Законодательство
Кузбасс

Кемеровская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







КОЛЛЕГИЯ АДМИНИСТРАЦИИ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 декабря 2012 г. № 610

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ СТРАТЕГИИ ДЕЙСТВИЙ
В ИНТЕРЕСАХ ДЕТЕЙ НА 2012 - 2017 ГОДЫ

В целях обеспечения доступности качественного обучения и воспитания, культурного развития и информационной безопасности детей в Кемеровской области, Коллегия Администрации Кемеровской области постановляет:

1. Утвердить прилагаемую Региональную стратегию действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы.
2. Исполнительным органам государственной власти Кемеровской области, ответственным за исполнение первоочередных мероприятий, предусмотренных Региональной стратегией действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы, обеспечить их выполнение.
3. Настоящее постановление подлежит опубликованию на сайте "Электронный бюллетень Коллегии Администрации Кемеровской области".
4. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Губернатора Кемеровской области (по вопросам образования, культуры и спорта) Е.А.Пахомову.

Губернатор
Кемеровской области
А.М.ТУЛЕЕВ





Утверждена
постановлением
Коллегии Администрации
Кемеровской области
от 28 декабря 2012 г. № 610

РЕГИОНАЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ
ДЕЙСТВИЙ В ИНТЕРЕСАХ ДЕТЕЙ НА 2012 - 2017 ГОДЫ

I. Введение

Указом Президента Российской Федерации от 01.06.2012 № 761 принята Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы (далее - Национальная стратегия). В рамках очередного этапа социально-экономического развития страны актуальным является разработка и принятие на уровне Кемеровской области Региональной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы (далее - Региональная стратегия). Актуальность разработки очевидна, так как согласно Всеобщей декларации прав человека дети имеют право на особую заботу и помощь. Конституция Российской Федерации гарантирует государственную поддержку семьи, материнства и детства. Подписав Конвенцию о правах ребенка и иные международные акты в сфере обеспечения прав детей, Российская Федерация выразила приверженность участию в усилиях мирового сообщества по формированию среды, комфортной и доброжелательной для жизни детей.
Главная цель Региональной стратегии - определить основные направления и задачи политики Кемеровской области в интересах детей и ключевые механизмы ее реализации, базирующиеся на общепризнанных принципах и нормах международного права.
В последнее десятилетие обеспечение благополучного и защищенного детства стало одним из основных национальных приоритетов России. В посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации ставились задачи по разработке современной и эффективной государственной политики в области детства. Проблемы детства и пути их решения нашли свое отражение на федеральном уровне в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года.
В Кемеровской области инструментом практического решения многих вопросов в сфере детства стала реализация долгосрочных целевых программ Кемеровской области: "Культура Кузбасса" на 2012 - 2014 годы, "Молодежь Кузбасса. Развитие спорта и туризма в Кемеровской области" на 2012 - 2014 годы, "Развитие системы образования и повышение уровня потребности в образовании населения Кемеровской области" на 2012 - 2014 годы, а также постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 07.03.2008 № 78 "О реализации экспериментального проекта по совершенствованию организации питания обучающихся общеобразовательных учреждений, находящихся на территории Кемеровской области, на 2008 - 2011 годы".
Создан институт уполномоченного по правам ребенка в соответствии с Законом Кемеровской области от 31.01.2011 № 6-ОЗ "Об уполномоченном по правам ребенка в Кемеровской области". Увеличился объем финансирования социальных расходов из федерального бюджета и бюджета Кемеровской области, разработаны дополнительные меры социальной поддержки семей с детьми.
В результате принятых мер наметились позитивные тенденции увеличения рождаемости (в Кемеровской области за 2011 год уровень рождаемости составил 12,7 на 1000 населения, что чуть выше среднего по стране (12,6 на 1000 населения), а также снижения детской смертности, улучшения социально-экономического положения семей с детьми, повышения доступности образования и медицинской помощи для детей, увеличения числа устроенных в семьи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Вместе с тем проблемы, связанные с созданием комфортной и доброжелательной для жизни детей среды, сохраняют свою остроту и далеки от окончательного решения. Продолжается сокращение численности детского населения, за последнее десятилетие сформировались устойчивые негативные тенденции в динамике основных параметров здоровья детей.
Остаются актуальными проблемы обучения и воспитания детей-инвалидов, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Требуют решения проблемы подросткового алкоголизма, наркомании и токсикомании, правонарушений несовершеннолетних, особую озабоченность вызывает суицид и суицидальные попытки несовершеннолетних.
В области проводятся профилактические мероприятия, направленные на снижение смертности детей от самоубийств. При организации данной работы используются ресурсы муниципальных образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи.
В Кемеровской области действует здоровьесберегающая инфраструктура, состоящая из 23 психолого-педагогических-медико-социальных центров (далее - ППМС-центр), в образовательных учреждениях внедряются компоненты региональной модели "Школа здоровья". Специалисты центров взаимодействуют со специалистами образовательных учреждений и оказывают необходимую методическую помощь педагогам и психологам образовательных учреждений, проводят консультации с родителями и несовершеннолетними, обучающие семинары и круглые столы по профилактике суицидального поведения детей и подростков с участием представителей департамента охраны здоровья населения Кемеровской области.
Здоровьесберегающая деятельность в системе образования области определяется принятым 31.05.2012 на коллегии департамента образования и науки Кемеровской области Положением о комплексном здоровьесберегающем и психолого-педагогическом сопровождении образовательного процесса в условиях реализации федеральных государственных стандартов общего образования, утвержденных приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования".
В целях оказания помощи детям психологами образовательных учреждений осуществляется диагностическая работа, внедрены специальные программы по профилактике детско-подростковых суицидов, оформлены стенды с указанием телефонов доверия, среди подростков распространяются информационные буклеты и листовки.
В области проводится эксперимент по привлечению педагогов-психологов к участию в уголовном судопроизводстве в целях совершенствования государственной политики по защите прав и законных интересов несовершеннолетних.
Развитие высоких технологий, открытость страны мировому сообществу привели к незащищенности детей от противоправного контента в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), усугубили проблемы, связанные с торговлей детьми, детской порнографией и проституцией.
Согласно данным Росстата, в 2010 году доля малообеспеченных среди детей в возрасте до 16 лет превышала среднероссийский уровень бедности. В самом уязвимом положении находятся дети в возрасте от полутора до трех лет, дети из многодетных и неполных семей и дети безработных родителей.






Обеспечение основных принципов участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы, таких как добровольность; включенность всех групп детей; приоритет развития ребенка; повсеместное присутствие (участие ребенка в принятии всех касающихся его решений с учетом степени его зрелости, возрастных и психологических возможностей); доверие (предоставление детям большей свободы действий, увеличение зоны их ответственности); открытость, честность взрослых в общении с детьми; недопущение использования детей различными политическими силами в качестве инструмента достижения собственных целей.

Первоочередные меры

Разработка и внедрение усовершенствованных образовательных программ, обеспечивающих получение детьми знаний в области прав человека и прав ребенка, с включением в них специального раздела о практическом применении полученных знаний.
Включение в учебные программы подготовки и переподготовки специалистов, работающих с детьми, специального раздела, разъясняющего право детей на участие в принятии решений, затрагивающих их интересы, и принципы его реализации.
Обучение детей способам обеспечения конфиденциальности и защиты своих личных данных в сети "Интернет".
Внедрение социальных технологий для привлечения детей к участию в жизни местного сообщества, в рассмотрении и экспертизе решений, касающихся прав и интересов детей, на всех уровнях.
Разработка методик расширения участия детей в различных сферах жизнедеятельности.
Создание системы постоянного мониторинга и оценки участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы, включая систематический сбор качественных и количественных данных об уровне такого участия детей всех возрастных и социальных групп, а также о ресурсном обеспечении процесса участия детей в принятии указанных решений.

Ожидаемые результаты

Создание правовой основы участия детей во всех сферах жизни общества.
Преодоление устоявшихся стереотипов, связанных с возможностью участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы.
Развитие законодательства Кемеровской области в части, касающейся обеспечения участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы.
Создание усовершенствованных образовательных программ и методик обучения по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав ребенка, а также их внедрение в образовательный процесс, в том числе с использованием средств массовой информации и сети "Интернет".
Расширение влияния института уполномоченного по правам ребенка на всех уровнях.
Создание системы постоянного мониторинга и оценки участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы.

VIII. Механизм реализации Региональной стратегии

Региональная стратегия реализуется во взаимосвязи с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Концепцией демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, Национальной стратегией действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы и приоритетными национальными проектами.
Координирующими органами являются советы, образуемые при заместителях Губернатора Кемеровской области по вопросам образования, культуры и спорта, а также по вопросам здравоохранения и социальной политики области.
Региональную стратегию предусматривается реализовать в два этапа: первый - в 2012 - 2014 годах и второй - в 2015 - 2017 годах.
Сроки и основные этапы реализации Региональной стратегии должны быть согласованы с бюджетным процессом.
Для успешной реализации Региональной стратегии в современных экономических условиях необходимо создать соответствующую систему индикаторов по каждому направлению и организовать постоянный мониторинг эффективности проводимых мероприятий. Функции по сбору и анализу данных о выполнении программных мероприятий и полученных результатах, а также по выработке необходимых рекомендаций возлагаются на департамент образования и науки Кемеровской области, департамент молодежной политики и спорта Кемеровской области, департамент охраны здоровья населения Кемеровской области, департамент социальной защиты населения Кемеровской области.
Механизмами контроля за ходом реализации Региональной стратегии являются ежегодные аналитические доклады при заместителях Губернатора Кемеровской области и альтернативные доклады, подготавливаемые представителями общественности и экспертного сообщества при участии детей.





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru