Законодательство
Кузбасс

Кемеровская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







КЕМЕРОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

РЕШЕНИЕ
от 27 января 2011 г. по делу № 3-5/11

Именем Российской Федерации Кемеровский областной суд в составе
судьи Кемеровского областного суда Краевой Л.В.
при секретаре Г.
с участием прокурора Бесхлебной Г.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кемерово 27 января 2011 г. гражданское дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Спектр" о признании недействующим в части Закон Кемеровской области от 04 мая 2010 года № 43-ОЗ "О порядке определения прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа, алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции",

установил:

28 апреля 2010 года Советом народных депутатов Кемеровской области был принят Закон Кемеровской области № 43-ОЗ "О порядке определения прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции".
Указанный был подписан Губернатором Кемеровской области 4 мая 2010 года и опубликован в "Законодательном вестнике Совета народных депутатов Кемеровской области" № 97, 11.05.2010 г., в областной газете "Кузбасс" 07 мая 2010 г.
Названный Закон устанавливает порядок определения органами местного самоуправления прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов.
Согласно п. п. 1 п. 1 статьи 1 Закона Кемеровской области № 43-ОЗ "О порядке определения прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции":
Представительный орган муниципального образования (городского округа, городского поселения, сельского поселения) муниципальным правовым актом об определении прилегающих территорий:
определяет территории, прилегающие к местам массового скопления граждан и местам нахождения источников повышенной опасности (в том числе к вокзалам, аэропортам, объектам военного назначения, оптовым продовольственным рынкам, автозаправочным станциям, предприятиям, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих, детским и образовательным учреждениям, культовым, медицинским, физкультурно-оздоровительным и спортивным организациям, а также к относящимся к ним обособленным территориям, объектам и сооружениям), на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции (далее - прилегающие территории), путем установления расстояния в метрах от границ земельных участков, на которых в соответствии с кадастровым паспортом расположены указанные места массового скопления граждан и места нахождения источников повышенной опасности, (в ред. Закона Кемеровской области от 29.09.2010 № 100-ОЗ).
Заявители ООО "Спектр" и ООО "Лоза" обратились в Кемеровский областной суд с заявлением о признании недействующим Закон Кемеровской области от 04 мая 2010 года № 43-ОЗ "О порядке определения прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции" в части слов подпункта 1 пункта 1 статьи 1 "детским и образовательным учреждениям, медицинским, физкультурно-оздоровительным и спортивным организациям, а также к относящимся к ним территориям, объектам и сооружениям".
По мнению заявителей, Совет народных депутатов Кемеровской области, превысил свои полномочия, установив запрет на розничную продажу алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции на территориях, прилегающих к детским и образовательным учреждениям, медицинским, физкультурно-оздоровительным и спортивным организациям, тем самым для заявителей создаются препятствия для осуществления предпринимательской деятельности по розничной продаже алкогольной продукции, чем нарушается принцип единого экономического пространства РФ. Оспариваемая норма противоречит п. 3 ст. 16 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ (ред. от 05.04.2010) "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции". Указанная норма содержит исчерпывающий перечень объектов в местах массового скопления граждан и мест нахождения источников повышенной опасности, в которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции местах массового скопления граждан и местах нахождения источников повышенной опасности (в том числе на вокзалах, в аэропортах, на станциях метрополитена, оптовых продовольственных рынках, объектах военного назначения) и на прилегающих к ним территориях, а также в ларьках, киосках, палатках, контейнерах, с рук, лотков, автомашин, в других, не приспособленных для продажи данной продукции местах.
ООО "Спектр" имеет лицензию Департамента потребительского рынка и предпринимательства Кемеровской области на розничную продажу алкогольной продукции.
Департамент потребительского рынка и предпринимательства Кемеровской области обратился в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о об аннулировании лицензии на розничную продажу, алкогольной продукции ООО "Спектр" за продажу алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции на прилегающих территориях медицинских, физкультурно-оздоровительных и спортивных организаций.
ООО "Лоза" отказалось от заявления и судом принят этот отказ.
В судебном заседании представители Общества с ограниченной ответственностью "Спектр" С. и К. заявление поддержали.
Представитель Совета Народных Депутатов Кемеровской области П., действующая на основании доверенности, требования не признала, ссылаясь на то, что закон принят полномочным органом - Советом Народных Депутатов Кемеровской области в пределах своей компетенции и не противоречит ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции".
Представитель Губернатора Кемеровской области в судебное заседание не явился, о рассмотрении заявления извещен надлежащим образом.
В соответствии с положениями ч. 2 ст. 252 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствии Представителя Губернатора Кемеровской области.
Выслушав представителей ООО "Спектр", заинтересованное лицо, проверив материалы дела, заслушав заключение прокурора Кемеровской области Бесхлебной Г.Н., полагавшей отказать в удовлетворении заявления, суд считает, что заявление удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
В соответствии с п. п. 2 п. 1 ст. 26 ГПК РФ областной суд рассматривает в качестве суда первой инстанции гражданские дела об оспаривании нормативных правовых актов государственной власти субъектов Российской Федерации, затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан и организаций.
В соответствии с п. 1 ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
На основании п. 1 и 2 ст. 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона № 171-ФЗ от 22.11.1995 (в ред. 05.04.2010 № 41-ФЗ) "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" законодательство о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции состоит из настоящего Федерального закона, иных федеральных законов и нормативных правовых актов Российской Федерации, а также принимаемых в соответствии с ними законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Из преамбулы Федерального закона № 171-ФЗ от 22.11.1995 следует, что он направлен на защиту экономических интересов Российской Федерации, обеспечение нужд потребителей в указанной продукции, на повышение ее качества и проведение контроля за соблюдением законодательства, норм и в регулируемой области, предусматривает особый порядок розничной продажи алкогольной продукции.
В силу п. 3 ст. 16 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" не допускается розничная продажа алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции в местах массового скопления граждан и местах нахождения источников повышенной опасности (в том числе на вокзалах, в аэропортах, на станциях метрополитена, оптовых продовольственных рынках, объектах военного назначения) и на прилегающих к ним территориях, а также в ларьках, киосках, палатках, контейнерах, с рук, лотков, автомашин, в других неприспособленных для продажи данной продукции местах.
Прилегающие территории определяются органами местного самоуправления в порядке, установленном субъектами Российской Федерации.
В соответствии со ст. 26.3.1 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ в совокупности с положениями ст. 3, 5, 6 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе принимать участие в осуществлении полномочий по государственному регулированию оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Анализируя оспариваемую норму в сравнении с приведенными выше положениями федерального законодательства, суд приходит к выводу, что перечень мест массового скопления граждан и мест нахождения источников повышенной опасности, установленный ст. 16 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", не является исчерпывающим.
Советом народных депутатов Кемеровской области с учетом местных условий и иных объективных критериев обоснованно отнесло к местам массового скопления граждан, в том числе, детские и образовательные учреждения, медицинские, физкультурно-оздоровительные и спортивные организации, а также к относящимся к ним территории, объекты и сооружения и установило порядок определения прилегающих к ним территорий, в пределах которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции.
Определение мест массового скопления граждан в оспариваемой части не влечет за собой установление ограничений, которые могут вводиться только федеральным законодательством, поскольку перечень таких мест, установленный федеральным законодательством, не является исчерпывающим.
Доводы заявителя о том, что правомочия субъектов Российской Федерации по установлении дополнительных ограничений розничной продажи алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции касаются исключительно ограничения времени розничной продажи не могут служить основанием к удовлетворению заявления. Указные положения содержатся в п. 3.1 ст. 16 Федерального закона № 171-ФЗ, где указано, что субъекты Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные ограничения времени розничной продажи алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции, т.к. заявителем заявлены требования о перечне объектов, на прилегающей к которым территориям не допускается розничная продажа алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции.
Оспариваемый закон является нормативным правовым актом, издан в установленном порядке органом государственной власти, в нем содержатся правовые нормы, рассчитанные на неопределенный круг лиц, на неоднократное применение, обязательных для неопределенного круга лиц, направленных на урегулированное общественных отношений.
Оспариваемый закон принят правомочным органом, с соблюдением процедуры принятия и правил введения в действие оспариваемого акта.
Согласно ст. 9 Устава Кемеровской области, принятого Законодательным Собранием Кемеровской области 09 апреля 1997 года в редакции от 25.04.2008 № 25-ОЗ и от 06.02.2009 № 13-ОЗ в систему органов государственной власти Кемеровской области входит законодательный (представительный) орган государственной власти - Совет народных депутатов Кемеровской области.
Согласно ст. 38 и 39 Устава Кемеровской области Совет Народных Депутатов Кемеровской области является постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти Кемеровской области и осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения Кемеровской области и совместного веления Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации.
На основании п. 3 ст. 42 Устава Кемеровской области полномочия Совета Народных Депутатов Кемеровской области реализуются путем принятия законов и постановлений.
Согласно положений п. 1, 2 и 5 ст. 43 Устава Кемеровской области Законы Кемеровской области, принятые Советом Народных Депутатов Кемеровской области в течение 14 календарных дней направляются для обнародования Губернатору Кемеровской области.
Губернатор Кемеровской области в течение 14 календарных дней с момента поступления закона обязан его обнародовать, удостоверив обнародование путем его подписания, либо отклонения закона.
Согласно ч. 6 ст. 58 постановления СНД КО от 17.09.1999 г. (ред. 26.11.2008) "О проекте регламента Совета Народных Депутатов Кемеровской области" постановления, принятые СНД КО в порядке, установленном законами Кемеровской области и настоящим Регламентом, вступают в силу со дня их принятия, если иной срок не устанавливается в самом постановлении.
В соответствии со ст. 41 Закона Кемеровской области от 19 января 2004 года № 1-ОЗ "О Совете Народных Депутатов Кемеровской области" официальным печатным изданием Совета народных депутатов Кемеровской области является "Законодательный вестник Совета народных депутатов Кемеровской области", кроме того, акты, принятые Советом Народных Депутатов Кемеровской области, могут быть официально опубликованы в иных изданиях (средствах массовой информации) в случаях, предусмотренных законами Кемеровской области. Оспариваемый закон опубликован в Законодательном вестнике Совета Народных Депутатов Кемеровской области № 97 от 11 мая 2010 года (л.д. 144) и в областной газете "Кузбасс" л.д. 162).
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199, 253 ГПК РФ, суд

решил:

Отказать Обществу с ограниченной ответственностью "Спектр" в удовлетворении заявления о признании недействующим в части слов "детским и образовательным учреждениям, медицинским, физкультурно-оздоровительным и спортивным организациям, а также к относящимся к ним территориям, объектам и сооружениям" подпункта 1 пункта 1 статьи 1 Закона Кемеровской области от 04 мая 2010 года № 43-ОЗ "О порядке определения прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции".
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Кемеровский областной суд в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме 01 февраля 2011 г.

Судья
Кемеровского областного суда
Л.В.КРАЕВА




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Кемеровского областного суда от 27.01.2011 № 3-5/11
<О признании недействующим в части Закона Кемеровской области от 04.05.2010 № 43-ОЗ "О порядке определения прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа, алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции">

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru