Законодательство
Кузбасс

Кемеровская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







АРБИТРАЖНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 13 ноября 2010 г. по делу № А27-10584/2010

Резолютивная часть решения объявлена 11 ноября 2010 года
Решение в полном объеме изготовлено 13 ноября 2010 года
Арбитражный суд Кемеровской области в составе председательствующего судьи Власова В.В., судей Смычковой Ж.Г. и Драпезо В.Я.
при ведении протокола секретарем судебного заседания К.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "АТПО "Запсиб", г. Новокузнецк
к Региональной энергетической комиссии Кемеровской области, г. Кемерово
третье лицо: "Кузбасское открытое акционерное общество энергетики и электрификации" (ОАО "Кузбассэнерго"), г. Кемерово
Прокуратура Кемеровской области, г. Кемерово
о признании недействующим Постановления № 230 от 29.12.2009 г.
при участии:
от заявителя: н/я;
от РЭК КО: П.К. - консультант нормативно-правового отдела, доверенность от 22.03.2010 № 7 (полномочия в полном объеме, копия в деле), паспорт <...>;
от ОАО "Кузбассэнерго": П.А. - представитель по доверенности от 02.09.2010 (полномочия в полном объеме, копия в деле), паспорт <...>;
от Прокуратуры: н/я;

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "АТПО "Запсиб", г. Новокузнецк обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании Постановления Региональной энергетической комиссии Кемеровской области, г. Кемерово № 230 от 29.12.2009 г. "Об утверждении тарифов на тепловую энергию, реализуемую ОАО "Кузбассэнерго" на потребительском рынке Кемеровской области", Приложение № 2 Тарифы на тепловую энергию для потребителей ОАО "Кузбассэнерго" г. Новокузнецк на 2010 год, в части утверждения тарифа на тепловую энергию, для иных потребителей, недействующим.
Надлежаще извещенный в порядке ст. 123 АПК РФ заявитель в судебное заседание не явился, до начала рассмотрения дела по существу направил в суд заявление об отказе от заявленных требований, приобщенное судом к материалам дела.
Надлежаще извещенная в порядке ст. 123 АПК РФ прокуратура в судебное заседание представителя не направила, заявлений, ходатайств не представила, возражений против рассмотрения дела в отсутствие ее представителя не заявила.
Суд считает возможным рассмотреть дело в порядке ст. 156 АПК РФ в отсутствие представителей заявителя и прокуратуры, по материалам, имеющимся в деле.
Представитель РЭК КО в судебном заседании возражал против заявленного ООО "АТПО "Запсиб" ходатайства об отказе от заявленных требований. Кроме того, представил суду письменное заявление, в котором указывает, что заявленные требования заявителя признает в полном объеме. Заявление приобщено судом к материалам дела.
Представитель третьего лица считает Постановления № 230 от 29.12.2009 законным и обоснованным, против ходатайства ООО "АТПО "Запсиб" об отказе от заявленных требований возражений не представил.
Рассмотрев заявленное ООО "АТПО "Запсиб" ходатайство об отказе от заявленных требований с учетом мнения лиц участвующих в деле суд не нашел оснований для принятия заявления об отказе от заявленных требований по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 2 ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде любой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в суде соответствующей инстанции, отказаться от иска полностью или частично.
Согласно ч. 5 ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Арбитражный суд не принимает отказ истца от иска, если это противоречит закону или нарушает права других лиц. В этих случаях суд рассматривает дело по существу.
Принимая во внимание наличие возражений со стороны представителя РЭК КО по вопросу принятия указанного ходатайства, учитывая возможность нарушения принятием отказа от заявленных требований прав и законных интересов других лиц, суд не принимает отказ Общества от заявленных требований.
При таких обстоятельствах заявление Общества подлежит рассмотрению по существу.
Рассмотрев материалы дел, заслушав доводы лиц, участвующих в деле, судом установлено следующее.
Как следует из материалов дела, 01.09.2009 между ООО "АТПО "Запсиб" и ОАО "Кузбассэнерго" заключен договор на отпуск и пользование тепловой энергией в горячей воде. В соответствии с договором, оплата за оказанные услуги производится по тарифам, утвержденным Региональной энергетической комиссией.
Региональной энергетической комиссией Кемеровской области принято постановление от 29 декабря 2009 № 230 (далее - постановление № 230) "Об утверждении тарифов на тепловую энергию, реализуемую ОАО "Кузбассэнерго" на потребительском рынке Кемеровской области", в соответствии с которым установлены тарифы на тепловую энергию, реализуемую ОАО "Кузбассэнерго" на потребительском рынке, в разрезе муниципальных образований Кемеровской области в соответствии с приложениями № № 1, 2, 3 и 4 (пункт 1 постановления).
Период действия тарифов определен с 1 января 2010 (пункт 2 постановления).
Пунктом 3 постановления № 230 отменены с 01.01.2010 постановления РЭК от 28.11.2008 № 196 "Об утверждении тарифов на тепловую энергию, реализуемую ОАО "Кузбассэнерго" на потребительском рынке", от 26.12.2008 № 320 "О внесении изменений в постановление Региональной энергетической комиссией Кемеровской области от 28.11.2008 № 109 "Об утверждении тарифов на тепловую энергию, реализуемую ОАО "Кузбассэнерго" на потребительском рынке", от 27.02.2009 № 16 "О внесении изменений в постановление Региональной энергетической комиссией Кемеровской области от 28.11.2008 № 109 "Об утверждении тарифов на тепловую энергию, реализуемую ОАО "Кузбассэнерго" на потребительском рынке".
Пунктом 4 постановления № 230 установлено, что настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания.
В приложении № 1 к постановлению № 230 установлены тарифы на тепловую энергию для потребителей ОАО "Кузбассэнерго" г. Кемерово на 2010.
В пункте 1 приложения № 1 установлены тарифы для категории "потребители, оплачивающие производство и передачу тепловой энергии по сетям ОАО "Кузбассэнерго", по группам потребителей и видам теплоносителей:
- для группы "бюджетные потребители" одноставочные тарифы: на тепловую энергию в горячей воде - 499,9 руб./Гкал; на тепловую энергию в отборном паре под давлением: от 1,2 до 2,5 кг/кв.см - 459,9 руб./Гкал; от 2,5 до 7,0 кг/кв. см - 474,9 руб./Гкал; от 7,0 до 13,0 кг/кв. см - 489,9 руб./Гкал; свыше 13,0 кг/кв. см - 499, 9 руб./Гкал; острый и редуцированный пар - 524,9 руб./Гкал.
- для группы "иные потребители" одноставочные тарифы: на тепловую энергию в горячей воде - 1216,1 руб./Гкал; на тепловую энергию в отборном паре под давлением: от 1,2 до 2,5 кг/кв. см - 1118,8 руб./Гкал; от 2,5 до 7,0 кг/кв. см - 1155,3 руб./Гкал; от 7,0 до 13,0 кг/кв. см - 1191,8 руб./Гкал; свыше 13,0 кг/кв. см - 1216,1 руб./Гкал; острый и редуцированный пар - 1276,9 руб./Гкал.
В пункте 2 приложения № 1 установлены тарифы для категории "потребители, оплачивающие производство тепловой энергии (получающие тепловую энергию на коллекторах производителей)":
- для группы "бюджетные" одноставочные тарифы: на тепловую энергию в горячей воде - 348 руб./Гкал; на тепловую энергию в отборном паре под давлением: от 1,2 до 2,5 кг/кв. см - 459,9 руб./Гкал; от 2,5 до 7,0 кг/кв. см - 474,9 руб./Гкал; от 7,0 до 13,0 кг/кв. см - 489,9 руб./Гкал; свыше 13,0 кг/кв. см - 499, 9 руб./Гкал; острый и редуцированный пар - 524,9 руб./Гкал;
- для группы "иные потребители" одноставочные тарифы: на тепловую энергию в горячей воде - 1064,2 руб./Гкал; на тепловую энергию в отборном паре под давлением: от 1,2 до 2,5 кг/кв. см - 648,9 руб./Гкал; от 2,5 до 7,0 кг/кв. см - 691,8 руб./Гкал; от 7,0 до 13,0 кг/кв. см - 710,8 руб./Гкал; свыше 13,0 кг/кв. см - 745,6 руб./Гкал; острый и редуцированный пар - 778,0 руб./Гкал.
В приложениях № № 2, 3 и 4 установлены тарифы на тепловую энергию на 2010 для потребителей ОАО "Кузбассэнерго" по городам Новокузнецк, Белово, Мыски соответственно.


В примечании со значком <*> приложений № № 1, 2, 3 и 4 к постановлению № 230 значилось, что тарифы, установленные в пунктах 1, 2 для бюджетных потребителей, применяются для расчетов за тепловую энергию, потребляемую жилищными организациями для целей оказания населению коммунальных услуг, а также для расчетов с населением по прямым договорам.
Считая, что Постановление РЭК КО № 230 от 29.12.2009 г. в части утверждения тарифа на тепловую энергию, для иных потребителей, не соответствует Федеральному закону от 14.04.1995 г. № 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" (далее Федеральный закон № 41-ФЗ от 14.04.1995 г.), Приказу Федеральной службы по тарифам № 228-э/3 от 29.09.2009 г., ООО "АТПО "Запсиб" обратилось в суд с настоящим заявлением.
Частью 1 статья 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ представленные доказательства и фактические обстоятельства дела, заслушав доводы лиц, участвующих в деле, суд признал требование обоснованным и подлежащим удовлетворению, исходя из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 14.04.1995 № 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 41-ФЗ) государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию (мощность) осуществляется на основе принципов, изложенных в настоящем Федеральном законе, посредством установления экономически обоснованных тарифов (цен, платы за услуги) на электрическую и тепловую энергию и (или) их предельных уровней.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в срок, определяемый Правительством Российской Федерации, устанавливают тарифы на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в том числе населению, в рамках указанных предельных уровней тарифов.
Согласно статье 4 Федерального закона № 41-ФЗ при государственном регулировании тарифов должны соблюдаться основные принципы, в том числе обеспечение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической и тепловой энергии на основе доступности указанных видов энергии и с учетом обеспечения экономически обоснованной доходности инвестиционного капитала, вложенного в производство и передачу электрической и тепловой энергии и деятельность по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике.
Статьей 6 Федерального закона № 41-ФЗ к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов отнесено право устанавливать тарифы на тепловую энергию, производимую электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов на тепловую энергию, производимую электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии.
Согласно Положению о региональной энергетической комиссии Кемеровской области комиссия является органом исполнительной власти Кемеровской области и в соответствии со схемой управления Кемеровской областью относится к специальным органам государственной власти Кемеровской области.
Основными задачами комиссии является государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию в соответствии с Федеральным законом от 14.04.1995 № 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации".
Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 № 109 утверждены Основы ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации (далее - Основы ценообразования) и Правила государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации (далее - Правила).
Пунктом 15 Основ ценообразования установлено, что при регулировании тарифов применяются метод экономически обоснованных расходов (затрат), метод доходности инвестированного капитала и метод индексации тарифов. Выбор метода регулирования по каждой организации, осуществляющей регулируемую деятельность, производится регулирующим органом.
Согласно пункту 16 Основ ценообразования при использовании метода экономически обоснованных расходов (затрат) регулируемые тарифы (цены) рассчитываются на основе размера необходимой валовой выручки организации, осуществляющей регулируемую деятельность, от реализации каждого вида продукции (услуг) и расчетного объема производства соответствующего вида продукции (услуг) за расчетный период регулирования.
При установлении тарифа на тепловую энергию, вырабатываемую ЗАО "Тепловые сети", РЭК применила метод экономически обоснованных расходов (затрат).
Согласно пункту 59 Основ ценообразования тарифы на тепловую энергию (мощность) устанавливаются отдельно по потребителям, получающим горячую воду и пар, и могут быть дифференцированы по термодинамическим параметрам пара (температуре, давлению), а также по иным параметрам, включая степень использования максимальной тепловой нагрузки, в соответствии с методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке.
Федеральная служба по тарифам утверждает методические указания по формированию групп (категорий) потребителей электрической и тепловой энергии и применению указанных критериев.
Пунктом 8 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2005 № 20-э/2 (далее - Методические указания), предусмотрено, что тарифы на тепловую энергию (мощность) устанавливаются регулирующим органом отдельно по потребителям, получающим тепловую энергию с теплоносителями - горячая вода и пар, с дифференциацией последнего по давлению.
В соответствии с пунктом 28 Методических указаний тарифы на тепловую энергию устанавливаются раздельно по видам теплоносителей: горячая вода, отборный пар давлением от 1,2 до 2,5 кг/кв. см, от 2,5 до 7,0 кг/кв. см, от 7,0 до 13,0 кг/кв. см, свыше 13,0 кг/кв. см, острый и редуцированный пар.
Согласно пункту 29.5 Методических указаний по решению регионального органа тарифы на тепловую энергию, отпускаемую в горячей воде, для всех потребителей, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, могут рассчитываться на едином уровне. Тарифы на тепловую энергию могут дифференцироваться по муниципальным образованиям.
Применение иной дифференциации тарифов на тепловую энергию законодательством Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов не предусмотрено.
В пункте 28 Методических указаний было предусмотрено в целях реализации бюджетной политики указывать отдельной строкой потребителей тепловой энергии, финансируемых за счет средств бюджетов соответствующих уровней. Приказом Федеральной службы по тарифам от 22.12.2009 № 469-э/8 данный абзац был исключен.
Тарифы на тепловую энергию для потребителей ОАО Кузбассэнерго" были утверждены на основании заключения РЭК от 29.12.2009 по материалам ОАО Кузбассэнерго" для формирования необходимой валовой выручки, принимаемой для расчета и утверждения тарифов на тепловую энергию с 1 января 2010 года.
В заключении указано следующее: "среднеотпускной тариф на тепловую энергию ОАО "Кузбассэнерго" с 01.01.2010 составит 601,8 руб. Гкал (рост 17,6% к уровню 2009 года). Учитывая обращение Администрации г. Кемерово от 03.12.2009 № 01-19/2048, тарифы на тепловую энергию, отпускаемую "бюджетным потребителям" и "населению" рассчитаны с увеличением на 17,6 к уровню прошлого года. В связи с данным ограничением для группы "иные потребители" определяются "остаточным" способом."
В соответствии с пунктом 14 Правил в случае применения регулирующими органами метода индексации дело об установлении тарифов не открывается. "Бюджетные" и "иные потребители" обеспечиваются передачей тепловой энергии по одним и тем же сетям.
Применение при установлении тарифов одновременно метода индексации и метода экономически обоснованных затрат в зависимости от правового статуса потребителя противоречит Основам ценообразования и Методическим указаниям.
Тем самым нарушен принцип обеспечения баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической и тепловой энергии, установленный статьями 2, 4 Федерального закона № 41-ФЗ.
Тарифы на тепловую энергию в горячей воде для групп "бюджетные потребители" и "иные потребители" взаимосвязаны и обусловлены.
Установление методом индексации тарифа на тепловую энергию в горячей воде для бюджетных потребителей нарушает права и законные интересы "иных потребителей", поскольку приводит к необоснованному завышению тарифа для данной группы.
Приказом Федеральной службы по тарифам от 29.09.2009 г. № 228-э/З установлены предельные максимальные уровни тарифов на тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в среднем по субъектам РФ на уровне, определяемом исходя из максимальной величины роста тарифов на 2010 г. в соответствии с приложением к настоящему приказу и среднего тарифа по субъекту РФ, рассчитанного исходя из тарифов, действовавших для организаций по состоянию на 31.12.2009 г.
В Кемеровской области предельная максимальная величина роста тарифа на тепловую энергию, согласно данному приложению составила 117,6%.
Во исполнение Федерального закона № 41-ФЗ от 14.04.1995 г. Постановлением Правительства РФ от 04.03.2004 г. № 136 было утверждено Типовое положение об органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (далее - Типовое положение). Данное Типовое положение определяет задачи, порядок формирования и полномочия органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, а именно Региональной энергетической комиссии Кемеровской области.
Статус органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, на территории Кемеровской области был установлен законом Кемеровской области от 19.11.2001 г. № 103-03 "О региональной энергетической комиссии Кемеровской области", Положением "О региональной энергетической комиссии Кемеровской области", утвержденным Постановлением Администрации Кемеровской области от 18.12.2001 г. № 123, в которых определен порядок формирования, деятельности, функции, права и обязанности Региональной энергетической комиссии.
В соответствии с подпунктом 3 п. 3 Типового положения, и п. 2.4 Положения № 123 одной из основных задач РЭК является "недопущение установления для отдельных категорий потребителей льготных тарифов на электрическую и тепловую энергию за счет повышения тарифов на нее для других потребителей".
Таким образом, РЭК при установлении тарифов для бюджетных и иных потребителей, нарушил пп. 3 п. 3 Типового положения, и п. 2.4 Положения № 123, установив бюджетным потребителям более низкий тариф, за счет увеличения тарифа иным потребителям.
Таким образом, тариф на тепловую энергию для потребителей ОАО "Кузбассэнерго" (г. Новокузнецк) на 2010 г. для иных потребителей составил 1 246,40 руб./Гкал, что на 60,4% выше тарифа установленного в 2009 г. и на 42,8% выше установленной максимальной величины роста тарифов на тепловую энергию, установленную Приказом Федеральной службы по тарифам на 2010 г. Тариф для бюджетных потребителей определен 499,9 руб./Гкал. (17,6%), что соответствует установленной максимальной величине роста тарифов.
Частью 3 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что ответчик вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде любой инстанции признать иск полностью или частично.
Признание заявленных требований судом принято, поскольку не противоречит закону и не нарушает прав и законных интересов третьих лиц.
Учитывая изложенное, суд считает требование заявителя подлежащим удовлетворению.
Принимая во внимание удовлетворение заявленных требований, в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина, уплаченная заявителями при подаче заявления, подлежит возмещению заинтересованным лицом.
Руководствуясь статьями 110, 167, 170, 176, 180, 181, 194, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Заявленное требование удовлетворить.
Признать пункт 1 приложения № 2 об установлении тарифов на тепловую энергию для потребителей ОАО "Кузбассэнерго" (город Новокузнецк) на 2010 год в части установления тарифа на тепловую энергию для бюджетных и иных потребителей, утвержденных Постановлением Региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 29.12.2009 № 230 "Об утверждении тарифов на тепловую энергию, реализуемую ОАО "Кузбассэнерго" на потребительском рынке Кемеровской области" недействующим, как не соответствующим Федеральному закону от 14.04.1995 г. № 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую м тепловую энергию в Российской Федерации", Основам ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 № 109, Методическим указаниям по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на рынке, утвержденным Приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 г. № 20-Э/2.
Взыскать с Региональной энергетической комиссии Кемеровской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "АТПО "Запсиб" 2000 (две тысячи) рублей судебных расходов, в виде уплаченной государственной пошлины, понесенных согласно платежного поручения № 502 от 15.07.2010.
После вступления решения в законную силу выдать исполнительный лист.
Решение вступает в законную силу немедленно после его принятия.
Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня вступления в законную силу в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.

Председательствующий
В.В.ВЛАСОВ

Судьи
Ж.Г.СМЫЧКОВА
В.Я.ДРАПЕЗО





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru