Законодательство
Кузбасс

Кемеровская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







АРБИТРАЖНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 14 июня 2012 г. по делу № А27-9930/2012

Резолютивная часть решения оглашена 06 июня 2012 г.
Полный текст решения изготовлен 14 июня 2012 г.
Арбитражный суд Кемеровской области в составе судьи Обуховой Г.П.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Л.Е.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Визус-2", г. Кемерово
к отделению надзорной деятельности г. Кемерово Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Кемеровской области, г. Кемерово
об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности
при участии представителя заявителя Д.Б. (директор общества, протокол общего собрания от 15.04.2011 г., паспорт); представителя Управления - дознавателя отдела дознания и административной практики УНД Главного управления МЧС России по Кемеровской области К.Е. (доверенность от 07.11.2011 г., сл. удостоверение)

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Визус-2" (далее - ООО "Визус-2", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к отделению надзорной деятельности г. Кемерово Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Кемеровской области (далее отделение надзорной деятельности, административный орган) и просит признать незаконным и отменить постановление от 20.03.2012 г. № 96, вынесенное заместителем главного государственного инспектора г. Кемерово по пожарному надзору Л.А. о привлечении к административной ответственности по частям 1, 3, 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В обоснование требования заявитель ссылается на то, что постановление составлено в отношении ООО "Визус-2", однако, виновным в совершении административного правонарушения признано государственное бюджетное учреждение культуры "Кемеровская областная научная библиотека", что не позволяет однозначно понять, в отношении кого составлено оспариваемое постановление и кого привлекают к административной ответственности; а также на то, что ООО "Визу-2" не было извещено надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
В судебном заседании представитель заявителя также на недоказанность состава административного правонарушения.
Представитель административного органа с требованием не согласился. Возражения мотивированы тем, что в оспариваемом постановлении была допущена описка в части указания лица, признанного виновным в совершении административного правонарушения, которая устранена определением от 25.04.2012 г. и не может являться основанием для отмены постановления; а также на то, что законный представитель общества участвовал при составлении протокола об административном правонарушении, и при составлении протокола ему вслух было объявлено определение о дате, времени и месте рассмотрения дела.
Исследовав материалы дела, административного производства, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, суд признал требование обоснованным и подлежащим удовлетворению, исходя из следующего.
Согласно постановлению от 20.03.2012 г. № 96 обществу с ограниченной ответственности "Визус-2" вменяются следующие нарушения:
1) не представлены документы по определению лица и направлению на специальную подготовку по пожарной безопасности в объеме пожарно-технического минимума (п. 3 ППБ 01-03, п. 31 приказа МЧС России от 12.12.2007 г. № 645) - указанные действия квалифицированы по части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ);
2) огнетушители расположены на высоте более 1,5 м (служебное помещение) и не на видном месте (торговый зал); огнетушители, установленные в организации, не имеют порядковых номеров, нанесенных на корпус белой краской (п. 108 ППБ 01-01, п. 16, 19 приложения № 3 ППБ 01-03), - данные действия квалифицированы по части 3 статьи 20.4 КоАП РФ;
3) наружная площадка центрального выхода глубиной менее 1, 5 ширины полотна наружной двери (п. 3 ППБ 01-03, п. 7.1.3. СП 1.13130.2009); план эвакуации людей при пожаре выполнен не в соответствии с требованиями ГОСТ 12.2.143-2009 (п. 3 ППБ 01-03, п. 6.2.7., п. 6.2.10 ГОСТ 12.2.143-2009); ширина горизонтальных участков путей эвакуации, ведущих к местам работников мастерской и служебного помещения - менее 1 м (п. 3 ППБ 01-03, п. 4.3.4 СП 1.13130.2009, п. 6.27 СНиП 21.01.97) - указанные действия квалифицированы по части 4 статьи 20.4 КоАП РФ.
Перечисленные нарушения были выявлены в ходе проведения плановой выездной проверки ООО "Визус-2".
Частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 - 8 настоящей статьи.
Нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения влечет за собой административную ответственность в соответствии с частью 3 статьи 20.4 КоАП РФ.
Частью 4 статьи 20.4. КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений -
Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Суд, оценив представленные материалы дела (акт проверки от 13.03.2012 г., протокол об административном правонарушении от 13.03.2012 г., определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении, и уведомление о вручении указанного определения и протокола) признал, что в нарушение статей 26.1, 26.2, 29.10 в материалах дела отсутствуют допустимые и достоверные доказательства совершения ООО "Визус-2" административного правонарушения; в протоколе об административном правонарушении и постановлении отсутствуют сведения о том, на основании каких результатов измерения, применяемых методов и средств измерения установлено, что огнетушители расположены на высоте более 1,5 м, что наружная площадка центрального выхода глубиной менее 1,5 ширины полотна наружной двери; а ширина горизонтальных участков путей эвакуации, ведущих к местам работников мастерской и служебного помещения менее 1 м.
Из существа указанных нарушений, а также нарушений, вменяемых ООО "Визус-2" в виде отсутствия на огнетушителях порядковых номеров, нанесенных на корпус белой краской, расположения их не на видном месте, несоответствия плана эвакуации требованиям ГОСТа 12.2.143-2009 следует, что факт их отсутствия или наличия может быть установлен только в результате проведения осмотра, следовательно, допустимым доказательством по делу является протокол осмотра, составленный с соблюдением требований статьи 27.8 КоАП РФ. Однако такой протокол осмотра не составлялся.
В акте проверки от 13.03.2012 г. также не отражены фактические данные, которые позволили бы достоверно придти к выводу о наличии всех перечисленных в нем нарушений.
Так, в акте отсутствуют сведения, каким образом, какими инструментам, средствами, и кем производились замеры, на основании чего государственный инспектор пришел к выводу о том, что наружная площадка центрального выхода глубиной менее 1,5 ширины полотна наружной двери. Акт проверки не содержит сведений о ширине полотна наружной двери и о фактической глубине наружной площадки. Также в акте отсутствуют фактические данные о том, где конкретно размещены огнетушители, на какой конкретно высоте, и чем измерялась указанная высота; какова фактическая ширина горизонтальных участков путей эвакуации, какими инструментами она измерялась.
Кроме того, пунктом 4.3.4. СП 1.13130.2009 "Свод правил. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы", утвержденных приказом МЧС РФ от 25.03.2009 г. № 171, установлено, что высота горизонтальных участков путей эвакуации в свету должна быть не менее 2 м, ширина горизонтальных участков путей эвакуации и пандусов должна быть не менее: 0,7 м - для проходов к одиночным рабочим местам; 1,0 м - во всех остальных случаях.
В любом случае эвакуационные пути должны быть такой ширины, чтобы с учетом их геометрии по ним можно было беспрепятственно пронести носилки с лежащим на них человеком.
Пунктом 6.27 СНиП 21-01-97 "Пожарная безопасность зданий и сооружений" указано, что высота горизонтальных участков путей эвакуации в свету должна быть не менее 2 м, ширина горизонтальных участков путей эвакуации и пандусов должна быть не менее: 1,2 м - для общих коридоров, по которым могут эвакуироваться из помещений класса Ф1 более 15 чел., из помещений других классов функциональной пожарной опасности - более 50 чел.; 0,7 м - для проходов к одиночным рабочим местам; 1,0 м - во всех остальных случаях.
В любом случае эвакуационные пути должны быть такой ширины, чтобы с учетом их геометрии по ним можно было беспрепятственно пронести носилки с лежащим на них человеком.
Ссылаясь на то, что ширина горизонтальных участков путей эвакуации, ведущих к местам работников мастерской и служебного помещения менее 1 м, государственный инспектор, однако, не отразил, ведут эти проходы к одиночным рабочим местам или нет, а также обеспечивают ли эвакуационные пути возможность беспрепятственно пронес носилки с лежащим на них человеком, что является существенным критерием размера эвакуационных путей.
При этом суд обращает внимание, что в судебном заседании было исследованы представленное административным органом контрольно-наблюдательное дело в отношении ООО "Визус-2", в котором имеется акт проверки от 01.11.2008 г. № 377, из которого следует, что нарушения требований пожарной безопасности не выявлено. В материалах дела также отсутствуют сведений о том, что помещения после указанной проверки реконструировались, перестраивались, в результате чего могли измениться параметры помещений, в том числе эвакуационных путей, наружной площадки центрального выхода.
Кроме того, в материалах административного производства отсутствуют сведения о том, является ли ООО "Визус-2" собственником помещения <...>, или оно пользуется указанными помещениями на основании другого права, тогда как в контрольно-наблюдательном деле имеются копии договоров аренды, из которых следует, что ООО "Визус-2" арендует указанные помещения.
Соответственно, административный орган не доказал, что ООО "Визус-2" наделен правом осуществлять перестройку помещений, их реконструкцию.
В части нарушения, выразившего в размещении огнетушителей не на видном месте, суд указывает следующее.
В соответствии с пунктом 19 приложения № 3 к Правилам пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденным приказом МЧС РФ от 18.06.2010 г. № 313, размещение первичных средств пожаротушения в коридорах, проходах не должно препятствовать безопасной эвакуации людей. Их следует располагать на видных местах вблизи от выходов из помещений на высоте не более 1,5 м.
В акте проверки не отражено, где конкретно размещены огнетушители, на основании чего инспектор пришел к выводу, что они размещены не на видном месте.
Суд также приходит к выводу о недоказанности материалами дела нарушения, выразившегося в том, что "план эвакуации людей при пожаре выполнен не в соответствии с требованиями ГОСТ 12.2.143-2009".
Пунктом 16 ППБ 01-03 установлено, что в зданиях и сооружениях (кроме жилых домов) при единовременном нахождении на этаже более 10 человек должны быть разработаны и на видных местах вывешены планы (схемы) эвакуации людей в случае пожара, а также предусмотрена система (установка) оповещения людей о пожаре.
Сведений о том, что в помещении находится единовременно более 10 человек, не имеется.
Кроме того, из акта проверки можно сделать вывод, что план эвакуации все же имеется, однако, из акта не понятно, в чем выражается несоответствие плана эвакуации ГОСТу, план эвакуации и место его размещения не описаны.
Пунктами 6.2.7. и 6.2.10 ГОСТа Р 12.2.124-2009. "Национальный стандарт Российской Федерации. Система стандартов безопасности труда. Системы фотолюминесцентные эвакуационные. Требования и методы контроля" установлено, что планы эвакуации следует выполнять на основе фотолюминесцентных материалов; планы эвакуации следует вывешивать на стенах помещений и коридоров, на колоннах и в строгом соответствии с местом размещения, указанным на самом плане эвакуации.
Вместе с тем, ни в акте проверки, ни в протоколе не отражено, что план эвакуации размещен не в надлежащем месте и не в соответствии с местом размещения, указанным на самом плане эвакуации.
Суд также пришел к выводу о необоснованном вменении ООО "Визус-2" нарушения, выразившегося в непредставлении документов по определению лица и направлению на специальную подготовку по пожарной безопасности в объеме пожарно-технического минимума.
Так, в материалах контрольно-наблюдательного дела приказ ООО "Визус-2" от 01.11.2003 г. "О назначении ответственного лица за пожарную безопасность", в соответствии с которым ответственным лицом за пожарную безопасность на объекте ООО "Визус-2" по адресу <...> назначен М.
Таким образом, административный орган располагал документом по определению лица, ответственного за пожарную безопасность, действующие правила и нормы пожарной безопасности не устанавливают обязанность организаций с какой-либо периодичностью менять ответственных лиц, переиздавать приказы о назначении ответственных за пожарную безопасность лиц.
При этом административный орган не доказал, что указанное лицо не работает в ООО "Визус-2".
Кроме того, из фразы " не представлены документы по определению лица и направлению на специальную подготовку по пожарной безопасности в объеме пожарно-технического минимума", не понятно, какие конкретно документы инспектор требовал представить, и должны быть документы по направлению на специальную подготовку.
При этом сведений о том, что руководитель ООО "Визус-2" или ответственное за пожарную безопасность лицо не обучаются пожарно-техническому минимуму в объеме знаний требований нормативных правовых актов, регламентирующих пожарную безопасность, не имеется, данные обстоятельства ни в одном из документов не отражены.
В соответствии с частью 4 статьи 1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
С учетом выше изложенного суд пришел к выводу о недоказанности в действиях ООО "Визус-2" составов административных правонарушений, ответственность за которые установлены частями 1, 3 и 4 статьи 20.4 КоАП РФ в части нарушений, выразившихся в том, что огнетушители расположены на высоте более 1,5 м и не на видном месте, что наружная площадка центрального выхода глубиной менее 1,5 ширины полотна наружной двери; а ширина горизонтальных участков путей эвакуации, ведущих к местам работников мастерской и служебного помещения менее 1 м; план эвакуации не соответствует ГОСту; не представлены документы по определению лица и направлению на специальную подготовку по пожарной безопасности в объеме пожарно-технического минимума".
В части нарушения выразившегося в том, что огнетушители, установленные в организации, не имеют порядковых номеров, нанесенных на корпус белой краской, суд находит, что данное нарушение, с учетом наличия паспортов на эти огнетушители в установленной форме, а также того, что указанные огнетушители в рабочем состоянии, с не истекшим сроком годности (доказательств обратного в материалах дела не имеется) не является существенным нарушением пожарной безопасности, не влечет за собой невозможность использовать их при необходимости, не влечет угрозу пожарной безопасности. В этой части административное правонарушение является малозначительным.
Кроме того, суд соглашается с доводами заявителя о ненадлежащем извещении о времени и месте рассмотрения дела.
В соответствии с частью 2 статьи 25.1 дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Согласно части 1 статьи 29.7 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении: 1) объявляется, кто рассматривает дело, какое дело подлежит рассмотрению, кто и на основании какого закона привлекается к административной ответственности; 2) устанавливается факт явки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, а также иных лиц, участвующих в рассмотрении дела; 3) проверяются полномочия законных представителей физического или юридического лица, защитника и представителя; 4) выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела.
В нарушение указанных норм дело об административном правонарушении рассмотрено без участия законного представителя ООО "Визус-2" в отсутствие сведений о надлежащем его извещении.
Из материалов дела усматривается, что копия протокола об административном правонарушении и определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении были направлены ООО "Визус-2" по почте и получены им только 05.04.2012 г., тогда как дело рассматривалось 20.03.2012 г. Следовательно, на момент рассмотрения дела у административного органа отсутствовали сведений о надлежащем его извещении.
Судом не приняты доводы представителя административного органа о том, что законный представитель присутствовал при составлении протокола, и ему объявлено было определение о времени и месте рассмотрения дела. Факт объявления законному представителю времени и места рассмотрения дела документально не подтвержден.
Протокол об административном правонарушении, в котором также указаны сведения о том, где и когда будет рассматриваться дело, направлялся почтой.
Ссылка на свидетелей судом также отклонена, поскольку Д.А. и К.В. указаны как свидетели правонарушения, доказательств того, что при них объявлялось о времени и месте рассмотрения дела, не имеется, объяснения свидетелей отсутствуют.
Совокупность изложенных выше обстоятельств свидетельствует о незаконности оспариваемого постановления.
Доводы заявителя о том, что из постановления невозможно однозначно понять, в отношении кого составлено постановление и кого привлекают к административной ответственности, судом отклонены, так как определением от 25.04.2012 г. в постановление внесены исправления, и указанная в постановлении опечатка не влечет отмену постановления.
Иные процессуальные нарушение не установлены, постановление вынесено в пределах срока давности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ, уполномоченным на то лицом.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 167 - 170, 180, 181, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Признать незаконным и полностью отменить постановление от 20 марта 2012 г. № 96, вынесенное заместителем главного государственного инспектора г. Кемерово по пожарному надзору, о привлечении к административной ответственности по частям 1, 3, 4 статьи 20.4 КоАП РФ общества с ограниченной ответственностью "Визус-2".
Решение может быть обжаловано в десятидневный срок со дня его принятия в Седьмой арбитражный апелляционный суд.

Судья
Г.П.ОБУХОВА





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru