Законодательство
Кузбасс

Кемеровская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







АРБИТРАЖНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 28 декабря 2011 г. по делу № А27-19413/2011

Резолютивная часть решения объявлена 27 декабря 2011 года
Полный текст решения изготовлен 28 декабря 2011 года
Арбитражный суд Кемеровской области в составе судьи Беляевой Л.В.,
при ведении протокола и аудиозаписи судебного заседания помощником судьи Дикаревой М.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению товарищества собственников жилья "Ленина, 60", г. Новокузнецк
к муниципальному учреждению "Дирекция единого заказчика", г. Новокузнецк
о взыскании 112 842 руб. 84 коп. долга по выплате субсидий на компенсацию выпадающих доходов,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований на предмет спора, Комитет по управлению муниципальным имуществом, г. Новокузнецк,
Комитет жилищно-коммунального хозяйства Администрации г. Новокузнецка,
при участии:
от лиц, участвующих в деле - не явились;

установил:

Товарищество собственников жилья "Ленина, 60", г. Новокузнецк (далее - ТСЖ "Ленина, 60", истец) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с исковым заявлением к муниципальному учреждению "Дирекция единого заказчика", г. Новокузнецк (далее - МУ "ДЕЗ", ответчик) о взыскании 112 842 руб. 84 коп. долга.
Требования мотивированы неисполнением ответчиком обязательств по оплате по муниципальному контракту на выплату субсидии на компенсацию выпадающих доходов организациям, предоставляющим населению услуги по содержанию и ремонту жилищного фонда по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек от 20.07.2010 № 249, основаны на положениях статей 307 - 310 Гражданского кодекса РФ.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены Комитет по управлению муниципальным имуществом, г. Новокузнецк, Комитет жилищно-коммунального хозяйства Администрации г. Новокузнецка.
Определением от 14.12.2011 исковое заявление принято к производству, начата подготовка дела к судебному разбирательству, предварительное судебное заседание назначено на 27.12.2011.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, явку полномочных представителей в предварительное судебное заседание не обеспечили.
От истца поступило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, которое на основании пункта 2 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ судом удовлетворено.
Учитывая достаточность представленных доказательств и отсутствие возражений лиц, участвующим в деле, на рассмотрение дела по существу в настоящем заседании, в соответствии с частью 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса РФ, пунктом 27 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от 20.12.2006 № 65 "О подготовке дела к судебному разбирательству" протокольным определением суд завершил предварительное судебное заседание и открыл судебное заседание в суде первой инстанции по рассмотрению спора по существу.
Рассмотрев представленные документы, исследовав материалы дела, суд установил следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Пунктом 2 указанной статьи установлено, что собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: 1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; 2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; 3) управление управляющей организацией.
В силу пункта 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307 (ред. от 29.07.2010), истец обязан обеспечить предоставление коммунальных услуг гражданам, осуществлять обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги, осуществлять содержание жилого фонда в надлежащем состоянии, обеспечивать комфортные условия для проживания граждан.
Как следует из материалов дела, между муниципальным учреждением "Дирекция единого заказчика" (учреждение) и товариществом собственников жилья "Ленина 60" (исполнитель) заключен муниципальный контракт от 20.07.2010 № 249, предметом которого является порядок расчета и выплаты субсидии на компенсацию выпадающих доходов организациям, предоставляющим услуги по содержанию и ремонту жилищного фонда по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек (компенсация выпадающих доходов) исполнителю в соответствии с Постановлением Новокузнецкого городского Совета народных депутатов от 30.01.2009 № 1/6 (в редакции постановления от 15.01.2010 № 15/164).
Пунктами 4.1, 4.2 предусмотрено, что контракт вступает в силу с момента подписания и действует по 31 декабря 2010 года. Действие контракта распространяется на правоотношения сторон, возникшие с 01 января 2010 года.
Согласно пункту 2.3 контракта (в редакции дополнительного соглашения от 27.12.2010 № 1) сумма контракта на выплату субсидии на компенсацию выпадающих доходов по содержанию и ремонту жилого фонда составляет 9720,14 руб. (с НДС 18%) (с января по июнь), 9087,00 руб. (с НДС 18%) в месяц (с июля по декабрь) или ориентировочно 112 842,84 руб. (с НДС 18%) за год.
В соответствии с пунктом 2.5 контракта (в редакции дополнительного соглашения от 27.12.2010 № 1) оплата учреждением компенсации выпадающих доходов производится по окончании месяца на основании счетов-фактур, актов об объемах компенсаций, согласованных сторонами, согласно приложению № 4), справки о начислении и оплате населением жилищной услуги (содержание и ремонт), согласованной с МАУ "ГЦРКП" (либо иной организацией, производящей начисление за услуги по содержанию и ремонту). При оплате учреждением компенсации выпадающих доходов за декабрь исполнитель дополнительно к указанным в настоящем пункте документам предоставляет в учреждение акт выполненных работ по итогам года в объеме 100% затрат на содержание и ремонт многоквартирного дома в форме приложения № 5 к контракту.
Расчеты производятся путем перечисления сумм на расчетный счет исполнителя (пункт 2.6 контракта).
Из текста контракта следует, что он заключен с учетом постановления Новокузнецкого городского Совета народных депутатов от 30.01.2009 № 1/6, которым установлены порядок выплат и размер компенсаций выпадающих доходов организациям, предоставляющим населению услуги по содержанию и ремонту жилищного фонда, услуги водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек.
Порядок выплаты компенсаций выпадающих доходов, установленный указанным Постановлением, предусматривает, что компенсация выпадающих доходов организациям, предоставляющим услуги населению по содержанию и ремонту жилищного фонда, водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек, производится за счет субсидий, выделяемых из городского бюджета. Выплаты осуществляются МУ "Дирекция единого заказчика" на основании муниципальных контрактов, заключаемых на финансовый год с управляющими компаниями, ТСЖ, ЖСК и другими объединениями собственников жилья. МУ "ДЕЗ" осуществляет проверку предоставленных документов (актов выполненных работ) и производит оплату выпадающих доходов на основании выставленных счетов-фактур в пределах лимитов бюджетных обязательств текущего финансового года (приложение № 1 к Постановлению Новокузнецкого Совета народных депутатов от 30.01.2009 № 1/6).
Из материалов дела следует, что за период с 01.01.2010 по 31.12.2010 истец оказывал населению услуги по содержанию и ремонту жилищного фонда. Суммы компенсаций, подлежащих выплате истцу, согласованы сторонами и подтверждены подписанными сторонами актами об объемах компенсации от 31.01.2010 № 1, от 28.02.2010 № 2, от 31.03.2010 № 3, от 30.04.2011 № 4, от 31.05.2010 № 5, от 30.06.2010 № 6, от 31.07.2010 № 7, от 31.08.2010 № 8, от 30.09.2010 № 9, от 31.10.2010 № 10, от 3011.2010 № 11, от 31.12.20101 № 12.
Наличие задолженности по муниципальному контракту от 20.07.2010 № 249 в сумме 112 842 руб. 84 коп. признано МУ "ДЕЗ" в акте сверки взаимных расчетов по состоянию на 26.08.2011.
В соответствии со статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом, в соответствии с условиями обязательства, требованиями закона, иных нормативных актов, а при их отсутствии в соответствии с обычаями делового оборота; односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 421 Гражданского кодекса РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами.
В соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса РФ субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг. Субсидии предоставляются из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации.
Заключение муниципального контракта на возмещение выпадающих доходов организациям, предоставляющим населению услуги по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек (компенсация выпадающих доходов) исполнителю, признано судом правомерным, поскольку предусмотрено нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления г. Новокузнецка в качестве механизма доведения субсидий до конечных получателей.
В нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательств погашения спорной задолженности ответчик не представил, тем самым, приняв на себя риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий (статья 9 Арбитражного процессуального кодекса РФ).
При таких обстоятельствах исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
Часть 2 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом в пользу того лица, участвующего в деле, в пользу которого вынесен судебный акт, с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах.
Факт несения истцом расходов на оплату услуг представителя в сумме 10 000 рублей подтверждается договором об оказании юридических услуг от 16.08.2011 № 05/11, заключенным с ООО "30 квартал", платежным поручением от 17.11.2011 № 104.
С учетом рекомендаций, изложенных в пункте 20 информационного письма Высшего Арбитражного Суда РФ от 13.08.2004 № 82, в пункте 3 информационного письма Высшего Арбитражного Суда РФ от 05.12.2007 № 121 суд пришел к выводу о чрезмерности требуемой суммы.
Суд учитывает, что рассматриваемое дело не относится к категории сложных и не требует значительных временных затрат на подготовку представителя, наличие сложившейся судебной практики по данной категории дел, объем фактически выполненной работы (составление искового заявления, при рассмотрении спора представитель не участвовал), отсутствие дополнительных служебных командировок представителя истца (в частности, для ознакомления с материалами дела, выполнения судебных запросов, поручений и т.п.), поскольку документы, имеющиеся у истца, не требовали совершения представителем дополнительных действий по сбору доказательств.
Учитывая фактический объем работы, исходя из принципа разумности и соразмерности, принимая во внимание сложившуюся в регионе стоимость услуг адвокатов, суд находит обоснованным взыскание с МУ "ДЕЗ" судебных издержек истца в сумме 2 000 руб.
Расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение иска в силу нормы статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ относятся на ответчика.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 110, 168 - 171, 176, 180 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Исковые требования удовлетворить.
Взыскать с муниципального учреждения "Дирекция единого заказчика", г. Новокузнецк в пользу товарищества собственников жилья "Ленина, 60", г. Новокузнецк 112 842 руб. 84 коп. долга по муниципальному контракту от 20.07.2010 № 249, а также 4385 руб. 29 коп. расходов по уплате государственной пошлины, 2 000 руб. расходов на оплату услуг представителя.
Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Седьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в кассационном порядке в Федеральный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты вступления решения по делу в законную силу.
В соответствии с частью 2 статьи 257 и частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.

Судья
Л.В.БЕЛЯЕВА





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru