Законодательство
Кузбасс

Кемеровская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







КЕМЕРОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

РЕШЕНИЕ
от 20 декабря 2011 г. по делу № 3-152/11

именем Российской Федерации
Кемеровский областной суд
в составе судьи Кемеровского областного суда Краевой Л.В.
при секретаре Г.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кемерово 20 декабря 2011 г.

гражданское дело по заявлению прокурора Кемеровской области о признании противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 25 апреля 2011 года № 192 "О предоставлении земельных участков для строительства" (в редакции постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 08.07.2011 № 312).

установил:

25 апреля 2011 года Коллегией Администрации Кемеровской области было принято постановление № 192 "О предоставлении земельных участков для строительства" (в редакции постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 08.07.2011 № 312). Первоначальный текст Постановления опубликован на сайте "Электронный бюллетень Коллегии Администрации Кемеровской области" 29 апреля 2011 года.
Указанным постановлением установлен перечень случаев предоставления земельных участков, находящихся в государственной собственности Кемеровской области, а также земельных г участков, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре городе Кемерово для строительства исключительно на торгах (конкурсах, аукционах):
объектов торговли, бытового обслуживания, общественного питания, объектов гостиничного хозяйства, развлекательных центров;
объектов осуществляющих техническое обслуживание автомототранспорта, объектов автостоянок, парковок, гаражей (за исключением индивидуальных гаражей), автосалонов по продаже автомототранспорта, автомоечных комплексов, автозаправочных и автомобильных газозаправочных станций;
объектов офисных зданий делового и коммерческого назначения, производственных и административных зданий, строений, сооружений материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок, складских помещений;
объектов лечебно-оздоровительного, аптечного назначения, предназначенных для осуществления коммерческой деятельности в медицинской и фармацевтической сферах;
объектов образования, физической культуры и спорта, культуры, искусства, предназначенных для осуществления коммерческой деятельности;
объектов строительства в аренду, если имеется несколько заявлений о предоставлении земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта;
объектов смешанного (различного) назначения, в случае если один из видов таких объектов указан в подпунктах 1 - 7 настоящего постановления;
иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и Кемеровской области.
Прокурор в заявлении указывает, что оспариваемое постановление противоречит пп. 2.1 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации согласно которого: земельный участок, находящийся в государственной собственности Кемеровской области, или земельный участок, государственная собственность на который не разграничена и который не предоставлен в пользование и (или) во владение гражданам или юридическим лицам, предоставляется для строительства в границах застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, без проведения торгов лицу, с которым в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности порядке заключен договор о развитии застроенной территории.
Постановлением устанавливается императивное правило, согласно которому в случаях, указанных в пп. 1 - 8 п. I постановления предоставление земельных участков, находящихся в государственной собственности Кемеровской области, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре городе Кемерово для строительства осуществляется исключительно на торгах.
По мнению прокурора, оспариваемым постановлением фактически исключается процедура предоставления земельных участков без проведения торгов для строительства объектов, указанных в оспариваемом постановлении в порядке, установленном п. 2.1 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании прокурор отдела по обеспечению участия прокурора в арбитражном и гражданском процессе прокуратуры Кемеровской области Тверикина Н.Н. заявление поддержала.
Заинтересованные лица - представители Коллегии Администрации Кемеровской области и Губернатора Кемеровской области и Р. и Т., действующие на основании доверенностей, просили отказать в удовлетворении заявления прокурора. Ссылались на то, что оспариваемый нормативный правовой акт принят Коллегией Администрации Кемеровской области в пределах своей компетенции в соответствии с нормами Федерального законодательства - пункту 2.1 ст. 30 Земельного кодекса РФ.
Прокурором сделан вывод об исключении постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 25.04.2011 № 192 процедуры предоставления земельных участков для строительства без торгов в границах застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии.
По мнению заинтересованных лиц, данный вывод основан исключительно на неправильном толковании закона и не может являться основанием для отмены обжалуемого акта.
Выслушав доводы заявителя, заинтересованных лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 1 ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Согласно 1 ст. 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
В соответствии с частью 1 ст. 249 ГПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, и его законности возлагается на орган, или должностное лицо, принявшие оспариваемый акт.
Проанализировав текст оспариваемого нормативного правового акта, суд приходит к выводу, что он не противоречит нормам федерального законодательства.
Пунктами "в" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что вопросы владения, пользования и распоряжения землей и земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Оспариваемое постановление принято Коллегии Администрации Кемеровской области в пределах полномочий, с соблюдением порядка принятия и введения в действие и не противоречит федеральному закону, другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Согласно ст. 9 Устава Кемеровской области высшим исполнительным органом государственной власти Кемеровской области является Коллегия Администрации Кемеровской области.
На основании п. 3 ст. 9 Закона Кемеровской области "О коллегии Кемеровской области" Коллегия Администрации Кемеровской области наделена полномочиями издания постановлений, распоряжений и обеспечения их исполнения.
Согласно ст. 46 Устава Кемеровской области Губернатор Кемеровской области обнародует законы Кемеровской области путем их подписания.
Коллегия Администрации Кемеровской области в силу положения ст. 3 Закона Кемеровской области № 49-ОЗ от 26.06.2002 "О разграничении полномочий между органами государственной власти Кемеровской области в сфере земельных отношений" наделена полномочиями управления и распоряжения земельными участками, находящимися в собственности Кемеровской области, а также принимать в соответствии с федеральным и областным законодательством нормативные правовые акты в сфере земельных отношений.
Статья 30 Земельного кодекса РФ от 25.10.2001 N 136-ФЗ (принят ГД ФС РФ 28.09.2001) (ред. от 21.07.2011) регулирует порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Указанная норма предусматривает два способа предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности: с предварительным согласованием места размещения объекта и без него.
В соответствии пп. 1.1 п. 1 статьи 30 Земельного кодекса РФ (введен в действие Федеральным законом от 27.12.2009 № 365-ФЗ) органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать перечень случаев, когда предоставление находящихся в собственности субъектов Российской Федерации земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они вправе распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах.
Таким образом, органы государственной власти субъектов Российской Федерации наделены полномочиями устанавливать перечень случаев, когда предоставление находящихся в собственности субъектов Российской Федерации земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они вправе распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах (пп. 1.1 - 1.2 ст. 30 ЗК РФ).
Из преамбулы оспариваемого нормативного правового акта усматривается, что он принят в соответствии с пунктом 1.1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации.
Оспариваемым нормативным правовым актом установлены конкретные случаи предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена в административном центре городе Кемерово для строительства исключительно на торгах (конкурсах, аукционах). Таким образом, нормативный правовой акт принят полномочным органом.
Суд не согласен с доводами заявителя - прокурора Кемеровской области о том, что оспариваемый нормативный правовой акт противоречит положениям пп. 2.1 ст. 30 Земельного кодекса РФ. Указанная норма содержит положения о том, что земельные участки предоставляются для строительства без проведения торгов в случае заключения с гражданином или юридическим лицом договора о развитии застроенной территории.
Из анализа перечисленных ниже норм Земельного кодекса Российской Федерации усматривается, что федеральным законодательством уже предусмотрены случаи предоставления земельных участков для строительства без проведения торгов, а именно когда:
- земельный участок, находящийся в муниципальной собственности, или участок, государственная собственность на который не разграничена и который не предоставлен в пользование и (или) во владение гражданам или юридическим лицам, предоставляется для строительства в границах застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, без проведения торгов лицу, с которым в установленном законодательством РФ о градостроительной деятельности порядке заключен договор о развитии застроенной территории. Указанный участок по выбору предоставляется бесплатно в собственность или в аренду (п. 2.1 ст. 30 ЗК РФ);
- предоставление пользователю недр земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием недрами, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду также осуществляется без проведения торгов (конкурсов, аукционов) (п. 2.2 ст. 30 ЗК РФ);
- предоставление Государственной компании "Российские автомобильные дороги" в аренду земельных участков, необходимых для осуществления ее деятельности, из земель, которые находятся в федеральной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется без проведения торгов (конкурсов, аукционов) и без предварительного согласования мест размещения объектов (п. 2.3 ст. 30 ЗК РФ);
- продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды таких участков осуществляются без проведения торгов в случаях, установленных пп. 5 п. 1 ст. 24, п. 2.1 ст. 30 и п. 27 ст. 38.1 ЗК РФ (п. 2 ст. 30.1 ЗК РФ);
- предоставление земельного участка гражданину для индивидуального строительства может осуществляться без проведения торгов в случае, предусмотренном п. 3 ст. 30.1 ЗК РФ;
- арендатор земельного участка, предоставленного для его комплексного освоения в целях жилищного строительства, после утверждения в установленном порядке документации по планировке территории и государственного кадастрового учета участков, предназначенных для жилищного и иного строительства в соответствии с видами разрешенного использования, в границах ранее предоставленного участка, имеет исключительное право, если иное не предусмотрено федеральным законом, приобрести указанные участки в собственность или в аренду (п. 5 ст. 30.2 ЗК РФ);
- акционерному обществу, 100 процентов акций которого принадлежит РФ, управляющей компании, в случае привлечения их для выполнения функций по созданию за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта РФ, местного бюджета объектов недвижимости в границах особой экономической зоны и на прилегающей к ней территории и по управлению этими и ранее созданными объектами или резиденту особой экономической зоны земельные участки предоставляются без проведения торгов и предварительного согласования мест размещения таких объектов на основании заявлений (п. 13 ст. 30 ЗК РФ);
- земельный участок в границах особой экономической зоны или на прилегающей к ней территории предоставляется для строительства объектов инфраструктуры этой зоны без проведения торгов (конкурсов, аукционов) и предварительного согласования мест размещения таких объектов лицу, с которым уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти заключено соглашение о взаимодействии в сфере развития инфраструктуры особой экономической зоны, в аренду на основании заявления о предоставлении земельного участка (п. 14 ст. 30 ЗК РФ).
Случаи предоставления земельных участков без проведения торгов помимо Земельного кодекса РФ предусмотрены и рядом других федеральных законов:
- пп. 2, 4 и 5 ст. 10 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения";
- ст. 12 Федерального закона от 11.06.2003 № 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве";
- п. 1 ст. 28 Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан".
Таким образом, органы государственной власти субъектов Российской Федерации не вправе устанавливать случаи предоставления земельных участков для строительства без проведения торгов.
Оспариваемый нормативный правовой акт был официально опубликован на сайте "Электронный бюллетень Коллегии Администрации Кемеровской области" 29.04.2011 года (л.д. 15).
Согласно п. 2 Постановления от 10 июня 2008 г. № 218 Коллегии Администрации Кемеровской области "Об официальном опубликовании актов Губернатора Кемеровской области, актов Коллегии Администрации Кемеровской области и актов исполнительных органов государственной власти Кемеровской области" (в редакции постановлений Коллегии Администрации Кемеровской области от 11.06.2009 г. и № 265 и от 05.08.2009 г. № 342) официальными источниками опубликования актов Губернатора Кемеровской области, актов Коллегии Администрации Кемеровской области и актов исполнительных органов государственной власти Кемеровской области являются массовая газета "Кузбасс", сайт "Электронный бюллетень Коллегии Администрации Кемеровской области" и сборник "Информационный бюллетень Коллегии Администрации Кемеровской области".
Поскольку установлено, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу - в удовлетворении заявления прокурора следует отказать.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199, 253 ГПК РФ, суд

решил:

Отказать прокурору Кемеровской области в удовлетворении заявления о признании противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 25 апреля 2011 года № 192 "О предоставлении земельных участков для строительства" (в редакции постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 08.07.2011 № 312).
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Кемеровский областной суд в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме 22 декабря 2011 г.

Решение вступило в законную силу 10 января 2012 года.

Судья Кемеровского
областного суда
О.В.ШАЛАГИНА





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru