Законодательство
Кузбасс

Кемеровская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







АРБИТРАЖНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 19 декабря 2011 г. по делу № А27-13188/2011

Резолютивная часть решения объявлена 13 декабря 2011 года
Полный текст решения изготовлен 19 декабря 2011 года
Арбитражный суд Кемеровской области в составе судьи Беляевой Л.В.,
при ведении протокола и аудиозаписи судебного заседания помощником судьи Дикаревой М.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Система тепла и комфорта", г. Новокузнецк
к муниципальному учреждению "Дирекция единого заказчика" города Новокузнецка
о взыскании 125 235 руб. 72 коп. долга
при участии:
от истца - Л., представителя по доверенности от 12.09.2011, паспорт;
от ответчика - не явились;

установил:

Общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Система тепла и комфорта", г. Новокузнецк (далее - ООО УК "Система Т и К", истец) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с исковым заявлением к муниципальному учреждению "Дирекция единого заказчика", г. Новокузнецк (далее - МУ "ДЕЗ", ответчик) о взыскании 125 235 руб. 72 коп. задолженности за период с 01.01.2010 по 31.12.2010.
Требования мотивированы неисполнением ответчиком обязательств по оплате по муниципальному контракту на выплату субсидии на компенсацию выпадающих доходов организациям, предоставляющим населению услуги по содержанию и ремонту жилищного фонда по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек от 15.12.2010 № 95, основаны на положениях статей 307 - 310 Гражданского кодекса РФ.
Определением от 26.10.2011 подготовка дела к судебному разбирательству признана оконченной, дело назначено к судебному разбирательству в порядке статей 136, 137 Арбитражного процессуального кодекса РФ на 13.12.2011.
Ответчик, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, явку полномочного представителя не обеспечил. В материалах дела имеется ходатайство МУ "ДЕЗ" о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
На основании пункта 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ суд рассматривает дело в отсутствие представителя ответчика.
Представитель истца поддержал исковые требования в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
От МУ "ДЕЗ" поступил письменный отзыв на исковое заявление, в котором ответчик указал, что в соответствии с постановлением от 30.01.2009 № 1/6 муниципальный контракт на выплату субсидии на компенсацию выпадающих доходов производится в пределах текущего финансового года с 1 января по 31 декабря. Оплата выставленных счетов-фактур производится в пределах лимитов бюджетных обязательств на текущий год. Истец без наличия объективных причин пропустил установленные сроки подачи счетов-фактур.
Представитель истца возразил, указав, что муниципальный контракт от 15.12.2010 № 95 поступил в адрес истца для подписания 29.12.2010. Порядок выплаты субсидий не содержат запрета на выплату соответствующей субсидии по окончанию финансового года.
Заслушав пояснения представителя истца, рассмотрев представленные документы, исследовав материалы дела, суд установил следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Пунктом 2 указанной статьи установлено, что собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: 1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; 2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; 3) управление управляющей организацией.
В силу пункта 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307 (ред. от 29.07.2010), истец обязан обеспечить предоставление коммунальных услуг гражданам, осуществлять обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги, осуществлять содержание жилого фонда в надлежащем состоянии, обеспечивать комфортные условия для проживания граждан.
Как следует из материалов дела, между муниципальным учреждением "Дирекция единого заказчика" (учреждение) и обществом с ограниченной ответственностью "Система Т и К" (исполнитель) заключен муниципальный контракт от 15.12.2010 № 95, предметом которого является порядок расчета и выплаты субсидии на компенсацию выпадающих доходов организациям, предоставляющим услуги по содержанию и ремонту жилищного фонда по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек (компенсация выпадающих доходов) исполнителю в соответствии с Постановлением Новокузнецкого городского Совета народных депутатов от 30.01.2009 № 1/6 (в редакции постановления от 15.01.2010 № 15/164) (пункт 1.1.).
В соответствии с пунктами 4.1, 4.2 контракта он вступает в силу с момента подписания и действует по 31 декабря 2010 года. Действие контракта распространяется на правоотношения сторон, возникшие с 01 января 2010 года.
Согласно пункту 2.3 сумма контракта на выплату субсидии на компенсацию выпадающих доходов по содержанию и ремонту жилищного фонда составляет 13 929,26 руб. (с НДС 18%) в месяц (января по июнь), 12 851,96 руб. (с НДС 18%) в месяц (с июля по декабрь) или ориентировочно 160 687,32 руб. (с НДС 18%) в год по многоквартирным домом: Ярославская, 22, Ярославская, 22А.
В соответствии с пунктом 2.5 контракта оплата учреждением компенсации выпадающих доходов производится на основании счетов-фактур, актов об объемах компенсаций, согласованных сторонами согласно приложению № 4 к контракту, справки о начислении и оплате населением жилищной услуги (содержание и ремонт), согласованной с МАУ "ГЦРКП" (либо иной организацией, производящей начисление за услуги по содержанию и ремонту) по форме приложения № 6 к контракту. При оплате учреждением компенсации выпадающих доходов за декабрь исполнитель дополнительно к указанным документам представляет в учреждение акт выполненных работ по итогам года в объеме 100% затрат на содержание и ремонт многоквартирного дома по форме № 5 к контракту. Счета-фактуры выставляются учреждению в срок до 10 числа месяца, следующего за отчетным, за декабрь месяц в срок до 30 января года, следующего за отчетным.
Как следует из материалов дела, фактически МУ "ДЕЗ" направило в адрес ООО "УК "Система Т и К" для подписания проект муниципального контракта от 15.12.2010 № 95 29 декабря 2010 года.
14 апреля 2011 года МУ "ДЕЗ" уведомило истца о необходимости предоставления актов выполненных работ по итогам года в объеме 100% затрат на содержание и ремонт многоквартирных домов в срок до 25 апреля 2011 года.
ООО "УК "Система Т и К" направило 25 апреля 2011 года ответчику пакет документов по муниципальному контракту от 15.12.2010 № 95: счет-фактуру от 20.04.2011 № 128 в 2 экземплярах, акты об объемах компенсации № 1-12, за январь - декабрь 2010 года на 12 л. в двух экземплярах, справки о начислении и оплате за жилищные услуги № 1 - 12, за январь - декабрь 2010 года на 12 л в двух экземплярах, акт выполненных работ по итогам года в объеме 100% затрат на содержание и ремонт многоквартирного дома и ремонт многоквартирного дома по адресу <...> 22а в двух экземплярах (входящий от 25.04.2011 № 1386).
Повторно вышеуказанный пакет документов направлен истцом для подписания и оплаты МУ "ДЕЗ" 23 июня 2011 года (входящий № 1904).
Поскольку акты не подписаны, возражений относительно полноты и правильности представленных документов ответчиком не заявлены, оплата субсидии на компенсацию выпадающих доходов по содержанию и ремонту жилищного фонда по муниципальному контракту от 15.12.2010 № 95 не произведена, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 421 Гражданского кодекса РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами.
В соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса РФ субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг. Субсидии предоставляются из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации.
Из текста контракта следует, что он заключен с учетом постановления Новокузнецкого городского Совета народных депутатов от 30.01.2009 № 1/6, которым установлены порядок выплат и размер компенсаций выпадающих доходов организациям, предоставляющим населению услуги по содержанию и ремонту жилищного фонда, услуги водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек.
Порядок выплаты компенсаций выпадающих доходов, установленный указанным Постановлением, предусматривает, что компенсация выпадающих доходов организациям, предоставляющим услуги населению по содержанию и ремонту жилищного фонда, водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек, производится за счет субсидий, выделяемых из городского бюджета. Выплаты осуществляются МУ "Дирекция единого заказчика" на основании муниципальных контрактов, заключаемых на финансовый год с управляющими компаниями, ТСЖ, ЖСК и другими объединениями собственников жилья. МУ "ДЕЗ" осуществляет проверку предоставленных документов (актов выполненных работ) и производит оплату выпадающих доходов на основании выставленных счетов-фактур в пределах лимитов бюджетных обязательств текущего финансового года (приложение № 1 к Постановлению Новокузнецкого Совета народных депутатов от 30.01.2009 № 1/6).
Заключение муниципального контракта на возмещение выпадающих доходов организациям, предоставляющим населению услуги по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек (компенсация выпадающих доходов) исполнителю, признано судом правомерным, поскольку предусмотрено нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления г. Новокузнецка в качестве механизма доведения субсидий до конечных получателей.
Суд полагает, что нарушение сроков предоставления документов для выплаты субсидии не является основанием для утраты истцом права на получение соответствующей суммы.
Выплата компенсаций выпадающих доходов производится всем организациям, предоставляющим населению услуги по содержанию и ремонту жилищного фонда, услуги водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек, и МУ "ДЕЗ", заключив в пределах установленных сроков (с 01.01.2010 по 31.12.2010) муниципальный контракт на компенсацию выпадающих доходов с истцом, приняло на себя обязательство за счет средств местного бюджета на основании решения представительного органа муниципального образования, нести бремя финансирования разницы между тарифами, отражающими реальные затраты исполнителя по оказанию услуг по содержанию и ремонту жилищного фонда, услуги водоснабжения, водоотведения по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек.
Ответчик не опроверг того обстоятельства, что в период с 01.01.2010 по 31.12.2010 истец оказывал населению услуги по содержанию и ремонту жилищного фонда, а также не возразил относительно суммы компенсации, не предоставив мотивированного отказа от подписания актов (пункт 3.1 Арбитражного процессуального кодекса РФ).
В соответствии со статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом, в соответствии с условиями обязательства, требованиями закона, иных нормативных актов, а при их отсутствии в соответствии с обычаями делового оборота; односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
В нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательств погашения задолженности ответчик не представил, тем самым, приняв на себя риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий (статья 9 Арбитражного процессуального кодекса РФ).
При таких обстоятельствах исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
Часть 2 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом в пользу того лица, участвующего в деле, в пользу которого вынесен судебный акт, с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах.
Факт несения истцом расходов на получение юридической помощи в сумме 20 000 рублей подтверждается договором об оказании юридических услуг от 09.09.2011, актом о приемке выполненных работ от 10.10.2011, расходным кассовым ордером от 03.11.2011 № 71.
Учитывая фактический объем работы (подбор документов, составление искового заявления, участие в предварительном и судебном заседании), исходя из принципа разумности и соразмерности, принимая во внимание сложившуюся в регионе стоимость аналогичных услуг, суд находит обоснованным взыскание с МУ "ДЕЗ" судебных издержек истца в сумме 20 000 руб.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ расходы по оплате государственной пошлины относятся на ответчика.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 110, 168 - 171, 176, 180 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Исковые требования удовлетворить.
Взыскать с муниципального учреждения "Дирекция единого заказчика" города Новокузнецка в пользу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Система тепла и комфорта", г. Новокузнецк 125 235 руб. 72 коп. долга по муниципальному контракту от 15.12.2010 № 95 за период с января по декабрь 2010 года, а также 4 757 руб. 07 коп. расходов по уплате государственной пошлины, 20 000 руб. расходов по оплате услуг представителя.
Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Седьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в кассационном порядке в Федеральный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты вступления решения по делу в законную силу.
В соответствии с частью 2 статьи 257 и частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.

Судья
Л.В.БЕЛЯЕВА




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 19.12.2011 по делу № А27-13188/2011
Нарушение сроков предоставления документов для выплаты субсидии на компенсацию выпадающих доходов организациям, предоставляющим услуги населению по содержанию и ремонту жилищного фонда, не является основанием для утраты права на получение соответствующей суммы.

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru