Законодательство
Кузбасс

Кемеровская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







АРБИТРАЖНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 5 июля 2012 г. по делу № А27-8844/2012

Оглашена резолютивная часть решения "03" июля 2012 года
Решение изготовлено в полном объеме "05" июля 2012 года
Арбитражный суд Кемеровской области в составе судьи Потапова А.Л. при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи секретарем К.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества "Угольная компания "Кузбассразрезуголь" (ОГРН 1034205040935, г. Кемерово)
к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам № 1 по Кемеровской области
о признании незаконным отказа в возврате излишне уплаченного единого социального налога в сумме 1170160,50 руб., оформленного письмом № 48 от 08.12.2011
при участии представителей сторон:
от заявителя: Т. (доверенность от 2312.2010, паспорт), Л. (доверенность от 26.12.2011, паспорт);
от налогового органа: А. (доверенность от 26.04.2012, служебное удостоверение), К.Т. (доверенность от 28.12.2011, служебное удостоверение),

установил:

открытое акционерное общество "Угольная компания "Кузбассразрезуголь" (далее по тексту - заявитель; общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным выраженным в письме № 48 от 08.12.2011 г. отказ межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам № 1 по Кемеровской области (далее по тексту - налоговый орган, инспекция) в возврате излишне уплаченного единого социального налога в сумме 1170160,50 руб.
Представители заявителя в судебном заседании требование поддержали, просили решении об отказе признать незаконным. Заявленные требования обоснованы неправомерным, по мнению заявителя, отказа инспекции в возврате суммы ЕСН 1170160,50 руб., наличия в бюджете указанной суммы переплаты, необоснованного вывода о пропуске обществом трехлетнего срока на подачу заявления о возврате излишне уплаченного налога.
Представители налогового органа требование заявителя не признали, изложили доводы в обоснование заявленных возражений, просили суд в удовлетворении заявления обществу отказать. Возражая против требований общества, инспекция ссылается на уплату рассматриваемой суммы налога в 2007 году филиалом общества - Калтанский угольный разрез (ИНН4205049090 КПП 422202002). Указанный филиал обществом был снят с учета 20.07.2009 г. Имевшаяся по филиалу сумма переплаты по ЕСН в ФСС была передана сальдо из межрайонной ИФНС № 5 по Кемеровской области в межрайонную ИФНС по крупнейшим налогоплательщикам № 1 по Кемеровской области. 29.06.2009 г. обществом поставлен на учет филиал - Калтанский угольный разрез (ИНН4205049090 КПП 422243001). Данным филиалом на основании требования инспекции производились уплаты текущих платежей ЕСН в ФСС. Поскольку рассматриваемые суммы налога были уплачены в 2007 г., то по мнению инспекции истекли 3 года с момента их уплаты. Общество обратилось с заявлением о возврате в декабре 2012 года. Таким образом, по мнению налогового органа, отказ в возврате, принятый на основании п. 7 ст. 78 НК РФ, является законным и обоснованным.
Кроме того, инспекция ссылается на то, что рассматриваемые суммы являются суммами превышения расходов, произведенных на цели государственного социального страхования над суммой ЕСН в части, подлежащей уплате в ФСС. Суммы таких перерасходов, по мнению инспекции, не возвращаются налоговыми органами, а возмещаются территориальными органами ФСС РФ.
Более подробно позиции сторон изложены в заявлении, отзыве на заявление, дополнениях к ним.
Как следует из материалов дела, общество (ОАО "Угольная компания "Кузбассразрезуголь") обратилось в налоговый орган с заявлением о возврате в порядке ст. 78 НК РФ излишне уплаченного налога (ЕСН в ФСС) в сумме 1 848 052,04 руб., пени в сумме 35 990,73 руб. на расчетный счет общества. Инспекцией 08.12.2011 г. по заявлению общества было принято решение об отказе в возврате денежных средств на расчетный счет по ЕСН в ФСС в размере 1848052,04 руб. в связи с тем, что заявление подано по истечении 3-х лет со дня уплаты налога (п. 7 ст. 78 НК РФ). Такой отказ обществом оспаривается в судебном порядке.
Изучив позицию сторон, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, суд при разрешении спора исходит из нижеследующего.
Судом отклонены доводы налогового органа об отсутствии правовой возможности возврата сумм налога, со ссылкой на порядок возмещения посредством Фонда социального страховании РФ, так как сумма переплаты сложилась в связи с превышением расходов, произведенных налогоплательщиком как страхователем на цели государственного социального страхования, над суммой начисленного налога.
Глава 24 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливающая правовые основы и регулирующая порядок уплаты единого социального налога утратила силу с 01.01.2010 г. Согласно ст. 38 Федерального закона от 24.07.2009 № 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" права и обязанности участников отношений, регулируемых законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, возникшие в отношении налоговых периодов по единому социальному налогу, истекших до 1 января 2010 года, осуществляются в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации с учетом положений главы 24 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, действовавшей до дня вступления в силу пункта 2 статьи 24 настоящего Федерального закона. Согласно Положения о Фонде социального страхования РФ (действовавшем в рассматриваемый период) в компетенцию Фонда не входят полномочия по возврату излишне уплаченных сумм ЕСН. Администратором указанных взносов в рамках уплачиваемого единого социального налога является налоговый орган, что им и не оспаривается. На момент подачи обществом заявления в инспекции о возврате излишне уплаченного налога, данный вид налога утратил силу. По данным общества, а также по данным инспекции у общества имеется переплата по такому налогу. В силу п. 3 ст. 243 Налогового кодекса Российской Федерации если сумма фактически уплаченных за этот период страховых взносов превышает сумму примененного налогового вычета по налогу, сумма такого превышения признается излишне уплаченным налогом и подлежит возврату налогоплательщику в порядке ст. 78 НК РФ.
Положения ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации позволяют налогоплательщику вернуть излишне уплаченный им налог путем обращения с заявлением в налоговый орган.
Согласно пункта 7 - 8 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления. Возврат налогоплательщику суммы излишне уплаченного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации, производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности).
Заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
Наличие переплаты по ЕСН (ФСС) в рассматриваемой сумме подтверждается материалами дела и спора в данной части между сторонами не имеется.
Отказ инспекции в возврате налога основан на п. 7 ст. 78 НК РФ - заявление подано по истечении 3-х лет со дня уплаты.
При разрешении спора подлежат учету обстоятельства отмены с 01.01.2010 года Единого социального налога и, как следствие, невозможности налогоплательщиком в последующем воспользоваться условием зачета имеющейся переплаты в счет предстоящих платежей по данному виду налога. Глава 24 Налогового кодекса Российской Федерации (устанавливающая основания и порядок уплаты ЕСН) признана утратившей силу Федеральным законом от 27.07.2010 № 227-ФЗ (вступил в силу со дня официального опубликования, опубликован в "Российской газете" - 02.08.2010).
Позиция инспекции об истечении трех летнего срока с момента уплаты налога основана с учетом обстоятельств снятия и постановки обществом филиала - Калтанский угольный разрез в 2009 г. и, как указывает инспекция, у таких филиалов различны КПП (коды причин постановки на налоговый учет). Уплата налогов такими филиалами учитываются по КПП плательщиков.
Материалы дела свидетельствуют и инспекцией подтверждено, что сложившаяся сумма переплаты по ЕСН, числящаяся за филиалом общества, при его снятии с учета была передана на учет в межрайонную ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам № 1 по Кемеровской области (по месту учета головной организации). Доказательств уведомления общества о наличии у него переплаты по налогу в материалы дела не представлено, отсутствие такого уведомления подтверждено представителями инспекции в судебном заседании.
Как указывалось ранее, позиция инспекции основана на факте уплаты рассматриваемой суммы налога в 2007 г., при этом уплата данного налога в 2009 г. и более поздние периоды инспекцией не принимается во внимание, так как, по мнению инспекции, уплата такого налога произведена филиалом общества с КПП 422243001 по декларациям за 3 и 4 кв. 2009 г. Такая позиция инспекции признана судом ошибочной.
Суд отмечает, что различия в КПП (кодах причин постановки на налоговый учет) данных филиалов, с учетом положений Приказа МНС РФ от 03.03.2004 № БГ-3-09/178 "Об утверждении Порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика и форм документов, используемых при постановке на учет, снятии с учета юридических и физических лиц" (зарегистрировано в Минюсте РФ 24.03.2004 № 5685) не имеет какого-либо правового значения. В силу ст. 19 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиком является юридическое лицо. Филиалы и иные обособленные подразделения юридических лиц по своему месту нахождению лишь исполняют обязанности по уплате налогов и сборов организаций. В рассматриваемом случае в силу ст. 19 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиком является одно лицо - ОАО УК Кузбассразрезуголь. Как указывалось ранее, обстоятельства смены филиалом общества КПП не носят какого-либо значения при разрешении вопроса о наличии или отсутствии переплаты у налогоплательщика, которым является юридическое лицо. Следовательно, обстоятельства уплаты налогоплательщиком рассматриваемого налога в 2009 году подлежат обязательному учету при исчислении срока в порядке п. 7 ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации.
При вышеуказанных условиях суд признает ошибочным вывод налогового органа об истечении трех летнего срока с момента уплаты налога. Решение инспекции, оспариваемое в рамках настоящего дела и основанное на таком выводе, является не соответствующим положениям Налогового кодекса Российской Федерации и нарушает законные права и интересы заявителя, в силу чего признается судом в оспариваемой части недействительным.
Налоговому органу надлежит устранить допущенные нарушения законных прав и интересов ОАО "УК "Кузбассразрезуголь". В силу абз. 2 п. 6 ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации возврат налогоплательщику суммы излишне уплаченного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности).
Как следствие, при признании судом недействительным решения № 48 от 08.12.2011 г. об отказе в возврате излишне уплаченного единого социального налога в части суммы 1170160,50 руб., устранение допущенных нарушений законных прав и интересов ОАО УК Кузбассразрезуголь должно быть осуществлено межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам № 1 по Кемеровской области на основании настоящего решения суда с учетом положений абз. 2 п. 6 ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации.
Удовлетворяя заявленные требования, расходы заявителя по уплате государственной пошлины при обращении в суд в порядке ст. ст. 101, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом относятся на налоговый орган.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 101, 102, 110, 167 - 170, 180 - 181, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

решил:

Заявленные ОАО "Угольная компания "Кузбассразрезуголь" требования удовлетворить.
Признать недействительным, как несоответствующее нормам Налогового кодекса Российской Федерации, решение № 48 от 08.12.2011 г. "об отказе в осуществлении зачета (возврата)", вынесенное межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам № 1 по Кемеровской области, в части отказа в осуществлении зачета (возврата) ЕСН в ФСС в размере 1170160,50 руб.
Обязать межрайонную ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам № 1 по Кемеровской области устранить допущенные нарушения законных прав и интересов ОАО "Угольная компания "Кузбассразрезуголь".
Взыскать с межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам № 1 по Кемеровской области в пользу ОАО "Угольная компания "Кузбассразрезуголь" 2000 руб. (две тысячи руб. 00 коп.) в качестве понесенных судебных расходов по оплате государственной пошлины при обращении в суд.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в месячный срок с момента его принятия.

Судья
А.Л.ПОТАПОВ





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru