Законодательство
Кузбасс

Кемеровская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







АРБИТРАЖНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 15 июня 2012 г. по делу № А27-9454/2012

Резолютивная часть решения оглашена 14 июня 2012 г.
полный текст решения изготовлен 15 июня 2012 г.
Арбитражный суд Кемеровской области в составе судьи Обуховой Г.П.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Л.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кемерово, г. Кемерово
к судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела судебных приставов по Рудничному и Кировскому районам г. Кемерово Х., г. Кемерово
заинтересованное лицо (должник) - общество с ограниченной ответственностью "Сибтрейдинг", г. Кемерово
о признании недействительным постановления об отказе в возбуждении исполнительного производства
при участии: представителя инспекции ФНС РФ по г. Кемерово - М. (доверенность от 23.04.2012 г., сл. удостоверение)
судебного пристава-исполнителя Х. (сл. удостоверение)

установил:

Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Кемерово (далее - инспекция ФНС РФ, налоговая инспекция, заявитель) обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным постановления судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по Рудничному и Кировскому районам г. Кемерово Х. (далее - судебный пристав-исполнитель) от 11.03.2012 г. № 70425/12/06/42 об отказе в возбуждении исполнительного производства.
Рассмотрение дела откладывалось для представления дополнительных документов.
Должник извещен в порядке, установленном статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представителя не направил, возражения не представил.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителя ООО "Сибтрейдинг".
В обоснование заявленного требования заявитель ссылается на то, что постановление о взыскании налогов (сборов), пеней и налоговых санкций за счет имущества налогоплательщика выносится налоговым органом в соответствии с пунктом 7 статьи 46 Налогового Кодекса Российской Федерации, требования к указанному постановлению установлены статьей 47 НК РФ. Информация о дате регистрации в качестве юридического лица отсутствует среди информации, которая должна быть указана согласно статье 47 НК РФ и не предусмотрена в форме постановления, утвержденной приказом ФНС РФ № ММ-3-19/293@. По мнению заявителя, постановление № 1305 от 24.02.2012 г. содержит все обязательные реквизиты, предусмотренные статьей 47 НК РФ и требования закона при его составлении нарушены не были. Также заявитель ссылается на то, что все же в постановлении была указана дата регистрации в качестве юридического лица и к постановлению прикладывается выписка из ЕГРЮЛ.
Представитель заявителя в судебном заседании требование поддержал.
Судебный пристав-исполнитель Х. с заявлением не согласилась, ссылаясь на то, что требования к исполнительным документам установлены статьей 13 Федерального закона "Об исполнительном производстве", в постановлении налоговой инспекции от 24.02.2012 г. поступившем в МОСП по Рудничному и Кировскому районам г. Кемерово 05.03.2012 г., отсутствовали обязательные сведения о дате регистрации в качестве юридического лица должника, в связи с чем, в возбуждении исполнительного производства было отказано, что соответствует статье 31 Федерального закона "Об исполнительном производстве".
Исследовав материалы дела, выслушав пояснения судебного пристава-исполнителя суд не находит оснований для удовлетворения заявленного требования, исходя из следующего.
Как усматривается из материалов дела, 05.03.2012 г. в МОСП по Рудничному и Кировскому районам г. Кемерово поступило постановление налоговой инспекции от 24.02.2012 г. № 1305 "О взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сборов) - организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента - организации, индивидуального предпринимателя" о взыскании с ООО "Сибтрейдинг" 4102 руб. 17 коп. налогов и пеней.
Установив, что постановление не соответствует требованиям, установленным подпунктом "б" пункта 5 части 1 статьи 13 Федерального закона "Об исполнительном производстве", так как в нем отсутствуют сведения о дате регистрации должника в качестве юридического лица, судебный пристав-исполнитель 11.03.2012 г. вынесла постановление об отказе в возбуждении исполнительного документа.
Согласно статье 329 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановления и действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя могут оспорены в арбитражном суде в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другим федеральными законами, по правилам, установленным главой 24 настоящего Кодекса.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 31 Федерального закона от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закона об исполнительном производстве) судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства, если документ не является исполнительным либо не соответствует требованиям, предъявляемым к исполнительным документам, установленным статьей 13 настоящего Федерального закона.
Копия постановления судебного пристава-исполнителя об отказе в возбуждении исполнительного производства с приложением всех поступивших документов не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ (часть 2 статьи 31).
В силу пункта 5 части 1 статьи 12 Закона об исполнительном производстве исполнительными документами, направляемыми (предъявляемыми) судебному приставу-исполнителю, являются, в том числе, акты органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств с приложением документов, содержащих отметки банков или иных кредитных организаций, в которых открыты расчетные и иные счета должника, о полном или частичном неисполнении требований указанных органов в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения этих требований.
Требования, предъявляемые к исполнительным документам, установлены статьей 13 Закона об исполнительном производстве.
Частью 1 статьи 13 Закона об исполнительном производстве (в редакции, Федерального закона от 03.12.2011 г. № 389-ФЗ, вступившей в действие с 01.01.2012 г.) установлено, что в исполнительном документе, за исключением постановления судебного пристава-исполнителя, судебного приказа, исполнительной надписи нотариуса и нотариально удостоверенного соглашения об уплате алиментов, должны быть указаны:
1) наименование и адрес суда или другого органа, выдавшего исполнительный документ, фамилия и инициалы должностного лица;
2) наименование дела или материалов, на основании которых выдан исполнительный документ, и их номера;
3) дата принятия судебного акта, акта другого органа или должностного лица;
4) дата вступления в законную силу судебного акта, акта другого органа или должностного лица либо указание на немедленное исполнение;
5) сведения о должнике и взыскателе:
а) для граждан - фамилия, имя, отчество, место жительства или место пребывания, а для должника также - год и место рождения, место работы (если оно известно) и для должника, являющегося индивидуальным предпринимателем, также - дата и место его государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, идентификационный номер налогоплательщика;
б) для организаций - наименование, место нахождения, фактический адрес (если он известен), дата государственной регистрации в качестве юридического лица, идентификационный номер налогоплательщика;
в) для Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования - наименование и адрес органа, уполномоченного от их имени осуществлять права и исполнять обязанности в исполнительном производстве;
6) резолютивная часть судебного акта, акта другого органа или должностного лица, содержащая требование о возложении на должника обязанности по передаче взыскателю денежных средств и иного имущества либо совершению в пользу взыскателя определенных действий или воздержанию от совершения определенных действий;
7) дата выдачи исполнительного документа.
Согласно части 4 статьи 13 Закона об исполнительном производстве исполнительный документ, выданный на основании акта другого органа или являющийся актом другого органа, подписывается должностным лицом этого органа и заверяется печатью данного органа или лица, его выдавшего.
Содержание судебного приказа и нотариально удостоверенного соглашения об уплате алиментов определяется федеральными законами. Эти исполнительные документы подписываются лицами, принявшими или удостоверившими их, и заверяются печатью (часть 5 статьи 13).
Таким образом, требования, установленные статьей 13 Закона об исполнительном производстве, являются обязательными для всех исполнительных документов, за исключением постановления судебного пристава-исполнителя, судебного приказа, исполнительной надписи нотариуса и нотариально удостоверенного соглашения об уплате алиментов.
Для актов органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств, к которым относится и постановления налогового органа о взыскании налогов (сборов), пеней и налоговых санкций за счет имущества налогоплательщика, исключения не установлены.
Соответственно, постановления налоговых органов должны соответствовать требованиям, установленным статьей 13 Закона об исполнительном производстве, и налоговые органы обязаны соблюдать указанные нормы при направлении постановлений о взыскании налогов (сборов), пеней и налоговых санкций за счет имущества налогоплательщика в подразделения Федеральной службы судебных приставов. Какие-либо исключения из данного правила для налоговых органов Законом об исполнительном производстве не установлены.
С учетом изложенного судом не приняты доводы заявителя о том, что статьей 47 Налогового кодекса Российской Федерации и формой постановления, утвержденной приказом ФНС РФ, не предусмотрена информация о дате регистрации в качестве юридического лица.
Поскольку постановление налогового органа о взыскании денежных средств с приложением документов, содержащих отметки банков или иных кредитных организаций, в которых открыты расчетные и иные счета должника, о полном или частичном неисполнении требований указанных органов в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения этих требований, является исполнительным документом, направляемым для принудительного исполнения судебному приставу-исполнителю, налоговый орган обязан соблюдать требования, установленные Законом об исполнительном производстве.
Судебным приставом-исполнителем в судебное заседание представлена копия постановления от 24.02.2012 г. № 1305, поступившего в МОСП по Рудничному и Кировскому районам г. Кемерово 05.03.2012 г., в котором отсутствовали сведения о дате регистрации в качестве юридического лица ООО "Сибтрейдинг", являющегося должником по исполнительному документу.
Следовательно, у судебного пристава-исполнителя имелись основания для отказа в возбуждении исполнительного производства в силу пункта 4 части 1 статьи 31 Закона об исполнительном производстве, так как исполнительный документ налоговой инспекции не соответствовал требования, предъявляемым к исполнительным документам, установленным статьей 13 настоящего Федерального закона.
Судом не приняты доводы заявителя о том, что в постановлении № 1305 указана дата регистрации в качестве юридического лица.
Действительно в копии постановления № 1305, приложенной к заявлению налоговой инспекцией, и в подлинном постановлении, представленном в судебном заседании, имеется запись 01.09.05, дописанная чей-то рукой после слов "дата регистрации в качестве юридического лица".
Однако, как уже указывалось судом, в копии данного постановления, представленной судебным приставом-исполнителем, дата регистрации отсутствовала, запись "01.09.05" отсутствовала.
С учетом этого суд приходит к выводу, что дата 01.09.05 была дописана после обращения к судебному приставу-исполнителю и возвращения судебным приставом-исполнителем постановления налоговой инспекции.
Внесение указанной записи в исполнительный документ после возвращения его судебным приставом-исполнителем не свидетельствует о незаконности вынесенного постановления об отказе в возбуждении исполнительного производства.
При таких обстоятельствах постановление судебного пристава-исполнителя от 11.03.2012 г. об отказе в возбуждении исполнительного производства соответствует статье 31 Закона об исполнительном производстве и не нарушает права и законные интересы налоговой инспекции в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Судом признаны несостоятельными доводы заявителя об отсутствии у судебного пристава-исполнителя права выносить постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства, так как отказ в возбуждении исполнительного производства нарушает права Российской Федерации в сфере формирования бюджета, а именно препятствует поступлению штрафов в доходную часть бюджета.
Такое право судебного пристава-исполнителя установлено статьей 31 Закона об исполнительном производстве, которая не содержит каких-либо исключений в отношении постановлений налоговых инспекций.
Согласно части 3 статьи 31 Закона об исполнительном производстве устранение обстоятельств, предусмотренных пунктами 1 - 4 и 7 части 1 настоящей статьи, не препятствует повторному направлению (предъявлению) исполнительного документа судебному приставу-исполнителю в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
Таким образом, отказ в возбуждении исполнительного производства и возвращение постановления № 1305 не препятствует повторному направлению указанного исполнительного документа после устранения выявленного недостатка, и, соответственно, не препятствует поступлению денежных средств в бюджет.
Устранение недостатка в виде указания даты регистрации в качестве юридического лица, не представляет никакой сложности. Соответственно, у налоговой инспекции имелась возможность внести соответствующие исправления в постановление № 1305 и повторно предъявить его к исполнению, чего налоговой инспекцией не сделано до настоящего времени.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 180, 181, 201, 329 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

решил:

Отказать инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кемерово, г. Кемерово, в удовлетворении заявленных требований.
Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Седьмой арбитражный апелляционный суд.

Судья
Г.П.ОБУХОВА





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru