Законодательство
Кузбасс

Кемеровская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ДЕПАРТАМЕНТ ТРУДА И ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРИКАЗ
от 9 июля 2012 года

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО УЧАСТИЮ ОРГАНОВ
ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ В РАССЛЕДОВАНИИ
НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ НА ПРОИЗВОДСТВЕ

Во исполнение пункта 2 постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 25 апреля 2012 г. № 157 "Об утверждении Порядка участия представителей органов исполнительной власти Кемеровской области в расследовании несчастных случаев на производстве" и руководствуясь Положением о департаменте труда и занятости населения Кемеровской области приказываю:

1. Утвердить прилагаемые Рекомендации по участию органов исполнительной власти Кемеровской области в расследовании несчастных случаев на производстве.
2. Отделу охраны труда (Войтенков С.Д.) проводить консультирование органов исполнительной власти Кемеровской области по вопросам их участия в расследовании несчастных случаев на производстве, организовать учет, анализ, обобщение представляемой информации и разработку соответствующих предложений по профилактике производственного травматизма на территории Кемеровской области.
3. Отделу информационной и издательской деятельности (Цигельников С.А.) обеспечить размещение данных рекомендаций на сайте департамента.
4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя начальника департамента А.В.Шматову.





Утверждены
приказом департамента труда
и занятости населения
Кемеровской области
от 9 июля 2012 г. № 37

РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО УЧАСТИЮ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ
КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ В РАССЛЕДОВАНИИ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ
НА ПРОИЗВОДСТВЕ

1. Общие положения

1.1. Рекомендации по участию органов исполнительной власти Кемеровской области в расследовании несчастных случаев на производстве (далее - Рекомендации) разработаны в соответствии с законодательством Российской Федерации и Кемеровской области и предназначены для органов исполнительной власти Кемеровской области отраслевой компетенции (далее - органы исполнительной власти Кемеровской области), направляющих своих представителей в состав комиссий по расследованию групповых несчастных случаев на производстве, тяжелых несчастных случаев на производстве и несчастных случаев на производстве со смертельным исходом (далее - комиссий).
1.2. Правовую основу участия представителей органов исполнительной власти Кемеровской области в комиссиях по расследованию несчастных случаев на производстве составляют:
Трудовой кодекс Российской Федерации:
Федеральный закон от 24.07.1998 № 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний";
постановление Минтруда России от 24.10.2002 № 73 "Об утверждении Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях";
Закон Кемеровской области от 04.07.2002 № 50-ОЗ "Об охране труда";
постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 25.04.2012 № 157 "Об утверждении порядка участия представителей органов исполнительной власти Кемеровской области в расследовании несчастных случаев на производстве".
1.3. Органы исполнительной власти Кемеровской области обеспечивают участие представителей в расследовании групповых несчастных случаев на производстве, тяжелых несчастных случаев на производстве, несчастных случаев на производстве со смертельным исходом в организациях соответствующих отраслей экономики Кемеровской области, включая неподведомственные организации.
1.4. Трудовой кодекс Российской Федерации предусматривает участие представителей органов местного самоуправления в расследовании групповых несчастных случаев на производстве, тяжелых несчастных случаев на производстве, несчастных случаев на производстве со смертельным исходом в организациях, расположенных на территории соответствующего города, района.
1.5. Органы исполнительной власти Кемеровской области должны довести до всех организаций соответствующих отраслей экономики Кемеровской области, независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, информацию о номерах телефонов и факсов, по которым работодатели в соответствии со статьями 228 и 228.1 Трудового кодекса Российской Федерации обязаны направлять информацию и извещения о произошедших групповых несчастных случаях на производстве, тяжелых несчастных случаях на производстве, несчастных случаях на производстве со смертельным исходом (далее - несчастный случай на производстве).

2. Организация работы в органе исполнительной власти
Кемеровской области с сообщением о произошедшем несчастном
случае на производстве

2.1. О происшедшем несчастном случае на производстве работодатель должен немедленно проинформировать орган исполнительной власти Кемеровской области, а также в течение суток направить извещение по форме согласно приложению 1 к Постановлению Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 24 октября 2002 г. № 73, в котором описывается место происшествия и обстоятельства, при которых произошел несчастный случай.


2.2. После получения сообщения о несчастном случае на производстве руководитель органа исполнительной власти Кемеровской области должен назначить своего представителя для участия в работе комиссии и сообщить работодателю данные о представителе для подготовки приказа о расследовании несчастного случая на производстве.
2.3. Представителем от органа исполнительной власти Кемеровской области в состав комиссии по расследованию несчастного случая на производстве следует назначать специалиста по охране труда или должностное лицо органа исполнительной власти.
2.4. Представитель органа исполнительной власти должен быть ознакомлен с законодательными и нормативными правовыми актами, регулирующими расследование несчастных случаев на производстве и устанавливающими требования безопасности труда на рабочем месте.
2.5. Дата и время первого организационного заседания комиссии назначается председателем комиссии. Информация о заседании комиссии доводится до всех членов комиссии.

3. Участие представителя органа исполнительной власти
Кемеровской области в работе комиссии

3.1. Представитель органа исполнительной власти Кемеровской области должен обязательно участвовать в первом организационном заседании комиссии.
Работодатель должен ознакомить представителя органа исполнительной власти с приказом о создании комиссии и вручить ему копию приказа.
3.2. В ходе расследования несчастного случая представитель органа исполнительной власти Кемеровской области, как член комиссии, должен принимать участие в:
- обследовании места происшествия (рабочего места, инструментов, оборудования и механизмов, при работе на которых или с которыми произошел несчастный случай);
- опросе пострадавшего, очевидцев несчастного случая и должностных лиц;
- рассмотрении действующих в организации технических, технологических, нормативных и организационно-распорядительных документов, регламентирующих требования безопасности труда, обязанность и ответственность конкретных должностных лиц за обеспечение здоровых и безопасных условий труда;
- рассмотрении (заслушивании) объяснений должностных и иных лиц, показания которых могут быть необходимы;
- установлении причин происшествия и лиц, допустивших нарушения законов и нормативных правовых актов о труде и охране труда;
- квалификации несчастного случая;
- разработке необходимых мероприятий по предупреждению подобных несчастных случаев.
3.3. Своевременный и тщательный осмотр места происшествия является первоочередным элементом расследования несчастных случаев, так как информация, полученная в ходе осмотра места происшествия, как правило, становится определяющей при установлении истинных обстоятельств и причин несчастного случая.
В этой связи представителю органа исполнительной власти рекомендуется осмотреть:
- рабочее место, агрегаты, машины, механизмы, транспортные средства, где произошел несчастный случай;
- части постройки, сооружения, оборудования, машины и механизмы, а также материал, инструмент, приспособления и другие предметы, которыми была нанесена травма;
- средства индивидуальной защиты, спецодежду и спецобувь, которыми пользовался пострадавший, в целях выяснения их пригодности и соответствия нормативным правовым актам по охране труда;
- защитные ограждения, блокировки, сигнализацию и другие защитные и предохранительные средства.
При проведении осмотра анализируется уровень воздействия на работника вредных или опасных производственных факторов, возникших при эксплуатации машин, станков, оборудования, приборов и других средств производства, а также в результате нарушений технологических процессов.
В соответствии со статьей 229 Трудового кодекса Российской Федерации комиссия имеет право потребовать от работодателя выполнения технических расчетов, лабораторных исследований, испытаний, других экспертных работ с привлечением специалистов-экспертов.
3.4. При участии в опросе пострадавшего и очевидцев несчастного случая рекомендуется осветить следующий круг вопросов:
- кем и когда поручено выполнение работы, при выполнении которой произошел несчастный случай;
- когда и какую операцию (работу) осуществлял пострадавший в момент несчастного случая, в каком он находился положении;
- с помощью каких инструментов (приспособлений) выполнялась данная работа;
- в каком состоянии непосредственно перед несчастным случаем находился пострадавший, как он себя при этом чувствовал;
- в каком состоянии перед несчастным случаем находился станок, машина (оборудование), инструмент, какие нарушения правил безопасности труда были замечены;
- когда, кто и как обучал и инструктировал пострадавшего (и других работников данного участка) по охране и безопасности труда;
- какие средства индивидуальной защиты были выданы пострадавшему и пользовался ли он ими.
Кроме того, при опросе очевидцев несчастного случая рекомендуется выяснить, что, по их мнению, является причиной несчастного случая, где конкретно они находились в момент несчастного случая, какую работу при этом выполняли, как вел себя пострадавший до несчастного случая и в момент происшествия, были ли слышны сигналы об опасности и как на них реагировал пострадавший, замечали ли они ранее какие-либо нарушения по охране труда на участке (особенно аналогичные тем, при которых произошел несчастный случай), знало ли об этих нарушениях руководство производственного подразделения (цеха, участка), и какие меры принимались.
Результаты проведенного опроса пострадавшего, очевидцев происшедшего несчастного случая, должностных и иных лиц необходимы для правильного понимания и анализа происшедшего несчастного случая.
3.5. В ходе работы комиссии рекомендуется изучить следующие документы:
- учредительные документы организации;
- наряды, графики, путевые листы и т.д. на выполнение работ, при осуществлении которых произошел несчастный случай, табель учета рабочего времени на участке (производстве), где произошел несчастный случай;
- технические паспорта, чертежи, схемы машин, механизмов, оборудования, при эксплуатации которых произошел несчастный случай;
- акты ввода в эксплуатацию сооружений, технологических процессов, оборудования, акты (сведения) о проведении периодических испытаний и обслуживания;
- действующие в организации эксплуатационные документы на оборудование и процессы, где произошел несчастный случай (инструкции по эксплуатации, инструкции по техническому обслуживанию и ремонту оборудования, технологические карты, описания, регламенты и др.);
- документы, подтверждающие (дающие) право пострадавшего на самостоятельное выполнение работы, при которой произошел несчастный случай (удостоверения, допуски и др.);
- документы, подтверждающие прохождение пострадавшим в установленном порядке инструктажей, стажировки, обучения и проверки знаний по охране труда (журналы, включая журналы посещаемости занятий, программы, протоколы и др.);
- документы, подтверждающие правомочия должностных лиц организации, проводивших инструктирование, обучение и проверку знаний по охране труда пострадавшего (удостоверения, протоколы), срок их действия;
- законодательные и иные нормативно-правовые акты по охране труда (правила, нормы, стандарты и др.), регламентирующие требования безопасности при выполнении работы, при которой произошел несчастный случай;
- действующие в организации инструкции по охране труда для профессий и видов работ, при выполнении которых произошел несчастный случай;
- положение об организации работы по охране труда в организации;
- приказы о распределении обязанностей по охране труда между руководителями, должностными лицами и специалистами организации, включая обязанность и ответственность за надзор и безопасную эксплуатацию машин и оборудования, явившихся причинителем вреда, и их должностные инструкции.
В акте расследования несчастного случая на производстве следует отражать выявленные нарушения требований нормативных правовых актов, которые могли стать причинами происшедшего несчастного случая.
3.6. Установление причин несчастного случая на производстве является основополагающим фактором в работе комиссии по расследованию несчастного случая, дающим возможность установить лиц, допустивших нарушения законов и нормативных правовых актов о труде и охране труда, и разработать конкретные предложения и мероприятия по предупреждению подобных несчастных случаев.
После уточнения обстоятельств и установления причин несчастного случая комиссия устанавливает лиц, допустивших нарушение законов и нормативных правовых актов по охране труда.
Решение о возложении на пострадавшего ответственности за допущенные нарушения, приведшие к несчастному случаю, может быть правомерным, если работодателем обеспечены работнику все необходимые требования по безопасности труда, изложенные в статье 212 Трудового кодекса Российской Федерации.
3.7. При расследовании несчастных случаев на производстве особое внимание уделяется квалификации несчастного случая на производстве.
Расследуются в установленном порядке, квалифицируются, оформляются и учитываются в соответствии с требованиями статей 227 - 230.1 Трудового кодекса Российской Федерации как связанные с производством несчастные случаи, происшедшие с работниками или другими лицами, участвующими в производственной деятельности работодателя, при исполнении ими трудовых обязанностей или работ по заданию работодателя (его представителя), а также осуществлении иных правомерных действий, обусловленных трудовыми отношениями с работодателем либо совершаемых в его интересах.
3.8. В соответствии со статьей 230 Трудового кодекса Российской Федерации по окончании расследования и оформления его материалов члены комиссии должны подписать акт о расследовании несчастного случая на производстве.
По результатам расследования также составляется и подписывается членами комиссии акт о несчастном случае на производстве по форме Н-1. Акты о несчастных случаях на производстве по форме Н-1 являются исходными документами для проведения анализа причин производственного травматизма и разработки на его основе мер по их устранению.

4. Заключительные положения

Представителю органа исполнительной власти Кемеровской области после окончания расследования несчастного случая на производстве необходимо:
- принять участие в работе совещания представителей от работодателя и работников по итогам работы комиссии и для выработки мер и принятия решений, направленных на ликвидацию причин и предупреждение несчастных случаев на производстве. Представитель органа исполнительной власти может выступить инициатором проведения такого совещания;
- информировать руководителя соответствующего органа исполнительной власти Кемеровской области о результатах расследования несчастного случая и подготовить предложения о рассмотрении материалов расследования несчастного случая на отраслевой комиссии по охране труда, в руководящем органе исполнительной власти Кемеровской области или областном совещании руководителей и представителей организаций отрасли;
- подготовить информацию о результатах расследования несчастного случая на производстве и мерах по их предупреждению для представления в Департамент труда и занятости населения Кемеровской области, являющийся органом исполнительной власти Кемеровской области осуществляющим полномочия в сфере охраны труда.
По окончании расследования руководитель органа исполнительной власти Кемеровской области направляет информацию с изложением обстоятельств и анализом причин несчастного случая, в том числе копию акта (копии актов для группового несчастного случая) о несчастном случае на производстве, в департамент труда и занятости населения Кемеровской области для обобщения и разработки соответствующих мероприятий по профилактике производственного травматизма на территории Кемеровской области.
Руководители органов исполнительной власти Кемеровской области осуществляют контроль за соблюдением требований установленного порядка участия представителей в расследовании несчастных случаев на производстве.





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru