http://frantob.ru/ в рубрике "юриспруденция", являются достоверными и соответствуют требованиями, установленными работодателями (в подтверждение представлена выписка о вакансиях из рабочей базы с января по август 2012 г.). Кроме того, ИП <...> пояснил, что осуществляет деятельность именно как агентство по трудоустройству, а не кадровое агентство.
Согласно представленной выписке о вакансиях из рабочей базы ИП <...> с января по август 2012 г. в рубрике "юриспруденция" имеется 48 вакансий.
Из заявления следует, что после заключения договора на оказание возмездных услуг с агентством по трудоустройству "Биржа труда", в лице ИП <...>, и оплаты установленной суммы в размере 500 рублей сообщается, что вакансии, представленные на интернет-сайте http://frantob.ru/ отсутствуют.
По фактам, изложенным в заявлении, Кемеровским УФАС России была проведена документарная проверка деятельности ИП <...>, по результатам которой были выявлены признаки нарушения ФЗ "О рекламе", составлен акт от 14.08.2012, заявителю был направлен ответ о результатах проведенной проверки.
В выписке о вакансиях из рабочей базы, представленной ИП <...>, содержатся сведения с января по август 2012 г. о 45 вакансиях по специальности "юриспруденция" и 3 вакансии по специальности "экономист". Кроме того, в данной выписке содержатся сведения о дате открытия, названии вакансий, требованиях к кандидатам, графике работы, заработной плате, контактных данных работодателей.
В адрес работодателей ЗАО "КМСД", НП "Э", ОАО "КФ", ОАО "НА", ООО "Б", ООО "В", ООО "ДИАС", ООО "КАН", ОАО "КЛ", ООО "П", ООО "ТП", ООО "УК "Т", указанных в выписке о вакансиях из рабочей базы, были направлены запросы для установления факта достоверности сведений, отраженных в данной выписке.
Из представленных ответов, следует, что информацию об открытых вакансиях работодатели размещали на интернет-сайтах и в печатных СМИ, с кадровым агентством "Биржа труда" договоров не имеют, за исключением ОАО "Кузнецкие ферросплавы", которое обращалось в данную организацию 20.02.2012.
Из ответов ЗАО "КСМД", ООО "ТП" следует, что с 01.01.2012 вакансии юрисконсульта в данных организациях открыты не были. В представленной выписке о вакансиях из рабочей базы ИП <...> вакансия юрисконсульта в ЗАО "КМСД" значится от 24.01.2012, а в ООО "ТП" от 12.03.2012.
Согласно ответу НП "Э" вакансия юриста была размещена на интернет-сайтах с 09.08.2012 по 08.09.2012. В вышеуказанной выписке вакансия значится от 28.02.2012.
Вакансия ведущего юрисконсульта ОАО "КФ" была актуальна с 30.01.2012 по 30.03.2012, а в представленной ИП <...> выписке вакансия значится от 16.01.2012.
ОАО "НА" была размещена вакансия юриста в ГУ "Центр занятости населения" в г. Новокузнецк с 09.02.2012 по 29.02.2012. В выписке о вакансиях из рабочей базы, представленной ИП <...>, дата открытия вакансии 25.01.2012.
ООО "Б" была размещена вакансия юрист с 27.02.2012 по 27.03.2012, а в вышеуказанной выписке вакансия значится от 27.02.2012.


Вакансия помощник юриста ООО "В" была актуальна с 20.03.2012 по 13.04.2012, в представленной ИП <...> выписке вакансия значится от 22.03.2012.
Согласно ответу ООО "ДИАС" вакансия юрисконсульта была размещена на интернет-сайтах и была актуальна в течение февраля - марта 2012 г. В вышеуказанной выписке вакансия значится от 20.02.2012.
ООО "КАН" (автосалон "Mitsubishi") осуществлял поиск сотрудников по вакансии юрисконсульта с помощью размещения информации на интернет-сайтах с 04.05.2012 по 18.05.2012. В выписке о вакансиях из рабочей базы, представленной ИП <...>, значится две вакансии юрисконсульта в автосалон "Mitsubishi", даты открытия которых 18.04.2012 и 25.04.2012.
Вакансия юрисконсульта ОАО "КЛ" была актуальна с 20.02.2012 по 19.03.2012, в представленной ИП <...> выписке вакансия значится от 22.02.2012.
Согласно ответу ООО "П" вакансия юриста была размещена на интернет-сайтах и была актуальна с11.03.2012 по 15.10.2012. В вышеуказанной выписке вакансия значится от 11.03.2012.
Из ответа ООО "УК "Т" следует, что с 31.01.2012 по 07.03.2012 в данной организации была открыта вакансия юрисконсульта. В представленной выписке о вакансиях из рабочей базы ИП <...> вакансия юрисконсульта в ООО "УК "Т" значится от 05.03.2012.
Частью 1 статьи 3 ФЗ "О рекламе" установлено, что реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Из определения рекламы, содержащегося в статье 3 ФЗ "О рекламе" следует, что для признания информации рекламой она должна одновременно выполнять несколько условий, а именно: быть распространенной любым способом, в любой форме; быть адресованной неопределенному кругу лиц; быть направленной на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Пунктом 6 части 2 статьи 2 ФЗ "О рекламе" объявления физических лиц или юридических лиц, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности выведены из сферы применения ФЗ "О рекламе".
Под предпринимательской деятельностью понимается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке (часть 1 статьи 2 Гражданского кодекса РФ (далее по тексту - ГК РФ)).
ГК РФ рассматривает рекламу и иные предложения, адресованные неопределенному кругу лиц, как приглашение делать оферты, если иное прямо не указано в предложении (ст. 437 ГК РФ). Таким образом, если объявление связано с осуществлением юридическим/физическим лицом предпринимательской деятельности и направлено для привлечения потребителей, потенциальных партнеров по бизнесу, иных заинтересованных лиц, то оно, соответственно, отвечает требованиям понятия "реклама" (п. 1 ст. 3 ФЗ "О рекламе") (например, объявление автомобильного магазина о продаже автомобилей, объявление кредитной организации о выдаче кредитов и т.п.).
Вакансии, размещенные на интернет-сайте http://frantob.ru/ ИП <...> публиковались за плату, предназначались для неопределенного круга лиц, по своему смыслу и характеру разовым предложением не исчерпывались и сведений об оказании соответствующих услуг в благотворительных целях не содержали.
В соответствии с пунктом 3 статьи 423 ГК РФ договор предполагается возмездным, если из закона, иных правовых актов, содержания или существа договора не вытекает иное.
Оказание услуг ИП <...> в силу статьи 779 ГК РФ является разновидностью договора возмездного оказания услуг.
Таким образом, информация, размещенная ИП <...> на интернет-сайте http://frantob.ru/ направлена на привлечение внимания к осуществляемой КА "Биржа труда" предпринимательской деятельности, а следовательно, обладает всеми вышеуказанными признаками рекламы.
Пунктом 2 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе" установлено, что недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара.
В связи с тем, что в материалы дела была представлена информация о том, что разработчик сайта самостоятельно размещает информацию ИП <...> о вакансиях в разделе "Кадровые агентства" из-за того, что на портале отсутствует раздел "Агентство по трудоустройству" признаки нарушения пункта 2 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе" в действиях ИП <...> не подтвердились.
Пунктом 3 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе" установлено, что недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения об ассортименте и о комплектации товаров, а также о возможности их приобретения в определенном месте или в течение определенного срока.
Таким образом, информация, указанная в выписке о вакансиях из рабочей базы ИП <...>, которая в последующем размещается на интернет-сайте http://frantob.ru/, содержит несоответствующие действительности сведения о периоде, в течение которого данные вакансии были актуальны.
В соответствии с частью 6 статьи 38 ФЗ "О рекламе" ответственность за нарушение требований, установленных пунктом 3 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе", несет рекламодатель.
Пунктом 5 статьи 3 ФЗ "О рекламе" установлено, что рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
В данном случае рекламодателем является ИП <...>
Руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, комиссия Кемеровского УФАС России решила:

1. Признать ненадлежащей рекламу ИП <...> (ИНН <...>, адрес местонахождения: <...>), поскольку в ней нарушены требования пункта 3 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе" при размещении рекламы на интернет-сайте http://frantob.ru/.
2. Выдать предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
Решение изготовлено в полном объеме 28 декабря 2012 года.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня вынесения.

Заместитель председателя комиссии
Е.А.КЛОСТЕР

Члены комиссии
Е.Б.КАМИНСКАЯ
И.С.АКАТЬЕВА
А.А.АНКУДИНОВА





УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРЕДПИСАНИЕ
от 14 декабря 2012 года

О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ

г. Кемерово
14 декабря 2012 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению дела по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

Заместителя председателя     Клостер Е.А.       - заместителя руководителя
комиссии:                                         управления;
Членов комиссии:             Каминской Е.Б.     - начальника отдела рекламы
                                                  и недобросовестной
                                                  конкуренции;
                             Акатьевой И.С.     - ведущего специалиста-
                                                  эксперта отдела рекламы
                                                  и недобросовестной
                                                  конкуренции;
                             Анкудиновой А.А.   - ведущего специалиста-
                                                  эксперта отдела контроля
                                                  органов власти, судебной
                                                  и правовой работы,

на основании решения Кемеровского УФАС России от 14.12.2012 по делу № 120/Р-2012 о признании ненадлежащей рекламы индивидуального предпринимателя <...>, размещенной на интернет - сайте http://frantob.ru/ в рубрике юриспруденция с нарушением требований пункта 3 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе", в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе", пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, предписывает:

1. ИП <...> (ИНН <..>, адрес местонахождения: <...>) в 10-дневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение пункта 3 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе", а именно прекратить размещение рекламы содержащей не соответствующие действительности сведения о периоде, в течение которого вакансии были актуальны.
2. ИП <...> (ИНН <...>, адрес местонахождения: <...>) представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области письменное доказательство исполнения пункта 1 настоящего предписания в течение 5 дней со дня его исполнения (с приложением подтверждающих документов).
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Кемеровское УФАС России вправе в соответствии с частью 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи.

Заместитель председателя комиссии
Е.А.КЛОСТЕР

Члены комиссии
Е.Б.КАМИНСКАЯ
И.С.АКАТЬЕВА
А.А.АНКУДИНОВА





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru