Законодательство
Кузбасс

Кемеровская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 26 марта 2012 г. № 09/2387

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению дела по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

Председателя комиссии:   Клостер Е.А. - заместителя руководителя
                                        управления;

Членов комиссии:         Каминской Е.Б.     - начальника отдела рекламы и
                                              недобросовестной конкуренции;

                         Александровой Л.А. - ведущего специалиста-
                                              эксперта отдела контроля
                                              органов власти, судебной
                                              и правовой работы;

                         Акатьевой И.С.     - ведущего специалиста-
                                              эксперта отдела рекламы и
                                              недобросовестной
                                              конкуренции,

рассмотрев дело № 132/Р-2011, возбужденное в отношении Открытого акционерного общества "МЛВЗ" (далее по тексту - ОАО "МЛВЗ") по признакам нарушения пункта 1 части 1 статьи 21 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе" (далее - ФЗ "О рекламе") при размещении рекламы в газете "Вперед", комиссия Кемеровского УФАС России установила:

28.11.2011 в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области поступило заявление Общества с ограниченной ответственностью ТД "А." (далее по тексту - ООО ТД "А.") о наличии признаков нарушения ФЗ "О рекламе" в действиях ОАО "МЛВЗ" при размещении рекламной статьи в № 58 (11154) от 29.07.2011 газеты "Вперед" (на стр. 6) под названием "Тайны "старого" завода".
19.12.2011 определением о возбуждении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе Кемеровским УФАС России возбуждено дело № 132/Р-2011 в отношении ОАО "МЛВЗ" и назначено к рассмотрению на 18.01.2012 в 11 часов 00 минут. Данное определение было направлено в адрес ОАО "МЛВЗ" и заявителю заказными письмами с уведомлением (уведомление о вручении почтового отправления от 22.12.2011 имеется в материалах дела).
18.01.2012 состоялось рассмотрение дела № 132/Р-2011 в присутствии представителя ОАО "МЛВЗ" Ж. по доверенности № 67/11 от 01.07.2011, которая пояснила, что в № 58 (11154) от 29.07.2011 газеты "Вперед" (на стр. 6) размещена информационная статья под названием "Тайны "старого" завода", содержащая исторические сведения о ОАО "МЛВЗ", данная статья не носит рекламный характер, поскольку отсутствует объект рекламирования: какой либо конкретный продукт.
Также в материалы дела № 132/Р-2011 был представлен договор на выполнение работ от 01.07.2011, заключенный между ОАО "МЛВЗ" (заказчик) и гражданкой С. (исполнитель), согласно которому заказчик поручает исполнителю провести работы по написанию информационной статьи в газету.
Комиссия Кемеровского УФАС России приняла решение об отложении рассмотрения дела № 132/Р-2011 для получения дополнительных доказательств.
18.01.2012 определением рассмотрение дела № 132/Р-2011 было отложено до 14.02.2012.
19.01.2012 определением срок рассмотрения дела № 132/Р-2011 был продлен до 19.02.2012.
Данные определения были направлены в адрес ОАО "МЛВЗ" и заявителю заказными письмами с уведомлением (уведомления о вручении почтовых отправлений от 23.01.2012, 25.01.2012 имеются в материалах дела).
14.02.2012 состоялось рассмотрение дела № 132/Р-2011 в присутствии представителя ОАО "МЛВЗ" Ж. по доверенности № 67/11 от 01.07.2011, которая поддержала представленные ранее пояснения, дополнив, что статья заказывалась как информационная в связи с чем, согласование макета текста данной статьи ОАО "МЛВЗ" не проводилось, предупреждение о вреде чрезмерного употребления алкоголя в спорной статье было размещено по инициативе редакции газеты "Вперед".
Рассмотрев материалы дела, заслушав пояснения Ж., комиссия Кемеровского УФАС России пришла к выводу о необходимости отложения рассмотрения дела для замены ненадлежащего ответчика (ОАО "МЛВЗ") надлежащим (С.).
14.02.2012 определением об отложении рассмотрение дела № 132/Р-2011 было отложено до 14.03.2012.
17.02.2012 определением срок рассмотрения дела № 132/Р-2011 был продлен до 19.03.2012.
Данные определения были направлены в адрес С., ОАО "МЛВЗ" и заявителю заказными письмами с уведомлением (уведомления о вручении почтовых отправлений от 19.02.2012, 17.02.2012, 04.03.2012 имеются в материалах дела).
Комиссия Кемеровского УФАС России установила:
В № 58 (11154) от 29.07.2011 газеты "Вперед" (на стр. 6) размещена рекламная статья под названием "Тайны "старого" завода", рассказывающая о ОАО "МЛВЗ" и его продукции следующего содержания: "... Первый камень в строительство завода мариинцы заложили ... Какой вкус у настоящей водки? Найти ответ на этот вопрос ... Дегустация " дело тонкое ... В отделении приготовления ликероводочных изделий готовят сладкие и горькие настойки: "Черемуха на коньяке", "Рябиновая на коньяке", "Чернослив на коньяке", "Магия старины", бальзам "Старый Мариинск" и еще настои и ароматные спирты для водок ... поэтому для таких напитков характерна многогранность вкусовых оттенков ... Исключение из правил " только для серии водок "Белуга" ... производство "Белуги" поставлено по принципу "штучный экземпляр", а такой товар ценится высоко. Насколько высоко оценивают водку ОАО "МЛВЗ" не только потребители, но ведущие эксперты алкогольного рынка, можно убедиться в заводском музее ... А производители советуют не злоупотреблять, чтобы самочувствие было прекрасным, ведь истинное предназначение водки для человека " расслаблять и веселить. ... Что тут скажешь " это наш национальный продукт. И лично я, как потребитель, не верю другим заводам, а нашему заводу - верю. И в радости и в горе мы всегда обращаемся к продукции ОАО "МЛВЗ".
Рекламная статья размещалась на основании договора № 3 от 11.01.2011 на оказание услуг, заключенного между МУП РГ "В." (исполнитель) и ОАО "МЛВЗ" (заказчик), согласно которому исполнитель изготавливает и размещает в газете "Вперед", материалы на условиях, предусмотренных настоящим договором.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 21 ФЗ "О рекламе" реклама алкогольной продукции не должна содержать утверждение о том, что употребление алкогольной продукции имеет важное значение для достижения общественного признания, профессионального, спортивного или личного успеха либо способствует улучшению физического или эмоционального состояния.
В нарушение пункта 1 части 1 статьи 21 ФЗ "О рекламе", рекламная статья содержит утверждение о том, что истинное предназначение водки для человека " расслаблять и веселить.
Согласно пункту 1 статьи 3 ФЗ "О рекламе" реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Вышеуказанная статья носит рекламный характер, так как содержит упоминание о ОАО "МЛВЗ" с указанием конкретных наименований водочного продукта (настоек "Черемуха на коньяке", "Рябиновая на коньяке", "Чернослив на коньяке", "Магия старины", бальзам "Старый Мариинск", водка "Белуга"), его преимуществе и качестве, направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования ОАО "МЛВЗ" и его продукции, способствует привлечению к указанному товару внимания неопределенного круга лиц и продвижению данного товара на рынке, то есть, указанная информация содержит все признаки рекламы. Информация, распространенная в рассматриваемой статье влияет или может влиять на мотивацию потребителя при выборе товара и побуждать его совершать определенные действия в отношении объекта рекламирования, создавая впечатление, что употребление алкогольной продукции способствует улучшению эмоционального состояния.
Письменные пояснения С. о том, что статья не является рекламной, поскольку предметом статьи являются туристические экскурсии по исторически значимому месту и возрастающий к ним интерес, а не современный товар или юридическое лицо, был признан комиссией несостоятельным, ввиду того, что при рассмотрении текста рекламы должен учитываться полный текст рекламной информации и его восприятие читателем. Оценка отдельных формулировок статьи не отражает восприятия статьи читателем, поскольку информация воспринимается им в целом.
Реклама алкогольной продукции, в форме рекламной статьи, размещена на 6 странице газеты "Вперед" № 58 (11154) от 29.07.2011, из содержания рекламы следует, что истинное предназначение водки для человека " расслаблять и веселить, а также привлекается внимание к ОАО "МЛВЗ", конкретным маркам настоек "Черемуха на коньяке", "Рябиновая на коньяке", "Чернослив на коньяке", "Магия старины", бальзаму "Старый Мариинск", водке "Белуга". Рекламная статья содержит предупреждение "Чрезмерное употребление алкоголя вредит вашему здоровью".
В соответствии с частью 6 статьи 38 ФЗ "О рекламе" ответственность за нарушение требований, установленных пунктом 1 части 1 статьи 21 ФЗ "О рекламе", несет рекламодатель.
Согласно части 8 статьи 38 ФЗ "О рекламе" рекламопроизводитель несет ответственность за нарушение требований, указанных в частях 6 и 7 настоящей статьи, в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.
Пунктом 6 статьи 3 ФЗ "О рекламе" установлено, что рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму.
В данном случае рекламопроизводителем является С., которой была размещена рекламная статья в № 58 (11154) от 29.07.2011 газеты "Вперед" (на стр. 6) без согласования с ОАО "МЛВЗ".
Руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38"ФЗ "О рекламе" и соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, комиссия Кемеровского УФАС России решила:

1. Признать С. (дата рождения: <...>, адрес регистрации: <...> нарушившей требования пункта 1 части 1 статьи 21 Федерального закона от 13.03.2006 № 38"ФЗ "О рекламе" при изготовлении и размещении рекламы ОАО "МЛВЗ" в № 58 (11154) от 29.07.2011 газеты "Вперед" (на стр. 6).
2. Предписание не выдавать в связи с окончанием срока размещения рекламы.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Кемеровского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Решение изготовлено в полном объеме 26 марта 2012 года.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня вынесения.

Председатель комиссии
Е.А.КЛОСТЕР

Члены комиссии
Е.Б.КАМИНСКАЯ
Л.А.АЛЕКСАНДРОВА
И.С.АКАТЬЕВА





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru