Законодательство
Кузбасс

Кемеровская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







КЕМЕРОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

РЕШЕНИЕ
от 3 мая 2011 г. по делу № 3-43/11

Именем Российской Федерации Кемеровский областной суд в составе
председательствующего Краевой Л.В.
при секретаре П.Е.
с участием прокурора Бесхлебной Г.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кемерово 03 мая 2011 года дело по заявлению Б.С. о признании недействующим Постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 27 ноября 2008 года № 520 "О государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Кемеровской области" в части утверждения результатов кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0401006:46, расположенного по адресу: <...>

установил:

27 ноября 2008 года Коллегией Администрации Кемеровской области принято Постановление от № 520 "О государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Кемеровской области". В Приложении № 1 в строке 3942 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 42:24:0401006:46 утверждена в сумме <...> руб.
Б.С. обратился в суд с заявлением о признании недействующим Постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 27 ноября 2008 года № 520 "О государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Кемеровской области" в части утверждения результатов кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0401006:46, расположенного по адресу: <...>, в обоснование своих требований сослался на то, что он является собственником указанного земельного участка размером 4 600, 13 кв. м. 9 вида разрешенного использования: земли земельных участков, предназначенных для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок. Оспариваемым нормативным правовым актом утверждена кадастровая стоимость принадлежащего ему участка в размере 24 649 658,60 руб., что, по мнению заявителя, является завышенным. Кадастровая стоимость участка определена по недостоверным результатам оценки земель, без учета анализа рыночных цен. В подтверждение своих доводов сослался на заключение независимого оценщика ООО "Финансы Бизнес Консалтинг" от 31.08.2010 года № ЗУ-03/08, согласно которого рыночная стоимость земельного участка на 01.01.2009 года составляет <...> рублей, что в 12,6 раз меньше утвержденной постановлением № 520 кадастровой стоимости земельного участка.
Указывает, что кадастровая стоимость земельного участка, проведенная ФГУП "ФКЦ "Земля", была определена в нарушение требований действующего земельного законодательства, поскольку кадастровая стоимость должна быть максимально приближена к его рыночной стоимости, и не должна ее превышать; ссылается на положения ст. 65, ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации.
Неправильное определение кадастровой стоимости земельного участка влечет необоснованное повышение налога на землю, который исчисляется исходя из кадастровой стоимости земельного участка
Также указывает, что при принятии оспариваемого постановления был нарушен порядок опубликования, поскольку данный нормативный правовой акт не был опубликован в установленном законом порядке.
В судебном заседании представитель заявителя Б.С. М.Г., действующая на оснований доверенности, заявление поддержала.
Заявитель Б.С. в судебное заседание не явился, о рассмотрении заявления в судебном заседании на 03 мая 2010 года извещен надлежащим образом, письменно просил рассмотреть дело в его отсутствие. В соответствии с ч. 2 ст. 252 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие заявителя.
Представители Коллегии Администрации Кемеровской области и Губернатора Кемеровский области С.О., и В.О., действующие на основании доверенностей, просили суд в удовлетворении заявления отказать, указывая на то, что оспариваемый нормативный правовой акт принят правомочным органом Коллегией Администрации Кемеровской области и утвержден Губернатором Кемеровской области, без нарушения требований Федерального законодательства, с соблюдением порядка опубликования.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора прокуратуры Кемеровской области Бесхлебной Г.Н. полагавшей отказать в удовлетворении требования заявителя, суд не находит оснований для удовлетворения требований заявителя по следующим основаниям.
В соответствии с п.п. 2 п. 1 ст. 26 ГПК РФ областной суд рассматривает в качестве суда первой инстанции гражданские дела об оспаривании нормативных правовых актов государственной власти субъектов Российской Федерации, затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан и организаций.
В соответствии с п. 1 ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
На основании п. 1 ст. 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Пунктами "в" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что вопросы владения, пользования и распоряжения землей и земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актам, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Ознакомившись с текстом оспариваемого постановления, суд приходит к выводу, что оно принято в пределах полномочий Коллегии Администрации Кемеровской области, с соблюдением порядка принятия и введения в действие.
Согласно ст. 9 Устава Кемеровской области высшим исполнительным органом государственной власти Кемеровской области является Коллегия Администрации Кемеровской области.
На основании п. 3 ст. 9 Закона Кемеровской области "О Коллегии Кемеровской области" Коллегия Администрации Кемеровской области наделена полномочиями издания постановлений, распоряжений и обеспечения их исполнения.
Согласно ст. 46 Устава Кемеровской области Губернатор Кемеровской области обнародует законы Кемеровской области путем их подписания.
Суд не согласен с доводами заявителя о нарушении порядка официального порядка опубликования оспариваемого нормативного правового акта.
В соответствии с п. 1 и 2 постановления № 218 Коллегии Администрации Кемеровской области "Об официальном опубликовании актов Губернатора Кемеровской области, актов Коллегии Администрации Кемеровской области и актов исполнительной власти Кемеровской области" постановления Коллегии Администрации Кемеровской области подлежат обязательному официальному опубликованию. Официальным источником опубликования являются областная массовая газета "Кузбасс" и сборник "Информационный бюллетень Коллегии Администрации Кемеровской области", сайт "Электронный бюллетень Коллегии Администрации Кемеровской области".
Пунктом 14 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по результатам проведения государственной кадастровой оценки кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом уполномоченном правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, не позднее 1 марта этого года.
В соответствии с п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 07.02.2008 г. № 52 "О порядке доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведения налогоплательщиков" сведения о кадастровой стоимости земельных участков для целей налогообложения размещаются на официальном сайте Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в сети Интернет.
Судом установлено, что постановление Коллегии Администрации Кемеровской области № 520 от 27.11.2008 года "О государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Кемеровской области"" опубликовано в газете "Кузбасс" от 4.12.2008 г. № 223 без приложения (л.д. 221). Пунктами 4 и 5 постановления предписано уполномоченным лицам разместить настоящее постановление на информационном Интернет-портале органов государственной власти Кемеровской области: http:Wwww.kemobl.ru, а также рекомендовано разместить сведения о кадастровой стоимости земельных участков в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.02.2008 г. № 52 "О порядке доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведения налогоплательщиков" на официальном сайте Управления Роснедвижимости по Кемеровской области в сети Интернет: http:Wwww.r42.kadastr.ru.
18 декабря 2008 г. постановление от 27 ноября 2008 года № 520 в полном объеме размещено на информационном Интернет-портале органов государственной власти Кемеровской области и на официальном сайте Управления Роснедвижимости по Кемеровской области в сети Интернет по указанным адресам, что подтверждается сообщением Управления компьютерных технологий (л.д. 218 - 219).
На день рассмотрения настоящего дела текст постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 27 ноября 2008 года № 520 "О государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Кемеровской области" вместе с приложением в полном объеме был опубликован "Электронном бюллетене Коллегии Администрации Кемеровской области" 13 августа 2009 года, что подтверждено выпиской из электронного бюллетеня Коллегии Администрации Кемеровской области (л.д. 220).
При таких данных суд приходит к выводу, что порядок опубликования оспариваемого постановления не может быть признан нарушенным, поскольку при его обнародовании был соблюден порядок опубликования, предусмотренный законодательством. Лицам, чьи права и свободы указанное постановление затрагивает, была обеспечена возможность ознакомиться с его содержанием в полном объеме. Данный вывод соответствует разъяснениям Верховного Суда Российской Федерации, изложенным в п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 г. № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части".
В соответствии со ст. 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Согласно п. 2 ст. 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 г. № 316 (с последующими изменениями) утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, в соответствии с которыми государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования (п. 4). Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости (п. 5). Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (п. 10). Методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти (п. 11).
Приказом Минэкономразвития РФ от 15 февраля 2007 г. № 39 утверждены Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов (далее - Методические указания), а приказом от 28 июня 2007 г. № 215 - Административный регламент исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель".
Согласно п. 4 Административного регламента исполнение государственной функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель включает следующие административные процедуры:
подготовка документов, регламентирующих проведение государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации;
формирование перечня подлежащих государственной кадастровой оценке земельных участков в субъекте Российской Федерации;
выбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации;
контроль за ходом выполнения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации;
проверка результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации и представление результатов государственной кадастровой оценки земель органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации на утверждение;
утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Пунктами 9.4, 9.8, 9.9 Административного регламента определено, что после получения от Управления Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации отчета Роснедвижимость производит его проверку на соответствие методическим указаниям и принимает решение, которое оформляется актом проверки. В случае принятия решения о соответствии отчета методическим указаниям Роснедвижимость в срок не более трех рабочих дней с даты составления акта проверки направляет согласованные сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель) в Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации вместе с актом проверки. После получения указанных сведений и акта проверки Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации представляет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации) на утверждение в виде проекта акта названного органа исполнительной власти. Руководитель Управления Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации обеспечивает соответствие предоставленных на утверждение органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации результатов государственной кадастровой оценки земель результатам государственной кадастровой оценки земель, согласованным с Роснедвижимостью. После чего происходит утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Из приведенных положений действующего законодательства следует, что Роснедвижимость является единственным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти компетентным осуществлять проверку правильности проведения работ по государственной кадастровой оценке земель, в том числе и соблюдения исполнителем работ по определению кадастровой стоимости земель Методических указаний. Процедура государственной кадастровой оценки земель предполагает, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации утверждает те результаты государственной кадастровой оценки земель, в отношении которых Роснедвижимостью была проведена соответствующая проверка и принято решение о соответствии проведенных работ Методическим указаниям.
Оспариваемый нормативно-правовой акт принят правомочным органом.
Согласно ст. 9 Устава Кемеровской области высшим исполнительным органом государственной власти Кемеровской области является Коллегия Администрации Кемеровской области.
На основании п. 3 ст. 9 Закона Кемеровской области "О Коллегии Кемеровской области" Коллегия Администрации Кемеровской области наделена полномочиями издания постановлений, распоряжений и обеспечения их исполнения.
В соответствии со ст. 46 Устава Кемеровской области Губернатор Кемеровской области обнародует законы Кемеровской области путем их подписания.
Распоряжением Коллегии Администрации Кемеровской области от 04.06.2007 года № 627-Р "О государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Кемеровской области в 2007 году" во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации "О государственной кадастровой оценке земель" было принято решение о кадастровой оценке земель населенных пунктов в Кемеровской области, была создана областная комиссия по рассмотрению хода выполнения работ и результатов государственной кадастровой оценке земель (л.д. 177 - 179).
Между Управлением Роснедвижимости по Кемеровской области ФГУП "Федеральный кадастровый центр "Земля" был заключен государственный контракт (л.д. 236 - 242) и выдано техническое задание на выполнение работ (л.д. 243 - 251).
По результатам проведенных работ ФКЦ "Земля" был составлен отчет (л.д. 265 - 280), который был представлен в Роснедвижимость и прошел проверку на соответствие Методическим указаниям.
Актом Роснедвижимости от 24 ноября 2008 года отчет по определению кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области был признан соответствующим Методическим указаниям. Замечания отсутствуют (л.д. 259 - 260).
Результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов утверждены в принятом и опубликованном Постановлении правительства Кемеровской области от 28 ноября 2008 г. № 520 (л.д. 203).
Заявитель является собственником земельного участка, находящегося по адресу: <...>, что подтверждается свидетельством о праве собственности (л.д. 11). По результатам кадастровой оценки земель населенных пунктов Кемеровской области земельный участок с кадастровым номером 42:24:0401006:46 имеет 9 вид разрешенного использования: земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок. Оспариваемым нормативным правовым актом утверждена кадастровая стоимость принадлежащего заявителю участка в размере <...> руб. (л.д. 13, 207).
В подтверждение правильности расчетов кадастровой стоимости земельных участков суду был представлен Отчет определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области на бумажном носителе (л.д. 265 - 280) и приложения к отчету (л.д. 296 - 316), отчет об оценке о рыночной стоимости земельных участков, предназначенных для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок, выполненный ООО "Группа комплексных решений" (л.д. 281 - 295).
Источники рыночной информации имеются в Приложении 7 Таблица 6 "Источники рыночной информации" (л.д. 302).
Информация является достаточной, т.к. ее основе была построена статистически значимая экспоненциальная модель расчета кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов (л.д. 311).
Рыночная информация, используемая при построении статистической модели, приводится по форме (Таблица 7 "Рыночная информация" Приложение 7 к Отчету л.д. 314).
Таким образом, доводы заявителя о том, что кадастровая оценка земель была проведена без учета рыночных цен, не нашла своего подтверждения в судебном заседании.
Суд не может принять во внимание рыночную стоимость земельного участка, содержащуюся заключении независимого оценщика ООО "Финансы Бизнес Консалтинг" от 31.08.2010 года № ЗУ-03/08, согласно которого рыночная стоимость земельного участка на 01.01.2009 года составляет <...> рублей, поскольку рыночная стоимость была определена на 01.01.2009 года, а не была определена на дату проведения кадастровой оценки в 2007 г.
Действующим законодательством не предусмотрена возможность утверждения органом исполнительной власти субъекта РФ каких-либо отчетов о рыночной оценке земель и возможность внесения таких сведений в Государственный кадастр недвижимости.
Доводы заявителя со ссылкой на положения п. 3 ст. 66 ЗК РФ в редакции Федерального закона от 22.07.2010 года № 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" о том, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости, не могут служить основанием к удовлетворению заявления.
Согласно ст. 5 Федерального закона от 22.07.2010 года № 167-ФЗ положения настоящего Федерального закона не применяются к государственной кадастровой оценке земель, договоры на проведение которой были заключены до истечения шестидесяти дней после дня официального опубликования настоящего Федерального закона и работы по проведению которой не завершились в указанный в настоящей части срок. Договор на проведение кадастровой оценки земель был заключен до принятия указанной нормы.
Суд приходит к выводу, что о государственная кадастровая оценка земель населенных пунктов Кемеровской области произведена в соответствии с требованиями федерального законодательства, регулирующего правоотношения в области государственной кадастровой оценки земель, в частности, с соблюдением административных процедур на основании положений Административного регламента исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 28 июня 2007 г. № 215, Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 8 апреля 2000 года № 316, Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных Приказом Минэкономразвития РФ от 15 февраля 2007 г. № 39.
Суд не установлены основания для признания оспариваемого акта противоречащим закону и недействующим, поскольку требования заявителя сводятся по своей сущности к оспариванию правильности расчетов кадастровой оценки земельного участка, принадлежащего заявителю.
Руководствуясь ст. 194 - 197 ГПК РФ, суд

решил:

Отказать Б.С. в удовлетворении заявления о признании недействующим постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 27 ноября 2008 года № 520 "О государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Кемеровской области" в части утверждения результатов кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0401006:46, расположенного по адресу: <...>.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Кемеровский областной суд в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме 6 мая 2011 года.

Судья
Кемеровского областного суда
Л.В.КРАЕВА




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Кемеровского областного суда от 03.05.2011 № 3-43/11
<О признании недействующим постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 27 ноября 2008 года № 520 "О государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Кемеровской области" в части утверждения результатов кадастровой стоимости земельного участка>

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru