Законодательство
Кузбасс

Кемеровская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







АРБИТРАЖНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 21 июня 2012 г. по делу № А27-8502/2012

Резолютивная часть решения объявлена "21" июня 2012 года.
Решение в полном объеме изготовлено "21" июня 2012 года.
Арбитражный суд Кемеровской области в составе судьи Мраморной Т.А.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием системы видеоконференцсвязи и аудиозаписи судебного заседания секретарем судебного заседания Н.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Акционерного банка "ЮГ-Инвестбанк", г. Краснодар
к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кемерово
о признании незаконным решения № 30013 от 31.01.2012 г.
в судебном заседании приняли участие:
от заявителя: Л., представитель, доверенность от 17.08.2011 г.
от налогового органа: И., специалист 2 разряда, доверенность от 24.04.2012 г., Н.В., главный государственный налоговый инспектор, доверенность от 19.09.2011 г.;

установил:

Акционерный банк "ЮГ-Инвестбанк", г. Краснодар (далее по тексту - заявитель, Банк) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кемерово (далее по тексту - налоговый орган, инспекция) "о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение" № 30013 от 31.01.2012 г.
Представитель заявителя на требованиях, изложенных в заявлении, настаивает, мотивируя тем, что в порядке статьи 86 Налогового кодекса Российской Федерации инспекция может истребовать информацию только в отношении проверяемого налогоплательщика, в отношении которого налоговым органом проводится налоговая проверка. В отношении контрагентов налогоплательщика информация может быть истребована в порядке статьи 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации. Указание в запросе одновременно на пункты 2, 4 статьи 86 и статью 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации является необоснованным, что подтверждается судебной практикой. Статья 86 НК РФ регулирует отношения, связанные с учетом налогоплательщиков. Налоговый орган, осуществляющий налоговые проверки или иные мероприятия налогового контроля, направляет поручение об истребовании документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика, в налоговый орган по месту учета лица, у которого должны быть истребованы указанные документы (информация). При этом в поручении указывается, при проведении какого мероприятия налогового контроля возникла необходимость в представлении документов (информации), а при истребовании информации относительно конкретной сделки указываются также сведения, позволяющие идентифицировать эту сделку. По мнению заявителя, запрос, направленный в адрес банка, не содержал надлежащей мотивировки и не подлежал исполнению. Более подробно доводы изложены в заявлении, возражениях на отзыв инспекции.
Представитель налогового органа, возражая, ссылается на то, что инспекция действовала в рамках предоставленных ей статьей 31 Налогового кодекса Российской Федерации полномочий. Запрос инспекцией составлен с соблюдением требований пункта 2 статьи 86 Налогового кодекса Российской Федерации и Приказа ФНС России от 05.12.2006 № САЭ-3-06/829@. Пункт 2 статьи 86 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает право налогового органа запрашивать у банка документы, не ограничивая налоговые органы в истребовании документов у иных лиц, не являющихся проверяемым налогоплательщиком. Доказательством проведения встречной проверки является поручение налогового органа № 31137 от 29.09.2011 года "Об истребовании документов (информации)". Более подробно возражения изложены в отзыве, представителем инспекции в судебном заседании.
Заслушаны представители сторон, изучены материалы дела.
31.01.2012 Инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Кемерово принято решение № 30013 "о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение". Указанным решением банк привлечен к ответственности в виде штрафа в размере 20000 руб. по статье 135.1 Налогового кодекса Российской Федерации за непредставление банком выписок по операциям на счетах в налоговый орган в соответствии с пунктом 2 статьи 86 Налогового кодекса Российской Федерации. Основанием для вынесения вышеуказанных решений послужило неисполнение банком запроса от 29.09.2011 г. № 16-21/035151 о предоставлении выписки по операциям на счете ООО "Контакт-77".
Как следует из представленных в материалы дела документов, банк, отказывая в исполнении названного запроса, руководствовался отсутствием у налогового органа оснований для истребования выписок по операциям на счетах данной организации. Так, из письма инспекции от 29.09.2011 № 16-21/035151 буквально следует, что в отношении ООО "Контакт-77" запрашивается выписка по операциям на счетах в связи с проведением мероприятий налогового контроля в порядке статьи 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации. Поэтому банк сделал вывод, что в данной ситуации запрос составлен ненадлежащим образом, и банк не смог установить правовую природу запроса (пункты 2 и 4 статьи 86 или статья 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации), просил устранить вышеназванные несоответствия в запросе, отказав в его исполнении.
Суд находит позицию банка соответствующей требованиям законодательства.
Обязанности банков, связанные с учетом налогоплательщиков, регламентированы статьей 86 НК РФ.
Согласно пункту 2 статьи 86 Налогового кодекса Российской Федерации банки обязаны выдавать налоговым органам справки о наличии счетов в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах, выписки по операциям на счетах организаций (индивидуальных предпринимателей), а также справки об остатках электронных денежных средств и переводах электронных денежных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации в течение трех дней со дня получения мотивированного запроса налогового органа.
Указанная в пункте 2 статьи 86 Налогового кодекса Российской Федерации информация может быть запрошена налоговым органом после вынесения решения о взыскании налога, а также в случае принятия решений о приостановлении операций или об отмене приостановления операций по счетам организации (индивидуального предпринимателя).
Таким образом, из буквального толкования пункта 2 статьи 86 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что справки о наличии счетов в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах, выписки по операциям на счетах организаций могут быть запрошены у банков, если в отношении указанных обществ инспекцией проводятся мероприятия налогового контроля.
Только в этом случае у банков возникает обязанность предоставить налоговым органам соответствующую информацию.
Предусмотренный пунктом 2 статьи 86 Налогового кодекса Российской Федерации перечень оснований для истребования налоговым органом у банка документов является исчерпывающим.
Кроме того, в силу пункта 3 статьи 86 Налогового кодекса Российской Федерации форма и Порядок направления налоговым органом запроса в банк устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Исходя из Приложения № 4 к форме запроса о предоставлении выписки по операциям на счете организации, утвержденной Приказом ФНС России от 05.12.2006 № САЭ-3-06/829@ "Об утверждении Порядка направления налоговым органом запросов в банк о наличии счетов в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах, о представлении выписок по операциям на счетах, о предоставлении выписок по операциям на счетах организаций (индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты) и форм соответствующих запросов" в мотивировочной части запроса одно или несколько из следующих оснований:
вынесение решения о взыскании налога (сбора, пени, штрафа);
принятие решений о приостановлении операций или об отмене приостановления операций по счетам организации;
проведение в отношении организации мероприятий налогового контроля (например: проведение в отношении налогоплательщика выездной (повторной выездной) налоговой проверки, камеральной налоговой проверки; истребование документов (информации) о проверяемом налогоплательщике, плательщике сборов и налоговом агенте или информации о конкретных сделках; проведение в отношении налогоплательщика мероприятий налогового контроля, вызванных фактическим отсутствием налогоплательщика по адресу, указанному в учредительных документах; проведение в отношении налогоплательщика мероприятий налогового контроля, вызванных непредставлением налогоплательщиком в установленные сроки документов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах; осуществление иных задач и целей налогового контроля).
В обоснование проведения в отношении ООО "Контакт-77" мероприятий налогового контроля налоговый орган представил поручение от 29.09.2011 № 31137, которым налоговый орган поручил Межрайонной инспекции ФНС России № 14 по Краснодарскому краю истребовать у ООО "Контакт-77" документы, касающиеся деятельности Общества с ограниченной ответственностью "ТК Спецвагон" в связи с необходимостью получения информации относительно конкретных сделок, совершенных между ООО "ТК Спецвагон"и ООО "Контакт-77", выявленных в ходе камеральной проверки налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость ООО "ВРК "Динтранс" за 1 квартал 2011 года.
Суд считает указанный довод инспекции необоснованным.
Так, в вышеуказанном поручении инспекции указано, что оно дано в связи с проведением камеральной налоговой проверки налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость ООО "ВРК "Динтранс" за 1 квартал 2011 года.
В соответствии с пунктом 1 статьи 82 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных настоящим Кодексом.
По смыслу указанной нормы инспекция осуществила мероприятия налогового контроля (контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах) в отношении Общества с ограниченной ответственностью "ВРК "Динтранс", а не в отношении ООО "Контакт-77". В пользу указанного вывода свидетельствует также то, что по результатам истребования у ООО "Контакт-77" документов и информации у налогового органа не возникло и не могло возникнуть права требовать от этой организации соблюдения законодательства о налогах и сборах, выводы по результатам налогового контроля инспекция могла сделать только в отношении Общества с ограниченной ответственностью "ВРК "Динтранс".
Таким образом, довод инспекции, что данным поручением подтверждается проведение самостоятельных мероприятий налогового контроля в отношении ООО "Контакт-77", не соответствует фактическим обстоятельствам дела, буквальному содержанию представленных налоговым органом в обоснование своей позиции документов.
Кроме того, инспекцией в запросе в качестве оснований его направления банку указаны как пункты 2 и 4 статьи 86, так и статья 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации, что ввело банк в заблуждение относительно способов проведения мероприятий налогового контроля.
В Постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.11.2008 № 10407/08 и № 10846/08 сформирована правовая позиция о применении пункта 2 статьи 86 и статьи 135.1 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которой со вступлением в силу с 01.01.2007 Федерального закона от 27.07.2006 № 137-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования" налоговый орган не вправе запрашивать у банка выписку по операциям на счете организации, если это не связано с проведением мероприятий налогового контроля у этой организации.
Кроме того, как следует из Письма Федеральной налоговой службы от 18.09.2009 № ШТ-22-2/727@ "О порядке истребования (запроса) у банков документов и информации, необходимых для осуществления налогового контроля", одновременное указание в запросе статей 86 и 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации недопустимо и является грубым нарушением требований, установленных Налогового кодекса Российской Федерации и приказами ФНС, и, как следствие, банки вправе не выполнять такие запросы.
Учитывая вышеизложенное, требования заявителя подлежат удовлетворению.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2000 руб. за рассмотрение настоящего спора в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся судом на налоговый орган.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 180, 181, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Требования Акционерного банка "ЮГ-Инвестбанк" (открытого акционерного общества), г. Краснодар, удовлетворить.
Признать незаконным решение Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кемерово № 30013 от 31.01.2012 г.
Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кемерово в пользу Акционерного банка "ЮГ-Инвестбанк" (открытого акционерного общества), г. Краснодар, судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение спора в суде в размере 2000 руб. (две тысячи рублей).
После вступления решения в законную силу выдать исполнительный лист.
Решение в месячный срок с момента его принятия может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции.

Судья
Т.А.МРАМОРНАЯ





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru