Законодательство
Кузбасс

Кемеровская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







КЕМЕРОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

РЕШЕНИЕ
от 19 января 2012 г. по делу № 3-2/12

Именем Российской Федерации
Кемеровский областной суд в составе председательствующего Краевой Л.B.
при секретаре П.
с участием прокурора Зотовой Г.Г.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кемерово 19 января 2012 года

гражданское дело по заявлению Администрации Коневского сельского поселения Беловского района Кемеровской области о признании недействующим и противоречащим федеральному законодательству Закон Кемеровской области от 17.12.2004 года № 104-ОЗ "О статусе и границах муниципальных образований", принятого Советом народных депутатов Кемеровской области 08.12.2004 г. № 690 в части п. п. 13.3 п. 13 Приложения № 1 и подпункта 6.1 п. 6 Приложения № 3

установил:

08 декабря 2004 года Советом народных депутатов Кемеровской области был принят Закон Кемеровской области № 104-ОЗ "О статусе и границах муниципальных образований". 17 декабря 2004 года закон был подписан Губернатором Кемеровской области и 24 декабря 2004 года официально опубликован в газете "Кузбасс" № 242.
Администрация Коневского сельского поселения Беловского района Кемеровской области обратилась в суд с заявлением о признании недействующими и противоречащими федеральному законодательству п. 2 ст. 12 и ст. 11, ст. 14 и 14.1 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в части п. п. 13.3 п. 13 Приложения № 1 и п. п. а 6.1 п. 6 Приложения № 3 об установления границы между Полысаевским городским округом с муниципальным образованием Беловский муниципальный район и Коневским сельским поселением и Полысаевским городским округом. Законом были образованы муниципальные образования, в том числе и Коневское сельское поселение с административным центром деревня Ивановка, установлены границы муниципальных образований Кемеровской области.
В Приложении № 1 и № 6 к указанному закону дано описание границ муниципальных образований МО Беловский муниципальный район и МО Полысаевский городской округ и МО Коневское сельское поселение и МО Полысаевский городской округ, которые не совпадают с ранее существовавшими границами Коневского сельского поселения, входившего в состав Беловского муниципального района.
В обоснование своих требований заявитель указывает на то, что в связи с принятием Закона от 17.12.2004 № 104-ОЗ территория площадью 261 га Коневского сельского поселения отошла к другому муниципальному образованию - Полысаевский городской округ. Был разделен населенный пункт - поселок станции Проектная, часть которого по-прежнему осталась закреплена за Коневским сельским поселением, а часть другая - 8 домов отошла к Полысаевскому городскому округу.
Ссылается на то, что жители этих домов прописаны, в Беловском районе, пользуются коммунальными услугами, услугами связи, почты, медпункта, торговли Беловского района. До принятия указанного закона спорная территория входила в состав Беловского муниципального района (Коневское сельское поселение), в том числе и весь населенный пункт - поселок станции Проектная.
В результате такого разделения были разбиты исторически сложившиеся земли населенного пункта, не определена административная принадлежность и границы части населенного пункта поселка станции проектной, нарушен принцип пешеходной доступности.
Указывает, что принятым нормативно-правовым актом нарушаются права органов местного самоуправления на решение вопросов местного значения и других вопросов, предусмотренных ст. 14. и 14.1 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления, ст. 83 и п. 3. ст. 11 Земельного кодекса РФ.
Пунктами 12 и 16 части 1 статьи 11 Федерального закона № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определяется, что при установлении границ муниципальных образований должен быть соблюден принцип, согласно которому территорию поселения составляют исторически сложившиеся земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего поселения, рекреационные земли, земли для развития поселения, территория населенного пункта должна полностью входить в состав территории поселения, а территория поселения должна полностью входить в состав территории муниципального района.
До принятия оспариваемого Закона, Коневское сельское поселение получало 50% суммы от сдачи в аренду 89 га земли шахте "Октябрьской", данные деньги шли на развитие и нужды поселка; в результате разделения территорий они лишились средств на экономическое развитие поселения.
В судебном заседании глава Коневского сельского поселения С. и представитель администрации Коневского сельского поселения Г., действующая на основании доверенности от 20.06.2011 года, заявленные требования поддержали в полном объеме.
Представитель Губернатора Кемеровской области Ф., действующая на основании доверенности от 16.03.2009 года № 1016/1591, и представитель Совета народных депутатов Кемеровской области К., действующая на основании доверенности от 02.02.2009 года № 01/64, просили суд в удовлетворении заявления отказать, указывая на то, что оспариваемый нормативный правовой акт принят правомочным органом Советом народных депутатов Кемеровской области и утвержден Губернатором Кемеровской области, без нарушения требований Федерального законодательства, с соблюдением порядка опубликования.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора прокуратуры Кемеровской области Зотовой Г.Г., полагавшей отказать в удовлетворении заявления, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявления по следующим основаниям.
Должностные лица, органы государственной власти и местного самоуправления, перечисленные в части 2 статьи 251 ГПК РФ, вправе обратиться в суд с заявлением о признании нормативного правового акта противоречащим закону полностью или в части, если они считают, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом или его частью нарушена их компетенция.
Орган местного самоуправления администрация Коневского сельского поселения (ст. 18 Устава муниципального образования Коневское сельское поселение л.д. 132) в пределах своих полномочий обратилась в суд с указанным заявлением. Орган местного самоуправления лишен возможности права полного пользования и распоряжения имуществом (водопроводом, электросетью, автомобильными дорогами и т.д.), несет бремя содержания всего имущества, предоставляет услуги населению всей станции Проектная, нарушены права по организации библиотечного дела, благоустройства.
В силу статьи 133 Конституции Российской Федерации одной из гарантий местного самоуправления является право на судебную защиту. В связи с этим органы местного самоуправления, главы муниципальных образований вправе обращаться в суды с заявлениями об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части не только по основаниям нарушения их компетенции (часть 2 статьи 251 ГПК РФ), но и по основаниям нарушения оспариваемым нормативным правовым актом или его частью других прав местного самоуправления.
Из указанных норм суд делает вывод о том, что у заявителя органа местного самоуправления администрации Коневского сельского поселения имеется право на подачу заявления об оспаривании нормативного правового акта.
В силу пункта "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов организации системы органов местного самоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 36 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится определение границ муниципальных образований в установленном порядке.
Границы муниципальных образований устанавливаются и изменяются в соответствии со статьями 11, 12 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Согласно пункту 1 части 1 статьи 85 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ в целях организации местного самоуправления в Российской Федерации в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона органы государственной власти субъектов Российской Федерации до 1 марта 2005 года устанавливают в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона границы муниципальных образований и наделяют соответствующие муниципальные образования статусом городского, сельского поселения, городского округа, муниципального района.
Из текста оспариваемого Закона Кемеровской области, усматривается, что он принят во исполнение Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" правомочным органом законодательной власти Кемеровской области Советом народных депутатов Кемеровской области (ст. 38 Устава Кемеровской области).
Оспариваемым нормативным правовым актом были образованы муниципальные образования городские и сельские поселения на территории Кемеровской области, в том числе и на территории Беловского района впервые образовано Коневское сельское поселение (административный центр деревня Ивановка) (ст. 3 Закона), определены границы поселения, картографическое описание которых содержится в Приложении № 1 п. 13.3 и в Приложении 6. п. п. 6.1. Часть Коневского сельского граничит с Полысаевским городским округом. По картографическому описанию были установлены границы муниципального образования Коневское сельское поселение.
Закон опубликован в газете "Кузбасс" № 242 24.12.2004 года вместе с Приложениями. Суд пришел к выводу, что Закон принят правомочным органом с соблюдением порядка вступления в силу.
Оспариваемый закон компетенцию органа местного самоуправления Коневского сельского поселения не нарушает.
Доводы заявителя о том, что закон принят с нарушением положений ст. 11 и 12 и ч. 3 ст. 24 ФЗ от 06.10.2003 г № 131 "О принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" о том, что были нарушены исторически сложившиеся границы поселения, были изменены границы поселения, не была соблюдена процедура согласования с населением поселения, границы были изменены без учета мнения представительных органов соответствующих муниципальных районов не нашли своего подтверждения в судебном заседании.
Из текста оспариваемого нормативного правового акта усматривается, что границы муниципального образования Коневское сельское поселение устанавливались впервые, а не изменялись.
При определении границ поселения учет мнения населения, на котором настаивает заявитель не нужен, в данном случае, поскольку в соответствии со ст. 12 ФЗ от 06.10.2003 г № 131 он необходим при изменении границ муниципального образования.
Вид муниципального образования сельское поселение был впервые введен ФЗ от 06.10.2003 г № 131 и формировался путем отнесения населенных пунктов в его состав.
В соответствии с абзацем 2 части 3 ст. 84 ФЗ от 06.10.2003 г № 131 наделением закона субъекта Российской Федерации городских, сельских населенных пунктов, расположенных в границах района, являющегося муниципальным образованием на день вступления в силу настоящей главы, статусом городских сельских поселений в соответствии с пунктом 1 части 1 ст. 85 указанного Федерального закона не является изменением границ, преобразованием указанного района.
Из текста оспариваемого закона и материалов дела усматривается, что Коневское сельское поселение является впервые образованным муниципальным образованием. Это обстоятельство подтверждается Уставом муниципального образования Коневского сельского поселения, зарегистрированного Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Кемеровской области 05 июля 2010 года (л.д. 115).
Доводы заявителя о том, что согласно оспариваемого нормативного правового акта часть станции Проектная 8 домов отошли другому муниципальному образованию Полысаевский городской округ, не нашли своего подтверждения.
Границы населенных пунктов в настоящее время устанавливаются в соответствии со ст. 23 Градостроительного кодекса РФ генеральным планом поселения и подтверждаются Правилами землепользования и застройки МО Коневское сельское поселение, утвержденными 28.10.2010 г. (л.д. 236 - 256).
Станция Проектная находится в полосе отвода железной дороги (железнодорожный населенный пункт) (л.д. 101 - 104, 256). Несколько домов станции Проектная находятся за полосой отвода вне границ территории Коневского сельского поселения.
Проведенная граница не свидетельствует о том, что оспариваемый нормативный правовой акт противоречит нормам федерального законодательства.
Согласно положений оспариваемого нормативного правового акта (Приложение № 4) и п. 4 и 5 Устава поселок ст. Проектная полностью входит в состав Коневского сельского поселения вместе с населенными пунктами: д. Ивановка, д. Калиновка, д. Новороссийска, с. Конево, п. ст. Мереть, пос. Убинский.
Спор по границам населенного пункта может быть разрешен в ином судебном порядке с внесением изменений в Правила землепользования.
До принятия нормативного правового акта проводилось согласование границ существовавших муниципальных образований.
Границы между Полысаевским городским округом и Беловским районом прошли согласование без замечаний, что подтверждается материалами дела (л.д. 257 - 260).До принятия оспариваемого областного закона не было установлено картографическое описание Беловского района и станции Проектная.
Согласно Устава Муниципального образования Беловский район Коневский сельсовет входил в территорию Беловского района. Границы Коневского сельсовета не устанавливались. Границы муниципального образования установлены впервые; доводы заявителя о том, что при принятии оспариваемого Закона не были учтены исторически сложившиеся границы населенных пунктов, не основаны на фактических обстоятельствах.
Материалы о передаче земель в ведение Коневского сельского Совета(л.д. 165 - 210), в том числе 261 га в пользовании колхоза "Россия", не свидетельствуют о том, что эти земли входили в исторически сложившиеся границы Коневского сельского поселения. Указанные материалы не содержат картографического описания границ. Указанные земли находились в ведении Коневского сельского Совета, который являлся административно-территориальной единицей Беловского района. Коневское сельское поселение согласно Устава не является правопреемником Коневского сельсовета.
Доводы заявителя о том, что отнесение оспариваемых земель к Полысаевскому городскому округу повлекло уменьшение доходной части местного бюджета Коневского сельского поселения не являются основанием к отмене судебного решения, поскольку доход от аренды сдаваемой земли получал Беловский район(л.д. 88 - 89).
Нарушение принципа пешеходной доступности не нашло подтверждение, поскольку вся станция Проектная вошла в состав Коневского сельского поселения согласно оспариваемого закона.
Доводы заявителя о том, что нарушено право муниципального образования на пользование и распоряжение принадлежащим имуществом, часть которого осталась на территории Полысаевского городского округа, нарушаются права на оказание различных услуг, субсидий не могут являться основанием для отмены оспариваемого нормативного правового акта, поскольку не являются значимым обстоятельством для разрешения возникшего спора в порядке нормоконтроля. Заявитель вправе разрешить эти споры в ином судебном порядке.
Поскольку оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону, или другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, то в соответствии с ч. 1 ст. 253 ГПК ПРФ в удовлетворении заявления следует отказать.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199, 253 ГПК РФ, суд

решил:

Отказать администрации Коневского сельского поселения Беловского района Кемеровской области в удовлетворении заявления о признании недействующим и противоречащим федеральному законодательству Закон Кемеровской области от 17.12.2004 № 104-ОЗ "О статусе и границах муниципальных образований", (принятого Советом народных депутатов Кемеровской области 08.12.2004 г. № 690) в части п. п. 13.3 п. 13 Приложения № 1 границ с муниципальным образованием Беловский муниципальный район и подпункта 6.1 п. 6 Приложения № 3. границ с муниципальным образованием Полысаевский городской округ.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Кемеровский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение вступило в законную силу с 25 апреля 2012 года.

Судья Кемеровского
Областного суда
Л.В.КРАЕВА





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru