Законодательство
Кузбасс

Кемеровская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 9 февраля 2012 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председателя комиссии:    Кухарской Н.Е. - руководителя управления;

Членов комиссии:          Наумовой В.В. - начальника отдела ЖКХ, транспорта
                          и связи;

                          Ланцман Л.И. - начальника отдела контроля органов
                          власти, судебной и правовой работы;

                          Котикова А.С. - главного специалиста-эксперта
                          отдела ЖКХ, транспорта и связи;

                          Войтенко А.В. - ведущего специалиста-эксперта
                          отдела ЖКХ, транспорта и связи;

                          Горбачева А.И. - ведущего специалиста-эксперта
                          отдела контроля органов власти, судебной и
                          правовой работы.

при участии:
- <...> - представителя общества с ограниченной ответственностью "У.К-огоХ" (по доверенности № 1 от 01.12.2011);
- <...> - представителя общества с ограниченной ответственностью "У.К-огоХ" (по доверенности № 2 от 10.01.2012);
- <...> - представителя Муниципального предприятия г. Киселевска "И." (по доверенности № 01/12 от 01.01.2012),

рассмотрев дело № 123/А-10-2011, возбужденное по признакам нарушения Обществом с ограниченной ответственностью "У.К-огоХ" (652700<...>) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 3 статьи 41, статьей 48, частью 2 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", установила:

12.10.2011 в адрес Кемеровского УФАС России поступило заявление муниципального предприятия города Киселевска "И." (далее - МП "И.") о наличии в действиях Общества с ограниченной ответственностью "У.К-огоХ" (далее - ООО "У.К-огоХ", Общество) признаков нарушения антимонопольного законодательства.
По мнению заявителя, нарушение со стороны ООО "У.К-огоХ" выразилось в необоснованном взимании платы за превышении норм допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах МП "И.".
Приказом Кемеровского УФАС России № 375 от 14.12.2011 было возбуждено дело по признакам нарушения ООО "У.К-огоХ" части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в ущемлении интересов МП "И.", путем необоснованного выставления счетов к оплате за превышение норм допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах предприятия.
Определением от 16.12.2011 рассмотрение дела № 123/А-10-2011 о нарушении антимонопольного законодательства было назначено на 12.01.2012.
12.01.2012 на заседании комиссии по рассмотрению дела № 123/А-10-2011 представитель МП "И." пояснил, что в период с марта 2011 г. по октябрь 2011 г. на основании проведенных анализов ООО "У.К-огоХ" незаконно выставляло счета МП "И." за превышение норм допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах. Для подтверждения достоверности полученных Обществом результатов МП "И." обратилось в независимую аккредитованную лабораторию ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Кемеровской области". Согласно протоколам лабораторных испытаний № 3883 от 13.09.2011, № 4261 от 14.10.2011 независимой аккредитованной лаборатории ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Кемеровской области", превышение предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах МП "И." не выявлено. Таким образом, МП "И." считает, что ООО "У.К-огоХ" делает недостоверные анализы проб сточных вод, для последующего предъявления предприятию.
Кроме того, на заседании комиссии по рассмотрению дела № 123/А-10-2011 представитель МП "И." пояснил, что Общество нарушило права МП "И.", а именно произвело незаконное отключение канализационных сетей МП "И." от системы городской канализации, о чем был составлен акт № 8 от 01.11.2011 с нарушением положений п. 83 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 167 от 12.02.1999 (далее - Правила № 167).
Представитель ООО "У.К-огоХ" с доводами МП "И." не согласился, указал на то, что анализы проб сточных вод МП "И." проводились в аттестованной лаборатории. В соответствии с п. 68 Правил № 167, при отборе представителем организации водопроводно-канализационного хозяйства контрольной пробы, абонент может одновременно в присутствии представителя организации водопроводно-канализационного хозяйства отобрать параллельную пробу и провести ее анализ в аттестованной и (или) аккредитованной организации (лаборатории). МП "И." параллельного отбора проб не производило, данный факт подтверждается актами отбора проб сточных вод.
В связи с необходимостью получения дополнительных доказательств рассмотрение дела № 123/А-10-2011 было отложено.
Дело № 123/А-10-2011 о нарушении антимонопольного законодательства было назначено к рассмотрению на 07.02.2012.
07.02.2012 МП "И." в адрес Кемеровского УФАС России было направлено ходатайство № 91/12 о рассмотрении дела № 123/А-10-2011 без участия представителя МП "И.".
Ходатайство МП "И." было удовлетворено комиссией Кемеровского УФАС России.
07.02.2012 на заседании комиссии по рассмотрению дела № 123/А-10-2011 представитель ООО "У.К-огоХ" пояснил, что согласно ГОСТу Р 51592-2000 "Вода. Общие требования к отбору проб" факт отбора проб удостоверяется актом отбора проб. МП "И." акты отбора параллельной пробы не составлялись. Пробы, анализ которых проводился в независимой аккредитованной лаборатории, не опломбированы, что в свою очередь не позволяет определить принадлежность отобранной пробы к каждому из спорных актов первичного отбора проб и признать пробу параллельной. Следовательно, у ООО "У.К-огоХ" нет оснований для принятия данных результатов к исполнению.
В заседании комиссии, состоявшемся 07.02.2012, был объявлен перерыв до 09.02.2012.
Представителем ООО "У.К-огоХ" были представлены уведомления, направленные в адрес МП "И.", о введении прекращения (ограничения) приема сточных вод, в связи с задолженностью, акт № 8 от 01.11.2011 об отключении от канализационных сетей.
09.02.2012 представитель ООО "У.К-огоХ" пояснил, что в соответствии с Правилами № 167 был соблюден порядок введения прекращения (ограничения), уведомлены все спецслужбы и органы местного самоуправления. Отключение МП "И." ниже аварийной брони не производилось.
Представитель МП "И." с доводами ООО "У.К-огоХ" не согласился, указал на то, что нарушение по незаконному прекращению приема сточных вод имело место быть, что подтверждается представлением Прокуратуры г. Киселевска № 597ж-2009, вынесенным 16.11.2011.


Изучив материалы дела, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, комиссия установила следующее:
Услуги водоотведения на территории г. Киселевска оказывает ООО "У.К-огоХ".
Между ООО "У.К-огоХ" и МП "И." заключен договор на прием сточных вод и загрязняющих веществ № 601 от 01.01.2011 (далее - Договор).
Согласно пункту 1.1, ООО "У.К-огоХ" принимает сточные воды и загрязняющие вещества от абонента, а абонент оплачивает сброшенные сточные воды и загрязняющие вещества, соблюдает предусмотренные договором лимит объема сброса сточных вод и нормативы водоотведения (сброса) по качеству сбрасываемых сточных вод.
В соответствии с пунктом 2.3.1 Договора МП "И." обязано производить сброс загрязняющих веществ в пределах установленных нормативов водоотведения (сброса) по качеству сточных вод, не допускать сброс веществ, указанных в пункте 63 Правил № 167.
Согласно пункту 2.3.3 Договора ООО "У.К-огоХ" осуществляет контроль за соблюдением МП "И." нормативов водоотведения (сброса) по качеству сточных вод.
Пунктом 3.6 Договора предусмотрено, что фактическое количество загрязняющих веществ с концентрациями, превышающими установленные нормативы водоотведения (сброса) по качеству (ДК) в сточной воде МП "И.", определяется по результатам лабораторных исследований проб сточных вод МП "И." и применяются при начислении за повышенное содержание загрязняющих веществ.
Согласно пункту 2.6.1 Договора при отборе представителем ООО "У.К-огоХ" контрольной пробы МП "И." может в присутствии представителя Общества отобрать параллельную пробу и провести ее анализ в аккредитованной организации (лаборатории) за счет собственных средств.
17.03.2011, 18.04.2011, 19.05.2011, 16.06.2011, 07.07.2011, 04.08.2011, 05.09.2011, 05.10.2011 представителем ООО "У.К-огоХ" в присутствии представителя МП "И." в контрольно - канализационном колодце КК - 229 был произведен отбор проб на объекте МП "И." в г. Киселевске (акты отбора проб № 127 от 17.03.2011, № 175 от 18.04.2011, № 216 от 19.05.2011, № 261 от 16.06.2011, № 302 от 07.07.2011, № 348 от 04.08.2011, № 392 от 05.09.2011, № 452 от 05.10.2011).
Лабораторией ООО "У.К-огоХ" был произведен анализ вышеуказанных отобранных проб, согласно которому Обществом были выявлены превышения нормативов загрязняющих веществ по следующим веществам: в марте 2011 г. - рН, мае 2011 г. - нитрит ион, июне 2011 г. - нитрит ион, июле 2011 г. - рН, июле 2011 г. - нитрит ион, августе 2011 г. - нитрит ион, сентябре 2011 г. - нитрит ион, октябре 2011 г. - нитрит ион.
На основании вышеназванных результатов проведенных анализов отобранных проб Обществом МП "И." была начислена повышенная плата за сброс загрязняющих веществ сверх установленных нормативов сброса в соответствии с пунктом 3.6 Договора.
Не согласившись с результатами проведенных лабораторией ООО "У.К-огоХ" анализов, МП "И." воспользовалось предоставленным ему правом и, на основании отобранных проб (акты отбора проб № 364 от 19.04.2011, № 1220 от 05.09.2011, № 1423 от 05.10.2011) обратилось в независимую аккредитованную лабораторию ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Кемеровской области" для проведения анализа на предмет обнаружения в пробах превышения нормативов содержания водородного показателя (рН), сухого остатка, нитрит иона.
В результате проведенных ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Кемеровской области" исследований, превышения нормативов содержания нитрит иона в пробах, которые были отобраны 05.09.2011 и 05.10.2011, выявлено не было.
В пробе, которая была отобрана в апреле 2011 г., а именно 19.04.2011 ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Кемеровской области" было установлено, что образец по исследованным показателям не соответствует требованием СанПин 2.1.5.980-00.
Комиссией Кемеровского УФАС России установлено, что в актах параллельного отбора проб № 364 от 19.04.2011, № 1220 от 05.09.2011, № 1423 от 05.10.2011 отсутствует подпись сотрудника ООО "У.К-огоХ", в присутствии которого была отобрана проба.
Согласно пункту 66 Правил № 167 отбор проб сточных вод удостоверяется актом, который подписывают представители организации водопроводно-канализационного хозяйства и абонента.
Поскольку отбор проб сточных вод МП "И." был произведен без участия представителя ООО "У.К-огоХ", антимонопольный орган приходит к выводу о несоответствии порядка отбора проб сточных вод № 364 от 19.04.2011, № 1220 от 05.09.2011, № 1423 от 05.10.2011 пункту 66 Правил № 167.
Таким образом, результаты анализов проб сточных № 364 от 19.04.2011, № 1220 от 05.09.2011, № 1423 от 05.10.2011, отобранных МП "И.", не могут быть приняты как доказательство отсутствия превышения загрязняющих веществ в сточных водах МП "И.".
На основании вышеизложенного, нарушение антимонопольного законодательства в действиях ООО "У.К-огоХ", выразившееся в выставлении счетов к оплате за превышение норм допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах МП "И.", отсутствует.
В процессе рассмотрения дела № 123/А-10-2011 комиссией Кемеровского УФАС России было установлено, что ООО "У.К-огоХ" незаконно прекратило прием сточных вод.
В соответствии с условиями Договора МП "И." обязано оплачивать услуги по приему сточных вод в порядке и сроки, предусмотренные Договором.
11.10.2011 в связи с образовавшейся задолженностью ООО "У.К-огоХ" направило в адрес МП "И." предупреждение по Договору. Согласно предупреждению ООО "У.К-огоХ" уведомило МП "И." о необходимости погашения задолженности по Договору в течение 7 дней с момента получения предупреждения.
18.10.2011 ООО "У.К-огоХ" направило в адрес МП "И." уведомление № 625 о введении ограничения на прием сточных вод и загрязняющих веществ с 28.10.2011 в связи с образовавшейся задолженностью в размере 219 257, 06 рублей.
Уведомление о введении ограничения приема сточных вод и загрязняющих веществ были направлены в адрес администрации города Киселевска, УФС по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по КО в г. Киселевске., МУ "Управление по делам ГО и ЧС г. Киселевска".
По состоянию на 01.01.2011 задолженность МП "И." перед ООО "У.К-огоХ" по Договору составила 258 268,01 рублей (более двух расчетных периодов).
Согласно уведомлению № 648 от 27.10.2011 и акту № 8 от 01.11.2011 ООО "У.К-огоХ" с 01.11.2011 произвело отключение канализационных сетей.
Из акта № 8 от 01.11.2011 следует, что отключение было произведено согласно пункта 18 Правил № 167.
Оценив вышеизложенные обстоятельства, комиссия по рассмотрению дела № 123/А-10-2011 приходит к следующим выводам:
В соответствии с пунктом 18 Правил № 167 при передаче устройств и сооружений для присоединения к системам коммунального водоснабжения и (или) канализации новому собственнику (владельцу) абонент сообщает об этом организации водопроводно-канализационного хозяйства в срок, установленный договором, а новый владелец до начала пользования этими устройствами и сооружениями заключает договор на получение питьевой воды и (или) сброс сточных вод с организацией водопроводно-канализационного хозяйства.
Вышеуказанная норма закона устанавливает обязанность абонента заключить договор на прием сточных вод при передаче ему устройств и сооружений для присоединения к системам коммунального водоснабжения. В случае отсутствия указанного договора - пользование системами канализации считается самовольным.
Между МП "И." и ООО "У.К-огоХ" заключен Договор. Таким образом отключение канализационных сетей МП "И." от системы городской канализации в порядке п. 18 Правил № 167 противоречит нормам действующего законодательства.
Согласно п. 83 Правил, основанием для прекращения или ограничения организацией водопроводно-канализационного хозяйства отпуска питьевой воды и (или) приема сточных вод может являться неуплата абонентом полученной питьевой воды и (или) сброшенных сточных вод.
При неоднократном нарушении абонентом сроков оплаты отпущенной питьевой воды и (или) принятых сточных вод (неуплата за два расчетных периода, установленных договором) организация водопроводно-канализационного хозяйства, руководствуясь пунктом 5 статьи 486 Гражданского кодекса Российской Федерации, действует в следующей последовательности:
при неуплате абонентом поданной ему питьевой воды и (или) принятых сточных вод за два расчетных периода, установленных договором, письменно предупреждает абонента, что в случае неуплаты задолженности в течение установленного ею срока (но не менее 7 дней) может быть ограничена подача питьевой воды и (или) принятие сточных вод;
при задержке платежей сверх установленного в предупреждении срока вводит ограничение подачи питьевой воды и (или) приема сточных вод. При введении указанного ограничения извещает об этом абонента, органы местного самоуправления, местные службы Госсанэпиднадзора и территориальные подразделения Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
если по истечении 10 дней со дня введения ограничения подачи воды и (или) приема сточных вод абонентом не будет погашена образовавшаяся задолженность, то может полностью прекратить подачу питьевой воды и (или) прием сточных вод до полного погашения задолженности, если иное не предусмотрено договором или дополнительным соглашением сторон, за исключением случаев, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Организация водопроводно-канализационного хозяйства обязана не менее чем за 3 суток сообщить абоненту, органам местного самоуправления, местным службам Госсанэпиднадзора и территориальным подразделениям Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий день и час прекращения подачи питьевой воды и (или) приема сточных вод.
Согласно пояснениям МП "И." в нарушение пункта 83 Правил № 167 ООО "У.К-огоХ" отключила МП "И." от системы канализации без предварительного введения ограничения в приеме сточных вод и загрязняющих веществ.
Кемеровским УФАС России установлено, что отметка о получении МП "И." предупреждения и уведомления отсутствует, следовательно, МП "И." не было надлежащим образом уведомлено о предстоящем прекращении, сточных вод.
Таким образом, ООО "У.К-огоХ" не был соблюден порядок прекращения подачи воды, предусмотренный п. 83 Правил № 167.
Согласно ответу Федеральной службы государственной статистики по Кемеровской области № 10-9/645 от 25.11.2011 деятельность по сбору и очистке сточных вод на территории г. Киселевска осуществляют два хозяйствующих субъекта, а именно: ООО "У.К-огоХ" и ООО "У.К-ымХ".
Согласно пункту 2 части 1 статьи 9 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" хозяйственное общество (товарищество, хозяйственное партнерство) и физическое лицо или юридическое лицо, если такое физическое лицо или такое юридическое лицо осуществляет функции единоличного исполнительного органа этого хозяйственного общества (товарищества, хозяйственного партнерства).
В вышеуказанных хозяйствующих субъектах функцию единоличного исполнительного органа осуществляет одно и тоже лицо, а именно Ф.
Таким образом, вышеуказанные организации входят в группу лиц рассматриваются как один хозяйствующий субъект.
Согласно с части 1 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.
Таким образом, в соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", положение ООО "У.К-огоХ" на территории г. Киселевска признается доминирующим на рынке услуг по сбору и очистке сточных вод.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 "О защите конкуренции" запрещаются действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых является или может явиться ущемление интересов других лиц.
Действие ООО "У.К-огоХ", выразившееся в несоблюдении порядка прекращения приема сточных вод, вступает в противоречие с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Основания для прекращения дела, предусмотренные статьей 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", отсутствуют.
Размер материального ущерба, причиненного МП "И." действиями ООО "У.К-огоХ" по несоблюдению порядка прекращения подачи воды, установить не представляется возможным.
Руководствуясь статей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 3 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", решила:

1. Нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся в злоупотреблении доминирующим положением путем выставления счетов к оплате за превышение норм допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах МП г. Киселевска "И." в действиях ООО "У.К-огоХ" отсутствует.
2. Признать ООО "У.К-огоХ" нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", а именно: злоупотребившим своим доминирующим положением путем прекращения приема сточных вод МП г. Киселевска "И." при несоблюдении порядка, предусмотренного пунктом 83 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства от 12.02.1999 № 167.
3. Предписание ООО "У.К-огоХ" не выдавать, поскольку нарушение антимонопольного законодательства устранено ООО "У.К-огоХ" до вынесения антимонопольным органом решения по делу.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель комиссии
Н.Е.КУХАРСКАЯ

Члены комиссии
В.В.НАУМОВА
Л.И.ЛАНЦМАН
А.С.КОТИКОВ
А.В.ВОЙТЕНКО
А.И.ГОРБАЧЕВ





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru