Законодательство
Кузбасс

Кемеровская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







АРБИТРАЖНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 2 декабря 2011 г. по делу № А27-12291/2011

Оглашена резолютивная часть решения "01" декабря 2011 года
Решение изготовлено в полном объеме "02" декабря 2011 года
Арбитражный суд Кемеровской области в составе судьи Потапова А.Л. при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи помощником судьи Покосовой Н.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества "СУЭК-Кузбасс" (ОГРН 1074212001368; адрес (адрес местонахождения): <...>)
к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам № 1 по Кемеровской области
о признании незаконными действия и возложении обязанности по совершению действий
при участии в судебном заседании:
при участии:
от заявителя: Р.Е. - представитель (доверенность № 1/20 от 31.12.2010, паспорт), Н. - представитель (доверенность № 1/8 от 31.12.2010, паспорт);
от налогового органа: А. - государственный налоговый инспектор юридического отдела (доверенность № 03-12/31 от 12.09.2011, паспорт), Р.Т. - специалист-эксперт отдела работы с налогоплательщиками (доверенность № 03-12 от 01.11.2011, служебное удостоверение),

установил:

открытое акционерное общество "СУЭК-Кузбасс" (далее по тексту - общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действия межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам № 1 по Кемеровской области (далее по тексту - налоговый орган) по отражению в справке № 121 от 09.08.2011 г. о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам сведений об утрате возможности взыскания в связи с истечением установленного срока взыскания задолженности в размере 3 954 710,95 руб., в том числе: задолженность по процентам за пользование бюджетными средствами по налогу на прибыль в ФБ - 563 887,86 руб., задолженность по процентам за пользование бюджетными средствами по налогу на прибыль в бюджет субъекта РФ - 239 525,73 руб., задолженность по процентам за пользование бюджетными средствами по налогу на прибыль в местный бюджет - 9 038,96 руб., пени по страховым взносам на ОПС по страховой части - 154 514,22 руб., штраф по платежам за добычу полезных ископаемых - 594,30 руб., штраф по отчислениям на воспроизводство минерально-сырьевой базы - 17,47 руб., пени по налогу на имущество (в части сумм, зачисленных по расч. за 2003 г.) - 263 471 руб., штраф по водному налогу - 58 руб., пени по налогу на имущество - 154 336 руб., пени по ЕНВД - 17 руб., пени по платежам за добычу полезных ископаемых - 90 935 руб., штраф по платежам за добычу полезных ископаемых - 2 478 038 руб., штраф по налогу на пользователей автомобильных дорог - 151,60 руб., пени по прочим местным налогам и сборам - 111,37 руб., пени по НДФЛ - 14 руб. Также общество просило обязать налоговый орган устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, путем выдачи справки по форме № 39-1 с указанием информации о невозможности взыскания в принудительном порядке вышеуказанной задолженности (требования уточнены в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Представители заявителя в судебном заседании требования поддержал, изложили доводы в обоснование.
Представители налогового органа представили суду письменные пояснения, отзыв и документы в обоснование образования рассматриваемой задолженности, обстоятельства утраты налоговым органом возможности взыскания такой задолженности подтвердили, однако указали суду, что отражение таких сведений в справке ф. 39-1 не предусмотрено.
Изучив позицию сторон, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, суд при разрешении спора руководствуется нижеследующим.
По запросу заявителя налоговым органом была выдана справка № 121 "о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам налогоплательщика, отнесенного к категории крупнейшего по состоянию на 09.08.2011 г." с приложениями к ней содержащая среди прочего сведения о задолженности заявителя по процентам за пользование бюджетными средствами по налогу на прибыль в ФБ - 563 887,86 руб., задолженности по процентам за пользование бюджетными средствами по налогу на прибыль в бюджет субъекта РФ - 239 525,73 руб., задолженности по процентам за пользование бюджетными средствами по налогу на прибыль в местный бюджет - 9 038,96 руб., пени по страховым взносам на ОПС по страховой части - 154 514,22 руб., штрафа по платежам за добычу полезных ископаемых - 594, 30 руб., штрафа по отчислениям на воспроизводство минерально-сырьевой базы - 17, 47 руб., пени по налогу на имущество (в части сумм, зачисленных по расч. за 2003 г.) - 263 471 руб., штраф по водному налогу - 58 руб., пени по налогу на имущество - 154 336 руб., пени по ЕНВД - 17 руб., пени по платежам за добычу полезных ископаемых - 90 935 руб., штраф по платежам за добычу полезных ископаемых - 2 478 038 руб., штраф по налогу на пользователей автомобильных дорог - 151,60 руб., пени по прочим местным налогам и сборам - 111,37 руб., пени по НДФЛ - 14 руб.
Заявитель в обоснование своего требования указывает, что возможность взыскания вышеуказанной задолженности инспекцией утрачена. Мероприятий по взысканию такой задолженности налоговым органом в порядке ст. ст. 46 - 47 Налогового кодекса Российской Федерации не производилось. Заявитель полагает, что сведения о такой задолженности, включенные в рассматриваемую справку без указания в ней сведений об утрате возможности взыскания такой задолженности, не соответствует действительности и нарушает законные права и интересы заявителя в экономической деятельности.
Согласно позиции налогового органа, отзыва на заявление, а также письменных пояснений рассматриваемая задолженность образовалась в период 2001 - 2005 г.г. Инспекция согласилась с заявителем, что сроки на взыскания такой задолженности пропущены, оснований для начисления пени не имеется.
Исследовав материалы дела, а также дополнительно представленные доказательства, суд при разрешении спора руководствуется нижеследующими положениями.
Согласно пункту 10 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы обязаны представлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании данных налогового органа.
В соответствии с Методическими указаниями по заполнению справки о состоянии расчетов по налогам, сборам и взносам по форме № 39-1, утвержденными приказом Федеральной налоговой службы от 04.04.2005 № САЭ-3-01/138@, справка о состоянии расчетов для юридических лиц, предпринимателей без образования юридического лица формируется с помощью программных средств налогового органа по форме № 39-1 по всем кодам бюджетной классификации. В целях обеспечения надлежащего первичного учета и контроля за поступлением налогов (сборов) и других обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации приказом ФНС России от 16.03.2007 № ММ-3-10/138@ утверждены Рекомендации по порядку ведения в налоговых органах базы данных "Расчеты с бюджетом", в соответствии с которыми налоговые органы обязаны вести карточки "РСБ" по каждому плательщику налога или сбора, а также по каждому плательщику взносов в государственные внебюджетные фонды, администрируемых налоговыми органами.
Сведения о расчетах налогоплательщика по налогам, сборам, пеням, штрафам, отраженные в названных выше справках, должны быть достоверными и соответствовать реальной обязанности налогоплательщика об уплате налога (сбора).
Наличие в справке о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам неверной информации о задолженности по налогам, по мнению суда, затрагивает право заявителя на достоверную информацию, необходимую ему для осуществления своих прав и законных интересов, в том числе в осуществлении экономической деятельности.
Согласно ст. ст. 46 - 47 Налогового кодекса РФ для взыскания сумм недоимок по налогам законодательством установлен определенный срок на выставление требования, принятия решения о взыскании за счет денежных средств налогоплательщика, его имущества и срок на обращение в суд при наличии определенных условий и в строго установленные сроки. При этом пропущенный по уважительным причинам срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Пени являются производным от суммы недоимки (ст. 74 Налогового кодекса РФ) и если, невозможно взыскать недоимку по налогам, то и невозможно взыскать и суммы пени.
При истечении пресекательного срока взыскания задолженности по налогам, суммы пени не могут служить способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, и с этого момента не подлежат начислению. Данная позиция суда согласуется с постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 06.11.2007 № 8241/07, а также с пунктом 21 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22.06.2006 № 25.
В отношении сведений о задолженности по процентам за пользование бюджетными средствами суд отмечает, что согласно материалов дела и представленных со стороны инспекции данных период начисление процентов производилось в период 2001 г. в связи с реструктуризацией бывшей задолженности на основании Постановления Правительства РФ от 03.09.1999 № 1002.
В силу пункта 19 Порядка проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом (утв. Постановлением Правительства РФ от 03.09.1999 № 1002) контроль за исполнением организацией обязательств по погашению задолженности по обязательным платежам, а также обязательств по своевременной и полной уплате текущих платежей в течение всего срока реструктуризации этой задолженности осуществляется налоговым органом по месту нахождения организации.
Особый порядок взыскания задолженности и начисленных на нее процентов Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.1999 № 1002 не предусмотрен, поэтому налоговые органы обязаны руководствоваться статьями 46, 48 и 68 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 48 Кодекса (с учетом пункта 12 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 № 5) исковое заявление о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица может быть подано в соответствующий суд налоговым органом в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. При этом следует исходить из того, что требование должно быть направлено в установленный срок, а при его нарушении срок обращения в суд с иском должен исчисляться с учетом начала течения срока на предъявление требования со дня, установленного для уплаты налога.
На основании статьи 70 Кодекса требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога, если иное не предусмотрено Кодексом.
Пропуск налоговым органом срока направления требования об уплате налога, установленного статьей 70 Кодекса, не влечет изменения порядка исчисления срока на принудительное взыскание налога и пеней (пункт 6 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.03.2003 № 71).
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Президиума от 01.09.2009 № 4381/09, исходя из необходимости соблюдения баланса частных и публичных интересов и отражения в справке объективной информации о состоянии расчетов в данном случае в ней должны содержаться не только сведения о задолженности, но и указание на утрату инспекцией возможности ее взыскания. Неполная информация о задолженности по налогам, сборам, пеням и штрафам, числящейся за налогоплательщиком, затрагивает его право на достоверную информацию, необходимую ему для осуществления своих прав и законных интересов, в том числе в предпринимательской и (или) иной экономической деятельности.
Судом исследованы периоды образования каждой из отраженной в справке недоимки в отношении которой заявлены требования в рамках настоящего дела. Судом установлено, что рассматриваемая задолженность не может быть взыскана как в судебном, так и во внесудебном порядке, что в частности подтверждено налоговым органом. Следовательно, такая задолженность является безнадежной к взысканию.
Таким образом, указав в рассматриваемой справке сведения о наличии у заявителя задолженности, возможность взыскания которой утрачена, инспекция тем самым нарушила право налогоплательщика на получение достоверной информации, необходимой ему для осуществления своих прав и законных интересов.
Как следствие, такие действия налогового органа не могут быть признаны законными, как отвечающие требованиям Налогового кодекса Российской Федерации.
Поскольку, вышеуказанные действия незаконны, то имеются основания для устранения налоговым органом нарушенных прав и законных интересов налогоплательщика в соответствии со ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
На основании настоящего решения суда в силу положений п. 10 ст. 32 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель должен обратиться в межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам № 1 по Кемеровской области с запросом на получение справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням и штрафам.
На основании настоящего решения суда налоговому органу надлежит устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем исключения из справки сведений в отношении рассмотренной задолженности заявителя или отразить в справке такие сведения с указанием о невозможности ее взыскания в принудительном порядке в связи с истечением сроков на взыскание. Справку формы 39-1 с отражением таких сведений выдать заявителю по его запросу.
Разрешая спор по существу, в порядке ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы в виде уплаченной заявителем государственной пошлины в сумме 2000 руб. судом относятся на налоговый орган. Государственная пошлина в превышающей сумме и уплаченная по платежному поручению № 32351 от 19.08.2011 на основании пп. 1 п. 1 ст. 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации подлежит возврату заявителю.
Руководствуясь статьями 101, 102, 104, 110, 167 - 170, 201, 180, 181, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Заявленные требования удовлетворить.
Признать незаконными, как не соответствующие нормам Налогового кодекса Российской Федерации, действия межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам № 1 по Кемеровской области, выразившиеся в не отражении в справке № 121 "о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 09.08.2011 г." и в приложениях к ней информации о невозможности взыскания в принудительном порядке в связи с истечением срока взыскания задолженности по процентам за пользование бюджетными средствами по налогу на прибыль в ФБ - 563 887,86 руб., задолженности по процентам за пользование бюджетными средствами по налогу на прибыль в бюджет субъекта РФ - 239 525,73 руб., задолженности по процентам за пользование бюджетными средствами по налогу на прибыль в местный бюджет - 9 038,96 руб., пени по страховым взносам на ОПС по страховой части - 154 514,22 руб., штрафа по платежам за добычу полезных ископаемых - 594,30 руб., штрафа по отчислениям на воспроизводство минерально-сырьевой базы - 17,47 руб., пени по налогу на имущество (в части сумм, зачисленных по расч. за 2003 г.) - 263 471 руб., штраф по водному налогу - 58 руб., пени по налогу на имущество - 154 336 руб., пени по ЕНВД - 17 руб., пени по платежам за добычу полезных ископаемых - 90 935 руб., штраф по платежам за добычу полезных ископаемых - 2 478 038 руб., штраф по налогу на пользователей автомобильных дорог - 151,60 руб., пени по прочим местным налогам и сборам - 111,37 руб., пени по НДФЛ - 14 руб.,
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам № 1 по Кемеровской области устранить допущенные нарушения законных прав и интересов открытого акционерного общества "СУЭК-Кузбасс" (ОГРН 1074212001368) путем включения такой информации в справку о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам. Заявителю повторно выдать справку формы 39-1 по его запросу.
Взыскать с Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам № 1 по Кемеровской области (650024<...>) в пользу открытого акционерного общества "СУЭК-Кузбасс" (ОГРН 1074212001368; адрес (адрес местонахождения): <...>) 2000 (две тысячи) руб. понесенных судебных расходов по оплате государственной пошлины.
Выдать открытому акционерному обществу "СУЭК-Кузбасс" (ОГРН 1074212001368) справку на возврат из федерального бюджета 2000 (две тысячи) руб. как излишне уплаченных по платежному поручению № 32351 от 19.08.2011.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в месячный срок с момента его принятия, а также в установленном законом порядке двухмесячный срок после вступления решения в законную силу - в арбитражный суд кассационной инстанции.

Судья
А.Л.ПОТАПОВ




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 02.12.2011 по делу № А27-12291/2011
При наличии задолженности по налогам, признанной безнадежной к взысканию, налогоплательщик имеет право на отражение данной информации в справке о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам и штрафам.

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru