Законодательство
Кузбасс

Кемеровская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







АРБИТРАЖНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 24 ноября 2011 г. по делу № А27-9968/2011

Оглашена резолютивная часть решения 21 ноября 2011 года
Решение изготовлено в полном объеме 24 ноября 2011 года
Арбитражный суд Кемеровской области в составе судьи Потапова А.Л. при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи помощником судьи Покосовой Н.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению по заявлению открытого акционерного общества "Кокс" (ОГРН 1024200680877; адрес (место нахождения) <...>)
к инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кемерово
о признании незаконным решения № 28584 от 09.06.2011 г. "Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения"
третье лицо, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Федеральное бюджетное учреждение "Кадастровая палата" по Кемеровской области
при участии:
от ОАО "Кокс": З. - заместитель начальника правового управления по судебной защите (доверенность от 16.03.2009 г., паспорт);
от ИФНС России по г. Кемерово: Д. - государственный налоговый инспектор юридического отдела (доверенность № 04-12/10 от 10.03.2011 г., служебное удостоверение), К. - главный государственный налоговый инспектор отдела налогообложения юридических лиц УФНС России по Кемеровской области (доверенность № 04-12/41 от 24.10.2011, служебное удостоверение), Н. - главный государственный налоговый инспектор юридического отдела (доверенность № 04-24/36 от 19.09.2011 г., служебное удостоверение);
от ФБУ "Кадастровая палат" по Кемеровской области: С. - юрисконсульт (доверенность № 34 от 05.08.2011, паспорт),

установил:

открытое акционерное общество "Кокс" (далее по тексту - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании незаконным решения ИФНС России по г. Кемерово № 28584 от 09.06.2011 "Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения".
Определением суда от 19.09.2011 г. к участию в деле, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное бюджетное учреждение "Кадастровая палат" по Кемеровской области.
Представитель заявителя заявленное требование поддержал, изложил доводы в обоснование и представил письменные дополнения к заявлению.
Представитель налогового органа требования заявителя не признал. Подробно доводы в обоснование заявленных возражений, изложены в письменном отзыве, представленном в материалы дела.
Представитель третьего лица, изложил доводы в обоснование заявленной позиции по делу. Подробно позиция изложены в письменном отзыве, представленном в материалы дела.
Судом установлено, что общество владеет на праве собственности земельным участком с кадастровым номером 42:24:501006:379 площадью 668 022 кв. м, расположенный по адресу: <...>.
Общество за <...> года представило первичную налоговую декларацию по земельному налогу, согласно которой исчислило налог за <...> год в размере 8 406 831 руб., подлежащий уплате в бюджет за соответствующий период. Налог обществом уплачен в бюджет, спора в данной части нет.
11.01.2011 г. общество представило уточненную налоговую декларацию по земельному налогу за <...> год, в соответствии с которой сумма исчисленного налога составила 0 руб.
При подаче уточненной налоговой декларации общество представило в инспекцию заявление о возврате ранее уплаченных сумм налога. Согласно данного заявления уточненные налоговые декларации были поданы в связи с вступлением в силу решения Арбитражного суда Кемеровской области от 02.06.2010 г. по делу А27-4785/2010, согласно которого по заявлению ОАО "Кокс" признаны незаконными действия Росреестра и Управления Росреестра по Кемеровской области по государственной кадастровой оценке земельного участка с кадастровым номером 42:24:0501006:379, определению и внесению кадастровой стоимости указанного земельного участка в размере 2 241 821 710,02 руб. в государственный кадастр недвижимости.
Общество полагает, что признание недостоверной кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0501006:379 и ее исключение из государственного кадастра недвижимости делает невозможным включение стоимости указанного участка в состав налоговой базы по земельному налогу при его исчислении и уплате. Общество в порядке ст. 81 НК РФ представило в ИФНС России по г. Кемерово уточненные налоговые декларации по земельному налогу с определением земельного налога в сумме 0 руб. и, как следствие, образовавшуюся сумму переплаты по земельному налогу просило в порядке ст. 78 НК РФ возвратить обществу.
По результатам камеральной налоговой проверки инспекцией принято решение № 28584 от 09.06.2011 г. "об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения", согласно которого ОАО "Кокс" предложено уплатить сумму земельного налога в размере 8 406 831 руб.
Решение инспекции было обществом обжаловано в УФНС России по Кемеровской области, которое решением № 511 от 26.07.2011 г. жалобу общества оставило без удовлетворения, решение № 28584 от 09.06.2011 г. утвердило.
Обжалуя решение инспекции в суде, общество со ссылкой на вступившее решение Арбитражного суда Кемеровской области по делу А27-4785/2010 от 02.07.2010 г. указывает на незаконность действий Управления Росреестра по Кемеровской области по неверному определению кадастровой стоимости его земельного участка, считает кадастровую стоимость своего земельного участка исключенной из государственного кадастра недвижимости. По мнению заявителя, в связи с отсутствием одного из элементов налогообложения - налоговой базы, исчисление земельного налога невозможно. Применение же нормативной цены земли к данному участку также невозможно, поскольку согласно письма Комитета по управлению государственным имуществом Кемеровской области (от 23.12.2010 исх. № 4-6-12/1654) нормативная цена земель на территории Кемеровской области не установлена и не планируется к установлению. Полученный налоговым органом ответ ФГУ "Земельная кадастровая палата по Кемеровской области" с указанной в нем кадастровой стоимости земельного участка, а также действия данного органа по восстановлению кадастровой стоимости заявитель считает незаконными.
Не соглашаясь с доводами общества, инспекция указывает, что в ходе камеральной налоговой проверки уточненной налоговой декларации был получен ответ от ФГУ "Земельная кадастровая палата по Кемеровской области", согласно которого кадастровая стоимость земельного участка 25.11.2010 г. была исключена из государственного кадастра недвижимости в соответствии с решением Арбитражного суда Кемеровской области № А27-4785/2010 от 02.07.2010 и постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда № 07АП-7653/10 от 22.09.2010. Кадастровая стоимость была восстановлена в государственном кадастре недвижимости 09.02.2011 г. в соответствии с постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области № 520 от 27.11.2008 г. в размере 2 241 823 924,92 руб. и произведен пересчет в соответствии с актуальной площадью земельного участка, на 09.03.2011 г. кадастровая стоимость составляет 2 241 821 710,02 руб.
Согласно позиции инспекции законодательство о налогах и сборах не предусматривает обязанность (полномочия) налогового органа самостоятельно устанавливать либо изменять сведения о кадастровой стоимости земельного участка, полученные от компетентного органа. В рамках камеральной проверки налоговый орган проверил правильность исчисления налогоплательщиком земельного налога на основании данных о кадастровой стоимости земельного участка, полученных от компетентного органа и при выявленных расхождениях доначислил налог.
Суд исходя из предмета заявленных требований не исследует законность действий ФГУ "Земельная кадастровая палата по Кемеровской области" от 09.02.2011 г. по восстановлению в государственном кадастре сведений о кадастровой оценки земельного участка.
В части ссылок общества на вступившее и не отмененное решение Арбитражного суда Кемеровской области по делу № А27-4785/2010 от 02.07.2010, суд отмечает, что Определением № ВАС-4038/2011 от 07.09.2011 г. об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации коллегия судей указала на не соответствие выводов судов правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.07.2011 № 913 и возможность пересмотра судебного акта по новым обстоятельствам в порядке ст. 312 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В рамках предмета заявленного требования суд отмечает, что в силу пункта 1 статьи 65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения налога на недвижимость) и арендная плата.
Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Статья 390 Налогового кодекса Российской Федерации, определяющая налоговую базу по земельному налогу как кадастровую стоимость земельного участка, отсылает к порядку определения кадастровой стоимости в соответствии с земельным законодательством.
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных этим Кодексом и федеральными законами. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса РФ (здесь и далее в действующей в спорный период редакции) для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 названной статьи, - при расчете кадастровой стоимости в процентах от рыночной стоимости земельного участка). Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.11.2008 г. № 520 "О государственной оценке земель населенных пунктов Кемеровской области" утверждены результаты государственной оценки земель населенных пунктов Кемеровской области, применяемые с 01.01.2009 г.
Указанный нормативный акт опубликован в издании "Кузбасс", № 223, 04.12.2008 г., размещен на ресурсах в сети Интернет, доведен до неопределенного круга лиц. Указанное Постановление Коллегии Администрации Кемеровской области не отменено и не признано недействующим.
Решением Кемеровского областного суда в рамках рассмотрения гражданского дела № 3-149/09 по заявлению об оспаривании постановления Коллегии администрации Кемеровской области от 27.11.2008 № 520 оно не признано противоречащим федеральному законодательству и недействующим, в том числе определен порядок публикации и размещения на информационном портале в сети Интернет.
Определением Верховного Суда Российской Федерации от 16.06.2010 № 81-Г10-10 указанное решение Кемеровского суда оставлено без изменения.
Согласно утвержденного данным актом приложения в отношении земельного участка с кадастровым номером 42:24:0501006:0379, площадью 668 022, 66 кв. м установлен удельный показатель кадастровой стоимости - 3 355, 91 руб., кадастровая стоимость земельного участка составила - 2 241 823 924, 92 руб.
Поскольку Постановление Коллегии Администрации Кемеровской области не отменено и не признано недействующим в силу положения части 2 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации, а также п. 2 ст. 66 Земельного кодекса РФ определение земельного налога производится из утвержденной государственной кадастровой оценки земель.
Таким образом, несмотря на вступившее в силу и не пересмотренное решение Арбитражного суда Кемеровской области по делу № А27-4785/2010 от 02.07.2010, у общества и у налогового органа имеются правовые основания для определения налоговой базы по земельному налогу в рассматриваемый период исходя непосредственно из Постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.11.2008 г. № 520 и приложений к нему.
Аналогичная позиция содержится в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 15932/10 от 19.04.2011 г.
В части ссылок общества на решение по делу № А27-4785/2010 от 02.07.2010 года суд считает необходимым отметить, что порядок определения кадастровой стоимости согласно пункта 2 ст. 66 Земельного кодекса РФ содержит исключение со ссылкой на п. 3 указанной статьи, в соответствии с которым в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости. Как указывалось ранее, определение рыночной стоимости обществом не завершено, о чем указано в Определении № ВАС-4038/2011 от 07.09.2011 г. со ссылкой на Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.07.2011 г. № 913. Следовательно, в рассматриваемом случае не имеется условий не применения в порядке п. 2 ст. 66 Земельного кодекса РФ кадастровой стоимости, утвержденной органом исполнительной власти субъекта РФ.
Из материалов дела следует, что в рассматриваемый период площадь земельного участка с кадастровым номером 42:24:0501006:0379 составляла 668 022 кв. м, с учетом исправления органом учета выявленных технических ошибок. При использовании утвержденного удельного показателя кадастровой стоимости и площади земельного участка в рассматриваемый период определяется кадастровая стоимость данного участка, подлежащая использованию при расчете земельного налога. Как следствие доначисленный налоговым органом земельный налог за соответствующий период верно определен исходя из показателя кадастровой стоимости, что не нарушает законные права и интересы общества.
Доводы общества о незаконности доначисления и предложения уплатить сумму земельного налога по рассматриваемому решению при отсутствии доказательств двойного взыскания налога по рассматриваемому периоду подлежат отклонению судом.
Как следствие заявленные требования общества удовлетворению судом не подлежат.
Иные доводы сторон также были судом исследованы и оценены в порядке ст. ст. 168, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и не имеют правового значения применительно к предмету спора с учетом вышеизложенных выводов суда.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины в порядке ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом относятся на заявителя.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 101, 110, 167 - 170, 180, 181, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в месячный срок с момента его принятия, а также в установленном законом порядке двухмесячный срок после вступления решения в законную силу - в арбитражный суд кассационной инстанции.

Судья
А.Л.ПОТАПОВ




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 24.11.2011 по делу № А27-9968/2011
В исковом требовании о возврате ранее уплаченного земельного налога отказано, поскольку документ, утвердивший кадастровую стоимость земельных участков не отменен и у налоговой инспекции имеются правовые основания определения налоговой базы по земельному налогу, а определение рыночной стоимости истцом не завершено.

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru