Законодательство
Кузбасс

Кемеровская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







АРБИТРАЖНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 2 марта 2012 г. по делу № А27-20086/2011

резолютивная часть решения оглашена 27 февраля 2012 г.
Полный текст решения изготовлен 02 марта 2012 г.
Арбитражный суд Кемеровской области в составе судьи Обуховой Г.П.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Л.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества "Кемеровское дорожное ремонтно-строительное управление", г. Кемерово
к Управлению Государственной инспекции безопасности дорожного движения по Кемеровской области, г. Кемерово
о признании незаконным отказа в регистрации
при участии представителя заявителя - Т. (доверенность от 28.07.2010 г., паспорт); представителя Управления ГИБДД - С. (доверенность от 10.01.2012 г. № 2, сл. удостоверение)

установил:

открытое акционерное общество "Кемеровское дорожное ремонтно-строительное управление" (далее - ОАО "Кемеровское ДРСУ", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Управлению Государственной инспекции безопасности дорожного движения по Кемеровской области (далее - Управление ГИБДД) и просит признать незаконным отказ в регистрации автомобиля ДЭ-226. 1997 г. выпуска (номер двигателя 97015235, номер шасси 0235046), а также обязать Управление ГИБДД зарегистрировать автомобиль ДЭ-226, 1997 г. выпуска (номер двигателя 97015235, номер шасси 0235046).
В судебном заседании 20.02.2012 г. объявлялся перерыв в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для представления заявителем дополнительных доказательств.
В обоснование требования заявитель и его представитель ссылаются на то, что автомобиль марки ДЭ-226 "Снегоочиститель шнекороторный" был приобретен ОАО "Кемеровское ДРСУ" 20.08.1998 г. по договору купли-продажи, автомобиль не был поставлен на учет в ГИБДД, так как находился в ненадлежащем состоянии на момент покупки, и было решено произвести его ремонт. В октябре 2011 г. ОАО "Кемеровское ДРСУ" обратилось в Управление ГИБДД с заявлением о регистрации автомобиля и выдачи государственных номерных знаков, в чем было отказано письмом от 20.10.2011 г. Полагают, что данный отказ в государственной регистрации транспортного средства нарушает права и законные интересы по распоряжению данным имуществом.
Представитель Управления ГИБДД с требованием не согласился, мотивируя свои возражения тем, что отказ в регистрации транспортного средства полностью соответствует Правилам регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных приказом МВД России от 24.11.2008 г. № 1001, так как заявителем не были предоставлены документы, подтверждающие право собственности ОАО "Кемеровское ДРСУ" на транспортное средство представлены не были, паспорт транспортного средства и паспорт шасси транспортных средств предназначены для упорядочения допуска транспортных средств к участию в дорожном движении, усиления борьбы с их хищениями и другими правонарушениями и к документам, устанавливающим право собственности не относятся.
Представитель заявителя в судебном заседании представил заявление, с которым обращались в Управление ГИБДД, и пояснил, что к заявлению был приложен только паспорт транспортного средства, а также пояснил, что договор купли-продажи был утерян, а юридическое лицо, продавшее автомобиль на настоящий момент ликвидировано.
Изучив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд не находит оснований для удовлетворения заявленного требования.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, арбитражный суд в судебном заседании, помимо осуществления проверки соответствия оспариваемого акта (решений и действий (бездействие) или его отдельных закону или иному нормативному правовому акту, также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт (решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 г. № 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным, являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Таким образом, для удовлетворения заявленного требования требуется совокупность обстоятельств: не соответствие оспариваемого акта действующему законодательству, а также нарушение указанным актом прав и законных интересов заявителя в предпринимательской и иной экономической деятельности.
Вместе с тем, заявление ОАО "Кемеровское ДРСУ" не содержит сведений о законах и нормативных правовых актах, которым, по его мнению, не соответствует отказ в регистрации автомобиля ДЭ-226, 1997 г. выписку.
В соответствии со статьей 218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом. Право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
В случае реорганизации юридического лица право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит к юридическим лицам - правопреемникам реорганизованного юридического лица.
В случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.
Согласно пункту 3 постановления Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 г. № 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" собственники транспортных средств либо лица, от имени собственников владеющие, пользующиеся или распоряжающиеся на законных основаниях транспортными средствами (далее именуются - владельцы транспортных средств), обязаны в установленном порядке зарегистрировать их или изменить регистрационные данные в Государственной инспекции, или военных автомобильных инспекциях (автомобильных службах), или органах гостехнадзора в течение срока действия регистрационного знака "Транзит" или в течение 5 суток после приобретения, таможенного оформления, снятия с учета транспортных средств, замены номерных агрегатов или возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных.
В силу пункта 4 указанного Постановления регистрация транспортных средств, принадлежащих юридическим или физическим лицам, изменение регистрационных данных, связанное с заменой номерных агрегатов транспортных средств, производятся на основании паспортов соответствующих транспортных средств, а также заключенных в установленном порядке договоров или иных документов, удостоверяющих право собственности на транспортные средства и подтверждающих возможность допуска их к эксплуатации на территории Российской Федерации.
Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 24.11.2008 г. № 1001 г. утверждены Правила регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее- Правила регистрации автомототранспортных средств).
В соответствии с пунктом 8 Правил регистрации автомототранспортных средств регистрация транспортных средств, принадлежащих юридическим и физическим лицам, изменение регистрационных данных, связанное с заменой номерных агрегатов транспортных средств, производится на основании паспортов транспортных средств, заключенных в установленном порядке договоров либо иных документов, удостоверяющих право собственности на транспортные средства и подтверждающих возможность допуска их к участию в дорожном движении по дорогам общего пользования на территории Российской Федерации.
На основании пункта 3 Правил регистрации автомототранспортных средств не подлежат регистрации в Госавтоинспекции и не принимаются к производству регистрационных действий транспортные средства: при наличии запретов и ограничений на совершение регистрационных действий, наложенных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 19 Правил регистрации автомототранспортных средств транспортные средства, номерные агрегаты, ввезенные на территорию Российской Федерации, регистрируются за юридическими или физическими лицами, указанными в документах, которые были выданы таможенными органами Российской Федерации при таможенном оформлении транспортных средств, номерных агрегатов в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Кроме того, пунктом 51 Правил предусмотрено, что не производятся регистрация, изменение регистрационных данных, снятие с регистрационного учета транспортных средств и иные регистрационные действия до окончания проверок, осуществляемых в установленном порядке органами внутренних дел, а также при невыполнении требований настоящих Правил и Административного регламента либо в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Таким образом, регистрационные действия производятся ГИБДД только при представлении паспорта на транспортное средство и документов, подтверждающих право собственности на данное транспортное средство.
Вместе с тем, судом установлено и не отрицается заявителем, что с заявлением о регистрации транспортного средства был представлен паспорт транспортного средства, однако, документы, подтверждающие право собственности ОАО "Кемеровское ДРСУ" (договор купли-продажи, справка-счет и т.д.) представлены не были.
При таких обстоятельствах отказ в регистрации автомобиля ДЭ-226 (номер двигателя 97015235, номер шасси 0235046), оформленный письмом Управления ГИБДД от 20.10.2011 г. № 5/ру-113, соответствует действующему законодательству.
Кроме того, суд обращает внимание, что пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 18.05.1993 г. № 477 "О введении паспортов транспортных средств" установлено, что паспорта транспортных средств выдаются:
организациями-изготовителями - на транспортные средства и шасси, выпущенные ими после 1 июля 1993 г., а на транспортные средства и шасси с электродвигателем - после 7 августа 2008 г.;
таможенными органами Российской Федерации - на транспортные средства и шасси, ввозимые на территорию Российской Федерации после 1 июля 1997 г., а на транспортные средства и шасси с электродвигателем - после 7 августа 2008 г.;
подразделениями Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации - на транспортные средства, выпущенные организациями-изготовителями до 1 июля 1993 г. или ввозимые на территорию Российской Федерации до 1 июля 1997 г., при предъявлении их к регистрации и на транспортные средства, состоящие на учете, в случае изменения регистрационных данных либо снятия их с учета, а на транспортные средства и шасси с электродвигателем, выпущенные организациями-изготовителями или ввезенные до 7 августа 2008 г., - при предъявлении их к регистрации.
Из паспорта транспортного средства усматривается, что автомобиль ДЭ-226 был переоборудован из автомобиля Урал-4320-10 предприятием Объединением Амкодор-Ударник, г. Минск, и покупателем является ООО "УралАЗавтоцентр", <...>, далее стоит запись о новом владельце - Кемеровское ДРСУ и дата продажи 20.08.1998 г. Из чего можно сделать вывод, что автомобиль ввезен из Белоруссии после 01.07.1997 г., следовательно. паспорт транспортного средства должен быть выдан таможенным органом. Сведений о таможенном оформлении транспортного средства не имеется.
Кроме того, заявитель ссылается на приобретением автомобиля в августе 1998 г., с заявлением о регистрации транспортного средства заявитель обратился только в 2011 г., спустя 13 лет, то есть с нарушением пункта 3 Правил регистрации автомототранспортных средств.
С учетом вышеизложенного суд признал, что оспариваемый отказ соответствует действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Судом не приняты доводы представителя заявителя о том, что отказ лишает возможности пользоваться и распоряжаться и транспортным средством, и что в настоящее время у ОАО "Кемеровской ДРСУ" отсутствует какие-либо законные способы установления права пользования указанным транспортным средством, за исключением судебного, как необоснованные.
Признание права собственности не является предметом рассмотрения настоящего дела, признание незаконным отказа рассматривается в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах обстоятельств, касающихся законности решения и действий государственного органа.
В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется путем: признания права, признания недействительным акта государственного органа и органа местного самоуправления, иными способами, предусмотренными законом, в части путем признание незаконными действий государственных органов и должностных лиц.
По настоящему делу заявитель выбрал способ защиты - признание незаконным действий государственного органа, что не лишает заявителя права избран иной способ защиты - признание в судебном порядке права на транспортное средство.
Поскольку требование оставлено без удовлетворения, государственная пошлина за рассмотрение дела остается за заявителем.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 180, 181, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Отказать открытому акционерному обществу "Кемеровское дорожное ремонтно-строительное управление" в удовлетворении заявленного требования.
Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Седьмой арбитражный апелляционный суд.

Судья
Г.П.ОБУХОВА





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru